ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.05.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Авансцена – пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Ассоциативный ряд – способность возникшей ассоциации вызвать другую. Когда одна ассоциация служит толчком для возникновения второй, вторая – третьей, третья – четвёртой и т. д., и в нашем сознании возникает то, что мы называем ассоциативным рядом.
Гармоничность, чёткость и лаконичность композиции зависит так же от соотношения в ней блоков, эпизодов и единиц сценической информации, как мер членения сценария. Выстраиванием этого отношения занимается такая наука как архитектоника сценария.
БЭС даёт следующее определение архитектоники:
Архитектоника – это строительное искусство. Это построение литературного произведения, как единого целого, а так же взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов.
О. И. Марков в своей работе «Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба» пишет, что архитектоника – это соотношение между главными и подчинёнными элементами сценария, связь между его отдельными частями и функциональное значение этих частей и элементов. Архитектоника в драматургии рассматривает конструктивные основы сценария. Иначе говоря, архитектоника это замер времени, посекундно, которое длиться любая часть сценарии от текста, ведущего до его проходки к микрофону, а так же номера исполнителя и т.д.
Акцент – это выделение какого-либо компонента. Акцентировать значит художественными средствами приковывать внимание зрителя к выделяемому объекту. Акцент – это художественно смысловой удар, это выразительное подчёркивание.
Акустика – изучает звуковые явления (греческое acustikos – относящийся к слушанию). Музыкальная акустика изучает природу музыкального звучания, а также музыкальные системы и строи. Под акустикой подразумевают также характер и качество слышимости в каком-либо помещении.
Аксессуар – мелкий предмет, деталь сценической обстановки, принадлежность чего-либо, сопутствующая чему-либо. В искусстве второстепенные детали изображения. В театре предметы бутафории или реквизита. Аксессуары туалета – предметы, дополняющие костюм.
Арлекин – мягкий занавес, подвешен на сцене сразу за порталом вверху, во всю его ширину – перед основным, антрактовым занавесом.
Блок сценария – совокупность эпизодов, объединенных одним сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.
Бутафория – это поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.
Бутафорский цех изготавливает фрагменты декораций – лепные и фигурные металлические украшения. Скульптуру, «резьбу по дереву», а также детали костюмов – пояса, пряжки, шляпы, веера и т. д.
Удалённость сцены от зрителя и специально поставленный свет позволяют бутафорам достигать впечатления реальности подчас очень простыми средствами: из жести делается «хрустальная» посуда; из папье-маше – «мрамор» и т. д. Бутафория выступает в театре как художественно – выразительное средство.
Групповая беседа – организованный диалог, коллективное обсуждение какого-либо вопроса; форма изучения аудитории, её интересов, знаний, культурного уровня.
Гагин определяет драматургию так: драматургия – есть продуманная специально выстроенная и организованная структура. Композиция какого-либо материала. Отсюда сложившиеся понятии в самых различных сферах творческой жизни – драматургия урока, доклада и т.д.
Дискуссия – это публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств достижения общей цели. В настоящее время дискуссионные программы востребованы на ТВ: разнообразные ток-шоу диск-го или диспутивного характера. Такое определение дискуссии дают Фоменко Н.К. и Туев В. В. в своей разработке учебно-методической классификации дискуссионных форм речевой коммуникации. Они же определяют задачи организатора коммуникативного процесса: организатор дискуссии должен организовать глубокое, всестороннее коллективное обсуждение проблемы, расширить объём знаний участников дискуссии по обсуждаемому вопросу, а также стимулировать процесс коммуникации.
Тематическая дискуссия - публичный спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках правильных путей и средств общей цели.
Дискуссионная программа представляет собой определённый вид спора. Надо сказать, сто спор первичен, чем дискуссия, поэтому стоит рассмотреть это понятие.
Спор – это всякое столкновение мнений, разногласия в точках зрения по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждый отстаивает свою правоту. Существует несколько классификаций спора:
-
По цели;
-
Приёмы и средства достижения цели
-
Количество участников
-
Форма проведения (диспут, дискуссия)
Теоретики приводят следующую классификацию спора по цели:
-
Аподиктический – поиск истины, опираясь на логику
-
Эвристический – убеждение противника, в чем либо.
-
Софистический – одержание победы над противником, поиски истины противника не существует.
Чаще всего дискуссию отождествляют с диспутом. Но Юрский на наш взгляд в своей работе «Методика организационной работы» хорошо разводит эти 2 понятия.
Диспут – это спор, борьба противник, проблемы; Диспут – это еще и борьба за слушателей. Он взаимоисключает примирения. Применяются любые приемы для достижения победы.
Н.К. Фоменко и В.В. Туев в своей классификации дискуссионных форм речевой коммуникации определяют диспут как публичный спор антагонистов, концепции которых взаимно исключают друг друга. Задачи организатора диспута трактуются авторами так: разрешить конфликтную ситуацию и утвердить истину посредством публичного спора; организатор диспута должен учить аудиторию отстаивать свои взгляды, а так же искусству убеждать, развивать индивидуальную культуру мышления и полемики.
Досуг – это свободное время человека, деятельность человека в свободное время.
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
-
Самообразование
-
Общественная деятельность
-
потребление культурных ценностей
-
Занятие спортом
-
Туризм и путешествия
-
Развлечения
-
Общение с людьми
-
Общение с природой
-
Пассивный отдых
-
Антисоциальные виды досуга
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
Дебют – первое публичное выступление артиста на театральной сцене или концертной эстраде.
Единицы сценической информации – любые элементы театрализованных представлений и праздников подвергающих зрителя чувственному и психологическому воздействию.
Жанр – ( от фр. Genre – род, вид) понятие, выработанное для обозначения внутривидовых подразделений искусства. В любом жанре раскрывается некоторая общность содержания (особый характер жизненных связей и отношений), направленности, отбора жизненных явлений и их художественного воплощения, идейно – эстетических оценок, особенностей эмоционального воздействия. Каждый жанр отличается совокупностью относительно устойчивых художественных средств, играющих роль его своеобразных опознавательных признаков.
Зрелище – это случай, событие, происшествие, видимое глазами. Все, что мы рассматриваем, на что глядим внимательно. (В. Даль).
С.И. Ожегов. Зрелище – театральные или театрализованные представления, спортивные выступления.
Зрелищность – совокупность динамических эффектов и приемов вовлечения зрителей в действие с заранее рассчитанным результатом.
Искусство – это творческое отражение, воспроизведение реальной действительности в образно-художественных формах.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе (БСЭ).
Игра – своеобразный документальный спектакль. Событие – реальное, жизненное здесь только предполагается, для зрителей оно выступает как художественный образ, для знатоков, как реальное событие в их жизни (В.Я. Ворошилов).
Играть – забавляться, шутить, резвиться, тешиться, неотъемлемое свойство игры – это удовольствие, наслаждение, удовлетворение от самого участия в ней.
Имитация – (от латинского - imitation – подражание), приём музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, имитируя его.
Интерпретация – истолкование музыкального произведения в творческом процессе исполнения ( от латинского interpretation – разъяснение, истолкование). В отличие от других видов искусства музыка непременно нуждается в исполнителе, истолкователе нотного текста. Естественно, чем шире его кругозор, общая культура, чем глубже, основательнее профессиональная подготовка, тем более значительной и впечатляющей будет интерпретация. «Исполнение – второе творение».
Интермедия – музыка или сценическая пьеса, исполняемая между двумя частями или эпизодами произведения (латинское intermedia – находящаяся посередине). В XVII – XVIII вв. интермедиями назывались небольшие комические оперы, исполнявшиеся в антрактах спектакля. Интермедией называется также промежуточный эпизод между проведениями темы в фуге.
Характер интермедии в драматургии – противопоставление двух разных точек зрения, по сути, спор. Интермедия (сценка – спор) не может быть удачной без юмора, без заострённой характеристики ведущих диалог или спорящих.
Идея – это активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения (улучшения) в общественную жизнь, то, ради чего написано произведение. То есть, ради чего и во имя чего режиссёр будет ставить данное произведение.
Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.
Культура – это совокупность производственных и духовных достижений людей, возделывание, выращивание какого-либо животного растения, высокий уровень развития чего-либо.
КДП – это результат традиционной, своеобразной продукции созданной на основе сценарного замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. (Учебник КДД Жарков и Чижиков).
Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ: