ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11)Возрождение народной художественной культуры в современных условиях.

Век XIX, рубеж XIX – XX веков – время возрождения народной художественной культуры силами и стараниями образованного сообщества - активистов этнографического и фольклористического движений, профессиональными художниками. Впоследствии народная культура способствовала формированию такого направления в изобразительном искусстве и архитектуре, как неорусский стиль. ХХ век – время консервации традиционных видов русского декоративно-прикладного искусства в качестве народных промыслов: школы и традиции – превращение в элемент рынка, промысел. Развитие фольклористики в среде университетов. Современные судьбы разных видов и жанров народной художественной культуры многообразны, различны их удельный вес в современном народном репертуаре, отношение к ним аудитории, функции в современном народном быту. Вместе с тем намечаются и общие тенденции затухания традиционных жанров в целом. Тенденции эти, явные в судьбе заговоров, обрядовой поэзии и былин, менее выражены в сказке и лишь слабо намечены в традиционной лирической песне. Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия. В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные, оппозиционные друг другу тенденции: 1) процессы глобализации – процесс постоянного заимствования культурных ценностей в мире, образование неких единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству. При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов: они способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей, но в то же время обостряется возможность утраты народами своей культурной самобытности. 2) процессы регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов – потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве. В то же время нельзя утверждать, что народная художественная культура полностью трансформируется и теряет свою актуальность, поскольку в вариативности, постоянной трансформации в границах традиции и есть суть народной культуры.


12)Русский земледельческий календарь – как комплекс магических обрядов, ритуалов и гаданий.

Слово календарь восходит клатинскому «calendae» (первый день месяца), а оно, в слою очередь, к глаголу «Calare», что значит выкликать.  Календари создавались в разных уголках Земли, ибопотребность измерять время возникала у всех народов, как только осознаваласьпериодичность явлений природы (смена дня и ночь, времен года).  Упорядоченный счет времени –итог длительного развития человеческой мысли. Наблюдений и опыта, необходимое условие для дальнейшего развития цивилизации. Славяне не были исключением. Основным занятием восточных славян (и русских втом числе) было земледелие. Культура в целом, праздники, обряды носили земледельческий характер. Календарь русского крестьянина представлял собой сложное явление, включающее в себя знание природы, осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт. Это своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с его праздниками и буднями, обрядами, произведениями устного народного творчества, установившимися веками нормами общественной жизни. Жизненный уклад земледельца изначально определялся в первую очередь сменой времен года, поворотными сроками СОЛНЕЧНОГО календаря.Особо выделялись четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннее равноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние святки. Каждый из этих четырех сроков у разных народов в разное время служил днем, с которого исчислялся Новый год.  Слово «Лето» имело два значения –«время год» и «год» (Столетие, летоисчесление, летописец и т.д.)  На Руси в течение некотороговремени существовало три календаря – гражданский, церковный, народный (аграрный), которые, то совпадали, то расходились.  Как бы ни менялись официальные сроки начало года, народное времяисчисление по-прежнему опиралось на смену времен года и за основные вехи принимало период зимнего солнце ворота –Спиридоньев день, (позднее перенесенный на 25 декабря – Рождество Христово???).  В определении сроков и продолжительности времен года крестьянин целиком исходил из реальных климатических условий, которые регулировали его трудовую деятельность ихозяйственный быт.  Поворотные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четыре примерно равные части, но всознании земледельца эти отрезки не полностью совпадали с календарнымивременами года. (Короткое северное лето и длинная зима). Народ ощущал измененияв природе и реагировал на происходящее практическими действиями.  В крестьянском понимании осень в среднерусской полосереально начиналась с Ильина дня (2 августа по новому стилю) и знаменовалась периодом уборки урожая, продолжаясь до праздника Покрова Богородицы (14октября).  Зима  Весну начинали призывать в марте, а началом ее считали Егорьев день (6 мая). Собственно лето для крестьянина - это короткое время с праздника Ивана Купалы (7 июля) до Ильина дня (2 августа). Редко – до первого (медового) спаса.  Сезонный календарь северных широт Весна – с 6 мая по 7 июля (периодпосева и посадок) Лето – с 7 июля по 2 августа (периодсенокоса) Осень - с 2 августа по 14 октября (сбор урожая) Зима – с 14 октября по 6 мая (период домашней работы, заготовка древесины для постройки дома) Помимо основных годовых сезонов выделялись переходные периоды: пролетье (поздняя весна– раннее лето), молодое бабье лето (конец лета, начало осени), осенины(середина сентября), позимье (октябрь). По народным представлениям двеполовины года взаимовлияют и обуславливают друг друга (зима с летом, осень с весной). Эти сравнения отражены в русском фольклоре: пословицах, приметах, загадках и пр. В земледельческом календаре всесоставные части увязаны. Одно время года определяется по другому времени.А каждый месяц составляет пару спротивоположным ему месяцем второго полугодия. (22 декабря – день зимнего солнцестояния - солнце на лето – зима на мороз, 22 июня – день летнего солнцестояния – солнце на зиму - лето на жару)  По характеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу; март, апрель и май соответствуют сентябрю, октябрю и ноябрю и наоборот.



13)Народный месяцеслов – энциклопедия «народный знаний и представлений».

Для начала стоит немногорассказать о том, откуда пошел календарь. Так, слово «календарь» восходит клатинскому calendae (что в переводе означает «первый день месяца»), а оно, всвою очередь, идет от слова calare — «выкликать». Дело в том, что в ДревнемРиме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого днякаждого нового месяца. Созвучно этому слово «календариум» — книга, кудазаписывались долги, проценты, по каким нужно было платить, и новолуния. Однакосами календари были созданы независимо от Древнего Рима. Многие из нихпоявились задолго до того, другие уже после него. Этот процесс происходил вразных уголках Земли, ибо у людей возникла потребность измерять время, кактолько начала осознаваться периодичность явлений природы, таких, как смена дняи ночи, времен года. Нет нужды доказывать, что упорядоченный счет времени, содной стороны, становится своеобразным итогом длительного развития человеческоймысли, наблюдений и опыта, с другой — необходимым условием для дальнейшегоразвития цивилизации. В наши дни все страны в международных отношенияхпользуются общепринятым солнечным григорианским календарем. Однако вовнутренней и религиозной жизни некоторые употребляют лунные и солнечно-лунныекалендари. Не были исключением в процессе создания календаря и славяне. Им тожепришлось осваивать способы времяисчисления, вырабатывать свой календарь с оченькрупными и достаточно мелкими единицами, такими как понятия «век», «аноха» иобозначения частей суток (день, ночь, сумерки и т.д.).

На Руси календарьназывался месяцесловом. Он охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» подням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники илибудни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Таккак народный календарь был изначально календарем земледельческим, то этоотразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Дажеопределение сроков и продолжительности времен года связано с реальнымиклиматическими условиями. Отсюда же некоторые несовпадения названий месяцев вразных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так иноябрь.

Русский народный календарь – это и земледельческий календарь, хранящий твердые знаниянашего народа о ведении хозяйства, о земле. По сути дела – это руководствожизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскомучеловеку от рождения до смерти.


В народном календаре практически не существовало дней «неотмеченных», ибо каждыйдень рассматривался в едином целом со всем годом, был подготовлен днемпредыдущим и готовил день последующий.

Месяцеслов создавался для того, чтобы помогать крестьянину в его жизни при начале иокончании работ в поле и на огороде, и был связан с явлениями природы ивсевозможными приметами (примет в народном календаре около 1000). Народныйкалендарь вполне может служить своего рода энциклопедией крестьянского быта сего праздниками и буднями, так как он включает в себя знание природы,осмысление закономерностей человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт,обряды, нормы общественной жизни, произведения устного народного творчества.Это был своеобразный дневник и энциклопедия крестьянского быта с егопраздниками и буднями. Глубинной основой русских календарных обычаев и обрядовявляется земледельческое мировоззрение с характерным для него осознаниемвзаимосвязи человеческого и природного, с идеей обмена между этими сферами, сверой в наличие внешних (часто сверхъестественных) сил, с которыми человексвязан отношениями ритуального договора. В народном представлении календарьобладал сакрально-профанным единством, что закреплено в таких важнейшихпонятиях, как обряд, порядок, обычай, которые у восточных славян обозначаликонкретные стереотипизированные способы человеческой жизнедеятельности, а такжесистему символических действий, придающих прагматической, мирской сторонекалендаря сакрализованный и эмоционально окрашенный характер.

Оказывало влияние нанародный календарь и то, что жизненный уклад земледельца изначально определялсясменой времен года, поворотными сроками солнечного календаря. Особенно здесьвыделяются четыре момента: зимний и летний солнцевороты, весеннее и осеннееравноденствия. В русском аграрном календаре им соответствовали зимние Святки(конец декабря — начало января), Иван Купала — 24 июня (7 июля), март исентябрь. В качестве подтверждения важности четырех указанных сроков стоитсказать, что каждый из них у разных народов и в разное время мог служить днем,с которого начинал исчисляться новый год. Определяя сроки и продолжительностьвремен года, крестьянин целиком исходил из тех реальных климатических условий,которые регулировали его трудовую деятельность и хозяйственный быт. И хотяповоротные точки солнечного движения по небесной сфере делили год на четырепримерно равные части, в сознании земледельца эти отрезки не полностьюсовпадали с календарными временами года. Так, для большинства районов Россиисамым длинным сезоном оказывалась зима. И народ, чутко следивший за изменениямив природе, остро реагировал на происходящие перемены. При этом ему не было деладо того, что по календарю осень длится всего три месяца. Холод, которыйприходил в октябре, говорил крестьянину среднерусской и северной полосы онаступлении зимы, об исчезновении солнечного тепла, об омертвении природы. Кроме основных годовых сезонов,выделяются переходные, промежуточные периоды: пролетье (поздняя весна — раннеелето), молодое бабье лето (конец лета — начало осени), осеницы (серединасентября), позимье (обычно октябрь) и др. Между двумя половинами года крестьяневидели тесную связь и то, что они взаимно влияют и обусловливают друг друга.Все это нашло выражение в фольклоре, в котором сравниваются зима с летом, осеньс весной. В земледельческом календаре все составные части тесно увязаны: каждыймесяц составляет пару с противоположным ему месяцем второго полугодия. Так, похарактеру погоды декабрь, январь, февраль соответствуют июню, июлю, августу. Вто же время как март, апрель и май — сентябрю, октябрю, ноябрю, и наоборот.