Файл: Спецификация теста по предмету Информатика для Оценки знаний педагогов (Для использования с 2023 года) 1.docx
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Спецификация теста по предмету «Информатика»
для Оценки знаний педагогов
(Для использования с 2023 года)
1. Цель: Разработка тестовых заданий для Оценки знаний педагогов в ходе аттестации педагогов, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования.
2. Задача: Определить соответствие уровня знаний педагогов квалификационным требованиям.
3. Содержание: Включены учебные материалы по предмету «Информатика» в соответствии с учебной программой.
№ | Тема | № | Подтема | Цели обучения | |
01 | Представление и измерение информации. Информационные процессы | 01 | Информация вокруг нас. Передача информации. Двоичное представление информации | Перечисление и представление информации в разных формах. Приводение примеров каналов связи, источников и приемников информации; понимание о представлении информации в компьютере в двоичном виде | |
02 | Системы счисления. Измерение информации. Шифрование информации | перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Применение алфавитного подхода при определении количества информации; шифровать и дешифровать текстовую информацию | | ||
02 | Компьютерные системы | 03 | Понятие эргономики. История развития вычислительной техники. Как работает компьютер. Процессор и его характеристики | Формулировка и решение задачи эргономики (для максимального комфорта и эффективности); знание истории и перспектив развития вычислительной техники; понимание взаимодействия основных устройств компьютера; знание основных функций операционной системы; понимание функции процессора и его основных характеристик на элементарном уровне | |
03 | Логические операции | 04 | Логические операции. Таблица истинности | Применение логических операций (дизъюнкция, конъюнкция, инверсия). построение таблиц истинности для заданного логического выражения; преобразование логические выражения в логические схемы и наоборот | |
04 | Компьютерные сети и безопасность | 05 | Беспроводные сети. Компьютерные сети и их классификация | понимание преимущества беспроводной связи; знание классификации компьютерных сетей; определение пропускной способности сети; понимание назначения и представления IP-адреса; описание назначения компонентов сети (узлы, маршрутизаторы, коммутаторы); понимание функций системы доменных имён (DNS (ди эн эс)) и цели применения частной виртуальной сети | |
06 | Информационная безопасность. Электронная цифровая подпись. Антивирусная безопасность | рассуждение о незаконности копирования чужой работы; умение устанавливать пароль на документы; соблюдение правил обеспечения безопасности пользователя в сети (мошенничество и агрессия в интернете); защита компьютера от вредоносных программ; Электронной цифровой подписи и сертификата; описывать алгоритм использования электронной цифровой подписи, описывать назначение. Защита компьютера от вредоносных программ | | ||
05 | Компьютерная графика | 07 | Виды компьютерной графики | оценка преимуществ и недостатков растровой и векторной графики | |
06 | Моделирование объектов и событий | 08 | Трехмерные модели. Объекты, встроенные в редактор | создание 3D модели объектов и событий | |
07 | Решение задач с помощью электронных таблиц | 09 | Форматирование элементов электронных таблиц. Форматы данных. Условное форматирование. Моделирование процессов в электронных таблицах. Функции | форматирование элементов электронной таблицы; классификация типов данных; использование условного форматирования в электронной таблице; создание диаграмм в электронной таблице; использование функций для решения задач с применением электронных таблиц | |
08 | Обработка информации в электронных таблицах | 10 | Статистические данные. Встроенные функции | использование абсолютной и относительной ссылки, использование различных форматов данных для решения задач в электронных таблицах; использование встроенных функции для решения задач с применением электронных таблиц | |
09 | Работа с базами данных | 11 | Базы данных. Реляционная база данных. Реляционная база данных. Разработка базы данных. SQL Создание базы данных в электронных таблицах. Сортировка и фильтрация данных. Bigdata - большие данные | знание терминов «базы данных, запись, поле» и понятия «реляционная база данных», умение создавать базу данных в электронной таблице; понимание понятия «реляционная база данных», формулировать определения терминов: поле, запись, индекс; определять первичный ключ в базе данных. Определять типы данных в базе данных, создавать однотабличную базу данных (SQL), создавать многотабличную базу данных (SQL); осуществление поиска, сортировки и фильтрации данных | |
оценивание положительных и отрицательных сторон использования Bigdata | | ||||
10 | Интегрированная среда разработки программ | 12 | Языки программирования | различие понятий «система программирования» и «языки программирования» | |
13 | Программирование линейных алгоритмов и алгоритмов ветвления. Программирование вложенных условий | умение записывать алгоритм на языке программирования, применять линейные и разветвляющиеся алгоритмы в интегрированной среде разработки программ (С++, Python) | | ||
14 | Цикл с параметром. Цикл с предусловием | использование операторов выбора и циклов в интегрированной среде разработки программ | | ||
15 | Массивы и списки Сортировка | составление программ в интегрированной среде разработки с использованием одномерных массивов; реализация алгоритмов сортировки для решения практических задач; создание программ на языке программирования Python с использованием двумерных массивов | | ||
11 | Теория дизайна | 16 | Дизайн в нашей жизни. Разработка дизайна сайта | понимание понятия «дизайн», «применимость»; классифицировать визуальный дизайн по видам. Разрабатка дизайн-макета сайта средствами графического редактора с учетом особенностей веб-эргономики | |
12 | Веб-проектирование | 17 | HTML (Hyper Text Markup Language) – язык гипертекстовой разметки; CSS (Cascading Style Sheets) – каскадные таблицы стилей | использование HTML-тегов при разработке web-страниц; использование CSS при разработке web-страниц | |
13 | Работа с документом. Видеоконтент | 18 | Сноски. Гиперссылки. Программы работы с видео, правила видеомонтирования | организация ссылок (гиперссылки, оглавления, названия, сноски), сопровождение информаций ссылками на автора; соблюдение основных принципов видеосъемки и видеомонтажа; монтирование видеоклипов по собственному сценарию, вставляя звуки, изображения, добавляя эффекты, переходы и текст | |
14 | Разработка приложений | 19 | Мобильные приложения. IT Startup. | создание дружественного интерфейса мобильного приложения в конструкторе, разрабатка мобильных приложений, используя блоки кода с условиями и циклами, объяснять, как устанавливать разработанное мобильное приложение; описывать понятие Startup (стартап); описывать принципы работы Crowdfunding платформ; описывать пути продвижения и реализации продукта | |
15 | Искусственный интеллект | 20 | Искусственный интеллект, нейронная сеть, машинное обучение. Виртуальная и дополненная реальность. Технология Blockchain | понимание принципов машинного обучения, нейронных сетей (нейронов и синапсов); описание сфер применения искусственного интеллекта в промышленности, образовании, игровой индустрии, обществе; понимание назначения виртуальной и дополненной реальностей, рассуждение о влиянии виртуальной и дополненной реальностей на психическое и физическое здоровье человека; понимание назначения и принципов работы технологий Blockchain(блокчейн) | |
Контекстные задания (текст, таблица, графика, статистические данные, картина и т.д.). |
-
Характеристика содержания задания:
Представление и измерение информации. Информация. Представление информации в разных формах. Программное обеспечение. Создание и редактирование растровых изображений. Единицы измерения информации, перевод из одних единиц измерения информации в другие. Виды памяти компьютера (оперативное запоминающее устройство, постоянное запоминающее устройство, внешняя память, кеш-память). Сравнение размеров файлов разных форматов, хранящих одинаковую информацию. Сжатие информации, программы-архиваторы. Создание и распаковка архивов.
Компьютерные системы. История развития вычислительной техники. Взаимодействие основных устройств компьютера. Основные функции операционной системы. Функции процессора и его основные характеристики.
Логические операции. Логические операции (дизъюнкция, конъюнкция, инверсия). Таблицы истинности. Целевое назначение основных логических элементов: конъюнктор, дизъюнктор, инвертор. Перенос логических выражений на логическую схему и наоборот.
Компьютерные сети и безопасность. Назначение, классификация компьютерных сетей (по масштабу, по топологии, по принадлежности). Технические характеристики компьютера и сетей. Пропускная способность компьютерной сети. IP-адрес. Беспроводные сети. Организация компьютерных сетей: компоненты сети (узлы, маршрутизаторы, коммутаторы). DNS (Domain Name System) - система доменных имён; защита информации от вредоносных программ. Меры безопасности данных пользователя - пароли, учетные записи, аутентификация, биометрическая аутентификация. Незаконность копирования чужой работы. Установка паролей на документы.
Компьютерная графика. Виды компьютерных изображений. Сравнение растровых и векторных изображений.
Моделирование объектов и событий. 3D-редакторы; трехмерные модели объектов. Трехмерные модели событий. Создание и редактирование трехмерных объектов и событий.
Решение задач с помощью электронных таблиц. Создание, редактирование и форматирование таблиц в табличном процессоре. Классифицировать типы данных. Использовать условное форматирование в электронной таблице. Создавать диаграммы в электронной таблице. Абсолютные и сравнительные ссылки. Встроенная функция.
Обработка информации в электронных таблицах. Форматы данных в электронных таблицах. Абсолютная и относительная ссылки. Построение графиков функций. Использование встроенных функций: математические (сумма, произведение, степень), статистические (еслиминимальный, максимальный, среднее значение, счет), логические (если).
Работа с базами данных. Создание базы данных в электронной таблице. Поиск, сортировка и фильтрация данных.
Интегрированная среда разработки программ. Классификация программного обеспечения по назначению. Компоненты встроенной среды создания программ. Оператор выбора. Операторы цикла. Выполнение трассировки алгоритма. Одномерный и двумерный массивы. Сортировка. Поиск, перестановка, удаление и вставка элементов по заданным свойствам.
Теория дизайна. Понимание понятия «дизайн», «применимость»; классифицировать визуальный дизайн по видам. Разрабатка дизайн-макета сайта средствами графического редактора с учетом особенностей веб-эргономики.
Веб-проектирование. HTML. Методы разработки сайтов. Использование HTML-тегов при разработке web-страниц.
Работа с документом. Видеоконтент. Организация ссылок (гиперссылки, оглавления, названия, сноски). Сопровождение информации с предоставлением ссылки на автора. Программы работы с видео. Правила видеомонтирования.
Разработка приложений. Создание дружественного интерфейса мобильного приложения в конструкторе, разрабатка мобильных приложений, используя блоки кода с условиями и циклами, объяснять, как устанавливать разработанное мобильное приложение; описывать понятие Startup (стартап); описывать принципы работы Crowdfunding платформ; описывать пути продвижения и реализации продукта
Искусственный интеллект. Современные тенденции в развитии информационных технологий. Принципы машинного обучения, нейронных сетей (нейронов и синапсов). Сферы применения искусственного интеллекта в промышленности, образовании, игровой индустрии, обществе.
5. Трудность тестовых заданий в одном варианте теста. тест состоит из 3-х уровней трудности: базовый уровнень (А) – 26 %, средний уровень (В) – 60 %, высокий уровень (С) – 14 %.
Базовый уровень трудности характеризует воспроизвдение простых знаний и навыков, позволяет провести оценки минимального уровня подготовленности тестируемого, выполнение простых действия с помощью определённых указаний, использование простых аргументов и естественнонаучных понятий.
Средний уровень трудности характеризует правильное воспроизведение основных знаний и навыков, распознавание простых моделей в новых ситуациях, умение анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать данные, использовать аргументы, обобщать информацию и формулировать выводы.
Высокий уровень трудности характеризует воспроизведение более сложных знаний и навыков, распознавание более сложных моделей заданий, интегрирование знаний, умений и навыков, анализ сложной информации или данных, проводить рассуждение, обосновывать и формулировать выводы, направлено на разграничение фактов и их последствий, определение значимости представленных фактов.
6. Форма тестовых заданий: Тестовые задания закрытой формы с выбором одного правильного ответа.
7. Время выполнения тестовых заданий: Продолжительность выполнения одного задания в среднем 2 – 2,5 минуты.
8. Оценка:
При аттестации учитывается суммарный балл тестирования.
Для заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов присуждается 1 балл, в остальных случаях 0 баллов.
9. Рекомендуемая литература:
-
«Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования», утвержденный Министерством Образования и науки Республики Казахстан. -
Информатика. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы / Мұхамбетжанова С. Т., Тен А. С., Ерғали М. – Алматы: Атамұра, 2020. -
Информатика. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Ж.У. Кобдикова, Г.А. Копеева, А.А. Каптагаева, А.Г. Юсупова. – Нур-Султан: «Арман-ПВ», 2020. -
Информатика. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы/Мұхамбетжанова С. Т., Тен А. С., Комова И. В. – Алматы: Атамұра, 2020. -
Информатика. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы /Ж. У. Кобдикова, Г. А. Көпеева, Ә. Ә. Қаптағаева, А. Ғ. Юсупова – Нұр-Сұлтан: Издательство «Арман-ПВ», 2020. -
Информатика. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Р.А. Кадиркулов, Г.К. Нурмуханбетова. – Алматы: «АЛМАТЫКIТАП БАСПАСЫ», 2020. -
Информатика. Учебник для 7 классов общеобразовательных школ/ С. Т. Мұхамбетжанова, А. С.Тен, Д. Н. Исабаева, В. В. Сербин. – Алматы: Атамұра, 2017. -
Информатика. Учебник для 8 классов общеобразовательной школы / Р. А. Қадырқұлов, Г. К. Нұрмұханбетоав – Алматы: «Алматыкітап», 2018. -
Информатика. Учебник для 8 классов общеобразовательной школы / С.Т. Мухамеджанова, А.С. Тен, Н.Т. Маликова – Алматы: «Атамұра», 2018. -
Информатика. Учебник для 9 классов общеобразовательной школы / С.Т. Мухамеджанова, А.С. Тен, Н.Г. Голикова – Алматы: «Атамұра», 2019. -
Информатика. Учебник для 10 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Г. И. Салғараева, Ж. Б. Базаева, А. С. Маханова – Нұр-Сұлтан: «Арман-ПВ», 2019. -
Информатика. Учебник для 10 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Д.Н. Исабаева, Л.Б. Рахимжанова и др. – Алматы: «Атамұра», 2019. -
Информатика. Учебник для 10 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразоват. шк. / Г.И. Салгараева, Ж.Б. Базаева, А.С. Маханова. – Нур-Султан: «Арман-ПВ», 2019. -
Информатика. Учебник для 10 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразоват. шк. / Д.Н. Исабаева, Г.А. Абдулкаримова, Ш.Е. Шекербекова и др. – Алматы: «Атамұра», 2019. -
Информатика. Учебник для 11 кл. обществ.-гуманит. направления общеобразоват. шк. / Г.И. Салгараева, Л.А. Рсалина, А.Б. Есенкул. – Нур-Султан: «Арман-ПВ», 2020. -
Информатика. Учебник для 11 кл. естеств.-математ. направления общеобразоват. шк./ Д.Н. Исабаева, Г.А. Абдулкаримова, М.А. Аубекова. – Алматы: «Атамұра», 2020.