Файл: Теория систем лаб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.04.2024

Просмотров: 491

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вариант 10

Пятеро друзей – Андрей, Борис, Виктор, Григорий и Дмитрий решили записаться в кружок любителей логических задач. Руководитель кружка дал им задание. Они должны были приходить на занятия по возможности чаще, но в разных сочетаниях, соблюдая следующие условия:

если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен присутствовать;

если Дмитрий отсутствует, то Борис должен быть, а Виктор должен отсутствовать;

если приходит Дмитрий, то Григорий пусть не приходит; Андрей и Виктор не могут одновременно ни присутствовать, ни

отсутствовать; если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но в

том случае, если не присутствует Виктор; если Виктор присутствует, но отсутствует Борис, то Григорий

должен быть, а Дмитрий должен отсутствовать.

В каких сочетаниях друзья могли посещать занятия?

Вариант 11

Один лицеист очень хотел подарить «валентинку» своей любимой девочке. Он так сильно спешил, что, подбегая к крыльцу, поскользнулся и упал. Придя в себя, он никак не мог вспомнить, кому он хотел подарить «валентинку». В голове крутились имена: Таня, Лена, Аня, Катя и Марина. Но вспомнить нужно только одно. Напрягая свою память, несчастному влюбленному удалось установить следующее:

Если я люблю Таню, то я люблю Лену или Аню. Если я люблю Лену, то я люблю Аню и Катю.

Если я люблю Аню или Катю, то я не люблю Марину. Если я не люблю Катю, то я люблю Таню и Марину.

Кого любит лицеист?

Вариант 12

В семье пять дочерей. У каждой свой гардероб с разноцветными (т.е. ни у одной нет, например, двух красных или трех зеленых) платьями (у всех разное количество, но не больше 12 нарядов). Каждая носит все свои платья по очереди, день за днем, не меняя порядка (например, красное, белое, голубое, красное, белое, голубое …).

Наблюдательная соседка заметила, что:

1 июня Бетти была в голубом платье, Барбара и Беатрис в красных, Берта в зеленом, а Белла в желтом.

11 июня две девушки были одеты в красные платья, одна в зеленое, одна в голубое и одна в белое.

11

19 июня Берта была в зеленом, а Белла в желтом, остальные в красных.

Берта была одета в желтое платье 22 июня и в белое 23 июня. 1 июля все девушки были одеты точно так же, как и 1 июня.

Кто был в зеленом платье 11 июня?

Вариант 13

Семеро друзей – Антонов, Борисов, Васильев, Глебов, Дмитриев, Егоров и Иванов – по странному стечению обстоятельств имеют совпадающие имена, причем ни один из них не является «тезкой» своей фамилии.

Кроме того, о них известно следующее:

Все, кроме Антонова и Глебова, уже женаты. Невесте Егора очень не нравится фамилия жениха. Фамилия Глеба совпадает с именем Иванова. Жены Дмитриева и Ивана – родные сестры.

Тот, чье имя совпадает с фамилией Бориса, женат, и его фамилия совпадает с именем Егорова.

Иван, Егор, Василий – брюнеты.

Остальные четверо, в числе которых Иванов, Егоров и Васильев, – блондины.

Какая фамилия у Василия?

Вариант 14

В семье пять человек: муж, жена, их сын, сестра мужа и отец жены. Их профессии – инженер, юрист, слесарь, учитель и экономист. Известно, что юрист и учитель – не кровные родственники. Слесарь младше экономиста, и оба играют в футбол за сборную своего завода. Инженер моложе учителя, но старше жены своего брата.

Назовите профессии каждого.

Вариант 15

На банкете пять подруг сидели за одним столиком. Каждая из них заказывала какой-нибудь напиток, основное блюдо и десерт. Бренда и миссис Берн пили мартини, а Бетти и миссис Браун предпочли шерри. Миссис Бэйкер была за рулем, и поэтому она попросила принести ей фруктовый сок. Бренда и мисс Броад заказывали стейк, а Берил и мисс Бейкер – ростбиф. На десерт Берил и мисс Блэк ели выпечку, а Барбара и мисс Бейкер – мороженое. Одна из подруг заказывала фруктовый салат. Ни у кого из сидящих рядом друг с другом не было двух одинаковых блюд.

Кто заказывал утку и что ела Бриджит?

12


Контрольные вопросы

1.Что такое конъюнкция?

2.Что такое дизъюнкция?

3.Что такое инверсия?

4.Чем логическое сложение отличается от логического умножения?

5.Что такое элементарное логическое высказывание?

6.Перечислите основные функции алгебры логики.

7.Будет ли истиной двойное отрицание факта?

8.Опишите процесс принятия логического решения.

9.Возможно ли решение логических задач без использования операций алгебры логики?

10.Как обозначается отрицание факта в алгебре логики?

13

Лабораторная работа № 2 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ MS EXCEL

Цель работы: закрепить навыки постановки типовых задач линейного программирования и освоить методику их решения на основе использования табличного процессора MS Excel.

Краткие теоретические сведения

Ежедневно специалисты в области экономики и менеджмента сталкиваются с задачами оптимизации. Это и премирование штатного расписания, и расчет фонда заработной платы, и планирование рекламной кампании, и еще множество задач, решаемых с помощью методов оптимизации. Наиболее легкими и показательными являются задачи линейной оптимизации.

Линейное программирование – это раздел высшей математики, занимающийся разработкой методов поиска экстремальных значений линейной функции, на неизвестные которой наложены линейные ограничения.

Задачи линейного программирования относятся к задачам на условный экстремум функции. Однако для исследования линейной функции многих переменных на условный экстремум нельзя применить хорошо разработанные методы математического анализа.

Действительно, пусть необходимо исследовать на экстремум линей-

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

n

 

ную

 

 

функцию

Z

c j x j при линейных

ограничениях

aij x j

bi

 

 

 

 

 

 

j 1

 

 

 

 

 

j 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(i

1, m) .

Необходимым условием

экстремума является

Z / x j

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

( j

 

1, n) .

Но

Z / x j

c j . Отсюда

c j 0

( j 1, n) . Так как все коэф-

фициенты линейной функции не могут быть равны нулю, то внутри области, образованной системой ограничений, экстремальные точки не существуют. Они могут быть только на границе области.

Для решения таких задач разработаны специальные методы линейного программирования, которые особенно широко применяются в экономике.

14


2.1. Линейная оптимизационная задача

Контрольный пример

Для производства столов и шкафов мебельная фабрика использует необходимые ресурсы. Нормы затрат ресурсов на одно изделие данного вида, прибыль от реализации одного изделия и общее количество имеющихся ресурсов каждого вида приведены в табл. 2.1.

 

 

 

Таблица 2.1

 

 

 

 

 

Нормы затрат ресурсов

Общее

 

 

 

 

Ресурсы

на одно изделие

 

количество

 

 

 

 

Стол

Шкаф

 

ресурсов

 

 

 

 

 

 

 

 

Древесина 1 вида

0,2

0,1

 

40

 

 

 

 

 

Древесина 2 вида

0,1

0,3

 

60

 

 

 

 

 

Трудоемкость (человеко-часов)

1,2

1,5

 

371,4

 

 

 

 

 

Прибыль от реализации одного изделия (руб.)

6

8

 

 

 

 

 

 

 

Определить, сколько столов и шкафов фабрике следует изготовлять, чтобы прибыль от их реализации была максимальной.

Решение

Для решения этой задачи необходимо построить математическую модель. Процесс построения модели можно начать с ответа на следующие три вопроса:

1.Для определения каких величин строится модель?

2.В чем состоит цель, для достижения которой из множества всех допустимых значений переменных выбираются оптимальные?

3.Каким ограничениям должны удовлетворять неизвестные?

В данном случае мебельной фабрике необходимо спланировать объем производства столов и шкафов так, чтобы максимизировать прибыль. Поэтому переменными являются: х1 – количество столов, х2 – количество шкафов

Суммарная прибыль от производства столов и шкафов равна z=6 x1+8 x2. Целью фабрики является определение среди всех допустимых значений х1 и х2 таких, которые максимизируют суммарную прибыль, т.е. целевую функцию z.

Ограничения, которые налагаются на х1 и х2:

объем производства шкафов и столов не могут быть отрицательным, следовательно х1, х2 0.

нормы затрат древесины на столы и шкафы не могут превосходить максимально возможный запас данного исходного продукта, следовательно

0,2x1+0,1x2 40,

15


0,1x1+0,3x2 60.

Кроме того, ограничение на трудоемкость не превышает количества затрачиваемых ресурсов:

1,2x1+1,5х2 371,4.

Таким образом, математическая модель данной задачи имеет следующий вид:

максимизировать функцию

z=6х1+8х2

при следующих ограничениях:

0,2x1+0,1x2 40 0,1x1+0,3x2 60

1,2x1+1,5х2 371,4.

Данная модель является линейной, т.к. целевая функция и ограничения линейно зависят от переменных.

Решение задачи с помощью MS Excel

1. Отвести ячейки A3 и ВЗ под значения переменных х1 и х2 (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Диапазоны, отведенные под переменные, целевую функцию и ограничения

2. В ячейку С4 ввести функцию цели: =6 АЗ+8 ВЗ, в ячейки А7:А9 ввести левые части ограничений:

=0,2 А3+0,1 ВЗ =0,1 А3+0,3 ВЗ =1,2 АЗ+1,5 ВЗ,

а в ячейки В7:В9 – правые части ограничений (рис. 2.1).

16

3. Выбрать команду Сервис/Поиск решения (Tools/Solver) и за-

полнить открывшееся диалоговое окно Поиск решения (Solver) так, как показано на рис. 2.2. Средство поиска решений является одной из надстроек Excel. Если в меню Сервис (Тоо1s) отсутствует команда Поиск решения (Solver), то для ее установки необходимо выполнить команду

Сервис/ Надстройки/ Поиск решения (Tools/Add-ins/Solver). Для вво-

да ограничений нажмите кнопку Добавить.

Рис. 2.2. Диалоговое окно Поиск решения задачи о максимизации прибыли на фабрике

Внимание! В диалоговом окне Параметры поиска решения

(Solver Options) необходимо установить флажок Линейная модель (Assume Linear Model) (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Диалоговое окно Параметры поиска решения

17

4. После нажатия кнопки Выполнить (Solve) открывается окно Ре-

зультаты поиска решения (Solver Results), которое сообщает, что ре-

шение найдено (рис. 2.4).

Рис. 2.4. Диалоговое окно Результаты поиска решения

5. Результаты расчета задачи представлены на рис. 2.5, из которого видно, что оптимальным является производство 102 столов и 166 шкафов. Этот объем производства принесет фабрике 1940 руб. прибыли.

Рис. 2.5. Результаты расчета с помощью средства поиска решений для задачи максимизации выпуска столов и шкафов

Индивидуальное задание

1.Построить математическую модель задачи согласно вашему варианту.

2.Решить задачу с помощью средства MS Excel Поиск решения.

3.Сделать соответствующие выводы.

18