ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
23 вопрос: Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания Воспитание, особенно нравственное, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, результаты которого не всегда предсказуемы. Думается, воспитателю весьма важно иметь представление о тех факторах, которые в значительной мере предопределяют направленность воспитания. Эти факторы мы можем (и то в известной мере условно) отнести либо к объективным, т.е. независимым от сознания, воли воспитателя и воспитуемого, либо к субъективным, зависимым от человека. К объективным факторам следует отнести, прежде всего, особенности среды, в которой живет человек. А именно — это социально-экономические отношения, которые господствуют в ту или иную эпоху, в той или иной стране, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация. Все это, несомненно, фиксируется в значительной мере во внутреннем мире человека, определяет направленность его поведения, духовно-нравственных исканий. Конечно, моральные ценности имеют общечеловеческий характер и достаточно консервативны. Но они воплощаются в конкретных условиях жизни. Их трактовка, их роль будет пониматься у дворянина несколько иначе, чем у простого крестьянина, у богатого и у бедного. Особенно все сказывается на нравах, уровне нравственности. Скажем, путь к добру и злу у богатого будет отличаться от такого же пути у бедного. Роскошь подталкивает к разгульному образу жизни, лени, безответственности, а нищета к озлобленности, зависти, агрессивности и т.д. Еще Вл. Соловьев писал, что преступность "питается и поддерживается средою нищеты, чрезмерного механистического труда и неизбежного в этой среде одичания, так что и самые разумные и человеколюбивые пенитенциарные воздействия на личность отдельных преступников в общем оказались бы малоуспешными". Ясно, что формирование высоких нравственных убеждений в богатых и бедных районах должно идти неодинаково, с учетом специфики жизни молодого человека. Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно — его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы — гнева, ярости. Определенный отпечаток процесс нравственного вос-питания подрастающего поколения откладывает и пробле-ма взаимоотношения отцов и детей — проблема вечная, ибо уже в древнем обществе можно было встретить упреки в адрес молодых людей (легкомысленны, не чтят старших и т.д.), а молодое поколение издавна корит старших (особенно это заметно в наше демократичное время) за консерватизм, за приверженность к устаревшим обычаям, нравам. У молодежи может проявляться тенденция к моральному релятивизму, а у старшего — к морального догматизму, авторитаризму, неумению учитывать новые условия, новые конкретные механизмы воплощения вечных нравственных ценностей. Вопрос о взаимоотношении поколений требует особого рассмотрения. Ты же сейчас отмечаем, что и его важно учитывать в процессе воспитания. К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная и методическая подготовка учителя также из этого ряда факторов, ибо уровень этой подготовки в немалой степени зависит от него самого. От человека зависит, в какой степени он увлекается спортом, спиртным, азартными играми, сомнительными предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности формируются и под воздействием окружающей среды. Иначе говоря, грань между объективными и субъективными факторами довольна подвижна и условна.) От индивида, его "работы над собой" зависит, и его эмоциональное богатство или бедность. Здесь следует подчеркнуть, что субъективный фактор наиболее "отзывчив" на воспитательные действия. Учитель в состоянии существенно обогащать эмоционально-чувственный, интеллектуальный мир молодого человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости "развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств — к радости, горю, одиночеству". Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован. Своеобразным признанием данного обстоятельства является евангельский сюжет. Вместе с Христом распяли двух разбойников. Но лишь один внял проповеди богочеловека (а не простого воспитателя), а другой остался глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги нередко обходят проблему эффективности воспитательного процесса. Однако она существует, о чем свиде
24 вопрос: Марксистская этика. К.Маркс. Ф.Энгельс Маркс и Энгельс выводят этические взгляды, нормы морали из экономических отношений, из экономических условий существования классов. Марксизм отбросил идеалистические теории морали, согласно которым моральные принципы стоят над историей и выводятся из внеисторического источника – бога, абсолютной истины, абстрактного самосознания. В действительности люди всегда черпали свои моральные взгляды из своих реальных отношений, с изменением которых изменялись и моральные взгляды, представления о добре и зле. Марксистская этика утверждает,что формирование и усвоение человеком нравственных принципов и норм может происходить только в процессе практической деятельности. Связь морали с экономическими отношениями обычно бывает очень сложной. В развитии морали, как и в развитии других форм общественного сознания, имеет место относительная самостоятельность. Это означает, что новые классы не создают свои этические воззрения, полностью отличные от воззрений предшествующих эпох, а видоизменяют их, отбрасывая то, что им не нужно, и сохраняя то, что соответствует новым экономическим отношениям, положению данного класса в обществе. Основоположники марксизма видели, что в развитии морали большое значение имеет сила привычки, сила традиций, благодаря чему в обществе долгое время сохраняются определённые моральные взгляды, нормы, оценки и сохраняются даже тогда, когда исчезли или существенно изменились условия, их породившие. Они видели также, что большое влияние на мораль оказывают политика, религия, философия, искусство, а сами эти формы общественного сознания испытывают на себе влияние определённой морали. Всё это означает, что экономическое развитие определяет не прямо и непосредственно, а обычно лишь в конечном счёте мораль определяет направление, в котором видоизменяются или преобразуются моральные взгляды людей, их нормы поведения, оценки. Марксизм показал, что в «морали, как и во всех других отраслях человеческого познания, в общем и целом наблюдается прогресс», что в морали прогрессивных классов, в их этических системах, выражающих в той или иной степени интересы народных масс, борющихся против эксплуатации и угнетения, имеется положительное содержание, которое не исчезает, а развивается новыми прогрессивными общественными силами. Рабочий класс наследует лучшие моральные ценности человечества, все положительные приобретения прогрессивной этической мысли прошлого и развивает их на основе принципов классовой морали. Источники морали следует искать в общественном бытии, в реальном мире, в материальных условиях жизни людей. А так как общество развивается и изменяется, то, очевидно, и мораль, порождённая общественными отношениями, также развивается и изменяется, она не является системой вечных и неизменных норм. Причины изменения морали следует искать в изменении способа производства, который имеет определяющее значение для всех других общественных отношений. Прогресс общества, основанный на частной собственности, совершается через классовую борьбу, что опять же обусловливает классовый характер морали и теорий о ней. Марксизм доказал не только зависимость морали от общественного бытия, а раскрыл её функциональное значение. Обратное воздействие морали на породившее её бытиё, её значение для развития общества. Мораль может играть прогрессивную роль только тогда, когда она отвечает потребностям общественного развития. И наоборот, её реакционная роль определяется защитой устаревших и отмирающих общественных форм и сил. Марксизм преодолел традиционные трудности этики, выраженные в основном в противопоставлении формы содержанию морали, нравственных норм действительности, и превратил этическую теорию в науку о происхождении и сущности морали, о её роли в жизни людей. Марксистская этика исследует то, что есть в действительной нравственной жизни людей и, исходя из этого обосновывает, какой должна быть мораль будущего. Марксистская этика не удовлетворяется простой констатацией нравственных явлений, а указывает и активно утверждает новое и прогрессивное в морали общества. С изменением и развитием её объекта развивается и марксистская этика.