ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 283
Скачиваний: 0
В.Э.Мейерхольд
ЛЕКЦИИ. 1918-1919
Тексты подготовлены
Н.Н.Панфиловой,Е.П.Перегудовой, З.П.Удальцовой, О.М.Фельдманом. М.: ОГИ, 2001. - 280 с., обл.
В книгу вошли записи лекций, прочитанных В.Э.Мейерхольдом в 1918-1919 гг. в учебных заведениях, созданных им в Петрограде. Эти тексты, за единичным исключением прежде не публиковавшиеся, дают изложение позиций, которые с середины 1910-х гг. определяли направленность студийных исканий Мейерхольда и его педагогику. Принцип гротескного театра условных упрощённых форм Мейерхольд обосновывал перед слушателями как практический и теоретический вывод из всей прошлой истории мирового театра и как прямое следствие новейших открытий современной режиссуры.
ISBN 5-900241-10-1
Первое издание лекций Мейерхольда, прочитанных в переломный период его жизни, когда он ставил "Мистерию-Буфф" Маяковского, заявляя новую театральную эстетику. Но Мейерхольд был еще и человеком Серебряного века - поэтому революционную условность своего нового театра он в лекциях объясняет через культурную рефлексию, со ссылками на театр Японии и Китая, на испанский народный театр и режиссуру Гордона Крэга. В книгу вошли лекции, прочитанные на летних Инструкторских курсах 1918 г., на курсах мастерства сценических постановок и школе актерского мастерства. Все лекции - с ориентацией на спектакль как событие, организованное режиссером, а не драматургом. Публикуются планы лекций, написанные самим Мейерхольдом, а также конспекты двух слушателей. Еще одно достоинство книги - внятные предисловия Бориса Зингермана и составителя, подробные примечания, многочисленные картинки и разнообразные документы того времени, относящиеся к такому понятию, как "Театр Мейерхольда".
СОДЕРЖАНИЕ
Б.Зингерман. Введение в театр
От составителя
I
Сценоведение и режиссура
Лекции, читанные на летних Инструкторских курсах по обучению мастерству сценических постановок
Петроград. 1918, июнь—август
Лекция № 1. Введение в сценоведение. 26 июня 1918
1. План
2. Стенографическая запись, выправленная
3. Конспект слушателя
Лекция № 2. Введение в сценоведение (продолжение). 28 июня 1918
1. Подготовительные
2. Конспект слушателя
3. Стенографическая запись
Лекция № 3. Старинные сцены. 1 июля 1918
1. Подготовительные записи
2. Конспект слушателя
3. Стенографическая запись
Лекция № 4. Работа режиссёра. Методика режиссуры. 3 июля 1918
1. Подготовительные записи
2. Стенографическая запись
3. Конспект слушателя
Лекция № 5. Работа режиссёра и художника-декоратора. 10 июля 1918
1. Стенографическая запись
2. Конспект слушателя
Лекция № 6. Работа над экземплярами пьес. 15 июля 1918
1. Подготовительные записи
2. Стенографическая запись
3. Конспект слушателя
Лекция № 7. Работа режиссёра. 17 июля 1918
1. Стенографическая запись
2. Конспект слушателя
3. Живая запись
Лекция № 8. Сценоведение. 19 июля 1918
1. Стенографическая запись
2. Живая запись
Лекция № 9. Сценоведение. 24 июля 1918
1. Стенографическая запись
2. Конспект слушателя
Лекция № 10. О мастерстве актёра. 25 июля 1918
1. Конспект слушателя
Лекция № 11. Сценоведение. 5 августа 1918
1. Стенографическая запись
2. Конспект слушателя
Лекция № 12. Сценоведение. 12 августа 1918
1. Стенографическая запись
Лекция № 13. Сценоведение. 23 августа 1918
1. Стенографическая запись
II
Лекции и беседы на Курсах мастерства сценических постановок (Курмасцеп)
Общий и специальный семестры
Петроград. 1918, октябрь — 1919, март
III
Беседы об упрощённых постановках в Школе актёрского мастерства (ШАМ)
Петроград. 1919, март
Первая беседа. Режиссура. Походный театр. 6 марта 1919. Стенограмма
Вторая беседа. Походный театр. 20 марта 1919. Стенограмма
Третья беседа. Упрощённые постановки. 27 марта 1919. Стенограмма
ЛЕКЦИЯ № 1.
ВВЕДЕНИЕ В СЦЕНОВЕДЕНИЕ
26 июня 1918 г.
1. План
У режиссера в его распоряжении в качестве сырого материала
результаты организационного творчества драматурга и композитора, а также
потенциальное истолкование творчества актера, певца, музыканта, декоратора.
Сведение к одному органическому целому всех искусств, причастных
к сфере театра.
Изобретатель (сочинитель). Воображение и вкус.
Работа с художником обязывает знать, что такое композиция, понятие
о рисунке, красках.
Работа с актерами обязывает знать, в чем состоит творчество актера
(искусство слова, звука, жеста).
На что опирается сочинительство режиссера: сценическая площадка,
история театра, организация театрального дела.
Истолковательное творчество.
Театр (поэзия, музыка, пластика) — [искусство] динамическое (в
противоположность скульптуре).
Театральное творчество. Сценическое творчество.
Режиссеру надо знать искусство актера, чтобы корректировать его игру
в ходе репетиций. Режиссер, прошедший школу актера; режиссер, не бывший
актером. Знание техники сценирования. Знание техники суфлирования.
Всегда держать себя в плане [нрзб.].
2. Стенографическая запись,
выправленная Мейерхольдом
От всех других искусств искусство сцены отличается прежде всего тем,
что его коллективно творят несколько мастеров: актер, режиссер,
художник-декоратор, бутафор, машинист-механик, электротехник.
(315)
Что же такое искусство сцены? Прежде чем ответить на этот вопрос,
посмотрим, как принято группировать искусства.
Мы знаем искусства статические и динамические. Статические
искусства: архитектура, скульптура, живопись. Динамические искусства:
музыка и поэзия. Музыка бывает инструментальной формы и вокальной формы.
Поэзия различает три формы: стихотворную, прозаическую и
драматическую. Каждое искусство имеет своего творца. Творцом архитектуры
является зодчий. В отдельных отраслях живописи творцами являются:
живописец, рисовальщик, гравер. В инструментальной музыке мы имеем творцов
в лице композитора, исполнителя-солиста, исполнителя-дирижера,
музыканта-импровизатора. В вокальной музыке творцами являются:
композитор, исполнитель-певец, исполнитель-регент, певец-импровизатор.
Творцы стихотворной формы: поэт, декламатор, поэт-импровизатор;
прозаической — прозаик, чтец, оратор-импровизатор; [творцы] драматической
[формы]: драматург, режиссер, актер и актер-импровизатор. Как в статических
искусствах в результате проявленного творчества зодчий дает здание,
ваятель статую, живописец картину, так и в динамических искусствах
результатом творчества является то или иное произведение. Так, в
драматической форме драматург создает драматическое произведение, режиссер
творит театральную постановку драматического произведения, а актеру
принадлежит публичная передача роли.
Если бы мы занялись характеристикой художественного творчества
[в театре], то мы увидели бы, что искусство драматурга состоит в
организации слова, задача режиссера состоит в искусстве истолкования
организационной деятельности драматурга при помощи организации истолковательной
деятельности актеров. Искусство актера — это искусство публичного,
преимущественно коллективного истолкования организационной
деятельности драматурга и режиссера. Сравнивая искусство актера и искусство
режиссера, следует отметить, что искусство режиссера — театральное
искусство, искусство актера — сценическое искусство.
Ввиду употребительности этих двух терминов остановимся на
рассмотрении разницы, существующей между соответствующими [театральным
и сценическим] искусствами. Театр состоит из двух частей: из
зрительного зала и сценической площадки со всем, что на ней находится.
Театральное искусство шире сценического в количественном отношении, так как
объединяемые режиссером творческие силы очень разнообразны; в
качественном же отношении театральное искусство уступает сценическому.
Актер более свободен в своем творчестве, и творчество его, протекая на
глазах у зрителя, в процессе и в результате — неразрывно.
Условимся говорить сначала о театре, о театральном искусстве вообще.
В театре сведены к одному органическому целому ряд других искусств.
Хотя театр — искусство вполне самостоятельное, в то же время он
316
является как бы конгломератом других искусств. Поэтому прежде всего следует
отметить, что театральное искусство более сложно, чем всякое другое
искусство. Что же в искусстве театра слито? Искусство драматурга
(искусство слова), искусство режиссера, искусство музыканта, искусство актера.
Перед нами в театре искусство слова, искусство звука, искусство пластики.
Элемент пластики входит сюда вместе с искусством
художника-декоратора. Актер дает сцене не только звук человеческого голоса, но еще и
искусство жеста. Целью и задачей театра является свести к органически целому
все эти элементы.
Нужно заметить, что эти элементы других искусств входят в театр
несколько видоизменяясь. Например, музыка (она имеет в театре иное
назначение, чем в симфоническом зале — там это чистая музыка, а здесь она
играет как бы некую служебную роль) и живопись (задачи станковой
живописи и живописи в театре различны; кажется, будто живописец в театре
делает то же, что у себя в мастерской, работая над картиной, — нет, в театре
у него иной подход к темам).
Происходит своеобразное приспособление творцов к требованиям
сценической площадки. Оно замечается не только у музыкантов и живописцев,
но и у актеров. Актер, выступающий на эстраде и читающий стихи, творит
иначе, чем тогда, когда он выступает на сцене. Часто наблюдается такое
явление: школы, в которых хорошо учат декламировать, выпускают
учеников, которые, выступая на сцене, оказываются плохими актерами.
Живописец в театре пишет не маленькие холсты, вставляемые в рамки, а огромные,
причем холсты эти вовсе не являются увеличенными картинами с тою
лишь разницей, что здесь рамой стало то окно, в которое смотрят зрители.
Так и актер, прошедший курс декламации, не может считать себя мастером
сцены, так как на сцене ему придется не декламировать, как на эстраде,
а по-особенному, по-театральному произносить речи, причем ему все
время придется помнить, что все его речи перебиваются особыми действиями.