Файл: Элементы математического моделирования в программных средах MATLAB 5 и Scilab (Андриевский Фрадков).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.04.2024
Просмотров: 400
Скачиваний: 1
сНачало
1Определение системы (выделение системы из среды)
1г
2Определение входов
ивыходов системы
1г
3Определение цели
1г
Построение ММ системы 4 (выбор структуры, параметров,
проверка адекватности)
|
1 г |
|
5 |
Анализ ММ системы |
|
(статический, динамический, |
||
|
статистический и др.) |
|
|
1 |
|
6 |
Формализация цели |
|
|
1 г |
|
7 |
Формализация ограничений (выбор |
|
|
множества допустимых решений) |
|
|
V |
|
8 |
Выбор решения (алгоритмизация, |
|
программирование, счет) |
|
|
|
|
|
|
i |
|
9 |
Анализ решения |
|
|
Задача |
Нет |
|
решена ? |
|
Да
Конец
Рис. 1.2. Методика математического моделирования.
21
|
|
а |
у |
б |
|
|
|
u(t) |
|
|
уО) |
|
о |
|
|
|
|
|
|
V |
в |
м |
V |
г |
|
|
о |
К t |
о |
|
|
|
|
Рис. 1.3. |
|
Этап |
1. Система - автомобиль и гараж (автомобиль, при- |
|
ближающийся к гаражу). |
|
|
Этап 2. Вход - сила тяги двигателя. Выход - пройденный |
||
путь. |
|
|
Этап |
3. Цель - автомобиль должен проехать заданный |
|
путь и затормозить. |
|
Этап 4• Построение ММ начинается с обозначения всех величин (переменных и постоянных), существенных для задачи. Введем следующие обозначения:
u(t) - сила тяги в момент времени t (входная переменная); y(t) - путь, пройденный к моменту t (выходная перемен-
ная); ут - расстояние от автомобиля до гаража (параметр).
Затем выписываются все уравнения и соотношения, существующие между введенными величинами, как в школьных задачках на составление уравнений. Если возможных урав-
нений несколько, выбирают |
простейшее. В нашей |
задаче - |
|
это уравнение динамики (второй закон Ньютона) |
|
||
|
|
|
(1.4) |
где т - масса автомобиля, а также начальные условия 1 |
|||
|
у(0)=0, |
2/(0) = 0. |
(1.5) |
1 Здесь и далее через |
будем обозначать производную по времени |
||
от функции y(f). Будем также использовать обозначение y{t) |
= py{t). |
22
Этап 5. Модель (1.4),(1.5) достаточно хорошо изучена и в детальном анализе не нуждается. Укажем лишь, что она адекватна, если можно пренебречь размерами автомобиля, ограничением на его мощность, силами трения и сопротивления и другими более второстепенными факторами.
Этап 6. Простейший вариант формализации цели
2/(«.)=»., |
(1.6) |
где t„ - момент остановки, который оказывается неудовлетворительным, поскольку в (1.6) не формализовано само требование остановки = 0, и, значит, не ясно, как система будет вести себя при t > Правильнее задать цель соотношением
y(t.) = у,, при t > |
(1.7) |
из которого следует, в частности, что y(t) = 0 при t > tm. На первый взгляд, задача поставлена и можно, пропуская этап 7 (см. рис. 1.2), переходить к ее решению, т.е. к этапу 8. Но, оказывается, однозначного решения так поставленная задача не имеет: здравый смысл подсказывает, что существует бесконечно много способов достичь цели (1.7). Значит, нужно дополнить цель правилом отбора способов, позволяющим ответить на вопрос, какой способ лучше. Зададимся следующим разумным правилом: тот способ считается лучшим, который позволяет быстрее достичь цели. Формально новую цель можно записать так:
min{tm : y(t) = у. при t > |
(1.8) |
Но теперь физические соображения показывают, что решение поставленной задачи тривиально: искомый минимум в (1.8) равен нулю! Действительно, выбрав достаточно большую силу тяги, можно придать автомобилю как математическому объекту, описываемому ММ (1.4), (1.5), сколь угодно большое ускорение и сколь угодно быстро 1 переместить его
1 Математик здесь, конечно, заметит, что минимум в (1.8), строго говоря, может не достигаться и в формулировке (1.8) нужно заменить min на inf ("инфимум" - точная нижняя грань множества). Однако ситуация от этого не изменится: формализация в данном случае не отражает существа задачи, т.е. проведена неверно. В дальнейшем, чтобы не "пугать" инженера, мы будем пользоваться обозначениями min, шах, имея в виду, что при необходимости их следует заменить на более общие inf, sup.
23
на любое заданное расстояние. Видимо, требуется ввести какие-то ограничения, исключающие бессмысленные решения. Можно было бы усложнить ММ системы: учесть ограниченную мощность двигателя, его инерционность, силы трения и т.д. Однако разумнее попытаться остаться в рамках ММ (1.4), (1.5), (1.8), введя дополнительно лишь ограничения на силу тяги:
- а < u{t) < Ь. |
(1.9) |
Таким образом, чтобы придать задаче смысл, нам пришлось возвратиться на этап 7.
Этап 8. Лля решения задачи можно было бы применить мощный и хорошо разработанный аппарат теории оптимального управления (вариационное исчисление, принцип максимума Понтрягина и др., см., например, [95, 75]). Однако сначала надо попытаться решить задачу элементарными средствами. Лля этого часто бывает полезно перейти к геометрической интерпретации задачи, чтобы привлечь нашу геометрическую интуицию. Естественная интерпретация, в координатах "время - пройденный путь"(рис. 1.3, б), не дает ключа к решению, так как не позволяет в удобной форме представить ограничения на допустимые траектории движения автомобиля. Дело меняется коренным образом, если пе-
рейти к другой ММ. |
Введем новую переменную v(t) |
= t/(f) |
||
(скорость). Тогда вместо (1.4),(1.5) возникает уравнение |
||||
mv = и, |
v(0) |
= 0 , |
(1.10) |
|
цель (1.8) запишется в виде |
|
|
|
|
min{f* : / |
v(s)ds |
= ут |
при t > f»}, |
(1-И) |
Jo |
|
|
|
а ограничения (1.9) превратятся в ограничения на скорость изменения новой переменной:
- а/т < v(t) < b/m. |
(1.12) |
Итак, мы изменили выход системы, из-за чего пришлось за-
ново пройти этапы |
2 - 6 . |
|
|
|
Геометрическая |
интерпретация движения |
системы (1.10) |
||
- (1.12) в плоскости |
{v, t} изображена на рис. 1.3, |
е. Из |
||
него видно, что для |
решения задачи нужно |
найти |
кривую |
24