Файл: Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 911 классов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

1.1. Понятие и сущность стресса

1.2. Физиологические проявления стресса

1.3. Познавательные процессы при стрессе

1.4. Основные отличия биологического и социального стресса

1.5. Особенности экзаменационного стресса

Выводы по главе 1:

Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов

2.1. Организация исследования

2.2. Методологический инструментарий

2.3. Математико-статистическая обработка данных

2.4. Анализ результатов и их обсуждение

Выводы по главе 2:

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний:

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса»

Индивидуально-коррекционная программа

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса»

Выводы по главе 3:

Заключение

Список литературы

Приложение

Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса”

Приложение 2.

Общая схема - модель переживания стресса



« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов»

Оглавление


« Выявление и профилактика экзаменационного стресса у старшеклассников 9-11 классов» 1

Оглавление 2

Введение 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке 6

1.1. Понятие и сущность стресса 6

1.2. Физиологические проявления стресса 9

1.3. Познавательные процессы при стрессе 15

1.4. Основные отличия биологического и социального стресса 20

1.5. Особенности экзаменационного стресса 23

1.5.1. Симптомы экзаменационного стресса 24

1.5.2. Профилактика экзаменационного стресса 26

Выводы по главе 1: 32

Глава 2. Эмпирическое изучение экзаменационного стресса среди учащихся 9-11 классов 34

2.1. Организация исследования 34

2.2. Методологический инструментарий 35

2.3. Математико-статистическая обработка данных 40

2.4. Анализ результатов и их обсуждение 41

Подверженность экзаменационному стрессу 52

Выводы по главе 2: 53

Глава 3. Разработка программы психологической помощи во время экзаменационного стресса 55

Рассмотрим программу профилактики деструктивного стресса для учащихся в период экзаменационных испытаний: 56

Программа для учащихся «Психопрофилактика деструктивного стресса» 56

1) Организационное обеспечение программы 56

2) Условия проведения программы 56

3) Концептуальное обеспечение программы 57

6) Содержательное обеспечение программы 58

Индивидуально-коррекционная программа 59

Релаксационные упражнения. 60

Психопрофилактика деструктивного стресса (рекомендована Всемирной организацией здравоохранения) 61

Упражнение «Внутренний луч». 61

Упражнения, развивающие позитивное мышление в проблемных ситуациях. 62

Упражнение «Мой враг – мой друг». 62

Упражнение «Ситуация». 63

Ведение «Дневника стресса» и «Календаря радостей» 64

Инструкция 64

Тренинговая программа «Профилактика деструктивного стресса» 65

В качестве тестовых методик рекомендуется применить. 66

Ситуативные тесты. 66

Личностные тестовые методики. 66

Выводы по главе 3: 69

Заключение 70

Чтобы предупредить возникновение у школьников и студентов экзаменационного стресса, следует, по мнению психологов, как можно лучше подготовить детей к экзаменам. Причем речь идет о подготовке не только предметной (знание материала по экзаменационной дисциплине), но и эмоционально-психической, позволяющей подростку не разнервничаться и не растеряться в самый ответственный момент. 71

Список литературы 72

Приложение 75

Алгоритм – схема реализации программы “Психопрофилактика деструктивного стресса” 76

Приложение 2. 77

Общая схема - модель переживания стресса 77


Введение


Актуальность. Проблема стресса в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса – стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой – многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного феномена.

Новизна. Как показывает анализ литературы проблема экзаменационного стресса еще не получила должного внимания и не нашла своего отражения в отечественной науке. В имеющих место исследованиях показано, что экзаменационный стресс – одна из возможных причин ухудшения нервно-психического здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях.

Наиболее подвержены стрессу школьники с ослабленным здоровьем, а особенно страдающие хроническими заболеваниями либо имеющие отклонения от нормы в нервном и психическом плане. Имеют значение также и тип темперамента учащегося, и степень его социальной адаптации. В группу риска входят подростки с низким уровнем самооценки, поэтому стресс может подкосить не только тех, кто плохо успевает, но и, казалось бы, вполне благополучных детей с хорошей подготовкой и высоким чувством ответственности.

Независимо от характера и успеваемости дети оказываются в стрессовом состоянии из-за повышенной тревожности, которая отмечается у подавляющего количества современных школьников и студентов. Психологи утверждают, что уровень тревожности у подростков, считающихся сегодня здоровыми, выше, чем 30 лет назад был у их сверстников, стоявших на учете у неврологов и психиатров.

Цель исследования выявление и профилактика экзаменационного стресса среди старшеклассников.

Объект исследования – школьники 9-11 классов.

Предмет исследования – выявление экзаменационного стресса и его профилактика.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ литературы, посвященной изучению данной проблемы.

  2. Подобрать методологический инструментарий, адекватный поставленным целям.

  3. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей экзаменационного стресса учащихся 9-11 классов.

  4. Разработать рекомендации по устранению и профилактике экзаменационного стресса.


Гипотеза исследования. Мы предположили, что экзаменационному стрессу в большей мере подвержены школьники с повышенной тревожностью и низкой самооценкой.

Методологическая база исследования. В соответствии с целью и задачами работы применялись как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Основной теоретический метод исследования - анализ и интерпретация психологических текстов по изучаемой проблеме. Среди эмпирических методов использовались стандартизированные и адаптированные к задачам исследования опросники.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась подсчетом с помощью статистической программы «Mat. Slat.» рангового коэффициента корреляции Спирмена.

Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно-обоснованных и конструктивных процедур профилактики экзаменационного стресса.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы экзаменационного стресса в психологической науке

1.1. Понятие и сущность стресса


В последнее время стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. Сложность и многообразие форм стресса определяет многообразие подходов к изучению этого состояния, однако для лучшего понимания этого явления имеет смысл обратиться к первоначальной концепции стресса, предложенной Гансом Селье. Можно сказать, что предложенная им концепция была революционной для науки середины ХХ века. В то время среди биологов и врачей господствовало мнение, что реакция живого организма на факторы среды носит сугубо специфический характер и задача ученых состоит в том, чтобы обнаруживать и фиксировать именно отличия реакций на разнообразные воздействия внешнего мира. Г. Селье пошел другим путем и начал искать общие закономерности биологических реакций, в результате чего обнаружил единый, неспецифический компонент биохимических изменений в организме человека и животных в ответ на самые разные воздействия. Он писал [27, c.122]:

«Бизнесмен, испытывающий постоянное давление со стороны клиентов и служащих, диспетчер аэропорта, который знает, что минутное ослабление внимания — это сотни погибших, спортсмен, безумно жаждущий победы, муж, беспомощно наблюдающий, как его жена медленно и мучительно умирает от рака, — все они испытывают стресс. Их проблемы совершенно различны , но медицинские исследования показали, что организм реагирует стереотипно, одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых — справиться с возросшими требованиями к человеческой машине».

До появления работ этого автора считалось, что реакция организма на холод и тепло, движение и длительное обездвиживание диаметрально противоположны, однако Г. Селье удалось доказать, что во всех этих случаях кора надпочечников выделяет одни и те же «антистрессорные» гормоны, помогающие организму адаптироваться к любому стрессору [27].


Феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия он назвал адаптационным синдромом, или стрессом.

Этот неспецифический синдром складывается из ряда функциональных и морфологических изменений, развертывающихся как единый процесс. Г. Селье выделил три стадии этого процесса [27, c.130]:

  • cтадию тревоги;

  • стадию резистентности (адаптации);

  • стадию истощения.

На первой стадии организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.

На второй стадии происходит адаптация к новым условиям.

Но если стрессор продолжает действовать длительное время, происходит истощение гормональных ресурсов (третья стадия) и срыв систем адаптации, в результате чего процесс принимает патологический характер и может завершиться болезнью или смертью индивида.

Согласно его теории, на всех стадиях этого процесса ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны — глюкокортикоиды, которые, собственно, и выполняют адаптивную функцию. Следует отметить, что Г. Селье не отрицал важной роли высших отделов центральной нервной системы в формировании адаптивных реакций организма, однако сам этим вопросом не занимался и соответственно нервной системе в его концепции отведено явно неподобающее ее роли скромное место [27].

В рамках теории Г. Селье к стрессу относятся реакции организма на любые достаточно сильные воздействия среды, если они запускают ряд общих процессов с участием коры надпочечников. В то же время сам основатель учения о неспецифическом адаптивном синдроме выделял две его формы: стресс полезный — эустресс и вредоносный — дистресс [27]. Однако чаще под стрессом понимают реакции организма именно на негативные воздействия внешней среды, что находит свое отражение в определениях, которые дают этому феномену различные исследователи.

Так, по мнению В. В. Суворовой, стресс — это «функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов» [30, c.35].

Близким по смыслу является и определение П. Д. Горизонтова, который рассматривал стресс как «общую адаптивную реакцию организма, развивающуюся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза» [10, c.16].