ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
финансировании производства общественного блага. путем простого опроса населения невозможно выяснить, сколько общественных благ производить и кто заинтересован в их производстве. Примером является случай освещения улиц. Очень велико искушение уклониться от уплаты или уменьшить ее, стать «безбилетником» и переложить бремя оплаты на других. В результате возникает опасность занижения объема производства блага в целом (улица останется не освященной). При попытки выследить каждого жителя и опросить возникнут запредельно высокие трансакционные издержки. Следовательно, если нет дешевого способа отделения «безбилетников» от плательщиков, эти общественные блага целесообразно производить государству за счет налогообложения всего населения.
Государство финансирует данные проекты из бюджетных средств. Известно, что расходы на национальную оборону являются во многих странах одной из весьма значительных статей бюджета. Большую расходную статью составляют средства, выделяемые на социальные нужды и на содержание государственного аппарата. Источник их финансирования – налоги с домашних хозяйств и бизнеса. При этом отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного блага.
Итак, принимая на себя финансирование общественных благ, государство решает задачу минимизации трансакционных издержек, связанных с поиском информации.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий. Пресечение асимметричной информации.
Защита конкуренции.
Сглаживание макроэкономических колебаний. Политика поддержания доходов.
Лекция 3. ТЕОРИЯ ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ План
1.Теория трансакционных издержек. Виды издержек
2.Классификации трансакционных издержек
1. Теория трансакционных издержек. Виды издержек
Фирмы, рынки и «отношенческая» контрактация (relational contracting) являются важными экономическими институтами и представляют собой продукт впечатляющей серии организационных нововведений. Экономическая теория трансакционных издержек является частью исследовательской традиции Новой институциональной теории.
Теория трансакционных издержек - считается составной частью Новой институциональной теории и представляет собой теорию организации предприятий, объектом изучения которой служит многосторонний договор как форма организации.
Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе
13
данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.
Теория трансакционных издержек противоречит предпосылкам «идеального рынка», выделяя роль организационных форм. Она даёт объяснение взаимодействия (совместных) предприятий и рынка, таким образом помогая при выборе вида сотрудничества и формы организации. С другой стороны существуют сложности в уточнении операционных издержек, что может затруднить возможность конкретных решений.
Началом экономической теории трансакционных издержек послужила опубликованная в 1937 году работа Рональда Коуза «Природа фирмы», за которую Р. Коуз был награждён Нобелевской премией по экономике. В этой статье автор, ссылаясь на трансакционные издержки, приходит к выводу о необходимости существования предприятий как внерыночной формы проведения трансакций. Следующими важными теоретическими публикациями послужили работы Кеннета Эрроу 1969 года в частности о трансакции и трансакционных издержках. И наконец в 1985 году Оливер Уильямсон представил научную статью, содержащую подробное обобщающее описание теории трансакционных издержек.
Наряду с экономическим контекстом также были предприняты попытки использования теории трансакционных издержек в политике, хотя предмет обмена и не совсем очевиден. Так в процессе выбора происходит обмен голоса избирателя на предвыборные обещания одного из кандидатов, что связано с трансакционными издержками сбора информации.
Виды издержек
Выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
•издержки поиска информации;
•издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
•издержки измерения;
•издержки спецификации и защиты прав собственности;
•издержки оппортунистического поведения.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги. Неполнота имеющейся информации оборачивается дополнительными расходами, связанными с покупкой товаров по ценам, выше равновесных (или продажей ниже равновесных), с потерями, возникающими вследствие покупки товаров-субститутов.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе. К тому
14
же по ряду товаров и услуг допускается лишь косвенное измерение или неоднозначное. Как, например, оценить квалификацию нанимаемого работника или качество покупаемого автомобиля? Определенную экономию обусловливают стандартизация выпускаемой продукции, а также гарантии, предоставляемые фирмой (бесплатный гарантийный ремонт, право обмена бракованной продукции на хорошую и т. д.). Однако полностью ликвидировать издержки измерения эти меры не могут.
Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В
обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею. Оппортунистическое поведение - это поведение человека, заключающееся в стремлении реализовать собственные интересы, которое сопровождается проявлениями коварства и обмана. Для о. п. характерны преднамеренные нарушения контрактного соглашения, направленные на достижение личной выгоды за счет ущемления интересов партнера посредством лжи, мошенничества, воровства и проч. При заключении сделки одна из сторон, желая увеличить свою полезность в одностороннем порядке, уменьшает таким образом полезность от сделки для другой стороны. В общем понимании о. п. можно определить как поведение, которое нарушает условия контракта.
Дело в том, что поведение после заключения контракта очень трудно предсказать. Нечестные индивиды будут выполнять условия договора по минимуму или даже уклоняться от их выполнения (если санкции не предусмотрены). Такой моральный риск (moral hazard) всегда существует. Он особенно велик в условиях совместного труда — работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более, если потенциальные возможности каждого полностью неизвестны. Итак, оппортунистическим называется поведение индивида, уклоняющегося от условий соблюдения контракта с целью получения прибыли за счет партнеров. Оно может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.
2. Классификация трансакционных издержек
Классификация Т. Эггертссона 1. Издержки поиска информации о ценах и качестве товаров, а также о
потенциальных покупателях или продавцах.
Этот вид издержек подразделяется на четыре типа, связанные с поиском а) выгодной цены, б) адекватной информации о существующих товарах,
в) адекватной информации о продавцах, г) адекватной информации о покупателях.
15
2. Издержки выявления резервных позиций при эндогенных ценах.
Этот вид издержек также принято связывать с ведением переговоров, поскольку целью переговоров является максимальное приближение к резервной цене партнера. Резервная цена — это предельная цена, на которую может согласиться партнер, т. е. цена спроса для покупателя (наивысшая для него цена) и цена предложения для продавца (минимальная для него цена).
3. Издержки составления контрактов.
Главная цель при составлении контракта заключается в определении того, какие обстоятельства могут иметь место в будущем и какой должна быть
реакция на них с обеих сторон. Кроме того, здесь обычно предусматривается некая структура, которая должна будет заниматься улаживанием споров.
4. Издержки контроля за выполнением условий контракта.
По причине расхождения интересов сторон контракта у каждой из них может быть стимул в той или иной степени действовать вразрез с контрактным соглашением. В результате возникает необходимость контролировать друг друга. Кроме того, каждая сторона может и сама себя контролировать с целью сохранения своей репутации. Примером здесь является отзыв производителем своей продукции с рынка при получении информации о ее ненадлежащем качестве.
5. Издержки принуждения к выполнению условий контракта.
Данный вид издержек, прежде всего, несет государство, в частности, судебная и правоохранительная системы, и тогда к этим затратам относятся налоги. В случае неэффективности государства в плане защиты контрактов его функции выполняют альтернативные структуры, например, частные охранные фирмы или преступные группировки.
6. Издержки защиты прав собственности от посягательств третьей стороны.
Целью любой трансакции является получение неких выгод обеими сторонами. Однако на эти выгоды могут пытаться претендовать и индивиды или группы, не участвующие в контрактном соглашении, например, государство, преступные группировки или жулики. Таким образом, возникает необходимость защищать вновь возникающие права собственности. На счет этих затрат могут относиться налоги, взятки чиновникам, дань крышам и т. д.
Классификация П. Милгрома и Дж. Роббертса
Данная классификация имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет не собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с
внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором — недостатки их рациональности и/или нравственности. В
качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны.
16
Соответственно, координационные издержки осуществляются для обеспечения
состыковки планов, а мотивационные издержки — для состыковки стимулов.
Конкретные примеры той и другой разновидности представлены в табл. 1
Таблица 1. Координационные и мотивационные трансакционные издержки
Координационные издержки |
Мотивационные издержки |
|
|||
Издержки |
нахождения/доведения |
Издержки, связанные с неполнотой и |
|||
информации |
о |
характеристиках |
асимметрией информации |
|
|
трансакций |
|
|
|
|
|
Издержки нахождения партнеров |
Издержки, |
связанные |
с |
||
|
|
|
недостоверностью обязательств |
|
Издержки использования структур управления трансакциями
Классификация О. Уильямсона
Классификация О. Уильямсона выделяет такую сторону трансакций как их контрактный характер, так что все трансакционные издержки
рассматриваются в связи с контрактным процессом. Основным критерием этой классификации является момент заключения контракта, и, соответственно, трансакционные издержки разграничиваются на затраты до (ex ante) и после (ex post). Ex ante трансакционные издержки связаны с усилиями заключить наиболее выгодный контракт, ex post трансакционные издержки отражают стремление выполнить и экономически реализовать уже заключенное контрактное соглашение. Виды расходов, входящих в эти две основные разновидности трансакционных издержек представлены в табл. 2.
Таблица 2. «Ex ante» и «ex post» трансакционные издержки
«Ex ante» трансакционные издержки |
«Еx post» трансакционные издержки |
|||||
Затраты на составление проекта контракта |
Издержки в связи с плохой адаптацией к |
|||||
|
|
|
|
непредвиденным обстоятельствам |
|
|
Затраты на проведение переговоров |
Расходы на тяжбы в связи со сбоями в |
|||||
|
|
|
|
контрактных отношениях |
|
|
Затраты |
на |
обеспечение |
гарантий |
Издержки |
использования |
структур |
реализации соглашения |
|
управления, |
используемых для улаживания |
|||
|
|
|
|
конфликтов |
|
|
|
|
|
|
Затраты в связи с точным выполнение |
||
|
|
|
|
контрактных обязательств |
|
•предполагаемые (ex ante) издержки: расходы на сбор информации, переговоры, связанные с подписанием договора и другие издержки, возникающие до принятия договора;
17