Файл: Инструкция по выполнению работы Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ХИМИЯ
11 КЛАСС
Пояснения к образцу всероссийской проверочной работы
При ознакомлении с образцом проверочной работы следует иметь в виду, что задания, включённые в образец, не отражают всех умений и вопросов содержания, которые будут проверяться в рамках всероссийской проверочной работы. Полный перечень элементов содержания и умений, которые могут проверяться в работе, приведены в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для разработки всероссийской проверочной работы по химии. Назначение образца проверочной работы заключается в том, чтобы дать представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, об уровне их сложности.

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
ХИМИЯ
11 КЛАСС
ОБРАЗЕЦ
Инструкция по выполнению работы
Проверочная работа включает в себя 15 заданий. На выполнение работы по химии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Оформляйте ответы в тексте работы согласно инструкциям к заданиям. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать следующие дополнительные материалы:
– Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
– таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
– электрохимический ряд напряжений металлов;
– непрограммируемый калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Таблица для внесения баллов участника
Номер задания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Сумма баллов
Отметка за работу
Баллы


ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Из курса химии Вам известны следующие методы познания веществ и явлений: наблюдение,
эксперимент, измерение, моделирование и др.
На рис. 1–3 изображены примеры применения некоторых из этих методов.
C
O
H
H
H
H
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Определите, какие из изображённых на рисунках методов можно применить для:
1) качественного анализа состава сульфата меди(II);
2) иллюстрации химического строения вещества.
Запишите в таблицу название метода познания и соответствующий этому методу номер рисунка.
Химическое исследование
Метод познания
Номер рисунка
Качественный анализ состава сульфата меди(II)
Иллюстрация химического строения вещества
На рисунке изображена модель электронного строения атома некоторого химического элемента.
На основании анализа предложенной модели выполните следующие задания:
1) определите химический элемент, атом которого имеет такое электронное строение;
2) укажите номер периода и номер группы в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева, в которых расположен этот элемент;
3) определите, к металлам или неметаллам относится простое вещество, которое образует этот химический элемент.
Ответы запишите в таблицу.
Ответ:
Символ химического элемента
№ периода
№ группы
Металл/ неметалл
2
1

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева – богатое хранилище информации о химических элементах, их свойствах и свойствах их соединений.
Так, например, известно, что с увеличением порядкового номера химического элемента способность атомов принимать электроны – электроотрицательность – в периодах усиливается, а в группах ослабевает.
Учитывая эти закономерности, расположите в порядке увеличения электроотрицательности следующие элементы: хлор, кремний, сера, фосфор. В ответе запишите символы элементов в нужной последовательности.
Ответ: ____________________________
В приведённой ниже таблице перечислены характерные свойства веществ, которые имеют молекулярное и ионное строение.
Характерные свойства веществ
Молекулярного строения
Ионного строения
• при обычных условиях имеют жидкое, газообразное и твёрдое агрегатные состояния;
• имеют низкие значения температур кипения и плавления;
• неэлектропроводные;
• имеют низкую теплопроводность
• твёрдые при обычных условиях;
• хрупкие;
• тугоплавкие;
• нелетучие;
• в расплавах и растворах проводят электрический ток
Используя данную информацию, определите, какое строение имеют вещества азот (N
2
) и поваренная соль (NaCl). Запишите ответ в отведённом месте.
1) азот (N
2
) ________________________________________________________________
2) поваренная соль (NaCl) ___________________________________________________
3
4


ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Прочитайте следующий текст и выполните задания 5–7.
Аммиак (NH
3
) в промышленности получают взаимодействием азота и водорода при температуре 400–450
о
С под давлением в присутствии катализатора. В лаборатории аммиак можно получить, например, взаимодействием хлорида аммония (NH
4
Cl) со щелочами
(например, Ca(OH)
2
). Аммиак – газ с характерным резким запахом, очень хорошо растворяется в воде. Водный раствор аммиака называется аммиачная вода или нашатырный спирт. С его помощью можно привести в чувство человека при обмороке, хирурги обрабатывают им руки перед операцией. Помимо того, этот препарат нашёл широкое применение в косметологии.
Аммиак легко взаимодействует с кислотами, образуя соли аммония. Так, аммиак с азотной кислотой (HNO
3
) образует нитрат аммония (NH
4
NO
3
). За счёт азота в степени окисления –3 аммиак может проявлять восстановительные свойства, взаимодействуя с кислородом, оксидом меди(II) (CuO) или другими окислителями. Аммиак является исходным веществом для получения в промышленности азотной кислоты и азотных удобрений.
Сложные неорганические вещества условно можно распределить, т. е. классифицировать, по четырём группам, как показано на схеме. Используя формулы приведённых в тексте веществ, впишите в схему по одной формуле вещества соответствующего класса.
1. Составьте молекулярное уравнение реакции получения аммиака из простых веществ.
Ответ:
2. Укажите, с каким тепловым эффектом (с поглощением или выделением теплоты) протекает эта реакция.
Ответ:
Сложные вещества оксид кислота соль основание
5
6

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
1. Составьте молекулярное уравнение упомянутой в тексте реакции между аммиаком и азотной кислотой.
Ответ:
2. Укажите, к какому типу (соединения, разложения, замещения, обмена) относится эта реакция.
Ответ:
В исследованной воде из местного колодца были обнаружены следующие катионы металлов:
NH
4
+
, K
+
, Ba
2+
. Для проведения качественного анализа к этой воде добавили раствор Na
2
SO
4 1. Какие изменения в растворе наблюдаются при проведении данного опыта (концентрация веществ достаточная для проведения анализа).
Ответ: __________________________________________________________________________
2. Запишите сокращённое ионное уравнение произошедшей химической реакции.
Ответ: __________________________________________________________________________
Дана схема окислительно-восстановительной реакции.
HNO
3
+ Cu → Cu(NO
3
)
2
+ NO
2
+ H
2
O
1. Составьте электронный баланс этой реакции.
Ответ:__________________________________________________________________________
2. Укажите окислитель и восстановитель.
Ответ:__________________________________________________________________________
3. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
Ответ:__________________________________________________________________________
7
8
9


ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Дана схема превращений:
Na
2
S
→ H
2
S
→ SO
2
→ BaSO
3
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения.
1) _________________________________________________________________________
2) _________________________________________________________________________
3) _________________________________________________________________________
Для выполнения заданий 11–13 используйте вещества, структурные формулы которых приведены в перечне:
CH CH
3
CH
3
OH
C
CH
CH
3
CH
2
CH
2
CH
3
Cl
CH CH
2
CH
3
CH
2
C
CH
3
O
OH
1)
2)
3)
4)
5)
Из приведённого перечня выберите вещества, которые соответствуют указанным в таблице классам/группам органических соединений. Запишите в таблицу структурные формулы соответствующих веществ.
Алкин
Карбоновая кислота
В предложенные схемы химических реакций впишите структурные формулы пропущенных веществ, выбрав их из приведённого выше перечня. Расставьте коэффициенты в полученных схемах, чтобы получились уравнения химических реакций.
1)
2)
CH
3
C
CH
3
O
+ H
2
O
+ Na
2
CO
3
C
CH
2
CH
3
O
O
Na
+ H
2
O + CO
2
10
11
12

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Пропанол-1 применяют в качестве растворителя для восков, чернил, природных и синтетических смол, а также для синтеза пропионовой кислоты, пестицидов, некоторых фармацевтических препаратов. Пропанол-1 можно получить в соответствии с приведённой схемой превращений:
CH
2
CH
2
CH
2
CH
2
CH
2
CH
3
OH
X
HCl, t
Впишите в заданную схему превращений структурную формулу вещества Х, выбрав его из предложенного выше перечня. Запишите уравнения двух реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения. Запишите название вещества Х.
1) _______________________________________________________
2) _______________________________________________________
3) _______________________________________________________
Одним из важных понятий в экологии и химии является «предельно допустимая концентрация» (ПДК). ПДК – это такое содержание вредного вещества в окружающей среде, присутствуя в которой постоянно, данное вещество не оказывает в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного влияния на настоящее или будущее поколение, не снижает работоспособности человека, не ухудшает его самочувствия и условий жизни.
ПДК углекислого газа в воздухе составляет 9 г/м
3
На кухне площадью 6 м
2
и высотой потолка 3 м, оборудованной газовой плитой, при горении бытового газа выделилось 180 г углекислого газа. Определите, превышает ли концентрация углекислого газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Предложите способ, позволяющий снизить концентрацию углекислого газа в помещении.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Для изготовления глазных капель используют 3%-ный раствор иодида калия. Рассчитайте массу иодида калия и массу воды, которые необходимы для приготовления 300 г такого раствора. Запишите подробно ход решения задачи.
Ответ: __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
13
14
15


ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Ответы и критерии оценивания

задания
Ответ
1
Химическое исследование
Метод познания
Номер рисунка
Качественный анализ состава сульфата меди(II)
Эксперимент 1
Иллюстрация химического строения вещества
Моделирование 3 2
N; 2; 5 (или V); неметалл
3 Si
→ P → S → Cl (или Si, P, S, Cl)
4
Азот (N
2
) имеет молекулярное строение.
Поваренная соль (NaCl) имеет ионное строение
11 35
Выполнение заданий 1, 2, 4, 11 оценивается следующим образом: 2 балла – нет ошибок;
1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибки, или ответ отсутствует; верный ответ на задание 3 оценивается 1 баллом.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа: оксид: CuO; основание: Ca(OH)
2
; кислота: HNO
3
; соль: NH
4
Cl или NH
4
NO
3
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы
2
Правильно заполнены три ячейки схемы 1
Допущены две и более ошибки
0
Максимальный балл
2
5

ВПР. Химия. 11 класс
Код
© 2023 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) N
2
+ 3H
2
= 2NH
3 2) реакция протекает с выделением энергии (экзотермическая)
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы
2
Ответ включает один из названных выше элементов 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл
2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) NH
3
+ HNO
3
= NH
4
NO
3 2) реакция соединения
Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы
2
Ответ включает один из названных выше элементов 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл
2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Элементы ответа:
1) наблюдается выпадение белого осадка;
2)
Ba
2+
+ SO
4 2–
= BaSO
4

Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы
2
Ответ включает один из названных выше элементов 1
Все элементы ответа записаны неверно 0
Максимальный балл
2
6
7
8