Файл: Немецкие народные традиции как средство поликультурного воспитания школьника во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
целая коллекция вышивок и вязанных изделий, принадлежащих немецкой культуре

Музыка всегда присутствовала в жизни немецкого народа. Обучение пению и играх на музыкальных инструментах учат как дома, так и в молитвенных домах. В каждой общине поют религиозные песни.

Воспитание учащихся на традициях немецкой культуры - одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Активная перестройка учебного процесса на основе ознакомления учащихся с немецкими семейно-бытовыми традициями, с народными песнями, промыслами, ремёслами, праздниками и обрядами проводится во многих школах России.

Если выпускник не знает истоков своей национальной культуры, ему чужда и культура другого народа.

Школьникам приятно чувствовать, что их работа имеет связь с серьёзными традициями, и очень важно привлечь к занятиям такие материалы. Таким образом, зная основные методические особенности работы при изучении народной культуры, хотим остановиться на наиболее известных народных промыслах, с которыми целесообразно познакомить учеников и методике работы с ними.

Структура занятия может быть следующей: организация занятия, обсуждение темы, подготовка к практической работе, практическая работа, подведение итогов, выставка работ.

На начальном этапе занятия учащимся разъясняется задание, а поскольку смысл характер работы на каждом из видов занятий разный, то и вступительные беседы на них имеют свои особенности.

Основной традицией села является проживание двух культур немецкого и русского народа. Вот уже около 30 лет в селе Неудачино реализуется модель поликультурного образования, решаются проблемы возрождения национального самосознания, сохранения национальной гордости и культуры российских немцев.

Поликультурное воспитание – одна из главных задач современного образования, и заметную роль в её решении может сыграть музей. Музей - место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Для воспитания подростков актуальным является практическое прикосновение к истории своего родного края через вещественные, документальные, визуальные источники.

С 1933 до 2011 г. в с. Неудачино Татарского района Новосибирской области проживал Абрам Яковлевич Штеффен, почетный гражданин Татарского района. В 2014 году дом стал музеем.


Сейчас музей является одной из форм поликультурного образования, развивающей творчество и познавательную активность школьников. Его фонд включает подлинные музейные предметы, коллекция которого насчитывает более двух тысяч единиц хранения, творческие работы учащихся, выполненные на уроках и на занятиях дополнительного образования. Среди уникальных экспонатов - настенные часы А.Я. Штеффена, самые первые он изготовил в 1987 году. Часы Тевс, выпущенные в 1765 году . В коллекции музея есть много духовных книг, песенников 1903-1907 годов на немецком языке, а также библии на готическом языке. Где на первых листах немцы- меннониты писали даты рождения, крещения, свадьбы и смерти членов семьи. Сегодня благодаря этому можно составить родословную.

В настоящее время работа музея включает:

- просветительскую деятельность

- научно-исследовательскую деятельность

- поисковую деятельность

- оформительскую деятельность

В системе поликультурного воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. Дом-музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, основ жизненного самоопределения. Развитию интереса к культуре Немцев, воспитанию поликультурной личности способствуют уроки, на которых учащиеся выполняют работы на исторические темы, рисуют сюжеты сказок, приобщаются к произведениям народных мастеров, создавая различные орнаменты, эскизы элементов росписей и т. д. В практике учителей школы музейные уроки по истории, ИЗО, МХК и технологии. Обстановка музея, просмотр мультимедийных презентаций по тематике разделов экспозиции музея делают такие уроки интересными, эмоциональными и запоминающимися. На внеурочных занятиях изготавливают различные поделки на различные немецкие праздники. Практически всегда из этих поделок оформляем выставки. Чтобы настроить детей на предстоящую деятельность ,проводим с ними беседу . Традиционно каждую осень в школе проводится праздник "Осенний бал". Для которого мы делаем поделки из природного материала. Дети очень активно участвуют, собирают материал, выбирают эскиз будущей поделки, с учетом немецких традиций, проявляя при этом удивительную фантазию. Дети с большим удовольствием из листьев, шишек мастерили различных сказочных персонажей. В последствии из этих поделок мы организовали выставку.



Внеурочная работа расширяют кругозор учащихся, оттачивая их мастерство. Необходимым моментом в работе ученического коллектива является проектно-исследовательская деятельность, выставка выполненных изделий, выявление лучших работ. Такая форма позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.Ежегодно реализуется программа «Календарь немецких праздников», которая входит в вариативную часть основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Основной формой организации образовательного процесса в рамках программы является проектная деятельность воспитанников и обучающихся под руководством педагогов с привлечением родителей.

Рождество для немцев – самый любимый и ожидаемый праздник, к какой бы христианской конфессии они не принадлежали. Он уже давно вышел за рамки церковного и стал просто общенародным. И, пожалуй, самое волнующее – это даже не сам день Рождества (по-немецки «Weihnachten») а все те приготовления, которые предшествуют этому празднику. В школе проводится неделя немецкого языка , которая заканчивается рождественским вечером .В этом мероприятии участвует вся школа. Все классы разучивают немецкие рождественские песни. Заранее совместно готовим украшения для рождественского вечера. Рождественский венок делают все классы, он делается из сосновых веток и украшается различными игрушками, бусами и.т.д. С начальными классами совместно делаем снежинки, различные бусы для украшения зала. Тем самым развиваем интерес к немецкому народному творчеству, обычаям праздникам.

Село Неудачино особенно тем, что чистота, порядок, открытость каждого дома , разноцветные ярко покрашенные дома , зелень палисадников отличают наше село от других сел Татарского района. Наше село многонациональное, но несмотря на это, колорит и традиции села сохранились, но происходит взаимовлияние культур разных национальных групп и это обогащает общие традиции села. Традиционная немецкая кухня сохранилась до наших дней.

В селе с 1997 года со школой сотрудничает филиал Российско-Немецкого дома г. Новосибирска. Цель у них одна - сохранить самобытную культуру, традиции села.

Поликультурное воспитание подразумевает развитие у человека способности воспринимать и уважать этническое разнообразие и культурную самобытность различных групп населения.

Заключение

И в заключении необходимо отметить, что в процессе урочной и внеурочной деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Культура и образ жизни немецкого народа является неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия.


Одним из важнейших факторов, определяющих процесс формирования культуры межэтнических отношений, являются сохранность и полноценность существования этнических традиций в окружающем социуме. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций заключается, прежде всего, в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требований с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Подрастающий человек воспитывается только личностью родителей и учителя, и никакие учебники не могут их заменить. Это и есть основополагающий принцип народной педагогики.
Список источников

1.Гаврилова М.В. Российские немцы: вчера, сегодня, завтра. Татарск. 2014г

2.Галкина Е.М. Методический аспект изучения проблемы этнической идентичности (опыт зарубежных исследований) // Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 2018. – Вып. 1.

3.Иванова Н. В поликультурном мире / Н. Иванова, И. Мнацаканян // Высшее образование в России. - 2013. - №1. - с. 41-47.

4.Кондратьева Н.М., Маркарян Ю.В. Geistliche Gesӓnge der Deutscgen Sibiriens (Духовные песни немцев Сибири). – Новосибирск: Новосибирский областной Российско – Немецкий Дом, 2013

5.Кудрявцева, Е. Л. Инновации в сфере поликультурного образования: инструменты и технологии [Электронный ресурс] / Е. Л. Кудрявцева / Федеральный институт развития образования. – Москва, 2016. – Режим доступа : http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2016/01/FIRO2016.pdf. – [Дата обращения 18.03.2016].

6.Нагорский Н. В. Музей как институт социально-культурной деятельности. Н.В. Нагорский // СПб., 2013.
7.Поликультурное воспитание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.list7i.ru/?mod=boards&id=728, свободный. - Загл. с экрана.