ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17)Роль художественного творчества в социализации подрастающего поколения.Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в свободное время.От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.Следующей рассмотренной проблемой стала эффективность организованного досуга как одной из составляющих процесса социализации.Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно – досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи

Анализ работы профессора Салахутдинова Р. Г. показал, что в нашей стране существует множество различных способов организации молодежного досуга. Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи, заложены основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности. “Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.


СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

Общественно-политическое самодеятельное творчество:

- правово политической направленности;

- историко-культурный и экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите прав потребителей;

- лоббистские организации и группировки;

- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

- религиозной и экстремистской направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения интересов масс;

- выступают как школа политического воспитания;

- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;

- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);

- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;

- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;

- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;

- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;

- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.

Функции:

- ознакомить с достижениями НТП;

- развитие творческих способностей человека;

- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;

- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;


- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.

3. Самодеятельное художественное творчество:

- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

Функции:

- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

- краеведение, природоведение;

- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

- изучение живой фауны;

- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

- любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.

Функции:

- экологическое просвещение;

- благоустройство, озеленение района, города;

- формирование умений и навыков рационального природопользования;

- воспитание любви и патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

- туризм, альпинизм;

- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);

- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

- шахматно-шашечный, нарды;

- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Функции:

- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

- воспитание физической культуры;

- пропаганда здорового образа жизни;

- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;


- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);

- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Функции:

- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;

- вовлечение людей в социально-культурную практику;

- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

- формирование культуры быта.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.; культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.

питательные – это культура личности, т.е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.


18)Место фольклора в народном искусстве и художественном творчестве.

Фольклор, в переводе, означает «народная мудрость, народное знание». Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы, т.е. фольклор — это народное историческое культурное наследие любой страны мира.  Произведения русского фольклора (сказки, легенды, былины, песни, частушки, танцы, сказания, прикладное искусство) помогают воссоздавать характерные черты народной жизни своего времени.  Творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Искусство слова было тесно связано с другими видами искусства — музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «синкретизмом».  Фольклор был искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказок, сюжеты которых основывались на мечту, на мудрость, на этический вымысел. . Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение и пляска, рассказывание и разыгрывание).  С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни: романсы, анекдоты, рабочий, студенческий фольклор. Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются и по ним снимают мультфильмы и художественные фильмы. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат.На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой творчества. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура. А некоторые жанры (не только исторические песни) отражают историю данного народа.в условиях развитого индустриального общества сознательно поставленная задача активного сохранения и развития фольклорного наследия на его собственной эстетической основе требует освоения поэтической системы фольклора на почве высокой профессионализации творчества, специальной подготовки творческих кадров, глубокого научного изучения поэтической системы самобытного народного творчества.Так, на одних стадиях развития общества и культуры отличие фольклора от "художественного" искусства выступает, прежде всего, как различие учено-литературной линии творчества и устной традиции, идущей от народных преданий и стихийного мировоззрения народных масс. В другие эпохи воспроизводство фольклорной традиции не требовало творческой специализации, фольклор выступал как "непрофессиональное" творчество в противоположность профессиональной деятельности специально обученных художников и их искусству. В иных условиях могут оказаться значимыми, конститутивными и иные признаки.