Файл: Предмет и задачи формациологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Дунит-перидотитовая формация: структуры пород, породобразующие минералы, особенности химического состава

Структуры гарцбургитов, дунитов и лерцолитов, обычно рас-сматриваемые как однородные и изотропные, возникшие при кристаллизации магматического расплава, в последнее время подверг­лись, ревизии (работы А. Николя). Микроструктурный анализ обнару­жил в них скрытую сланцеватость, выражающуюся в уплощенности и линейной ориентировке кристаллов оливина, закономерной ориентировке пироксена и цепочек кристаллов хромита.

Породообразующим минералам дунитов, гарцбургитов, лерцолитов присуще удивительное постоянство состава в разных мас­сивах мира. Оливин в ультрамафитах имеет состав Fa8-11, ортопироксены являются энстатитами (F7-10), клинопироксены близки к хроми­стому диопсиду (в среднем 0,76 % Сг2O3). По сравнению с породо­образующими силикатами, хромшпинелид характеризуется резкими колебаниями своего состава и может рассматриваться в качестве типоморфного минерала ультрамафитов дунит-перидотитовой фор­мации

  1. Дунит-перидотитовая формация: гипотезы происхождения, промышленное значение

Анатектическая гипотеза устойчиво доминирует в отечественной литературе с давних пор (И II. Лодочников). Согласно данной гипотезе, ультрамафиты рассматриваемой формации образовались из гарцбургитовой магмы, которая, по современным представлениям (В. В. Велинский, Е. Е..Лазько), возникла при достаточно полном плавлении мантийного субстрата близкого состава.

Протрузивно-реститовая гипотеза, активно разрабатывае­мая в трудах ряда зарубежных и отечественных ученых, предполага­ет внедрение ультрамафитов дунит-перидотитовой формации в твердом состоянии вдоль зон глубинных расколов из верхней ман­тии. Эта гипотеза получила развитие в рамках плейт-тектоники, поскольку механизм подъема дунит-перидотитовых массивов легче объяснить в связи с перемещением литосферных плит, чем с магма­тическим внедрением.

  1. Перидотит-пироксенит-норитовая формация

Перидотит-пироксенит-норитовая формация (расслоенных массивов). Классическим представителем и прототипом данной формации является известный Бушвельдский массив (ЮАР). К этой же формации принадлежат массивы Великая дайка (Зимбабве), Стиллуотерский (США), Калум (Гвинея), Фритаун (Сьерра Леоне), Садбери (Канада) и ряд других. В России к рассматриваемой форма­ции относятся Бураковско-Аганозерский, Мончегорский плутоны и ряд комплексов Воронежского кристаллического массива, Алтае-Саянской и Байкальской области, Алданского щита, Амуро - Охотской складчатой системы и Карело-Кольского региона. Осо­бенность этой формации заключается в том, что ее самые крупные расслоенные массивы размещаются изолированно, а не в сочетании с другими более мелкими.


  1. Щелочно-ультрамафитовая с карбонатитами формация

Щелочно-ультрамафитовая с карбонатитами формация впервые была выделена Ю. М.Шейнманном. Иногда ее называют формацией меланонефелинитов, щелочных ультрамафитов, фельдшпатоидных габброидов и карбонатитов. Классическое описание щелочно-ультраосновного с карбонатитами карело-кольского (африканда-ковдорского) комплекса сделано А. А.Кухаренко с соавторами в книге «Каледонский комплекс ультраосновных, щелочных пород и карбонатитов Кольского полуострова и Северной Карелии» (Л.: Не­дра, 1965). Эталоном рассматриваемой формации является очень крупный по размерам маймеча-котуйский, или гулинский, комплекс, расположенный на севере Сибирской платформы. В нем отчетливо выражена комагматичность интрузивных и эффузивных членов и присутствуют почти все породы, отмечаемые в других комплексах щелочно-ультрамафитовой формации.


  1. Базальт-долеритовая формация

Базальт-долеритовая (трапповая) формация. Термин базальт-долеритовая формация был использован авторами книги «Магматические формации СССР» [5] как синоним хорошо извест­ной трапповой формации, выделенной Ф. Ю.Левинсон-Лессингом (1931 г.) и описанной В. С.Соболевым (1936 г.) на примере траппов Сибири и А. Дю-Тойтом (1926 г.) на примере долеритов Южной Аф­рики. Характерной особенностью базальт-долеритовой формации является проявление ее в эффузивной (базальты) и гипабиссальной (долериты) фациях. По этой причине в одних трапповых провинциях преобладают только базальты (Деканская, бассейн р. Параны), в дру­гих доминируют долериты (область Карру, Западно-Африканская провинция), а в третьих – базальты и долериты присутствуют совместно (траппы Тунгусской синеклизы и Таймыра). В базальтовых провинциях покровы базальтовых лав, излившихся друг за другом на больших площадях, занимают обширные участки платформ, ино­гда более 1 млн км2.

  1. Тоналит-плагиогранит-гранодиоритовая формация

Тоналит-плагиогранит-гранодиоритовая формация выде­лена из габбро-плагиогранитовой (в понимании Ю. А.Билибина и Ю. Л.Кузнецова), поскольку, хотя ее массивы и обнаруживают временную и пространственную связь с телами габброидов, ис­следованиями Г. Л.Добрецова, В. Н.Довгаля, С. Н.Калабашкина, Г. В.Полякова и других геологов показано, что габброиды относятся к самостоятельным предгранитным комплексам и выделяются в самостоятельную формацию. Массивы тоналит-плагиогранит- гранодиоритовой формации обычно крупные, часто сложной формы, зональные, играют значительную роль в строении ряда складчатых областей. Наиболее широко комплексы этой формации распростра­нены в каледонских складчатых сооружениях, меньше масштабы их проявления в герцинских структурах и невелики в альпийских. Породы тоналит-плагиогранит-гранодиоритовой формации отличаются высоким содержанием (соотнесенным с кремнеземом) кальция, суммарного железа и натрия.

  1. Лейкогрант-аляскитовая формация

Лейкогранит-аляскитовая формация длительное время не выделялась, и ее массивы рассматривались в составе формаций либо гранитных батолитов, либо субвулканических гранитов, по Ю. А.Кузнецову. Формация объединяет весьма устойчивую ассоциа­цию пород ультракислого и кислого состава, слагающих интрузив­ные, явно аллохтонные тела характерной округло-изометричной формы (нередко концентрического сложения), завершающие гранитоидный магматизм орогенного режима развития. Характерными представителями лейкогранит-аляскитовой формации являются: докембрийские граниты «бобъянкопского» и «лизского» типов в Бушвельде, лейкограниты Карелии, Коростеньского плутона на Украине; каледонские – орлиногорский, балкашинский и дальненский ком­плексы Северного Казахстана; герцинские – акчатауский и кызылрайский комплексы Центрального Казахстана, монастырский Калбы, чаткальский Средней Азии, «пегматоидные граниты» Адуйского плутона на Урале, «рудногорские», «внутренние» граниты Кирхберга и Циновца, «внешние» граниты Альтенберга в Рудных горах, гра­ниты Кальдос в Испании; мезозойские – гуджирский и кукульбейский комплексы Забайкалья, позднемеловые аляскиты Чукотки, гра­ниты модотинского типа Монголии, граниты Нгелл, Рейфилд-Гона, Лируэй Нигерии и др.; мезокайнозойские – поздние граниты Раумидского массива на Памире.


  1. Формация агпаитовых нефелиновых сиенитов

  2. Лунная и нуклеарная стадии эволюции магматических формаций в истории Земли

«Л у н н а я» стадия охватывает период от образования Земли в результате аккреции протопланетного вещества до момента пре­кращения бомбардировки поверхности крупными метеоритами и расшифровывается с трудом. Доказательствами проявления магма­тизма в эту стадию являются наличие магматических пород среди самых древних образований Земли, интенсивный магматизм Луны, а также вывод о дифференциации к этому времени Земли на ядро, мантию и кору.

Н у к л е а р н а я стадия завершается на рубеже 2,5 млрд лет, когда началось интенсивное образование протоконтинентов. Типи­чен ареальный площадной характер магматизма и формирование изверженных пород нормальной щелочности – толеитовой и известково-щелочной серий с максимальным развитием коматиитовых формаций. Широко представлены плутонические ультрамафиты и кислые породы гранитогнейсовой («серые гнейсы»), мигматитовой и чарнокитовой групп формаций.


  1. Кратонная и континентально-океаническая стадии эволюции магматических формаций в истории Земли

К р а т о н н а я стадия характеризуется объединением сфор­мированных в предыдущую стадию протоконтинентальных ядер в стабилизированные кратоны с типичными платформенными чехла­ми и зонами внутрикратонной активизации. Мощность континен­тальной коры достигает 40 км, а площадь континентов по сравнению с нуклеарной стадией увеличивается более чем в 2 раза. Площадной характер магматизма предыдущей стадии дополняется более ло­кальными проявлениями, контролируемыми вытянутыми структу­рами. Магматические формации связаны не только с зеленокаменными поясами и кристаллическими щитами, но и со складчатыми поясами и зонами тектономагматической активизации. Главной осо­бенностью кратонной стадии является массовое образование форма­ций, слагающих сиалическую часть земной коры. К концу стадии формируется до 90 % существующих ныне сиалических пород.

К о н т и н е н т а л ъ н о - о к е а н и ч е с к а я стадия подразде­ляется на континентальную (1,5-0,25 млрд лет) и континентально-океаническую (0,25 млрд-0) подстадии. Континентальная – охва­тывает промежуток времени от начала рифея до начала мезозоя, когда континентальная земная кора достигает наивысшей зрелости и характеризуется формированием складчатых поясов и зон тектономагматической активизации. Происходит наращивание и пере­распределение вещества сиалической коры, а плавление мантийно­го субстрата опускается на все более глубокие уровни, что приво­дит к прогрессирующей генерации и дифференциации субщелоч­ных и щелочных расплавов от ультраосновных и основных до фонолитовых и трахитовых. Образование глубинных разломов в жесткой литосфере способствует выведению этих магм к поверх­ности с появлением формаций щелочных, щелочно-базитовых, щелочно-ультрамафитовых пород и кимберлитов.

  1. Общие закономерности развития гомологичных формаций во времени

Перечислим наиболее общие закономерности развития го­мологичных формаций во времени (от древних к молодым цик­лам):

1) увеличение количества «изоморфных» формаций, особен­но ранних членов эволюционного ряда;

2) увеличение «удельного веса» и полноты проявления позд­них формаций и некоторое сокращение ранних (для каждого текто-номагматического цикла как бы намечается свой формационный лидер, представленный все более поздним членом эволюционного ряда во все более молодых циклах);