Файл: Реферат налоговая реформа (наименование темы) огсэ. 02 История (название).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области

«Тюменский медицинский колледж»

Реферат

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА

(наименование темы)

ОГСЭ.02______ИСТОРИЯ_____________
(название)

Выполнил: студент(ка)
отделения «Фармация», курс 1, группа 140


































(личная подпись)




Ф.И.О.
















Проверил: преподаватель истории


































(личная подпись)




Ф.И.О.

Тюмень 2022

Содержание





1 Начало становления российской налоговой системы 3

2 Динамика развития налоговой реформы 6

2.1 Налоговая система в период 1991 года 6

2.2 Налоговая система в период 1998 года 7

2.3 Налоговая реформа в период 2000 по настоящее время 9

Заключение 11

Список использованных источников 12


1 Начало становления российской налоговой системы



До начала перестройки в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали ее отдельные элементы. Налоги как таковые были установлены в основном для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала, а также для личных доходов граждан. Все иные формы платежей предприятий в государственный бюджет, налогами по своей сути не являлись [1, с.56].

Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства».


С 1 января 1991г. Был введен в действие Закон СССР от 14.06. 1990 « О налогах с предприятий, объединений, организаций», в соответствии с которыми были установлены следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие. На территории РСФСР, принявшей в это время Декларацию о государственном суверенитете, была установлена «одноканальность» сбора налогов. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения [2, с.72].

Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое, принципах, важнейшими из которых являлись следующие: равные права всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов; разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти; однократность налогообложения (один и тот же объект может быть обложен налогом одного вида только один раз за установленный период); приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения; установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с чрезмерным преобладанием прав государства в лице налоговых органов.

Сформированная Законом об основах налоговой системы и принятыми в соответствии с ним законами по соответствующим налогам российская налоговая система включала в себя 39 видов налогов, в том числе 15 федеральных, 3 региональных и 21 местный налог. Состав налогов и сборов периодически менялся по решению соответствующих органов [3].

Сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства6.



Выделяют три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

  • политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;

  • угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;

  • объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая.

2 Динамика развития налоговой реформы




2.1 Налоговая система в период 1991 года



Самостоятельная налоговая система Российской Федерации начала создаваться в 1991 г. Так, законами от 11 и 18 октября 1991 г. были введены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6—7 декабря приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом, завершившим процесс формирования самостоятельной налоговой системы России как независимого государства, был принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Новизна налоговой системы, заложенной в 1991 г., состоит в том, что, по существу, вся сфера отношений хозяйствующих субъектов с государством, связанная с формированием доходов, была поставлена на твердую правовую основу законов, а не подзаконных и ведомственных актов, как было прежде.

Была создана система взаимосвязанных законов о налогах, составляющих единый комплекс, построенный по единым принципам, структуре, механизму исчисления и сбора налогов, контроля и ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Эта система охватывала практически всю сферу налогообложения и обязательных сборов и платежей. Она существенно изменила систему исчисления налогов, налоговых льгот и налогооблагаемой базы.

В соответствии с Законом об основах налоговой системы установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот налогоплательщикам осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственный власти национально государственных, национально и административно территориальных образований имели право предоставлять дополнительные льготы по налогам только в пределах сумм, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.


Таким образом, в 1991—1992 гг. вопросы законодательного обеспечения налоговой системы в основном были решены, хотя этот процесс продолжается и в настоящее время в соответствии с развитием социально экономической обстановки.

В этот период налоговая система характеризовалась многочисленностью налогов федерального, регионального и местного уровней. В налоговое законодательство России было внесено значительное количество различных изменений и дополнений, которые во многом были связаны с необходимостью приведения его в соответствие с политическими и экономическими процессами, происходившими в стране.

С середины 90 х гг. в Российской Федерации проводится кардинальная реформа налогообложения, вытекающая из необходимости адаптации налоговых отношений к изменившимся задачам государства и местного самоуправления. Решающим шагом данной реформы стало принятие Налогового кодекса РФ (НК РФ).

2.2 Налоговая система в период 1998 года



Налоговая реформа, начавшаяся после кризиса 1998 года, была призвана решать одновременно весьма противоречивые задачи. Нужно было дать возможность хозяйствующим субъектам восстановить утраченные в ходе дефолта оборотные фонды, остановить рост розничных цен и обеспечить сбалансированность бюджетов посткризисных лет, притом бюджетов всех уровней. Насущной проблемой стало снижение налогового бремени на отечественных производителей, перенос центра тяжести налогового давления на потребителей товаров и услуг. Наряду с этим принимались меры по упрощению налоговой системы и увеличению собираемости налогов. Важнейшим аспектом налоговой реформы стало существенное снижение налогового гнета на фонды оплаты труда предприятий и организаций.

Существовала острая необходимость разработки и принятия Налогового кодекса, который ввел новые понятия и терминологию, институты и механизмы, которые существенным образом влияют на налоговый режим. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и их должностных лиц не просто провозглашаются НК РФ, как это имело место раньше. Права налогоплательщиков гарантируются обязанностями налоговых органов с сохранением и ранее действовавших форм гарантии. На налоговые органы возложены дополнительные обязанности по информированию налогоплательщиков и разъяснению налогового законодательства.

Отмена ряда налогов произошла в связи с принятием в большинстве субъектов Российской Федерации закона о налоге с продаж. Общее сокращение видов налогов предусмотрено ст. 13, 14 и 15 НК РФ.


Отменены следующие крупные налоги и платежи: налог на содержание объектов соцкультсферы; налог на пользователей автодорог; налог на промышленное строительство в курортной зоне; налог на содержание милиции, обустройство территорий и т.д.; налог на перепродажу автомобилей, компьютеров и т.д.; сбор на нужды образовательных учреждений; сбор с владельцев собак.

Заменены новыми аналогичными: сбор за использование слов "Россия", "Российская Федерация" и их сочетаний - заменяется Сбором за использование государственной символики РФ; плата за воду - заменяется Налогом на воду; налог на землю и на собственность частных лиц и предприятий заменяется налогом на недвижимое имущество; налог на рекламу будет выплачиваться только рекламными агентствами, и возмещаться потребителями рекламной продукции.

Вводятся следующие крупные новые налоги: налог на доходы от капитала; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; налог с розничных продаж (уже введен в августе 1998 г.); экологический налог; изменяются ставки и принципы расчета существующих налогов.

Кроме этого, принятие Налогового Кодекса предусматривает: снижение доли налога на прибыль; повышение доли косвенных налогов (акцизов, НДС); рост доли прямых налогов, уплачиваемых населением.

2.3 Налоговая реформа в период 2000 по настоящее время



Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса. Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост, начавшийся с 2000 г. Основные задачи налоговой реформы - снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

Основные итоги налоговой реформы 2000–2008:

Повышена нейтральность, справедливость и эффективность налоговой системы:

  • ликвидация оборотных налогов

  • введение плоского НДФЛ и регрессивного ЕСН

  • ликвидация большинства льгот и снижение ставки налога на прибыль организации

  • совершенствование взимания НДС

  • обеспечение прогрессивности налоговой системы по уровню конъюнктуры мировых рынков сырья и энергоносителей за счет НДПИ и экспортных пошлин.