ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.04.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
Основные идеи этой концепции были сформулированы в работах уже упоминавшегося Ч Дарвина, Г Спенсера, П Кропоткина Например, М Дар-он отмечал, что много чувств и способностей, которые являются предметом гордости чел жидкости, можно обнаружить и у животных Животные постоянно общаются между собой, предупреждают друг друга об угрозе, взаимодействуют во время охоты, проявляют заботу, заботу к своим родственникам, трудно пережить вают одиночество Это было основанием для вывода о наличии у животных нравственных и эстетических чувствеочуттів.
По мнению М Дарвина, кроме любви и симпатии, у животных есть и ряд других качеств, которые имеют источником общественные инстинкты и которые можно было бы назвать моральными качествами Свои выводы ученый иллюстрировал при икладамы из жизни животных, в частности, указывал на проявления нравственного чувства собак и слонеів.
Выдающийся французский ученый-физиолог Шарль Летурно, прославившийся, как и ИП Павлов, своими опытами в области изучения высшей нервной системы, писал о наличии чувства вины у собак
П Кропоткин защищал и развивал идеи Ч Дарвина относительно происхождения морали Он подчеркивал исключительные значение взаимопомощи для сохранения животных видов и человечества, особенно для их прогрессивного решения развития и совершенствования Кропоткин писал: \"Взаимопомощь, справедливость, нравственность - такие последовательные шаги восходящего ряда настроений, которые мы познаем при изучении животного мира и человека Выражая сь образно, мы имеем здесь всеобщий, мировой закон органической эволюции, вследствие чего чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко заложены в человеке со всей силой врожденных ин нктив інстинктів...".
П Кропоткин называет эти три инстинкты инстинктами самосохранения, указывает на возможность их ослабления у определенной группы животных или в том или ином человеческом обществе под влиянием различных условий Но е, продолжает П Кропоткин, \"тогда эта группа неизбежно терпит поражение в борьбе за существование: она идет к упадкуанепаду".
Г Спенсер, опираясь на идеи эволюционизма, не отличал морального общения людей от отношений в животном мире В процессе эволюции мораль, по мнению ученого, является средством, возникший в ответ на потребность смягчить борьбу между эгоистическими и альтруистическими наклонностями, присущими живой природе вообще, в том числе и человекні.
Мораль, писал Г Спенсер, основывается на принципах справедливости и добродетелиСправедливость по его мнению, является право каждого человека на абсолютную свободу, одновременно должна согласовываться со свободой других индивидовблаготворительность считал он действия индивида, которые приносят другим людям наслаждение и не имеют целью получение вознаграждения
Итак, натуралистические концепции происхождения морали имеют весомые аргументы, интерес к которым периодически усиливается благодаря новым и новым открытиям в области исследований сложного поведения стадных животных особенно примате.
Однако эти концепции основываются на ошибочном подходе, по которому в современной науке закрепилось название редукционизм (от лат reduction - возвращение, восстановление) - упрощение, сведение высшего (морального общения людей) к более простому, более доступного для анализа (поведения животных) А сторонники этой к концепции злоупотребляют для подкрепления ее основных положений аналогии, не является научным методологииом.
11)Добро является наиболее общим понятием морали, которое объединяет всю совокупность положительных норм и требований нравственности и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения и в таком случае оно выступает в качестве мотива поступка. В то же время добро - качества человека (добродетель). Такое многозначное определение добра вытекает из самой природы нравственности, которая пронизывает собой все стороны жизнедеятельности людей. Зло противоположно добру. Категория зла является обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, что заслуживает осуждения и должно быть преодолено. Например, в отношениях между людьми, зло - это когда к человеку относятся не как личности как таковой, а с целью извлечь выгоду, использовать в своих корыстных целях. Зло - родовое понятие по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости, и т.п. Зло проявляется как в малом, так и в большом. Зло укоренилось в привычках, в нравах, в повседневной психологии. Когда, совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся свалить вину на другого, то тем самым мы поступаем неблагородно, мы теряем свое достоинство. Когда ради какой-то выгоды, мы поступаемся своими нравственными принципами - во всех этих случаях мы совершаем поступки, которые могут квалифицироваться как злые - как моральное зло. Действовать в морали, - значит выбирать между добром и злом. Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу; а в понятии зла — представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми. |
|
12)Справедливость — убеждение людей в том, что в мире добрые помыслы и дела должны быть вознаграждены, а злые — осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а порок и преступление — наказаны. Кроме того, у каждого человека есть не только права, но и обязанности, и его положение в обществе должно соответствовать его деяниям Если эти убеждения людей не находят подтверждения в жизни и если такого соответствия нет, то существующее положение дел воспринимается как несправедливость. Справедливость может выступать в самых разных формах: нравственного идеала, морального требования к миру и человеку, цели человеческой деятельности, оценки миро, устройства, меры поступков человека, черт его характера моральных качеств. Справедливость касается абсолютно всех сфер жизни людей — политики, экономики, права, семейных отношений и т. п. и служит основанием общественного идеала. Представления о справедливости меняются от эпохи к эпохе и потому имеют конкретно-историческое содержание; они ориентируются на существующие в обществе системы ценностей и зависят от условий жизни людей, их мировосприятия.Справедливость в обществе предусматривает под собой 2 основных действия: распределение в отношении материальных благ и воздаяние относительно участия каждого человека в жизни общества, иными словами социальную справедливость. Социальная справедливость предусматривает наличие для каждого члена общества прав и обязанностей, заслуг и признания, преступления и наказания, труда и вознаграждение за него. А также равенство перед законом граждан любого общественного слоя. Справедливость, как общественное понятие предусматривает наличие определенной свободы для любого человека, включая право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу слова и объединений, свободу в достижении общественного успеха, несмотря на разницу в стартовых возможностях. |
|
13)ДОЛГ - моральная категория, которая имеет материальную выраженность. это некий набор действий, затрат, которые индивидум обязан произвести для общества, которое обеспечивает ему более комфортные условия существования. в том числе защиту, возможность самореализации и др аспекты социального сосуществования. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - моральная категория контроля. она напрямую связана с понятием долга, так называемая "Карательная" часть контроля общества над личностью. если не исполняешь (не только свой долг, но и правила установленные обществом) несешь ответственность. характерная черта ответственности заключается в ее обязательности в независимости от знания своих обязанностей и долга в том числе. Долг и совесть — личностные категории морального сознания: с их помощью общие социально-нравственные требования трансформируются в моральные проблемы конкретного индивида. Долг — это принятие личностью необходимость подчиняться общественной воле. Совесть-способность человека практически оценивать свои поступки и переживать их. Долг – направляет, указывает, требует. Совесть именно судит, и почти не умеет указывать и направлять – разве что в слишком очевидных «минимальных» случаях, которые совесть лишь и согласна почитать за долг. Если долг – это лишь безусловный и явный моральный минимум, то совесть тяготеет к максимуму. Больше всего долг боится – поблажек и послаблений. Каждый их себе дает, позволив рассуждать. Совесть не дает поблажек. спрятаться от правды все равно невозможно. |
|
14)Счастье относится к категории морального сознания личности. Оно представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску. Содержание счастья определяется тем, в чем человек видит смысл своего существования, свое предназначение. Стремление человека к достижению исключительно своего, личного счастья в отрыве от окружающего его общества приводит к развитию эгоизма. Эгоист попирает интересы других людей на пути к счастью. Такой человек и себя делает морально искалеченным человеком. Каждый человек стремится к счастью, а задача общества состоит в том, чтобы обеспечить ему надлежащие условия для его достижения. К таким условиям относится, прежде всего, доступ к культурно-историческому наследию человечества. Ведь только развитая личность способна точно осознать, в чем состоит ее счастье, и определить задачи, которые необходимо решить на пути к нему. Современное общество пока не способно создать необходимые условия для достижения каждой личностью состояния счастья. Это задача будущего. Несомненно, что если члены общества будут счастливы, счастливым будет все общество.
15. Раскройте понятие «Нравственные идеалы»
Под нравственными идеалами понимается процесс восприятия нравственных требований через образ нравственно возвышенной личности – носителя высокой духовности и моральных качеств, которой хочется подражать в реальной жизни.
Для каждого исторического времени существовал свой нравственный идеал. Это нашло отражение в философских учениях, религиозных доктринах, литературных произведениях. Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая отрешена от мирских дел и спокойно и сосредоточено созерцает истину. Иммануил Кант характеризовал нравственный идеал, как руководство для действий и поступков, которые сверяются с «совершенным человеком», находящимся внутри каждой личности. Человек развивается, под действием этого внутреннего компаса, однако никогда не встанет с ним на одну ступень. Каждый философ, ученый, теолог видел свой нравственный идеал.
Нравственный идеал определяет цель нравственного самовоспитания личности. Действия в достижении этой цели представляют собой осознанный волевой акт, который человек совершает, мотивируя их настойчивым желанием подняться до уровня своего нравственного идеала.
Нравственный идеал влияет на содержание моральных принципов и норм. Это исходит из характера интересов человека и сложившейся жизненной ситуации. Так для любого военного нравственным идеалом служит человек, наделенный такими качествами, как мужество, доблесть, честь, благородство, в совершенстве владеющий оружием, но применяющим его только в крайних жизненных ситуациях для защиты своих близких или родины.
Понятие о нравственном идеале распространяется и на все общество. Человечество мечтает об обществе, построенном на принципах высшей справедливости и гуманности. Общественный идеал – это образ совершенного общества, который выражает интересы определенной социальной группы, ее понятия о высшей справедливости и лучшем общественном устройстве. Как нравственная категория, общественный идеал включает следующие требования: равноправное распределение всех жизненных благ между людьми, соответствия между правами и обязанностями человека, между его способностями и местом в обществе, между вкладом человека в общественную жизнь и характером вознаграждения, между личным и общественным, между добродетельным образом жизни и возможностью достижения счастья.
Достижение идеала – это конечная цель всех усилий, которое должно осуществляться высоконравственными средствами.
16. Смысл и цель жизни
Смысл жизни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»
«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)
«Зачем (для чего) жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
17 вопрос: Взаимодействие морального и политического сознания. Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав чувств и представлений, в котором по-своему выражается круг интересов, связанных с деятельностью государства и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы — экономические прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным. Да, устремления отдельных социальных групп в нем выражены достаточно ясно. Но различные классы, группы не могут сосуществовать, не учитывая, хотя бы в минимальной мере, чаяния других слоев населения. В противном случае наступает непрерывная гражданская война. Кроме того, у любого государства есть общие для всего населения интересы: охрана границ, отстаивание своих специфических устремлений на международной арене, сохранение культуры, традиций, как и элементарное человеческое сочувствие и сострадание, одобрение и т.д. Однако следует признать, что на ранних этапах развития государства (рабство, крепостничество) действительно доминировало политическое сознание господствующих сословий. В последние же столетия (особенно в ХХ веке) политическое сознание наполняется все в большей мере общечеловеческим содержанием. Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй,' вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", — этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации. В чем же различие между моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает прежде всего горизонтальные устремления людей, а моральное — не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания — это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения ("угроза страшнее наказания"), с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает лишь в виде исключения — для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков. Словом, различий между моральным и политическим: сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах, в их деятельности. И прежде всего сущность такого или иного государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали преимущественно к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как "не убий", "не укради др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания — понятие "справедливости", «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость — это следование законам, установленным государством. Для морали — справедливость — это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние дес?6?