ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Контрольная работа № 1 | ||||||
| | | | | | |
По дисциплине Педагогика и психология | ||||||
| | | | | | |
| ||||||
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | Санкт-Петербург 2022 г. | | | |
| | | | | | |
Вариант 1
Тема 1
Задание 1.1
Ощущение - простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах.
Виды ощущений по Шеррингтону
*Чарлз Шеррингтон, английский физиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине, предложил классификацию ощущений по характеру отражения и месту расположения рецепторов.
1. Интероцептивные ощущения.
Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящихся на стенках желудка, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Данный тип ощущений относится к числу наименее осознаваемых. Они связаны с эмоциональным состоянием.
2. Экстероцептивные ощущения.
Самая большая группа ощущений. Они обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.
Экстероцептивные ощущения условно можно разделить на 2 группы:
а) контактные ощущения (вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств, например, вкус, осязание);
б) дистантные ощущения ( отражают качества объекта, находящегося на некотором расстоянии от органов чувств, например, слух, зрение).
3. Пропреоцитивные ощущения.
Передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию движений. Включает ощущение равновесия (статическое ощущение) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы расположены в мышцах, суставах, связках.
Восприятие — это психический процесс, заключающийся в целостном отражении предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Условно восприятие можно представить как сумму ощущений, памяти и мышления
Разница между ощущением
и восприятием состоит в том, что при ощущении человек получает информацию окружающего мира с помощью чувств, а при восприятии уже происходит интерпретация полученной информации в мозге, после чего происходит ее объединение с контекстом. То есть, когда человек смотрит что-то в телефоне, к нему поступает информация в мозг через глаза, а уже восприятие помогает человеку разобраться в том, что именно там изображено.
Задание 1.2
Результатом работы ощущений является чувство. (Ответ А)
Задание 1.3
Адаптация – это приспособление организма к обстоятельствам и условиям мира. Адаптация человека осуществляется посредством его генетических, физиологических, поведенческих и личностных особенностей. С адаптацией происходит регулирование поведения человека соответственно к параметрам внешнего окружения.
Сенсибилизация – это повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов.
Десенсибилизация – это уменьшение чувствительности по отношению к внешнему стимулу.
Синестезия –это явление, состоящее в том, что некий раздражитель, действуя на соответственный орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
Синестезия связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Примеры — «мрачные звуки» и «светлый голос». Эта символика отражает не только осознание чувственного тона ощущений, но и вызываемое ими психологическое состояние.
Задание 1.4.
а) Сенсибилизация
б) Адаптация
в) Сенсибилизация
г) Десенсибилизация
д) Синестезия
е) Адаптация
ж) Сенсибилизация
Тема 2. «Темперамент»
Задание 2.1.
Темперамент – это характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Не нарушайте авторских прав.
Задание 2.2.
Тип темперамента | Положительные черты | Негативные черты |
Холерик | активность; усердие; смелость; творческий потенциал; мужество; целеустремленность. | прожорливость; страстность; ревность; сварливость; раздражительность; стремление к самоуничтожению; неуверенность. |
Сангвиник | проницательность; ловкость; оптимизм; независимость; бдительность; добросердечность; старательность; доверительность. | обидчивость; невыдержанность; низкая оценка окружающих; болтливость; нечестность; хитрость; непостоянство. |
Флегматик | внимание; решительность; твердость; деловитость; надежность; предусмотрительность; целеустремленность; вдумчивость | вялость; бессовестность; рассеянность; боязнь людей; лень; ненадежность; молчаливость; небрежность. |
Меланхолик | милосердие; скромность; серьезность; внимание; выдержку; сочувствие; сдержанность; доверчивость; умеет прощать; нежность. | несговорчивость; робость; равнодушие; леность; безучастность. |
Задание 2.3.
Имя ученика | Тип темперамента | Признаки, подтверждающие принадлежность ученика к данному типу темперамента |
Виктор Г | Меланхолик | Медлителен, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно, к ссорам других относится равнодушно, ленится, в разговор вступает редко, больше молчит, любит порядок. |
Борис Р | Холерик | Часто берет работу не по силам, крайне вспыльчив, резко переходит от смеха к гневу, и наоборот, не умеет себя сдержать. |
Задание 2.4.
Вопросы | Да | Нет |
1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? | х | |
2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, одобрить, выразить сочувствие? | х | |
3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком? | | х |
4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений? | х | |
5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать? | | х |
6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно? | | х |
7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения? | х | |
8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание? | х | |
9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было? | х | |
10. Верно ли, что «на спор» Вы способны решиться на все? | х | |
11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен? | х | |
12. Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя? | | х |
13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента? | х | |
14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам не следовало бы чего-нибудь делать или говорить? | х | |
15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встрече с людьми? | | х |
16. Верно ли, что Вас легко обидеть? | х | |
17. Любите ли Вы часто бывать в компании? | х | |
18. Бывают ли у Вас иногда такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми? | х | |
19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все «горит» в руках, а иногда чувствуете сильную вялость? | х | |
20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей? | | х |
21. Много ли Вы мечтаете? | х | |
22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же? | | х |
23. Часто ли Вас терзает чувство вины? | | х |
24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? | | х |
25 Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании? | х | |
26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела? | х | |
27. Считают ли Вас человеком живым и веселым? | х | |
28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше? | | х |
29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей? | | х |
30. Бывает ли, что Вы передаете слухи? | х | |
31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли приходят Вам в голову? | х | |
32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей? | | х |
33. Бывает ли у Вас сильное сердцебиение? | х | |
34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания и сосредоточения? | х | |
35. Бывают ли у Вас приступы дрожи? | | х |
36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых людях только хорошее даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают? | | х |
37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом? | | х |
38. Верно ли, что Вы раздражительны? | | х |
39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действия? | х | |
40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно? | | х |
41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны? | | х |
42. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на встречу с кем-либо? | х | |
43. Часто ли Вам снятся кошмары? | | х |
44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком? | х | |
45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли? | х | |
46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями? | х | |
47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком? | | х |
48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся? | х | |
49. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или работы? | х | |
50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек? | | х |
51. Трудно ли получать настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников? | | х |
52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других? | х | |
53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию? | х | |
54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь? | х | |
55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье? | х | |
56. Любите ли Вы подшучивать над другими? | х | |
57. Страдаете ли Вы бессонницей? | | х |
Шкала «Искренность»
Общий балл: 1.
Вывод: ответам можно доверять.
Шкала «Экстраверсия-интроверсия»
Общий балл: 21.
Вывод: яркий экстраверт.
Шкала «Эмоциональная устойчивость – нейротизм»
Общий балл:15 .
Вывод: высокий уровень нейротизма.
Тип темперамента: холерик.
Степень выраженности: черты темперамента проявляются достаточно сильно.
Тема 3. «Педагогика как наука, категории педагогики»
Задание 3.1.
Отрасль педагогики | Объект изучения |
Общая педагогика | человек, развивающийся в процессе воспитания и появляющихся отношений |
Возрастная педагогика | ребенок с момента его рождения до перехода в состояние взрослости |
Коррекционная педагогика | личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию |
Методология педагогики | процесс исследования педагогических явлений и его результат |
Частные методики (дидактика) | обучение «как особый вид деятельности, направленный на передачу подрастающему поколению культуры, или социального опыта, необходимого для личностной самореализации» |
История педагогики | всемирный историко-педагогический процесс, понимаемый как единство практики образования (воспитания и обучения) и педагогической мысли с учетом особенностей их самостоятельной эволюции в самом широком социокультурном и антропологическом контексте |
Профессиональная педагогика | как целостная система образования, так и относительная узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду. |