Файл: Методы Исследования.РЕГИОНОВЕДЕНИЕ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.05.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

graf-kiselev@yandex.ru

  1. Вопросы к зачету:(Менди, Байлак, Сайлык)

  1. Определение что есть «Наука» - сфера человеческой деятельности, которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки- это описание, объяснение и предсказание, т.е есть теоретическое отражение действительности. Наука звродилась в 6 веке в Древней Греции до н.э. И этот отрезок врмени называют «преднаука». «Преднаука»- это изучение реальности, которое задействована в практике человека, т. е знание носили обслуживающий характер, непосредственные потребности производства.

  2. 24.11.14.

Академик Степин: «Наука есть деятельность направленная на производство нового знания.

(Пример знания.Какими бывают? 1.Абсолютное 2.Относительное.)

  1. Этапы науки:

1 этап-классический: Рубеж 15- 16 веков по 2 половине 19 века. Этапом знания считали геометрию и математику. Весь окружающий мир сравнивали мир с часами. Законы природы на этом этапе понимались универсалием. Натурализм- общество принимает законы с законом науки. Главным знанием считалось опытное знание. Нейтрализация. Субъект познания-это классическое знание. В 18 веке происходит дисциплинаризация и организация науки. Дисциплинаризация- группирование.

2 этап-неклассический: 19 по 20 в.в. Резко возрастает значение гуманитарных наук. 19 век называют «веком Истории».

  1. В 19 веке, т.е в неклассический период произощло сознание, что мир людей, человеческое оющество развивается по иным законам, нежели природа.

  2. Осознанно, что само название мира зависит от человека, от постановки им, т.е человеком вопросов к этому миру. Человек познает мир, таким образом, каким хочет его увидеть. Человек хочет увидеть то, что он хочет увидеть, он познает то, что хочет познать.

В неклассический период возрастает степень субъективности, т.е личностного характера ученого, а вот этот характер ученого-его устремление в познании определяет общество (жить в обществе и быть свободным от общества нельзя).

3 Этап-постнеклассический этап (70-г. 20 в.)

Наиболее яркую характеристику дал Академик РАН Вячкелав Семенович Степин. «Современная наука центр своего исследования. Поставила уникальные исторически развивающиеся системы,которые в качестве особого компонента включен сам человек».


Рефлексия-это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

Реальный мир характеризуется современной наукой на основе 2-х подходов:

  1. Системного;

  2. Исторического

-Реальность как процесс-это и есть история.

-Реальность есть, как взаимосвязь, в который включен человек.

  1. Черты постнеклассической науки:

  1. Идея синергетики-это теория самоорганизации и развития системы любой природы.

  2. Парадигма целостности (супер теория, объединяет в себе несколько теорий)- глобальный, всестороний взгляд на мир, в который включен человек (включенность человеке в системе). Целостное образование есть система, которая представляет с собой организованный, упорядоченный комплекс элементов, содержательно структурно связанных между с собой.

«Нет ничего лучшего на практике, как хорошая теория» К. Маркс.

Это 3 черта. Идея коэволюции (идея повсеместного изменения систем-это и сеть глобальный эволюционизм частей внутри целого.

  1. Особенности гуманитарного познания: Наука о природе еть ествественные науки- царство законов и закономерности. В природе ничего случайного не бывает.

  1. Законы об обществе историчны, а у природы вечные (диалект).

  2. Социальная реальность, т.е общество, которое мы изучаем, сложнее, чем природа.

  3. Если естественное знание стремится найти общее, то гуманитарное ищет уникальное, индивидуальное.

  4. Объект гумманитарного знания, т. е (человек) -расстяжим на многие поколения, отсюда разнообразие цивилизации.

  5. Объект гумманитарного знания постоянно развивается. Поэтому постоянно меняется содержание знания.

  6. Объекту гумманитарного знания свойственна детерминация в будущем-ожидаемое состояние определяет развитие.

  7. В процессе познания гумманитарного знания объективное соединено субъективным (объект-субъект (человек)

  8. Проблема с математизацией и точным языком в науке. (Истрия с нами рядом).

5. Методология-это есть теория научно-познавательной деятельности, направленное на изучение и разработку методов научного познания.

Гносеология - греч.,общая теория познания это общее теория познания.


Эпистемология - занимается конкретным путем процесса познания.

а) Научный метод (по Ковальченко) - есть теоретически обосновательное, нормативное, познавательное средство. (субъект-метод-объект)

Необходимость того или иного метода исследования определяется природой объекта (познающая реальность требует от нас соответсвующих подходов).

6. Метод- есть средство познания, но сама познавательная деятельность, осуществляется в 3-х вариантах:

  1. Практически эмпирическое (обыденное);

  2. Художественно- эстетическое

  3. Научно — теоретическое (мы рассматривали именно научно — теоретическое)*


1* Высшая форма научного знания как раз есть теория , а теория совокупность идей и взлядов объяющих мир.

Теория в отличие от гипотезы подтверждена научными фактами или проверена на практике.

*Структура метода (Их 3 )

  1. Теория методом.,(ведущий компонент) Это структурный компонент метода, и ч\з методику реализуется метод.

  2. Методика исследования. 1.Это структурный компонент метода, и ч\з методику реализуется метод. 2.Методика есть совокупность правил и процедур приемов и операций.С помощю которых реализуется принцип метода.

  3. Техника исследования. -Это есть совокупность орудий и инструментов с помощю к\х реализуется методика.

Наука о методах есть методология.

Методология*- это есть теория научно-познавательной деятельности напрвленное на изучение и разработку методов научного познания.

3-тья особенность: Теория объяняет факты на основе системности ….

Теория должна покоится на минимуме фундаментальных идей (3х идей : традиции, обрядах, обычаях)

4-ая особенность: Всякая теория имеет исходную , эмпирическую основу , т.е. их факты которые есть в реальности.

5-ая особенность: Синтезирующий компонент любой теори есть идея..ИДЕЯ есть первоначало, то что объединяет воедино, все компоненты.

  1. Основа Народной Художественной Культуры- это индивидуальнсть этносов.

ФОРМЫ познавательной деятельности.(Их 3)

1.

8.)Дать опр., «теория» ее функции.

Теория и ее функции: 1.Онтологически -познавательная или (Познание мира)

2.Действенно — практическая .

3.Прсветительская , воспитательная (этнопедагогика, народная педагогика

4.Гносиология-общее теория познания;

5.Эпитемиология- конкретные знания путем процесса познания.

  • Историко- сравнительный.

  • Историко- методологический.

  • Историко- типологический.

9) Что такое методика (или методология).

Методология-это есть теория научно-познавательной деятельности, направленное на изучение и разработку методов научного познания.

Методика — это структурный компонент компонент метода , и через методику реализуется метод.


10.Сущность метода: подход и принцип НХК.

Смысл любого метода раскрывается его основоположными посылками (основные тезисы).Это подход и принцип.

*Подход есть основной путь решения исследовательской задачи.Это стратегия решения проблем.

Подход намечает основной ракурс исследования. Подход определяет самую общую особенность метода. Непосредственно сам подход реализуется принципом есть начало решение проблемы. Принцип - это требование соблюдение которых есть условие успешного примененния метода.

Подходы и принципы НХК.По Гумилеву.

  • Геоисторический — это есть этнос, пространственно — временной подход, это единства..... приоды и человека.(А человек биосоциальное существо).

  • Данный подход используется с помощью локального принципа., это позволяет увидеть взаимосвязь соцального пространства и социального времени на микроуровне — край — этнос- народ.

  • Геоисторический подход соответсвует формату современного поснеклассического знания , которое рассматривает реальность как система, к\й уходят природа и общество.

  • Антропологический подход- к\й рассматривает результат взаимосвязи пространство социального времени как творчество человеческой субъективности.

Субьективность подчеркивает разнообразие человеческой натуры. Ведь каждый творит по — своему. Это чел\ая субъективность воплощается как материальный так и идеальной форме.

  • Материальная форма- это всё рукотворное (заводы, фабрики, космос и т.д )В идеальной форме это обычай, традиции, культура конкретного этноса, в конкретном локусе.

  • Антропологический подход реализуется рефлекивной способностью и эмоциональностью ч\ка ч\з акциологический принцип.

(Антропологичность , человечность конкретного расскрывается через аксиологический принцип.)

axios- ценность это то, что определяет значение явление действительности. Сущность ценности в значимости , а не в фактичности.

Ценность неразрывно свяанно с оценкой , это есть осознания ценности.

  • Ценности бывают:1) Материальная; 2) Духовные.

  • РЕГИОНОВЕДЕНИЕ (краеведение)

  • 85 субъектов., и 16 из них в сибири.(или 14)