ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Литература
Арно А.Николь П. Логика, или Искусство мыслить. - М.,1991. Декарт Р. Сочинения в 2 томах,т.1. - М.,1939.
Вышеславцев Б.П. Декарт и современная философия // Этика преображенного Эроса. - М.,1994.
Григорьян Г.П. Декарт, эгоцентрический предикат и проблема чужих сознании. - ж.В.Ф.,1980, № 11.
Кайдаков С.В. Декарт: проблема ...объекта познания. -ж.В.Ф.,1986, № 6.
Койре А. Ньютон и Декарт // Очерки истории философской мысли.-М.,1985. Ляткер А.Я. Декарт. - М.,1975.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. - И..1993. Стрельцова Г.Я. Декарт и Паскаль. - ж.В.Ф.,1985, № 3. Хайдеггер М. Европейский нигизм // Время и бытие. - М.,1993. Фишер К. История новой философии: Декарт. - СПб.1994.
Артамонова Ю.Д. Ум в интерпретации Аристотеля и Декарта и некоторые особенности новоевропейской логики. - ж.Всстник МГУ,сер.7,1993,№ 6.
ВАРИАНТ "Б". Бенедикт Спиноза.
1. Понятие "субстанции", ее атрибутов и модусов. Принцип "causa sue" и его значение для последующего развития человеческого познания.
2.Человек в картине мира Спинозы. Свобода как познанная необходимость. 3.Гносеология Спинозы. Рациональная интуиция. Истина.
4.Учение о нравственности.
Литература
Спиноза Б. Этика. - СПб.1993.
Ильенков Э.В. Мышление как атрибут субстанции // Диал. логика. - М.1984. Соколов В.В. Спиноза. - М.,1973.
Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. - М.,1964.
Парсонс Г. Концепция реализации человека у Спинозы.-ж.В.Ф.,1978,№ 9. Соколов В.В.Теоретическое наследие Спинозы. - ж.В.Ф.,1977, № 4..
Мельвиль Ю.К. Декарт и Спиноза о начале философии. - ж.В.Ф.,1978,^2.
ВАРИАНТ "В". Философия Готфрида Лейбница
1.Монады и их свойства. Проблема верховной монады. 2.Предустановленная гармония. Теодицея. 3.Определение человека и его свободы воли. 4.Познание, знание, критерии истины.
Литература
Лейбниц Г.В. О способе отличения феноменов реальности от воображаемых
- ж.В.Ф.,1989. № 4.
Лейбниц Г.В. Сочинения в четырех томах, т.1,2. - М.,1982-1983. Погребысский И.Б. Готфрид Вильгельм Лейбниц. - М.,1971.
Деборин А.М. Лейбниц как социальный мыслитель. - Ж.В.Ф..1961, № 3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г.ВЛейбница. - М.,1973.
Общая литература к теме № 10.
Аверинцев С.С. Два рождения европейского рапионализма.-ж.В.Ф.,1989,№3. Хесле В. Гении Нового времени. - М.,1992.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии.Кн.3.- СПб.1994.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.1, разд. 7 § 1.
Нарский И.О. Западноевропейская философия ХУП века. — М.,1974. Рассел Б. История западной философии.- М.,1993.
Реале Дж,,Антисери Д. Западная философия от истоков... .З.-СПб,1996. Фейербах Л. Ренэ Декарт. Бенедикт Спиноза. Изложение, развитие и критика философии Лейбница // История философии. Собр. произв. в 3 томах, тт.1,2. -
М..1967, 1974.
Шашкевич П.Д. Эмпиризм и рационализм в фил-фии Нов.времени.-М.,1976
Л
Тема№ 11. Философия Иммануила Канта
ВАРИАНТ "А". Гносеология Канта
1.Источники кантовской теории познания: Юм и Декарт.
2.Понятия |
"опыта" и "трансцендентального |
субъекта". |
Аналитические |
и |
||||||
синтетические суждения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3.Априорное у |
Канта. Самосознание и |
трансцендентальная |
апперцепция. |
|||||||
4.Проблема источника всеобщего и безусловного в человеческом опыте. |
|
|||||||||
Трансцендентальные идеи. Антиномии. |
"Вещи-сами-по-себе" |
и |
"вещи-для- |
|||||||
нас". |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература |
|
|
|
|
|
|
||
Кант И. Критика чистого разума. - М.,1994. |
|
|
|
|
|
|
||||
Кант И. Критика способности суждения. - СПб,1995. |
|
|
|
|
|
|||||
Абрамян Л.А. Априоризм Канта. ж.В.Ф.,1972, № 10. |
синтетическом |
знании. |
||||||||
Абрамян |
Л.А. Учение Канта |
об аналитическом и |
||||||||
ж.В.Ф., 1976, № 2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Шопенгауэр А. Критика кантовской философии // 0 четверояком корне... Мир |
||||||||||
как воля и представление, т.1. - М.,1993. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
"Критика чистого разума" и современность. - Рига, 1984. |
|
|
Канта// Обос- |
|||||||
Лосский |
Н.0. Догматические предпосылки теории знания |
|||||||||
нование интуитивизма. - М.,1991. |
Кантовское учение |
о |
трансцендентальном |
|||||||
Любутин |
К.Н.,Пивоваров Д.В. |
|||||||||
субъекте.// Диалектика субъекта и объекта. - Екатеринбург,1993. |
|
|
|
|||||||
Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии // Время и бытие. - М.,1993. |
|
|
|
|||||||
Шинкарук В.И. Теория познания Канта. - Киев,1974. |
|
|
|
|
|
|||||
Ойзерман Т.И. Проблема активности в философии Канта. -ж.В.Ф.,1981.№11. |
|
|||||||||
Ойзерман Т.И. Учение Канта о "вещах в себе" ... - ж.В.Ф.,1974, № 4. |
|
|
||||||||
Ойзерман Т.И. Фил-я Канта как ...ревизия метафизики - ж.В.Ф.,1992, № 11. |
|
|||||||||
Свасьян К.А. Проблема феноменологии ...Канта. - ж.В.Ф.,1980, № 11. |
|
|||||||||
Шмелев В.Д. Кантовское понимание высшей сущности. - ж.Ф.Н.,1988,М. |
|
|||||||||
ВАРИАНТ "Б". Этика Канта |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.Теоретический и практический разум: их роль в человеческом опыте. |
|
|||||||||
2.Гетерономное |
и автономное |
обоснование |
человеческой |
нравственности. |
Постулаты практического разума.
3.Антропологические и рационалистические мотивы этики Каыта. Категорический императив.
4.Кантовская интерпретация человеческой свободы и долга.
Литература
Кант И. Сочинения в шести томах.- М.,1963-1966. Дробницкий О.Г. Кант - этик и моралист. - ж.В.Ф.,1974, №4.
Троепольский А.Н. Кант и современность: о логике применения категорического императива в моральной практике.- ж.Ф.Н.,1991, № 1.
Ойзерман Т.И. К характеристике трансцендентального идеализма И.Канта: метафизика свободы. - ж.В.Ф.,1996, № 10.
Общая литература к теме № 11.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. - М.,1973. Библер B.C. Кант - Гадилей - Кант. - М.,1991.
Булгаков С.Н. Экскурс о Канте // Сочинения в двух томах,т.1.- М.,1993. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.,1988, - С.85-99.
Гринишин Д.М.,Корнилов С.В. Иммануил Кант. - Л.,1984. Гулыга А. Кант. - М.,1981.
Попов С.И. Кант и кантианство. - М.,1961.
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. - СПб.1994. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.,1986.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 1, § 1.
Нарский И.О. Западноевропейская философия XIX века. - М.,1976. Рассел Ь. История западной философии. - М.,1993.
Реале Дж.,Антисери Д. Западная философия от истоков ...Кн.3.- СПб.1996. Соловьев B.C. Кант// Сочинения в двух томах,т.2. - М.,1988.
Тевзадзе Г. Иммануил Кант. - Тбилиси, 1972. Философия Канта и современность. - М.,1974. Философия Канта и современный идеализм. - М.,1987. Царский И.О. Кант. - М.,1978.
М
Тема № 12. Философия Г.В.Ф.Гегеля
ВАРИАНТ "А". Логика и диалектика Гегеля |
|
|
|
|||
1.Принцип |
тождества |
мышления |
и , |
логикибытия |
и |
теории |
познания.Абсолютная идея и привода, бсолютная |
идея и |
человеческое |
||||
сознание /"субъективный дух"/. |
|
|
|
|
|
2.Формальная логика и логика"диалектическая*. Мир как развивающееся
системное целое /историзм/. Деятельностное видение мира/начало, |
"цель", |
|||||
равно результату, "концу"/. |
|
|
|
|
|
|
3.Основные операции /"отрицание", "снятие","удержание","восстановление"/ |
||||||
и "законы" диалектического |
способа |
рассмотрения |
явлений/"переход |
|||
количественных |
изменений |
в |
качественные", "динство |
и |
борьба |
противоположностей", "отрицание отрицания"/.
4.Смысл и сфера действия"диалектики", "диалектика" и "диалектический материализм". Диалектика и другие универсальные"объяснительные схемы" /системный, эволюционный подходы, синергетика и др./.
Литература
Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3 кн. - М..1970-+1973. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. - СПб.1992.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3 т. - М.,1975-1977. Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. - М.,1990.
Быкова М.Ф. Понимание мышление ...Гегеля. -ж.В.Ф., 1986. № 4.
Ильенков З.В. Вершина, конец и новая жизнь диалектики/Гегель и конец старой философии/ // Философия и культура. - М..1991.
История диалектики.Немецкая классическая философия.-М.,1978,гл.4. Красиков В.И. Метафизика самоопределения. - Кемерово,1995,гл.5,§1.
Кричевский А.В. Учение Гегеля об абсолютном духе как спекулятивная теология. - ж.В.Ф., 1993, № 5.
Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления /К критике гегелевского учения о формах познания/. - М.,1968.
Мотрошилова Б.В. Путь Гегеля к "Науке логики" /формирование принципов системности и историзма/. - М.,1984.
Мотрошилова Н.В. Принцип систем. в "Науке Логики"-ж.В.Ф. 1980 № 10. Хайдеггер М. Гегель и греки // Время и бытие. - M.,1993.
ВАРИАНТ "Б". Философия истории и история философии Гегеля
1.Абсолютная идея, мировой дух и человеческая история. Всеобщее и единичное, народ и индивид у Гегеля.
2.Цель, смысл и критерии прогресса человеческой истории. Проблема свободы. Индивид и великая личность.
3.Имманентность философии духовному развитию человечества.Философия и эпоха.
4.Философия и индивидуализация, философия и рефлексия.
5.Философия как автономная область человеческой культуры. История философии как прогресс "одной" философии.
Литература
Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3 кн. - СПб.1994. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб.1993.
Асмус В.Ф. Диалектика необходимости и свободы ...Гегеля. - ж.В.Ф.,1995,№ 1. Ойзерман Т.И. Фил-фия Гегеля ...о первичности свободы. - ж.В.Ф.,1993,№ 11. Ойзерман Т.И. Фил-фия истории и история фил. ...Гегеля. - ж.Ф.Н.,1983.№ 4.
Общая литература к теме № 12.
Ильин И.А. Философия Гегеля ... в 2 томах. - СПб.1994.
Красиков В.И. Философия как концептуальная рефлексия(философская пропедевтика) – Кемерово, 1999, ч.2, разд. 1, § 2.
Киссель М.А. Гегель и современный мир. - Л.,1982. Соловьев Вл.С. Гегель // Сочинения в 2 т.,т.2. - М.,1988.
Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Сочинения.т.1.- М.,1995. Философия Гегеля и современность. - М.,1973.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.,1986. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века.-М.,1976. Рассел Б. История западной философии. - М.,1993.
Н
Тема №13. Социальная философия Карла Маркса
ВАРИАНТ "А". Антропологический гуманизм раннего Маркса
1.Формирование |
взглядов |
молодого Маркса: диалектика Гегеля, критика |
||
религиозного |
отчуждения |
и |
антропологизм |
Фейербаха, революционно- |
критические ориентации левогегльянцев и Макса Штирнера. 2.Гуманистическая проблематика "Экономическо-философских рукописей 1844 года": а/проблема отчуждения; в/проблма всеобщности и целостности человека; в/проблема человеческой природы; г/коллкктивизм и индивидуализм.
3."Манифест Коммунистический партии" и переход к идее социального насилия как средства радикального преображения человеческого развития.
Литература
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М..1993. Бубер М. Гегель и Маркс // Два образа веры. - М.,1995.
Давыдова Г.А. Проблема отчуждения человека и природы в философско-исто- рической концепции К.Маркса. — ж.В.Ф., 1993, № 5.
Маркович М. Маркс об отчуждении. - ж.В.Ф.,1989, № 9.
Маркс К. Эконом.-философ. рукописи 1844 г.//М.иЭ. Соч., т.42. - М.,1974. Лапин Н.И. Молодой Маркс. - М.,1986.
Лошакова С.А. К предыстории формирования марксизма. - ж.В.Ф.,1987.№3. Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страницам произв. К.Маркса. - М.,1983. Ойзерман Т.И. Формирование марксизма. - М.,1974.
Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека.- ж.Фил-ия и общ-во, 1998, №3. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Душа человека. - М.,1992. Фридерици В. Становление философских взглядов Карла Маркса на проблему человека. - ж.Ф.Н.,1984, № 2.
ВАРИАНТ "Б". Материалистическое понимание истории
1.Теоретические источники: идеи французских историков времен Реставрации, английская классическая политэкономия /А.Смит.Д.Рикардо и др./ 2.Теоретические новации: а/принципы приоритета практики/массовой производственной деятельности/ и эволюции материальных средств труда
для понимания |
|
глобальной |
человеческой |
|
истории; б/системно-модельный |
|||
/организменно-модельный/ |
подход к |
обществу– понятие |
"общественно- |
|||||
экономической |
формации', |
структура |
формации /"базис |
и надстройка", |
||||
"производственные |
отношения |
и |
производительные ", силы"формы |
|||||
общественного |
|
сознания"/; в/пятичленная |
схема |
прогрессирующего |
||||
исторического |
процесса |
и |
универсальные |
|
законы человеческого развития |
/"закон соответствия", "закон революций" и др./ 3.Свобода и необходимость, индивидуальность, народ и великая личность в концепции Маркса.
Литература
Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы.// Сочинения,т.20.-М..1961. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология // Сочинения.т.3. - М.,1955.
Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. - М.,1994. Гуревич А.Я. Теория формаций и реальность истории. -ж.В.Ф.,1990,№11. Кутырев В.А. Общест.-эконом. формация как система. -Ж.Ф.Н..1983, № 6. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. - М..1991.
Поппер К. Нищета историцизма. - ж.В.Ф.,1992, №№ 8-10.
Плеханов Г.В. Материалистическое понимание истории. – ж.Философия и общество, 1998, № 3.
Семенов Ю.И. Марксова теория общественно-экономических формаций и современность. – ж. Философия и общество, 1998, № 3.
ВАРИАНТ "В". Учение о коммунизме. Генеалогия идеи коммунизма.
1.Коммунистические идеи до Маркса: уравнительные настроения раннехристианских сект; хилиахм сектантских и крестьянских движений эпохи Реформации; литературные утопии; утопический социализм /Сен-Симон, Оээн, Фурье/.
2.Образ "коммунистического общества" у Маркса /две фазы коммунизма/ и теоретические пути его построения в советской философской литературе. Реалии советсвого общества и идея коммунизма.
3.Перспективы коммунистической идеи: крах или обновление? Проблема "цели" и "средств" в проектах "осчаствливливания" человечества.
Литература
Маркс К.,Энгелъс Ф. Критика Готской программы // Соч.,т.19. -М.,1960 Маркс К.,Энгельс Ф. Манифест Коммунист, партии // Соч.,т.18.-М.1960. Булгаков С. Карл Маркс как религиозный тип //Соч. в 2 т.,т.2.-М,1993.
БутенкоА.П. Виноват ли Маркс в "казарменном социализме"? -Ф.Н.,1989, № 4. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. - М.,1994.
Лебон Г. Психология социализма. - СПб. 1995.