ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря исследованиям С. Темерина в 50-х годах в области батика остались известны имена таких художников, как А. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства платков; первые сюжетные панно на темы «Москва», «Труд», «Весна» Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Так, для примера, в Тамбовском Худфонде всю свою творческую жизнь посвятила дизайну тканей и галантереи замечательная художница Н.С. Балагурова. Она использовала технику «холодного» батика, сохраняя при этом стилистику «ивановских ситцев», обогащенных сюжетом или предметностью, от её работ веяло «русским духом».

Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.

В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани: Художественно-производственный Фонд, в котором художникими-профессионалы разрабатывали образцы платков, купонных тканей, шарфов, палантинов и других изделий ВИАЛЕГПРОМ, где эти образцы утверждались и рекомендовались к производству. Худсовет фабрики, где образцы творчески перерабатывались, создавались варианты расцветки и новые проекты, которые направлялись на утверждение обратно в ВИАЛЕГПРОМ Выставком МОСХ, где лучшие образцы продукции или творческие работы отбирались для участия в выставках Худсовет Союза Художников СССР, в который принимали лучших художников-батикистов. Их направляли в Дома творчества, загранкомандировки, на всесоюзные и международные выставки

Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д. Россия, будучи большую часть XX ве­ка за «железным занавесом», оставалась в стороне от мировых тенденции. Лишь немногие художники имели возможность выехать за границу стра­ны, чтобы познакомиться с искусством батика на его родине. Одной из первых ласточек была ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Благодаря се творчеству появилась в России первая подробная информа­ция о технике батика. Именно она помогла российским мастерам опреде­лить свой творческий путь, посвятив себя батику. Вторая половина и осо­бенно конец XX века характеризуются в России бурным развитием в этого ви­да искусства, открытием новых направ­лений и технике и появлением ярких имен. Родоначальниками основопола­гающих направлений в технике рус­ского батика являются: Ирина Трофимова — монументаль­ный батик; Станковое направление: Сергей Давыдов - «философский» батик, создатель техники батика «Техника Давыдова», уникальных инструментов и технологий; Татьяна Шихирева — «повествова­тельный» батик; Виктория Кравченко — «офортный» батик; Юрий Булычев — «традиционный» батик: Виктор Парийский — «живописный» батик: Евгений Архиреев. Юрий Ярин — «об­ратный» батик (техника вытравки); Александр Талаев — «эксперимен­тальный» батик. Целый ряд ярких самобытных авто­ров внесли свой вклад в искусство батика: Л. Грасс, А. Косяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие. Сегодня батик в России находится на высоком профессиональном уров­не, с ярко индивидуальным техниче­ским и художественным подходом, что находит свое отражение в регуляр­ных выставках этого вида искусства, где московские художники по праву являются законодателями моды. В наши дни батик занимает ведущее место в ряду декоративных искусств. Он соединяет особенности таких традиционных художественных тех­ник, как акварель, графика, витраж, мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров, прекрасно соче­таясь с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позво­ляет создавать эксклюзивные ткани. Востребованные и мастерами высокой моды, и модельерами, создающими более демократичную одежду.



Техники и приёмы в батике

Роспись на шелке — одна из наиболее вос­требованных и эффектных техник в деко­ративном искусстве. Роспись на шелке отли­чается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью расплавленного воска — способом нанесения красителя, а вместо воска используются дру­гие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись. В этой главе я подробно остано­влюсь на каждом из них.

Техника холодного батика

Работа в технике холодного бати­ка дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фраг­мент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно. Обязательное наличие контура придает произведениям, выполнен­ным в этой технике, дополнитель­ную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным усло­вием. Именно в технике холодного ба­тика расписывают платки на тек­стильных фабриках. Рисунок печата­ют резервирующим составом на ма­шине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стек­лянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас. Поэто­му в практических занятиях для ре­зерва мы будем использовать трубоч­ки, а роспись производить кистями и тампонами. В качестве материала для откры­ток лучше взять подходящие по раз­меру обрезки хлопчатобумажной тка­ни или шелка. Если размер лоскута позволяет рас­положить несколько открыток, то луч­ше разделить его на равные участки способом выдергивания уточной и ос­новной нитей. Для этого на одинако­вом расстоянии (равном длинной или короткой стороне открытки) выдерни­те из ткани 1 — 2 нити на всю длину лоскута. Отмерьте расстояния, равные другой стороне открытки, и повтори­те операцию. В результате на ткани получится сетка перпендикулярных линий, где каждый прямоугольник является контуром будущей открытки. При определении размера контура следует помнить, что с каждой сто­роны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспарту. Например, если открытка в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки из выдернутых нитей должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму, стараясь, чтобы линии сетки не перекосились. Рисунок переведите на ткань. Выполним открытку «Бабочка» в трех колористических решениях, ко­торые условно назовем «утро, пол­день, вечер». Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, кото­рым вы будете пользоваться, обяза­тельно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слег­ка касаясь поверхности ткани рабо­чим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бу­маги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало ли­нии будет четким и аккуратным. За­кончите линию, просто повернув тру­бочку рабочим концом вверх. Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает на­сквозь и не растекается. Затем при­ступайте к обведению линий размет­ки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо. Проведите параллельные и пер­пендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже нало­женный резерв. Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лам­пой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной сто­роны. Таким же образом обведите рису­нок всех открыток. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закон­чив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закрой­те баночку с резервом, предваритель­но выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензи­ном с помощью насаженной на вер­хний конец резиновой груши. Для промывания трубочки используйте бензин для зажигалок, который влей­те через верхнее отверстие трубочки, перекрыв пальцем рабочий конец. Пока резерв сохнет, проветрите по­мещение. Колорит открытки «утро» свет­лый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой по­ляну. Для полудня краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг (см. вкладку, фото 14). Сумерки по­пробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера. Имейте в виду, что после высыха­ния красители станут более светлы­ми. Чтобы предвидеть конечный ре­зультат, капните на поля ткани крас­ку каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот уча­сток залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же на­чать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко ус­траним в процессе дальнейшей ра­боты. Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, что­бы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попро­буйте устранить дефект описанны­ми в главе 10 способами. После промывки лучше продол­жать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет бу­дет более светлым. Для более быст­рого высыхания воспользуйтесь фе­ном. Если вы расписываете одновре­менно несколько одинаковых изде­лий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях. Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фраг­мент одним цветом. Цвета прекрас­но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, за­тем другую близким цветом, но ино­го оттенка. Капля спирта, нанесенная на кра­ситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накла­дывать один краситель поверх дру­гого. Готовую роспись оставьте высы­хать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчерк­нуть некоторые участки более тем­ным цветом. Роспись для открыток не нужда­ется в запаривании: разрежьте полот­но на отдельные открытки, прогладь­те. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа: «Классический» — со­здается методом навод­ки резервирующих ли­ний, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получа­ется рисунок, напомина­ющий витраж, и распи­сывается в один слой; «Многослойный» — создается также по вит­ражному принципу, но при этом использует­ся несколько наложений цветовых тонов друг на друга; «Незамкнутая графика» расписывается без ис­пользования замкнутых плоскостей, в этой тех­нике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.



Свободная роспись

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техни­ка» — ткань расписыва­ется по «сырому» с подсушиванием в опре­деленных местах и при­менением спиртового эффекта, а также росписи специальными пороло­новыми кистями по «су­хому»; «Трафаретная техни­ка» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллон­чиков для распыления красителя; «Графика по свобод­ной росписи» — создает­ся с применением соле­вой техники и наводки графики резервом. Техники, представ­ленные в главе, наиболее полно отражают безгра­ничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессио­нальном уровне решать любые ваши творческие задачи — будь то деко­рирование платья, изго­товление платка, шар­фа, шали или станкового панно. Растяжка одного цве­та позволяет выполнить плавный переход раз­ной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя. Роспись по «сырому" — технический прием, позволяющий создавать различные.

Глава II. Технология выполнения батика

1.1 Техника безопасности

батик роспись ткань панно холодный

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой стол-тумбочку с двумя или большим количеством отделений. Здесь хранятся ткань и необходимые для росписи приспособления. На этот стол укладывается деревянная раздвижная рама. Крючки на раме служат для накалывания ткани, а потому должны быть с острыми кончиками и не выступать над брусками рамы. В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6-8 мм с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необходим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки. Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.