Файл: Тема планирование в системе менеджмента планирование.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Планирование


Планирование – это когда руководство фирмы определяет стратегические цели и задачи, принимает стратегические и оперативные решения по ним, определяет способы и сроки достижения запланированного, необходимые материальные, денежные и трудовые резервы и ресурсы, исполнителей и ответственных лиц и другие вопросы.


Планирование - это процесс разработки плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими методами, определяясь со временем и про­странством.

Задачи планирования:


Задача 1

Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений. Все части организации развиваются в едином на­правлении;

Задача 2

Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает кон­кретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных как в организации, так и во внешней среде;

Задача 3

Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;

Задача 4

Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие пла­нов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия пу­тем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт-план»;

Задача 5

Стимулирование трудовой активности работающих. Успешное выпол­нение плановых заданий - объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и ско­ординированной деятельности всех участников;

Задача

Информационное обеспечение работников организации. Планы содер­жат важную для каждого участника информацию о целях, прогнозах, альтерна­тивах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.

план


План – это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы.

Типы планов


Планы-цели

    представляющие собой набор качественных и количествен­ных характеристик будущего желаемого состояния объекта управления.



Планы для повторяющихся действий

    предписывающие их сроки и поря­док осуществления в стандартных ситуациях (например, железнодорожное рас­писание).


Планы для неповторяющихся действий

    составляемые для решения спе­цифических проблем.

Планы по сроку выполнения


долгосрочные (свыше 5 лет) - это планы-цели;
среднесрочные (от года до 5 лет) - выполняемые в виде различных программ;
краткосрочные (до года) - имеющие форму бюджетов, графиков и т.д.

Функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:


Где мы находимся в настоящее время?

    Для этого необходимо обладать полной и достоверной информацией о результатах текущей деятельности орга­низации. Такую информацию можно получить посредством реализации функ­ции контроля. Необходимо оценивать сильные и слабые стороны организации в таких областях как: финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения того, что может реально добиться организация.


Куда мы хотим двигаться?

    При определении направления движения большое значение имеет осуществление прогнозов развития на различные временные периоды. Прогнозирование пред­ставляет собой предвидение на научной основе. Не осуществляя непосредст­венно функций планирования, оно дает необходимый для выполнения этой функции научный анализ факторов, воздействующих на развитие организации.


как мы собираемся сделать это?

    Нужно решить, что конкретно долж­ны делать сотрудники организации, чтобы достичь выполнения организацион­ных целей. При ответе на этот вопрос следует выбрать один из нескольких ва­риантов реализации цели, по возможности наименее затратный как в ресурс­ном, так и временном отношении для предприятия.


Прогнозирование - это процесс, предшествующий планированию. Оно да­ет рекомендательный материал, но не решение, и в этом его главное отличие от планирования. План же всегда содержит элемент решения, он, как правило, увязан балансом, носит директивный характер, обязательно имеет жестко уста­новленный срок вне зависимости от социального строя.


Задачи прогнозирования

Вторая задача - определить возможные альтернативные варианты реше­ния проблемы.

Третья задача - дать наиболее полный перечень позитивных и негативных факторов, которые будут в перспективе оказывать влияние на решение пробле­мы.



Четвертая задача - выдать всю вышеприведенную информацию лицам, ответственным за принятие конкретного решения.

Первой главной задачей прогноза является правильная постановка самой проблемы (что родственно задачам звена «знают»), которую предстоит решать в перспективе. Этот вывод вытекает из одного из важных принципов системно­го анализа, гласящего, что искать правильный ответ можно только на правиль­но поставленную задачу. Иные варианты просто не имеют смысла.

Принципы планирования


ПРИНЦИП ЕДИНСТВА предполагает, что планирование в организации имеет системный (комплексный) характер; это означает единство целей как для вертикальной управленческой иерархии, так и горизонтальных связей.
ПРИНЦИП УЧАСТИЯ работник предприятия независимо от занимаемой и выполняемой функции становится участником планируемой деятельности.
ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ означает, что процесс планирования во времени должен быть непрерывным исходя из следующих предпосылок:
-изменение внешней среды может носить непредсказуемый характер и потребует корректировок плана;
- не всегда возможно предусмотреть изменение во внутренней сфере.
ПРИНЦИП ГИБКОСТИ заключается в необходимости предусматривать при составлении планов определенные производственные резервы. Величина резервов зависит от уровня профессиональной компетентности плановиков. Они должны быть достаточными для достижения поставленной цели, не завышенными или заниженными. ПРИНЦИП ТОЧНОСТИ связан с понятием «эффективности» плана и принципом гибкости, т.е. планы должны быть максимально приближены к существующим возможностям предприятия.


Продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации (плана диверсификации, ликвидационного плана, плана НИР), определяющего мероприятия по обновлению продукции, совер­шенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов.


Ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно­
тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффектив­ности деятельности организации.



Календарное планирование заключается в планировании объемов работ, в загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и в распределении работ по отдельным календарным периодам.


Стратегическое планирование состоит в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятель­ности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ори­ентировано на период пять и более лет.


Тактическое планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития органи­зации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры - конкретные действия по реализации стратегии в конкретной ситуации. Тактика для достижения цели разрабатывается обычно на уровне руководителей средне­го звена. Исходя из знания перспективы, разрабатываются текущие (годовые) планы. Их задача не только своевременно начать необходимые изменения, но и взаимоувязать действия всех структурных звеньев. Годовые планы разбиваются на квартальные и месячные.


ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТАКТИЧЕСКОЕ

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

ПОДРОБНОСТЬ

детальное планирование

планирование общих линий деятельности предприятия

ВРЕМЕННОЙ УРОВЕНЬ

краткосрочность

долгосрочность

ЛИЦА, ПРИНИМАЮЩИЕ РЕШЕНИЯ

многочисленные специалисты из среднего звена руководства

немногочисленные специалисты из высшего руководства

ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ

решаются однородные проблемы

рассматриваются редко повторяющиеся проблемы и задачи

СТЕПЕНЬ РЕГУЛЯРНОСТИ ДЕЙСТВИИ

принят фиксированный график действий

действия могут носить как регулярный, так и нерегулярный характер

КОЛИЧЕСТВО АЛЬТЕРНАТИВ

мало

много

Оперативное планирование

Этапы планирования


1 ЭТАП ФОРМИРОВАНИЕ МИССИИ И ЦЕЛЕЙ;

2 ЭТАП. ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА , РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ ПЛАН;

3 этап. На третьем этапе происходит информирование сотрудников организа­ции о плановых заданиях, целях, сроках выполнения на предстоящий период.

1 этап Миссия фирмы



Миссия фирмы – это публичная цель деятельности компании (понимание компанией своей роли в системе бизнеса).

Миссия содержит :


описание текущего положения дел на предприятии;
описание потребителей, с которыми в настоящее время работает предприятие;
описание предлагаемых предприятием продуктов и услуг;
описание целей предприятия (куда оно хочет прийти?);
описание философии компании (какие ценности и взгляды лежат в основе деловой практики компании?);
описание общественного имиджа предприятия (как оно хочет выглядеть в глазах общественности?). 

Примеры миссии


Facebook: «Дать людям возможность общаться и сделать мир более открытым и единым».
Kodak: «Мы помогаем миру создавать воспоминания и зарабатывать деньги».
Яндекс: «Помогать людям решать задачи и достигать своих целей в жизни».
Диснейленд: «Мы работаем для того, чтобы взрослые и дети проводили больше времени вместе».
Castorama: «Мы помогаем покупателям сделать свои дома совершеннее и комфортнее, преобразовать трудоемкий и затратный процесс ремонта и обустройства в интересное, доступное каждому увлечение».
ИКЕА: «Изменить к лучшему повседневную жизнь простых людей».
Твиттер: «Дать каждому возможность обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».
Сбербанк: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты».

Цели организации 


Цели - это  конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть  группа в процессе совместной работы.


Процесс определения (особенно долгосрочных) целей предполагает ис­пользование двух крупных направлений:

- Экстраполяционное, базирующееся на уже известных научных открытиях и ориентированное на будущее, т.е. на тот период, когда эти открытия будут использованы на практике.

- Нормативное /целевое /, где исходным моментом является постановка цели, которой необходимо достигнуть.

Цели организации выполняют следующие функции:


Отражают философию организации и концепцию ее развития.
Составляют основу управленческой структуры организацию.
Уменьшают неопределенность текущей деятельности фирмы.
Составляют основу критериев выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки полученных результатов.
Сплачивают персонал организации.
Официально провозглашенные цели служат оправданию в глазах обще­ственности необходимости и законности существования организации.