Файл: 1. Общая характеристика творчества Никласа Лумана Теория общества как системы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание
Введение

1. Общая характеристика творчества Никласа Лумана

2. Теория общества как системы

3. Проблема общества в концепции Лумана

Заключение

Библиографический список

Введение
К началу 20 века был накоплен большой объем знаний и теорий о системах и социальных организациях. Но Н. Луман, как представитель социологического конструктивизма подверг сомнениям многие из существующих теорий. Переосмыслению подверглись теоретические воззрения Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта Ф. Ницше, К. Маркса, М. Вебера, Э. Гуссерля, Т Парсонса, Г. Башляра, Г. Зиммеля, Э. Гидденса, З. Фрейда, А. Пуанкаре, К. Поппера, Ж. Дерриды, И. Валлерстайна, а также многих других мыслителей и ученых-обществоведов от античности до современности. Базовыми методологическими основаниями конструирования социальной реальности в интерпретации Н. Лумана, очерчивающими междисциплинарное значение его разработок, выступают научные открытия в области биологии, физики, математики, кибернетики. В частности, систему понятий, которые легли в основу социологической теории немецкого обществоведа, предложил австро-американский биолог, физик и кибернетик Хайнц фон Ферстер. Один из ключевых лумановских терминов, аутопойезис, буквально означающий «самопродуцирование», «самостроительство», «самосозидание», придуман чилийскими учеными У. Матураной и Ф. Варела в 1972 году. Категориальный аппарат Н. Лумана включает универсальные понятия, как для естественных, так и социальных наук: аутопойезис, бифуркация, биологическая эволюция, хаос, система и функция, информация и коммуникация.1 В теоретических разработках немецкого социолога констатируется кризис обществоведения и его невозможность предложить адекватную парадигму исследования современных реалий. Согласно Н. Луману, современное общество является поликонтекстуальной системой, допускающей множество описаний ее комплексности. Роль социологии он видит в признании за ней функции конструирования социальной реальности без претензии на истинность и безошибочность. Исследователь должен только формировать «архитектуру теории с максимальной прозрачностью и демонстрировать понятия как решения, изменения которых влекут распознаваемые следствия».

Вклад Лумана в социологию необычайно велик. Чтобы немного приблизиться к его работам, я хочу обратиться к его взглядам на устройство социальных систем и их особенности.




  1. Общая характеристика творчества Никласа Лумана


Никлас Луман (1927-1998) это немецкий социолог и юрист. В своей книге «Социальные системы» (1984) он впервые рассматривает социальные системы с позиции трех уровней — интеракции, организации и общества. Коммуникация в представлении Лумана является элементарной операцией, отвечающей за образование общества. При этом каждый коммуникативный акт, происходящий в мире, принадлежит обществу, которое определяется именно через коммуникацию: вне коммуникации общества не существует.2

Важным теоретическим решением Лумана является рассмотрение социальных систем по аналогии с биологическими системами в терминах аутопойезиса, т.е. самовоспроизводства. Термин «аутопойезис» Луман заимствовал у нейробиологов, полагая, что система (и в этом социальные системы, по мнению Лумана, аналогичны биологическим) способна производить и воспроизводить все свои части из себя самой. В данном смысле социальные системы существуют до тех пор, пока они продолжают оперировать, по окончании операций система исчезает. Это то же, что в биологических системах понимается под смертью. Это означает, что существование общества, как и других социальных систем, конечно. Подобной конечной точкой жизни общества будет прекращение коммуникации. Его концепция отличается чрезвычайно высокой степенью абстракции, системно-теоретическим подходом к социологии. Помимо социологии, в сферу научных интересов Н. Лумана входят право, политика, искусство и религия. Н. Луман выделяет три этапа в развитии системно-теоретического подхода:

- господство парадигмы «часть — целое», т.е. представления о том, что целое больше суммы своих частей, благодаря соединению которых у системы возникают новые свойства (Э. Дюркгейм);

- господство парадигмы «система — окружающая среда», т. е. понимания того, что система возникает путем отграничения от окружающей среды, в силу чего внимание исследователя должно быть направлено на взаимодействие системы со средой (Т. Парсонс);

- развитие парадигмы аутопойэтической («самореферентной») системы (Н. Луман). При разработке этой парадигмы Луман опирался на достижения нейробиологии (Ф. Валера, X. Матурана), перенеся общесистемные свойства живых организмов в область социальных наук.3

Согласно Луману, социальные системы представляют собой системы смысловой коммуникации, причем коммуникация воспроизводит саму себя. Понимая общество как систему, которая описывает саму себя, Луман занимается исторической семантикой европейского общества.



Полемизируя с М. Вебером и Т. Парсонсом, Луман предлагает «положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия. Это позволяет представить социальную систему как оперативно закрытую систему, состоящую из собственных операций, производящих коммуникации из коммуникации... Лишь с помощью понятия коммуникации социальную систему можно мыслить как аутопойэтическую систему, которая состоит из элементов, а именно: из коммуникаций, производящих и воспроизводящих себя посредством сети именно этих элементов, посредством сети коммуникаций».

Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом-к-лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да-редакции и нет-редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина/ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Если такие науки, как биология, психология или социология рассматривать с дистанции безучастного наблюдателя, то можно прийти к мысли о том, что биология имеет дело с жизнью, психология - с душой или с сознанием, а социология - с обществом. Однако при ближайшем рассмотрении замечают, что эти дисциплины имеют характерные трудности с понятиями, которые должны обозначите единство их предмета.
4

Проблема является скорее проблемой выдвижения теории, однако развитие в междисциплинарных и трансдисциплинарных науках, таких как: cognitive sciences или кибернетика, системная тeория, теория эволюции, теория информации, дает достаточно стимулов для ее решения». (Н. Луман).

Никлас Луман (1927-1998) - один из самых выдающихся социологов 20 столетия. В 1946-49 годах изучал юриспруденцию во Фрайбургском университете, затем до 1962 года работал в земельных органах государственной власти. В 1960-61 г., взяв отпуск, учился в Гарвардском университете у видного американского социолога Т. Парсонса. Иногда Лумана объявляют последователем структурного функционализма, сторонником Т. Парсонса. Однако следует отметить определенную преемственность ряда важнейших положений концепции немецкого ученого с неофункционализмом, а не их жесткую привязанность к теории Парсонса. Отличие функционализма Лумана от структурного функционализма, несмотря на частичную схожесть их теоретического дискурса, состоит в том, что он пытается реконструировать само ядро парсонской традиции. Об этом, в частности, свидетельствует признание немецким аналитиком следующего положения: акцент Парсонса на - доминирующей роли ценностей выглядит ортодоксальным, он представляет собой всего лишь один из аспектов процесса социальной дифференциации. Уже к началу 60-х годов Луман убеждается в том, что структурный функционализм Парсонса страдает существенными недостатками. Для Парсонса первичной и определяющей по отношению к "функции" является "структура". Сам Луман считает первичной функцию, а не структуру. Тем самым он пытается размежеваться с каузальностью структурного функционализма, где все элементы системы необходимы и полезны. Вместо этого он предлагает представить структуры в виде проблем, т.е. выяснять не каковы их функции, а какие структуры могли бы выполнить определенную функцию. Это означает, что каждая структура может быть заменена иной структурой, эквивалентной относительно данной функции. Таким образом, не структурный функционализм, а функциональный структурализм является основным методологическим требованием его концепции. Примечательно, однако, что с начала 70-х годов немецкий мыслитель перестает говорить о функциональном структурализме, хотя и сохраняет в своем научном арсенале многие его положения.

Становление лумановского функционализма происходит в контексте формирования общей теории систем (Людвиг фон Берталанфи). Поле общей теории систем лежит в сферах кибернетики, биологии, в поливалентной логике, теории машин, теории информации. В связи с этим Луман замечает: "Новое открытие кроется также в способе функционирования - в цикличности и самореферентности биологических систем. Таким образом, "субъект" должен отказаться от своих претензий на самореференцию. И напротив, это вовсе не означает, что психические и социальные системы должны интерпретироваться по образцу биологических систем". На этих утверждениях базируется системная парадигма Лумана.
5

Для Никласа Лумана кризис современной теоретической социологии очевиден. Постулирование этого кризиса является исходной посылкой и вместе с выше представленными выводами. Он считает, что «эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наши знания, но не привели к образованию единой социологической теории». Задача такой теории, прежде всего, состоит в упрощении бесконечной сложности реального мира. Такое упрощение может быть достигнуто только тогда, когда социологическая теория, восприняв лучшие достижения других наук, сможет достаточно адекватно концептуализировать свои основные понятия. Социологическая теория не должна, по мнению Н. Лумана, заниматься «метафизическими» вопросами прогресса и эволюции; она должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира. Именно поэтому основной своей целью он видит разработку понятия и теории общества.

Понятие общества, по мнению Н. Лумана, являясь центральным для социологического знания, в то же время выступает самым нечетким, размытым и неопределенным. Он выделяет три наиболее важных, на его взгляд, препятствия в определении этого понятия, с которыми сталкивается социологическая теория: «гуманистическое предубеждение», касающееся того, что общество состоит из людей и отношений между ними; допущение территориального многообразия обществ; разделение субъекта и объекта познания. Все три эти препятствия могут быть преодолены только в рамках новой парадигмы социологического знания. Такой парадигмой ему видится прежде всего системный подход: «Мое предложение: положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию на базе понятия системы вместо понятия действия».


  1. Теория общества как системы


Понятие «система» проникло в социологию в связи с необходимостью описать развитие социального мира как относительно самостоятельный процесс, в котором общество представляется некоторой целостностью, состоящей из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобная необходимость возникла из первоначальной интенции представить социологию естественной наукой, занимающейся проблемами, сходными с проблемами биологии и даже являющейся продолжением биологии, поскольку она занимается изучением развития и функционирования отдельного биологического вида - человека. Отсюда - широкое привлечение биологических аналогий, особенно на ранней стадии развития социологической мысли. социология луман система реальность