ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.05.2024
Просмотров: 228
Скачиваний: 0
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»
Социально-гуманитарный институт Кафедра экономики социальной сферы
С. А. Мухамедиева
ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
Учебное пособие для студентов по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» и направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность»
Кемерово 2012
УДК 338.467.6(0758) ББК 65.49я73
М92
Утверждено на заседании кафедры экономики социальной сферы
16.04.2012 г., протокол № 9.
Утверждено на заседании учебно-методического совета Социально-гуманитарного института 23.04.2012 г., протокол № 7.
Рецензенты:
канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой экономики социальной сферы КемГУКИ Н. М. Трусова;
канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Кемеровского института (филиала) РГТЭУ Т. В. Долгих
Мухамедиева, С. А.
М92 Экономика социально-культурной сферы [Текст]: учеб. пособие для студентов специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» и направления подготовки 071800 «Социальнокультурная деятельность» / С. А. Мухамедиева; Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т культуры и ис-
кусств, 2012. – 130 с.
ISBN 978-5-8154-0219-5.
В учебном пособии в систематизированном виде излагается материал, касающийся особенностей экономических отношений в социально-культурной сфере. Пособие соответствует содержанию подготовки студентов по специальности 071401 «Соци- ально-культурная деятельность» и направлению подготовки 071800 «Социальнокультурная деятельность» и может быть использовано при изучении дисциплин «Экономика СКС», «Экономика культуры», «Организация и экономика малого предприятия в социально-культурной сфере».
УДК 338.467.6(0758) ББК 65.49я73
ISBN 978-5-8154-0219-5 |
© С. А. Мухамедиева, 2012 |
|
© Кемеровский государственный университет |
|
культуры и искусств, 2012 |
|
2 |
ВВЕДЕНИЕ
К числу наиболее важных проблем всегда относилась проблема бытия человека, его существование в конкретной сфере жизни общества (образование, культура, здравоохранение). Экономика социально-культур- ной сферы призвана обеспечить успешное функционирование этой сферы жизни человека и общества.
Современный уровень развития социально-культурной сферы требует формирования понятийного аппарата, учитывающего отраслевую специфику и особый хозяйственный механизм. Это связано с тем, что деятельность людей в социально-культурной сфере имеет социальноэкономический характер, поэтому экономические понятия, распространенные в других экономических дисциплинах, для характеристики явлений, событий, процессов, происходящих в социально-культурной сфере, применять не всегда возможно.
«Экономика социально-культурной сферы» является одной из профилирующих дисциплин, изучение которой способствует формированию специалиста в соответствии с требованиями, предъявляемыми квалификационной характеристикой и государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к студентам, обучающимся по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность». Изучение экономических проблем и законов функционирования экономики со- циально-культурной сферы позволит сформировать у студентов, обучающихся по направлению подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность», следующие компетенции:
-быть способным находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовым нести за них ответственность;
-быть способным анализировать социально-значимые проблемы и использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
-быть способным осуществлять финансово-экономическую и хозяйственную деятельность учреждений культуры, учреждений и организаций индустрии досуга и рекреации;
-быть готовым к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы.
Цель учебного пособия «Экономика социально-культурной сферы» – предоставить студентам, обучающимся по специальности 071401 «Соци- ально-культурная деятельность» и направлению подготовки 071800 «Со- циально-культурная деятельность», систематизированное и обобщенное знание об основных экономических процессах в социально-культурной сфере. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
3
-формирование представлений об особенностях экономических отношений в отраслях социально-культурной сферы;
-знакомство с характером конкретных процессов, которые реализуются в условиях профессиональных организаций отраслей образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, пенсионного обеспечения выступающих в роли хозяйствующих субъектов;
-выработка системного видения возможностей эффективного использования ресурсов социально-культурной сферы и приобщение будущих специалистов к поиску и обоснованию решений, связанных с повышением эффективности использования ресурсов организаций социальнокультурной сферы.
В результате изучения данного пособия студент должен:
знать
-составляющие экономического пространства социально-культурной
сферы;
-экономические особенности социально-культурной сферы;
-типы и формы организаций социально-культурной сферы;
-особенности системы финансирования социально-культурной сферы;
уметь
-рассчитывать нормативные потребности оборотных средств;
-рассчитывать минимальную бюджетную обеспеченность учреждений социально-культурной сферы;
-подготавливать исходные данные для составления планов, смет;
-планировать и организовывать комплексное использование матери- ально-технических ресурсов в деятельности организаций социальнокультурной сферы;
-рассчитывать финансово-экономическое и ресурсное обеспечение творческо-производственного процесса в организациях сферы культуры;
-определять цель и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций экономической направленности при осуществлении деятельности в организациях социально-культурной сферы.
В структуре пособия выделяются два раздела. Первый раздел характеризует социально-культурную сферу, показывая ее роль и место в экономике страны. Второй раздел посвящен экономике организаций сферы культуры. Каждая глава завершается перечнем вопросов для самопроверки, тестом или практическим заданием. Вопросы и практические задания составлены в расчете на творческое мышление и осмысление приобретенных знаний.
Более глубокое знакомство с материалом возможно при обращении
кпубликациям, на которые сделаны ссылки по тексту. Список литературы приведен в конце учебного пособия.
4
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА, РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
Глава 1. Экономическое пространство и формы организаций социально-культурной сферы
1.1. Экономическое пространство социально-культурной сферы
Изучение любого экономического объекта начинается с анализа его основных составляющих и их соотношения между собой, благодаря чему формируется представление об объекте исследования.
Социально-культурная сфера как объект исследования представляет собой «часть национальной экономики, которая связана с выполнением государством его социальных функций в рамках межличностных и товарноденежных отношений между людьми»1.
Т. А. Фролова характеризует социально-культурную сферу как «совокупность предприятий, учреждений, организаций и органов управления, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социального, социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение социальных, культурных и информационных потребностей населения»2.
Если учесть то, что экономическое пространство предстает в виде условного экономического «поля», где на разных уровнях и в разных сферах реальной экономики взаимодействуют организации и учреждения,
то экономическое пространство социально-культурной сферы пред-
ставляет собой совокупность структурных элементов отраслей, организаций которые производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей людей.
Составляющие экономического пространства социально-культурной сферы – это отрасли непроизводственной сферы: образование; культура; здравоохранение; физическая культура; социальное и пенсионное обеспечение.
1Помпеев Ю. А. Экономика социально-культурной сферы: учеб. пособие. – СПб., 2003. – С. 3.
2Фролова Т. А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма [Электронный ресурс]: конспект лекций. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m204/. – Загл. с экрана.
5
Данные отрасли СКС характеризуются рядом общих признаков. Сущность первого признака заключается в том что, любая отрасль
социально-культурной сферы предоставляет блага, в основном в форме услуг, предметом воздействия которого являются люди и возможности их повседневной жизнедеятельности. То есть отрасли СКС имеют своим непосредственным адресатом людей, их материальные, физические и духовные возможности:
отрасль здравоохранения занимается лечением людей и профилактикой заболеваний;
физическая культура и спорт направлены на укрепление здоровья людей и получение эмоциональных переживаний зрителями спортивных состязаний;
сфера образования обеспечивает освоение людьми знаний, умений, навыков. В статье 43 Конституции РФ записано, что каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование
вгосударственном или муниципальном учреждении и на предприятиях;
деятельность организаций культуры и искусства доставляет людям эмоциональные переживания, эстетические впечатления, знания, дает возможность сохранить культурное наследие страны;
социальное обслуживание направлено на удовлетворение повседневных потребностей тех людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний. Государство через предоставление социальных пособий, пенсий поддерживает на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов
вследствие временной нетрудоспособности, производственной травмы, старости3.
Сущность второго признака заключается в том, что потребление
предоставляемых благ отраслями социально-культурной сферы имеет значительные внешние эффекты. Так, профилактика заболеваний и медицинская помощь заболевшим людям оказывают позитивное воздействие не только на тех, кто получает эти услуги, но и на других лиц, сокращая риск и масштабы заболеваемости населения. Всеобщая грамотность дает огромный эффект для функционирования всего общества и развития эко-
3 Заяц О. В. Экономические основы социальной работы: учеб. пособие. – Владивосток:
ТИДОТ ДВГУ, 2003. – С. 11.
6
номики. Культурная деятельность способствует распространению и освоению людьми социальных ценностей, консолидирующих общество. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их антиобщественного поведения.
Сущность третьего признака, характеризующего отрасли социальнокультурной сферы, проявляется через деятельность отраслей социальнокультурной сферы, которые являются объектом ценностных оценок со стороны государства, со стороны международных организаций4.
В целом экономическая деятельность хозяйствующих субъектов в социально-культурной сфере, так же как и в материальном производстве, основывается на эффективном использовании ограниченных (материальных, финансовых, трудовых) ресурсов для получения результатов, соизмеряемых с затратами.
1.2.Формы организаций социально-культурной сферы
Впериод командной экономики бывшего СССР отдельные объекты социально-культурной сферы находились в ведении местных органов государственной власти, некоторые – в ведомственном подчинении. Данное разделение было связано с характером двухканального финансирования объектов социально-культурной сферы: отраслевым и бюджетным.
Всовременных рыночных условиях наблюдается равенство всех форм собственности, в том числе и в социально-культурной сфере, поэтому, наряду с государственными структурами, в отраслях образования, культуры, здравоохранения и других отраслях социально-культурной сферы действует сеть муниципальных и частных структур. То есть структура реализации экономического механизма социально-культурной сферы может быть представлена двумя секторами: государственным (федеральный, региональный и местный) и негосударственным. На основании этого организации СКС могут быть коммерческими и некоммерческими.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, к коммерческому сектору относятся различного рода предприятия, основной целью которых является получение прибыли.
4 Шишкин С. В. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс]: учеб. пособие. –
М.: ИД «Равновесие», 2004. – 367 с.
7
Некоммерческая сфера, наоборот, объединяет организации, которые не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их работа направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей.
Разнообразные цели деятельности некоммерческих организаций можно объединить в одну – рост «социального капитала общества». Под «социальным капиталом» подразумеваем такую «систему общественных взаимоотношений, которая предполагает разнообразные формы взаимопомощи и сотрудничества членов отдельных социальных общностей»5.
Но, тем не менее, некоммерческие организации могут заниматься прибыльными направлениями работы. При этом использование полученной прибыли должно осуществляться исключительно на цели развития основной некоммерческой деятельности предприятия.
На данную особенность указывают Л. Н. Демидова, И. М. Шейман и Л. И. Якобсон, рассматривая «ограничение по распределению прибыли или имущества среди учредителей, доноров, управленческого корпуса и персонала» в качестве ключевого критерия функционирования некоммерческих структур6.
Сравнительные признаки коммерческих и некоммерческих организаций представлены в таблице 1.
Таблица 1. Характеристика признаков коммерческих
и некоммерческих организации
Сравнительные |
|
Коммерческие |
Некоммерческие |
признаки |
|
организации |
организации |
1. Цель деятель- |
|
получение прибыли |
культурные, образовательные, |
ности |
|
|
благотворительные и др. общест- |
|
|
|
венно-полезные цели |
|
|
|
извлечение прибыли не основная |
|
|
|
цель деятельности |
2. Право на осу- |
|
создаются для осу- |
могут осуществлять предприни- |
ществление |
ществления предпри- |
мательскую деятельность только в |
|
предпринима- |
нимательской дея- |
том случае, если она служит для |
|
тельской дея- |
тельности |
достижения уставных целей |
|
тельности |
|
|
|
5Гордин В. Э. Неприбыльный сектор – элемент новой социальной парадигмы // Извес-
тия СПБУЭФ. – 1996 . – № 1. – С. 62.
6Шейман И. М., Демидова Л. Н., Якобсон Л. И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. – М.: Наука, 1995. – С. 14.
8