Файл: Пути совершенствования планирования инноваций в организации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Беловский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Кемеровский государственный университет»
Кафедра экономических наук и информационных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: «Пути совершенствования планирования инноваций в организации»

студента 4 курса группы МЗ-161 Шавлакова Романа Евгеньевича

Направление 38.03.02 «Менеджмент»

профиль «Управление человеческими ресурсами»

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Зеленая Л.Г.

«___»____________2020_г.

Работа защищена оценкой

Б елово 2020

Содержание
Введение………………………………………………………………………3

1 Сущность планирования инноваций……………..5

1.1. Задачи и принципы планирования инноваций……………………………..5

1.2. Виды планирования инноваций на предприятии…………………………..7

1.3. Процессы внутрифирменного планирования инноваций…………………9

2 Методы внутрифирменного планирования инноваций……………………………………………………………….....14

2.1. Научно-техническое прогнозирование…………………………………….14

2.2. Продуктово-тематическое планирование инноваций…………………….16

2.3. Календарное планирование инноваций на предприятии…………………21

2.4. Производственное планирование инноваций……………………………..22

3 Организация планирования инновационной деятельности в ОАО «Промсвязь»…….………………………….24

3.1. Технико-экономическая характеристика ОАО «Промсвязь»……………24

3.2. Анализ планирования инновационной деятельности на предприятии….27

3.3. Пути совершенствования инновационной деятельности………………...33

Заключение………………………………………………………………...36

Литература……………………………………………………………….....38

введение
Инновационный процесс – это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только по инновационному пути развития возможен подъем экономики [14, с. 62].

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, она всегда должна рассматриваться как сложный процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект. Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Планирование инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Планирование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды (политическая и экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние внутренней среды данной хозяйственной системы (наличие лидера-предпринимателя и команды поддержки, финансовые и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

Объектом исследования являются инновации в организации.

Предметом исследования – система планирования инноваций в организации.

Целью курсовой работы является выявление направлений совершенствования планирования инноваций в организации (на примере ОАО «Промсвязь»).

Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть задачи и принципы планирования инноваций, а также виды планирования инноваций на предприятии.

  2. Охарактеризовать методы внутрифирменного планирования инноваций.

  3. Провести анализ планирования инновационной деятельности в ОАО «Промсвязь».

  4. Разработать предложения по совершенствованию инновационной деятельности в ОАО «Промсвязь».


Теоретической основой к написанию курсовой работы являются учебные пособия, статьи периодической печати, а так же электронные ресурсы.

Структура данного исследования состоит как из теоретического материала, представленного в главах 1 и 2, так и его практического рассмотрения и изучения применительно к ОАО «Промсвязь». Объем теоретической информации, представленный в данной работе, позволяет проанализировать систему планирования инновационной деятельности на предприятии, а также ввести предложения по совершенствованию инновационной деятельности в ОАО «Промсвязь», которые отражены в главе 3.
1 Сущность планирования инноваций

1.1. Задачи и принципы планирования инноваций
Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления деятельностью инновационных предприятий.

Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей развития инновационных предприятий и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет семь частных функций [3, c. 119]:

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или инновационного предприятия в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

7. Мотивация участников.

Планированию инноваций на инновационном предприятии присущи принципы, устанавливающие общие правила разработки и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте.

Осуществление инновационной деятельности инновационного предприятия направлено на
достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития.

Принцип научной обоснованности планирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного инновационного предприятия.

Принцип доминирования стратегических аспектов в планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности инновационного предприятия [5, c. 112].

Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на инновационном предприятии планов.

Одним из существенных условий обоснованности планов и методов обеспечения комплексного планирования является бюджетная сбалансированность планов.

Принцип гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов.

Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений. Планирование инноваций обязательно предусматривает разработку планов различного упреждения во времени: долго-, средне- и краткосрочных. Наличие планов различной продолжительности устанавливает определенную периодичность их формирования, превращающую планирование в непрерывный процесс разработки, детализации (уточнения), внесения изменений и продления планов.

 

1.2. Виды планирования инноваций на предприятии
Система планирования инноваций на инновационном предприятии включает комплекс различных планов, взаимодействующих друг с другом и направленных на осуществление основных функций и задач планирования. Существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности инновационного предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности. Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования [5, с. 220].


По целевой ориентации различают стратегическое и оперативное планирование инноваций.

Стратегическое планирование как элемент стратегического управления инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегии поведения на рынках инноваций. При этом проводятся глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Оно направлено на создание нового потенциала успешной деятельности инновационного предприятия.

Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития инновационного предприятия. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля инновационного предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.

Стратегическое и оперативное планирование находятся в диалектическом взаимодействии и содержательно дополняют друг друга в едином процессе инновационного менеджмента [5, с. 228].

Предметный признак характеризует объем плановой работы на инновационном предприятии. В соответствии с разделением труда по предметному признаку на инновационном предприятии в отдельные виды планов выделяют планирование НИОКР, производства, сбыта, материально-технического снабжения, информационного обеспечения, финансов, персонала и других предметных областей инновационного предприятия. Характер предметной области существенно влияет на состав используемой информации, нормативную базу, периодичность и методы выполнения плановых расчетов.

Планирование должно охватывать все сферы и иерархические уровни организации. В соответствии с принятой организационной структурой инновационного предприятия различают сводное или комплексное планирование деятельности инновационного предприятия в целом, планирование структурных единиц (подразделений, служб, отделов и лабораторий, производств, цехов и участков), планирование отдельных инновационных проектов и индивидуальное планирование деятельности исполнителей. Каждый уровень планирования отличается составом планируемых параметров, степенью их детализации и методами разработки. Содержательный аспект в планировании инноваций находит свое выражение в трех видах плановых расчетов: продуктово-тематическом, технико-экономическом и объемно-календарном.