ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
1. Информатизация общества: сущность, цели, этапы Информатизация - это сложный социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Он требует серьезных усилий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и др. Информатизация общества — организованный социально - экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Информационный кризис (взрыв) имеет следующие проявления: появляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации. Так, например, общая сумма знаний менялась вначале очень медленно, но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10лет, к 1970 г. –уже каждые 5 лет, с 1990 г. – ежегодно; существует большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации; возникают определенные экономические, политические и другие социальные барьеры, которые препятствуют распространению информации. Например, по причине соблюдения секретности часто необходимой информацией не могут воспользоваться работники разных ведомств. В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества. Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям. Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности. Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме. Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации: переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно-управляемых устройств и процессов. Обычно рассматривают две модели информатизации: западную и азиатскую. Западной моделью информатизации называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Главным признаком становления информационного общества является постоянно возрастающая роль информационно-коммуникационных технологий во всех сферах жизнедеятельности людей. Так называемое «азиатское чудо» – это модель, где даже название символизирует альтернативный способ социально-экономического развития региона и конфронтацию с Западом.
|
2. Нормативно-правовая база информатизации В нашей стране осознание идей информатизации на государственном уровне относится к концу 1980-х годов. В основе государственной политики России в области информатизации общества лежит сближение национального законодательства с общемировым. Законодательство в сфере информационной деятельности включает: информационно-правовые нормы Конституции РФ; законодательство об интеллектуальной собственности; законодательство о средствах массовой информации; законодательство о связи и телекоммуникациях; законодательство о формировании информационных ресурсов, предоставлении информационных услуг; законодательство о реализации права на доступ к информации; законодательство о создании и применении информационных систем и средств их обеспечения; законодательство в сфере обеспечения информационной безопасности. Формирование и развитие нормативно-правовой базы информатизации осуществляется путем разработки и принятия законов и подзаконных актов на федеральном и региональном уровнях. Общая характеристика важнейших законодательных актов: Федеральный закон «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных» - отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием программ для ЭВМ или баз данных; Федеральный закон «Об информации, ИТ и защите информации» - отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации; Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» - отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права); Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» - отношения, возникающие при участии органов государственной власти и органов местного самоуправления РФ, юридических и физических лиц, находящихся на территории РФ, в международном информационном обмене и в использовании средств международного информационного обмена, в т. ч. для решения задач в области научного и художественного творчества, образования и культуры, развития хозяйственных связей, международного сотрудничества, укрепления правопорядка; Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» - отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок. По мнению специалистов сферы информационного права, состояние современной нормативно-правовой базы информационной деятельности характеризуется фрагментарностью и устарелостью многих нормативных актов. В то же время подготовлены и находятся на стадии обсуждения важные законопроекты, принятие которых может существенно повысить эффективность нормативного регулирования информационной деятельности. К таким документам следует отнести Федеральные законы «Об информации персонального характера», «О государственной политике Российской Федерации по развитию и использованию Интернет», «Об электронной торговле», «Об электронном документе», «О предоставлении электронных финансовых услуг» и др. Достижению успехов в информатизации российского общества призвана способствовать разработка и реализация комплекса специальных целевых программ, принятых на федеральном и отраслевом уровнях. В каждом регионе с учетом состояния и перспектив его социально-экономического развития разрабатывается концепция региональной информатизации, которая является неотъемлемой частью концепции информатизации общества в целом и отдельного государства, в частности. В свою очередь, концепция информатизации региона включает в себя программы информатизации различных сфер деятельности, предприятий, учреждений, организаций в регионе. Концепции и научные программы в сфере информатизации российского общества 1. Концепция формирования информационного общества в России - определение российского пути построения информационного общества; основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию; 2. Концепция государственного управления информационными ресурсами - определение методов и механизмов, при помощи которых государство обеспечивает выполнение функций управления государственными ресурсами, в т.ч.: обеспечения полноты создания, надежного хранения и защиты, эффективного использования; 3. Доктрина информационной безопасности - формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; совершенствование правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Настоящая Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере; 4. Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 г.» - создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации, достигаемого путем усиления регулирующего воздействия государства на эти процессы; 5. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» - повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления благодаря внедрению и массовому распространению информационно-коммуникационных технологий; создание предпосылок для развития гражданского общества путем обеспечения прав на свободный доступ к информации, а также расширение подготовки специалистов по информационно-коммуникационным технологиям и квалифицированных пользователей; 6. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001 – 2005 гг.)» - создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей: укрепление единства образовательного пространства на всей территории страны; повышение качества образования во всех регионах России; создание условий для полноценной реализации конституционного права на образование всеми гражданами России; сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны; создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий; создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом; 7. Региональная целевая программа «Программа развития единой образовательной информационной среды Кемеровской области» (2001 – 2005 гг.)» - разработка комплексного проекта развития региональной образовательной информационной среды Кузбасса; обеспечение массового и полноценного доступа образовательных учреждений Кемеровской области к глобальным телекоммуникационным сетям и образовательным ресурсам сферы образования и науки; Особое место среди перечисленных целевых программ информатизации занимает Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», которая свидетельствует о заинтересованном отношении государства к решению задач информатизации и вхождения России в информационное общество. Данная Программа предусматривает реализацию мероприятий по следующим основным взаимосвязанным направлениям: - совершенствование регулирования в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); - обеспечение информационной прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание предпосылок для эффективного взаимодействия между государством и гражданами на основе широкого использования ИКТ; - модернизация органов власти, государственного и муниципального управления посредством внедрения ИКТ; - взаимодействие государства с хозяйствующими субъектами и создание предпосылок внедрения информационных технологий в реальный сектор; - развитие образования и науки, повышение уровня кадрового потенциала, поддержка общедоступных баз данных и электронных библиотек; - содействие развитию независимых средств массовой информации посредством внедрения ИКТ; - развитие инфраструктуры публичных сетей доступа. В Программе сделан акцент на повсеместном внедрении в государственных органах систем электронного документооборота, которые смогут взаимодействовать между собой и с внешним миром по электронным коммуникациям. Реализация Программы позволит преодолеть информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в т. ч. права на свободный доступ к информации и защиту персональной информации.
|
3. Информация: виды и свойства Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию наряду с веществом и энергией рассматривают в качестве важнейшей сущности мира, в котором мы живем. Однако, если задаться целью формально определить понятие «информация», то сделать это будет чрезвычайно сложно. В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение - это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация - это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами. Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду c информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Филосовский подход: Информация – это взаимодействие, отражение, познание. Кибернетический подход: Информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи Понятие информации нельзя считать лишь техническим, междисциплинарным и даже наддисциплинарным термином. Информация — это фундаментальная философская категория. Дискуссии ученых о философских аспектах информации надежно показали несводимость информации ни к одной из этих категорий. Концепции и толкования, возникающие на пути догматических подходов, оказываются слишком частными, односторонними, не охватывающими всего объема этого понятия. Попытки рассмотреть категорию информации с позиций основного вопроса философии привели к возникновению двух противостоящих концепций — так называемых, функциональной и атрибутивной. «Атрибутисты» квалифицируют информацию как свойство всех материальных объектов, т.е. как атрибут материи. «Функционалисты» связывают информацию лишь с функционированием сложных, самоорганизующихся систем. Классификация информации: по способам восприятия (визуальная, аудиальная, тактильная, обонятельная, вкусовая); по формам представления (текстовая, числовая, графическая, музыкальная, комбинированная и тд.) по общественному значению: (массовая - обыденная, общественно-политическая, эстетическая; специальная - научная, техническая, управленческая, производственная; личная – наши знания, умения, интуиция) Основные свойства информации: Объективность – не зависит от чего-либо мнения Достоверность – отражает истинное положение дел Полнота – достаточна для понимания и принятия решения Актуальность – важна и существенна для настоящего времени Ценность (полезность, значимость)- обеспечивает решение поставленной задачи, нужна для того чтобы принимать правильные решения Понятность (ясность)– выражена на языке, доступном получателю Кроме этого информация обладает еще следующими свойствами: 1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются: дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию) 2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени: - копирование – размножение информации - передача от источника к потребителю - перевод с одного языка на другой - перенос на другой носитель - старение (физическое – носителя, моральное – ценностное) 3) Практические свойства - информационный объем и плотность Меры информации: Синтаксическая мера информации – эта мера количества информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. Семантическая мера информация – для измерения смыслового содержания информации, т.е. ее количества на семантическом уровне, наибольшее признание получила тезаурусная мера, которая связывает семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для этого используется понятие тезаурус пользователя. Тезаурус - это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Прагматическая мера информации – эта мера определяет полезность информации (ценность) для достижения пользователем поставленной цели. Эта мера также величина относительная, обусловленная особенностями использования этой информации в той или иной системе. Ценность информации целесообразно измерять в тех же самых единицах (или близких к ним), в которых измеряется целевая функция. Качество информации. Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, содержательность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость. Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Содержательность информации отражает семантическую емкость, равную отношению количества семантической информации в сообщении к объему обрабатываемых данных. Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принята правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений. Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя. Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации. Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи. Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п. Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности. Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования. |
|
4. Информационная культура как интегративное научное направление Основными факторами, определившими возникновение феномена информационной культуры, явились: · переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития – коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий в одном ряду с природными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами развития общества и государства. Информация превратилась в эффективное средство управления личностью и обществом, она стала также и оружием, что подтверждается ведущимися в последние годы информационными войнами. Полнота и надежность информации все чаще ассоциируются с властью: военной, политической, управленческой, личной; · возрастание объемов информации – высокие темпы научно-технического прогресса, расширение масштабов познавательной деятельности людей, появление новых наук, стремительная смена не только производственных, но и социальных технологий, динамизм жизни современного общества – все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. Их примечательной особенностью является то, что в отличие от всех других ресурсов с течением времени они не убывают, а наоборот, характеризуются ростом и накоплением объемов; · информатизация общества, развитие информационной техники и технологии – на протяжении всей истории человечества процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, неизменно сопровождался процессом развития и совершенствования информационной техники и технологии. В истории развития цивилизации произошло несколько кардинальных преобразований в сфере обработки информации, получивших название информационных революций; · становление информационного общества – информационное общество - общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. С этим термином приято связывать постиндустриальное состояние человеческой цивилизации. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Уменьшается доля физического труда и сокращается объем рутинного умственного труда. В результате растет значение творческой составляющей в любом виде профессиональной деятельности и осуществляется принцип «человеку - человеческое, машине – машинное». Движущей силой развития общества становится производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт становится более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Отличительной особенностью информационного общества ХХ1 века, по мнению специалистов, будет ориентация на использование знаний и сетевых технологий. Важнейшим показателем информационного общества является то, что каждый его член имеет равные права и возможности свободно производить и своевременно получать любую интересующую его информацию, кроме случаев, ограниченных законом. Многозначность понятия «информационная культура». В настоящее время понятие информационная культура имеет не устоявшийся объем, характеризуется разным составом компонентов => существующие определения данного понятия зачастую несопоставимы. Содержание понятия ИК трактуется по разному через соотнесение с различными вышестоящими понятиями: общечеловеческая культура, образовательная деятельность, информационная деятельность, свод правил поведения человека в информационном обществе. В ряде определений вышестоящее понятие вообще не указывается. Т.о. причиной многозначности понятия ИК является: 1) Новизна явления и продолжающиеся исследования расширяющие это понятие; 2) Участие в исследовании специалистов разных наук, каждый из которых использует свою терминологию; 3) Наличие в составе термина многозначных базовых понятий (информация и культура). Технократический и гуманистический подход к трактовке явления информационной культуры. Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры; препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе. Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет снижение качества результатов. Место информационной культуры в структуре учебной и профессиональной деятельности личности. Главная цель курса «Основы информационной культуры личности» - подготовка человека к продуктивному осуществлению познавательной деятельности, успешной самореализации в условиях информационного общества. Основными задачами курса являются: 1. Формирование информационного мировоззрения личности; 2. Приобретение знаний и умений по информационному самообеспечению их учебной, профессиональной или иной познавательной деятельности. Информационное мировоззрение – система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, информатизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационное мировоззрение является своего рода стержнем, скрепляющим в единое целое все компоненты информационной культуры – библиотечно-библиографические знания, культуру чтения, знания возможностей новых информационных технологий. Приобретение информационных знаний, выработка информационных умений предполагает овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом; освоение формализованных методов аналитико-синтетической переработки информации; применение традиционной и компьютерной технологии для подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности. Итогом претворения в жизнь цели и задач курса является формирование творческой свободной личности, способной реализовать конституционные права человека и гражданина на доступ к информации, использовать добытую информацию в интересах своего физического, духовного и интеллектуального развития, а также во имя прогресса общества; обладающей активной гражданской позицией, информационно ответственной за свое взаимодействие с информационной средой, убежденной в значимости информации и знаний для решения широкого круга социальных и личных проблем. Таким образом, курсу «Основы информационной культуры личности» отводится общеобразовательное и общеразвивающее место в системе образования. Общеметодологические принципы организации информационного образования: 1) Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и «культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности; формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как к элементу культуры; препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе. 2) Принцип системного подхода позволяет обеспечить целостность представления феномена информационной культуры, преодолеть за счет введения единой методологической базы изолированность при рассмотрении таких его традиционных компонентов, как библиотечно-библиографические знания, культура чтения, компьютерная грамотность, реализовать в соответствии с тезисом «целое больше, чем сумма его частей» достижение нового качества в определении содержания понятия «информационная культура» как залога эффективной деятельности по решению проблемы информационной подготовки граждан. 3) Принцип интегративности дает возможность построения единой стратегии и тактики формирования информационной культуры личности с ориентацией на органичное взаимодействие как образовательных, так и библиотечно-информационных учреждений, каждое из которых в соответствии со своей спецификой призвано стать участником информационного всеобуча. Реализация данного принципа открывает перспективы гармонизации совместной работы этих социальных институтов по достижению общей цели - формированию информационной культуры личности. 4) Принцип деятельностного подхода означает, что формирование информационной культуры личности строится не с позиций библиотекаря, информационного работника, пытающегося объяснить школьнику, студенту, учителю, как устроена библиотека, информационная служба или компьютер и посвятить его в тонкости библиотечно-библиографической, информационной, компьютерной технологии, а с позиций пользователя, потребителя информации, исходя из тех информационных задач, которые он должен решать в ходе своей учебной, профессиональной или досуговой деятельности. 5) Принцип технологического подхода позволяет рассматривать формирование информационной культуры личности как педагогическую технологию, включающую определенную совокупность методов и средств, обеспечивающих достижение заданного результата. Предполагает детальное определение конечного результата и обязательный контроль его точности как основы получения продукции с заданными параметрами. Обязательными требованиями при этом являются массовость и воспроизводимость полученных результатов. Нарушение этих требований и отсутствие хотя бы одного элемента в заданной технологической цепи неизбежно влечет снижение качества результатов. Процесс формирования информационной культуры личности только тогда обретает статус технологии, когда определена программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели (учебная программа); имеются средства реализации поставленной цели (учебно-методические, технические и др.); установлены требования к конечному продукту (знаниям и умениям) на каждом этапе обучения; существуют инструменты измерения уровня информационной культуры (тесты, контрольные задания и др.). 6) Принцип непрерывности предусматривает использование возможностей всех звеньев системы непрерывного образования (дошкольного, общего среднего, среднего специального, высшего, послевузовского) для формирования информационной культуры личности. При этом на каждом из этих звеньев обучение основам информационной культуры должно быть обязательным и специально организованным. Условиями организации информационного образования являются: 1) внедрение в учебные планы образовательных учреждений всех типов специальной учебной дисциплины «Основы информационной культуры личности», призванной сформировать у учащихся целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебных планов образовательных учреждений; 2) наличие учебно-методического обеспечения курса; 3) создание электронных учебных пособий; 4) наличие распределенной информационной учебной среды, включающей: информационные ресурсы (традиционные и электронные), компьютерную технику, средства доступа к удаленным информационным ресурсам. Распределенность этой учебной информационной среды состоит в том, что ее компоненты сосредоточены как в библиотеках, так и в образовательных учреждениях, это обуславливает их тесное взаимодействие в сфере информационного образования. 5) Организация специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе вести обучение основам ИКЛ с разными категориями обучаемых.
|
|
5. Информационная технология: предмет, цель, задачи, состав компонентов Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием и расширением сферы распространения информационных технологий. Определяющее значение информационных технологий в современном мире связывают с тем, что они оказывают свое влияние на все другие технологии и на развитие общества в целом. В этой связи уровень социально-экономического развития отдельных государств не случайно связывают с развитием информационных технологий. О возрастании интереса к информационным технологиям во всем мире свидетельствуют: появление многочисленных специальных изданий, посвященных вопросам информационных технологий; выделение специальных рубрик, разделов по информационным технологиям в других изданиях; значительное увеличение числа семинаров, конференций, симпозиумов различного уровня; формирование и развитие программ, посвященных информационным технологиям. Как и любые другие технологии, информационные технологии служат инструментом для достижения поставленных целей. Эффективность использования информационных технологий при решении различных задач существенным образом зависит от уровня профессиональной подготовки пользователей. Отсюда подлинный ключ к информационным технологиям – это знания и умения, позволяющие ответить на вопросы «что?», «как?», «когда?» и «почему?» необходимо сделать для получения нужного результата. Лексическая единица «информационные технологии» объединяет в своей семантике значение множества видов информационных технологий, используемых в различных сферах деятельности при решении различных задач. Каждая информационная технология имеет свою специфику. Вместе с тем, независимо от специфики каждый вид технологии обладает общим набором компонентов (процессы, методы, средства, система, деятельность и др.). Это позволяет сформулировать определение родового понятия «информационная технология». Информационная технология (ИТ) – упорядоченная системно-организованная совокупность процессов, методов и средств количественного и качественного преобразования информации. Цель информационной технологии – получение заданных информационных продуктов и услуг с наименьшими затратами. Задачи информационной технологии: - разработка и использование эффективных производственных и технологических информационных процессов; - разработка оптимальных методов и средств преобразования информации; - обеспечение технологичности информационного производства. Предмет информационной технологии – обеспечение оптимальных взаимосвязей между всеми её компонентами, а также обеспечение ее гармоничного взаимодействия с внешней средой. Основными компонентами информационной технологии, как и любой другой технологии, являются исходный продукт (предмет труда), процессы, методы, средства, конечный продукт, субъекты, объекты, условия реализации (среда). Специфика компонентов информационной технологии отражена в таблице.
Классификация информационных технологий Специалисту в области информационной деятельности, в частности, информатику, для принятия обоснованных решений в ходе проектирования, эксплуатации, модернизации информационных систем и сетей чрезвычайно важно не только иметь представление об информационной технологии в целом, но и знать ее отдельные виды. В настоящее время не существует единой классификации информационных технологий. Основными причинами этого являются стремительное увеличение количества видов информационных технологий и наличие разнообразных подходов к их классификации. 1. По масштабу сферы приложения 1.1. Глобальные 1.2. Базовые 1.3 Конкретные 2. По способу производства информационных продуктов и услуг 2.1. Ручные 2.2. Механизированные 2.3.Автоматизированные (человеко-машиннные) 3. По степени новизны 3.1.Традиционные 3.2. Новые 3.3. Новейшие 4. По назначению 4.1. Прикладные 4.2. Функциональные 4.3. Инструментальные (обеспечивающие) 4.4. Предметные 5. По типу пользовательского интерфейса 5.1. Wimp-ИТ 5.2. Silk-ИТ 6. По способу организации работы вычислительной техники 6.1. Автономные 6.2. Сетевые 7. По форме представления информации 7.1. Традиционные 7.2. Гипертекстовые 7.3. Мультимедийные 8. По величине эффекта от использования ИТ в конкретной предметной области 8.1. Инжиниринговые 8.2. Реинжиниринговые 9. По степени распространения 9.1. Типовые 9.2. Авторские 10. По режиму взаимодействия пользователя с вычислительной техникой 10.1. Пакетные 10.2. Интерактивные 11. По типу используемых программных средств 11.1. HTML-технологии 11.2. FLASH-технологии 11.3. CASE- технологии |
6. Этапы и тенденции развития информационной технологии Этапы развития ИТ: По признаку технического обеспечения можно выделить пять этапов в развитии информационных технологий]. 1. «Ручная информационная технология» (до второй половины XIX в.), инструментарий которой составляли перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись почтой. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме. 2. «Механическая технология» (с конца XIX в.), инструментарий которой составляли пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3. «Электрическая технология» (40 — 60-е гг. XX в.), инструментарий которой составляли большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4. «Электронная технология» (с начала 70-х гг.), основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. 5. «Компьютерная (новая) технология» (с середины 80-х гг.), основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. 6. В настоящее время – ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Любой технологии, в т. ч. информационной технологии, присущи следующие черты: 1. Наличие цели (целенаправленность) деятельности. 2. Наличие предварительного знания о содержании деятельности. 3. Возможность декомпозиции деятельности (разделения на отдельные составляющие). 4. Возможность координации действий. 5. Однозначное выполнение требований и предписаний. 6. Строгая воспроизводимость результатов. 7. Наличие четких требований к конечному продукту. 8. Наличие норм и нормативов, позволяющих оценить деятельность. 9. Возможность контроля конечных продуктов в соответствии с установленными требованиями. 10. Потребность в наличии специально подготовленных кадров. В то же время информационная технология имеет ряд особенностей: 1. Рассмотрение информации в качестве как исходного, так и конечного продукта. 2. Короткий жизненный цикл. 3. Широта номенклатуры (разнообразие) продуктов и услуг. 4. Малообъемность информационного производства. 5. Преобладание единичных технологических процессов. Важнейшими тенденциями развития информационных технологий на современном этапе являются: 1. Диверсификация – повышение разнообразия, увеличение количества видов информационных технологий. 2. Глобализация – экспансия информационных технологий во все сферы человеческой деятельности, характеризующаяся устойчивым ростом потребления информационных продуктов и услуг, резким усилением доли информационного сектора в экономике. 3. Ликвидация промежуточных звеньев – посредников в передачи информации, способствующая ускорению процессов информационного обмена, устранению помех и искажений при передаче информации. 4. Конвергенция – стирание различий между информационным производством и обслуживанием; информационными продуктами и обеспечивающими средствами; использованием в быту и профессиональной сфере. 5. Мультимедиатизация - совмещение различных форм представления информации на одной платформе, обеспечение возможности одновременного получения информации человеком в виде текста, графики, звука, видеоизображения.
|
8. Производственный процесс: структура, характеристика элементов Производственный процесс – совокупность действий персонала и орудий труда, обеспечивающих производство информационных продуктов и услуг в условиях конкретного предприятия (учреждения). Каждый производственный процесс должен завершаться подготовкой каких-либо информационных продуктов и услуг. Интервал времени от начала до окончания производственного процесса именуется производственным циклом. В составе производственного процесса выделяют: - технологические процессы; - технологические операции; - технологические и вспомогательные переходы; - технологические приемы. Технологический процесс – часть производственного процесса, состоящая из целенаправленных взаимосвязанных действий по выполнению относительно самостоятельных задач, связанных с изменением состояния предмета труда. Технологическая операция – законченная часть технологического процесса, характеризующаяся одновременностью действий, выполняемых на конкретном рабочем месте. Любой технологический процесс и технологическая операция имеют собственный результат и решают конкретные производственные задачи. Технологический переход – законченная часть технологической операции, выполненная с помощью одних и тех же средств при постоянном технологическом режиме, которая сопровождается изменением состояния предмета труда. Вспомогательный переход – законченная часть технологической операции, которая не сопровождается изменением состояния предмета труда, но необходима для выполнения технологического перехода. Виды ТП: Типовой ТП – это ТП изготовления группы продуктов с общими как конструктивными, так и технологическими признаками. Групповой ТП – это ТП изготовления группы продуктов с разными конструктивными, но общими технологическими признаками. Единичный ТП – это ТП изготовления продуктов одного наименования не зависимо от типа производства К основным технологическим процессам информационного производства относятся сбор, обработка/переработка, хранение, поиск, распространение/передача информации. Технологические информационные процессы: Сбор информации - процесс получения необходимых документов или данных от внешних и внутренних по отношению к данной системе источников; Обработка / переработка информации - процессы преобразования формы и/или содержания документов или данных. Различают техническую и семантическую обработку информации: · Техническая обработка информации – это действия по изменению формы документов или данных, не связанные с анализом их содержания; · Семантическая обработка (аналитико-синтетическая переработка) информации – это действия над содержанием документов или данных, связанные с анализом, извлечением необходимых сведений, их оценкой, сопоставлением и обобщением; Хранение информации - процесс упорядочения документов или данных на традиционных и машинных носителях с целью организации удобного доступа к ним, а также обеспечения сохранности документов или данных; Поиск информации - процесс выявления, отбора и выдачи по содержательным и формальным признакам документов или данных из информационных потоков или массивов; Распространение / передача информации - процесс предоставления информации потребителям Способы описания ТП: Маршрутное описание ТП – это сокращенное описание последовательности выполнения всех ТО данного ТП в маршрутной карте без указания технологических переходов и параметров технологического режима. Операционное описание ТП – это полное описание всех ТО данного технологического режима в последовательности их выполнения с указанием технологических переходов и технологических режимов. Маршрутно-операционное описание ТП – это сокращенное описание ТО, входящих в состав данного ТП, последовательности их выполнения, допускающие полное описание лишь отдельных операций с представлением полной характеристики других операций в других технологических документах. Свойства ТП и ТО: Состав характеристик ТП: Технологический режим – это совокупность значений параметров ТП в определенном интервале времени. Технологическая дисциплина – это совокупность параметров реализации ТП относительно параметров технологического регламента (режима). Технологическая норма – это регламентированное значение показателя ТП. Норма выработки – регламентированный объем работы, которая должна быть выполнена в единицу времени, в определенных организационно-технических условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации. Технологический маршрут – это упорядоченная последовательность ТО и составляющих их элементов, которые входят в состав конкретного ТП. Ритм выпуска – количество продуктов определенного наименования, типоразмеров и исполнений, выпускаемых в единицу времени. Такт выпуска – это интервал времени через который периодически производится выпуск продуктов определенного наименования или определенных наименований. Аспекты изучения ТП и ТО: Анализ – разложение, расчленение целого на составные элементы Диспетчеризация – централизация оперативного контроля и управления, основанная на применении современных средств передачи и обработки информации Интеграция – связанность отдельных частей и функций системы в целое Исследование – процесс выработки новых знаний (2 уровня: эмпирический и теоретический) Контроль – наблюдение с целью проверки Кооперация – участие людей в одном или разных, но связных между собой процессах труда Моделирование – исследование к.-л. явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей
|
7. Предмет труда информационной технологии В технологических процессах информационного производства роль предмета труда играет информация. Под информацией понимаются сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний о них. Если получаемые сведения не отвечают этому условию, то они представляют собой информационный шум. Чтобы охарактеризовать предмет и продукт труда информационного производства, необходимо знать виды, структуру и свойства информации. Информация может быть классифицирована по разным признакам. По сфере возникновения информацию подразделяют на элементарную (возникшую в неживой природе), биологическую (функционирующую в мире животных и растений) и социальную (создаваемую и используемую в человеческом обществе). В составе социальной информации выделяют массовую, специальную и личную информацию. Специальная информация, рассчитанная на различные круги специалистов, может быть представлена широким спектром ее видов. При выполнении курсовых и дипломных работ (проектов) объектом рассмотрения прежде всего являются такие ее разновидности, как научно-техническая информация (НТИ) и технико-экономическая информация (ТЭИ). Однако в зависимости от объекта проектирования в качестве предмета информационных технологий могут выступать и другие виды социальной информации. Так, создание справочных электронных документов ориентировано преимущественно на использование справочной информации, а создание электронных учебных документов – учебной информации. Проектирование сайтов предполагает в ряде случаев использование публицистической информации, представляющей собой разновидность массовой информации. Каждый из этих видов информации имеет свои особенности, распространяющиеся на технологию обработки, форму представления, требования к актуальности, точности, достоверности, полноте, оперативности получения и т. д. По месту, занимаемому в производственном процессе, различают: входную, обрабатываемую, необрабатываемую, исходную, производную, промежуточную, результатную и выходную информацию. Входная информация в зависимости от ее состава может стать обрабатываемой или необрабатываемой (информационный шум). Входная обрабатываемая информация совместно с промежуточной информацией составляет исходную информацию. В результате обработки исходной информации создается производная информация, среди которой различают результатную информацию, представляющую собой конечный продукт, предназначенный для решения задач конечных пользователей, и промежуточную информацию. По месту возникновения информация может быть внешней (возникающей за пределами конкретной системы) и внутренней (возникающей в ее пределах). Информация как предмет и продукт труда информационных технологий также может дифференцироваться и по другим признакам, в том числе: 1. По соответствию отражаемым объектам: достоверная; недостоверная. 2. По степени стабильности: условно-постоянная; переменная (оперативная, текущая). 3. По степени обработки: первичная, вторичная. 4. По форме представления: текстовая; графическая; табличная и др. 5. По содержанию: библиографическая; концептографическая; фактографическая; метаинформация. 6. По периодичности поступления: периодическая; непериодическая. 7. По роли в процессе обработки: нормативная; регламентирующая; справочная; расценочная и др. 8. По выполняемым функциям: бухгалтерская; финансовая; кадровая; маркетинговая; управленческая; учебная; оперативно-производственная и др. 9. По функциям управления: плановая; контрольная; регулирующая; аналитическая; учетная, отчетная. 10. По уровням управления: оперативная; тактическая; стратегическая. Автоматизация любых технологических процессов предполагает формализованное представление как их структурных элементов, так и информации, являющейся предметом труда при реализации процессов сбора, обработки, хранения, поиска, передачи. Формализация информации характеризуется тем или иным уровнем адекватности создаваемого образа реальной действительности самой действительности. Возможность автоматизации любого вида информационной деятельности в принципе определяется двумя факторами: - характером обрабатываемой информации; - характером труда по реализации задач и функций системы. В составе обрабатываемой информации различают информацию четырех уровней структурируемости: 1) Жесткоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой не приводит к потере ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить фактографическую информацию: учетно-статистическую, экономическую, финансовую и т. п. 2) Структурированная информация – это информация, формализованное представление которой связано с незначительными потерями ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить научную, техническую, научно-техническую, нормативно-техническую, производственную информацию. 3) Слабоструктурированная информация – это информация, формализованное представление которой приводит к значительным потерям ее адекватности соответствующему объекту (процессу, явлению). К такой информации принято относить публицистическую, рекламную, научно-популярную информацию. 4) Неструктурированная информация – это информация, для которой в настоящее время не существует средств формализованного ее представления с приемлемым уровнем адекватности. К такой информации принято относить музыкальную, художественную, эстетическую информацию. С этих позиций может быть в значительной степени определена возможность автоматизации того или иного информационного производства. С другой стороны, для этого большое значение имеет определение характера труда в различных технологических процессах. В составе информационной деятельности принято выделять алгоритмический, формально-логический и эвристический труд. Алгоритмический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при однозначных исходных условиях и при выполнении его различными исполнителями. Примерами алгоритмического труда могут служить передача сообщений по каналам связи, компьютерный набор текста, ввод в систему уже подготовленных данных, хранение информации и т. п. Формально-логический труд – труд, который характеризуется однозначностью результата при различных исходных условиях при выполнении его как одним и тем же, так и различными исполнителями. Примерами формально-логического труда могут служить разработка поискового образа запроса и стратегии поиска информации, отправка сообщения по различным каналам связи, научный анализ и синтез. Эвристический труд – труд, который характеризуется многозначностью результатов при однозначных исходных условиях, в т. ч. при выполнении его одним и тем же исполнителем в различные промежутки времени. Примерами эвристического труда могут служить выбор способа графической иллюстрации статической зависимости, анализ информационных потребностей, принятие решений, анализ уровня продукции, прогнозирование. Выделение этих видов труда позволяет установить возможность автоматизации той или иной сферы деятельности на основе диагностики содержания труда через последовательную декомпозицию информационного производственного процесса на технологические процессы, технологические операции, технологические и вспомогательные переходы. Современное развитие информационных технологий позволяет в наибольшей степени автоматизировать алгоритмическую информационную деятельность путем создания фактографических автоматизированных информационных систем, обеспечивающих решение задач различных видов учета, оперативного управления. Автоматизация формально-логического труда связана с разработкой документальных и документально-фактографических АИС, которые направлены на обеспечение поиска и переработки информации (информационно-поисковые и информационно-решающие системы). Возможности автоматизации эвристического труда связаны в перспективе с созданием искусственного интеллекта и интеллектуальных информационных систем. Информация, представленная в формализованном виде, пригодном для обработки, представляет собой данные. Накопление и обработка данных обеспечивает возможность предоставления пользователям информации. При проектировании автоматизированной обработки информации важное значение имеет знание ее структуры и свойств. Знание структуры и свойств информации может использоваться проектировщиком технологии автоматизированной обработки информации при установлении необходимого для решения задач конечного пользователя ее состава (прагматический аспект), раскрытия содержания (семантический аспект) и выбора способа представления информации вне зависимости от ее смысловых и потребительских свойств (синтаксический аспект). В характеристике структуры научно-технической информации различают два взаимосвязанных аспекта: содержательный и формальный. По содержанию в структуре научно-технической информации выделяют факты, гипотезы, теории, концепции и др. В плане формальной структуры единицами научно – технической информации являются отдельные буквы, слова, фразы, смысловые фрагменты (аспекты содержания), блоки, произведения. Структурными единицами технико-экономической информации являются реквизиты и показатели. Элементарными единицами технико-экономической информации, обладающими смысловым содержанием, являются реквизиты. Реквизиты отражают свойства объектов (процессов, явлений). Каждый реквизит характеризуется именем (наименованием), типом и значением. В зависимости от отображаемого ими свойства реквизиты делятся на реквизиты-признаки и реквизиты-основания. Реквизиты-признаки отражают качественные свойства объекта. Они могут быть выражены в алфавитной, алфавитно-цифровой или цифровой формах. Реквизиты-признаки могут быть предметом лишь логической обработки (сортировки, группировки, выборки и др.). Реквизиты-основания характеризуют количественные свойства объектов. Они выражаются в цифровой форме. Над ними могут выполняться как логические, так и арифметические операции. Примерами реквизитов-признаков такого объекта, как студент могут быть: Ф.И.О., название и код специальности, номер группы, пол, год рождения и т. д. Примерами реквизитов-оснований для этого объекта могут быть: возраст, успеваемость, посещаемость занятий и др. Совокупность реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, отражающих свойства какого-либо объекта, представляет собой сообщение об объекте. Определенная совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, характеризующих конкретный объект с количественной и качественной стороны, называется показателем. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков. На основе показателей строятся документы. Основными структурными единицами автоматизированной обработки информации являются записи, информационные массивы (файлы). Свойства информации условно могут быть разделены на собственные и потребительские (аксиологические, прагматические). Наиболее важными собственными свойствами информации являются: содержательность (наличие смысла, значения), целесообразность (способность информации оказывать воздействие на поведение отдельных людей, социальных групп, общества в целом), неаддитивность (прибавление информации к уже имеющейся не увеличивает ее суммарное количество на величину прибавленной), некоммуникативность (зависимость суммарного количества полученной информации от последовательности получения информационных сообщений), неассоциативность (зависимость количества полученной информации от конкретных сочетаний поступивших информационных сообщений), независимость содержания информации от формы и способа ее фиксации и представления (независимость плана содержания от плана выражения), устаревание (уменьшение ценности) со временем. К потребительским свойствам информации относятся: неэквивалентность количества и качества (ценности, полезности) информации, неисчезаемость информации при ее использовании, независимость ценности информации для потребителя от количества затрат на ее получение. При этом с понятием ценности информации тесно связаны такие ее свойства, как актуальность, точность, полнота, глубина, достоверность, надежность, доказательность, новизна, оперативность, удобство формы представления и др. Именно с позиций этих свойств формируются требования к информации как исходному ресурсу, сырью информационного производства. |
|
||
9. Пользователи информационных систем Пользователь информационной системы – это лицо (группа лиц, организация), пользующееся услугами информационной системы для получения информации или решения других задач. Прежде всего к числу пользователей информационных систем относятся специалисты в предметной области системы, для удовлетворения информационных потребностей которых система создается. Пользователей этой категории называют конечными пользователями. Будем считать, что пользователями системы являются не только конечные пользователи, но и программные средства приложений, применяющие информационные ресурсы данной информационной системы для решения собственных задач. В некоторых информационных системах контингент пользователей не зафиксирован. Информационные ресурсы таких систем свободно предоставляются любому пользователю. В других системах для того, чтобы стать пользователем, необходимо получить от системного администратора требуемые полномочия доступа к системе, а иногда и к некоторым ее информационным ресурсам. Качественное информационное обслуживание пользователей АИС требует изучения пользователей информационной продукции. Пользователи информационных продуктов и услуг могут быть охарактеризованы с помощью самых разнообразных аспектов. Каждая из групп пользователей и каждый конкретный пользователь предъявляет специфические требования к информационной продукции в соответствии со своими информационными потребностями и запросами. При этом под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность. При оценке качества удовлетворения информационных потребностей и запросов важное значение имеют категории «релевантность» и «пертинентность». В соответствии с ГОСТ 7.73-96 «СИБИД. Поиск и распространение информации» релевантность – соответствие полученной информации информационному запросу. Пертинентность – соответствие полученной информации информационной потребности. Удовлетворение информационных запросов с высоким уровнем пертинентности – показатель многоаспектной осведомленности информационного органа о пользователе информационной системы как о потребителе информации. Важное место в решении этой весьма сложной задачи имеет создание и использование информационного образа пользователя, отвечающего на вопросы: «WHO?», «WHERE?», «WHEN?», «WHAT?», «WHY», «HAW?» («КТО?», «ГДЕ?», «КОГДА?», «КАКАЯ?», «ЗАЧЕМ?», «КАК?»). Производство конкурентоспособной информационной продукции, соответствующей заявленной цене и качеству, тесно связано с уровнем профессионального мастерства ее производителя (отдельного специалиста или организации). Это определяет актуальность задачи подготовки высококвалифицированных работников информационной сферы, обладающих знаниями и умениями в области информационных технологий, ресурсов, систем и сетей. Информационное обслуживание - предоставление информации для: - выработки и принятия решений; и/или - удовлетворения культурных, научных, производственных, бытовых и других потребностей человека. Характер запроса определяет выбор вида информационного обслуживания. В ГОСТе 7.0–99 представлены такие виды обслуживания: · Справочно-библиографическое (разновидность библиографического, реализуется в ответ на просьбу о библиографических сведениях), · Информирование (библиографическое информирование, индивидуальное, групповое, массовое информирование), · Информационное обеспечение (информационно-библиографическое обеспечение), которые направлены на получение пользователями информации по так называемому «постоянному информационному запросу»). Классификацию информационного обслуживания по видам можно произвести по названию учреждения, осуществляющего обслуживание (например, библиотечное, архивное, музейное обслуживание), по характеру предоставляемых услуг (библиографическое, выставочное, консультационное обслуживание и др.), по используемым для производства услуг носителям информации (аудиовизуальное, электронное и т. п. обслуживание). Основные режимы обслуживания пользователей: пакетный и интерактивный, локальный и удаленный.
Признаки классификации пользователей АИС. 1. по степени подготовленности к работе с ВТ • Пользователи, владеющие программированием • Пользователи, имеющие подготовку в области программирования и достаточно хорошо освоившие работу на ПК • Пользователи, имеющие слабую подготовку для работы на ПК • Пользователи, не имеющие ни какой подготовки в области работы на ПК 3. по типу решаемых задач • руководители • специалисты • технические работники 4. по сфере занятости • наука • производство • эксплуатация • обслуживание • торговля (снабжение) • подготовка кадров • управление 5. в зависимости от формы собственности • государственные • частные предприятия 6. масштаб принимаемых решений • Государство • Регион • Отрасль • Предприятие • Организация • ВУЗ • Тема • Отдельное рабочее место 7. по возрасту 8. по образованию 9. наличие ученой степени (кандидат наук, доктор наук), ученого звания (доцент, профессор, член-корреспондент, академик)
|
10. Информационные потребности и запросы: сущность, виды, методы изучения Под информационной потребностью понимается свойство отдельного лица, коллектива или системы, отображающее необходимость получения информации, соответствующей характеру выполняемых действий или работы. Информационный запрос – текст, выражающий некоторую информационную потребность. Человеческие потребности бывают следующих видов: индивидуальные, коллективные, общественные Принято выделять два основных типа информационных потребностей: • текущие, обусловленные присущей человеку любознательностью и заключающиеся в его стремлении быть в курсе всего, что происходит в мире; • конкретные (специальные), состоящие в стремлении получить информацию, необходимую для решения конкретной задачи - исследовательской, профессиональной, управленческой и т.п. Конкретные информационные потребности в определенной степени зависят от особенностей задач, для решения которых необходима соответствующая информация. Если ограничиться сферой науки и техники, то их можно разделить на три основных вида: • информационные потребности ученых-исследователей; • информационные потребности специалистов (инженеров, врачей, агрономов и т.п.); • информационные потребности управляющих (руководителей). Информационные потребности могут выражаться либо в форме устных или письменных информационных запросов, либо в определенном поведении потребителя по отношению к потенциальным источникам информации (другим людям, литературе, СМИ и др.). Если ИПотр выражена в письменном виде и отчуждена от ее источника, возникает проблема точности и полноты выражения ИПотр в информационном запросе. Специалисты в области информационного поиска различают информацию, имеющую отношение к ИПотр - ее называют релевантной, и информацию, непосредственно удовлетворяющую ИПотр - ее называют пертинентной. Решающим условием эффективного удовлетворения ИПотр является ясное осознание и четкое выражение того, какая информация действительно нужна потребителю для решения стоящей перед ним задачи. Без этого трудно рассчитывать на получение в информационном центре или библиотеке тех сведений, в которых потребитель нуждается. Учение о психологической установке позволяет объяснить понятие пертинентности, которое является одним из ключевых понятий в теории информационного поиска. Под пертинентностью понимается соответствие найденных документов или сведений подлинной ИПотр ученого или специалиста, которую нередко он сам может ясно не осознавать. Из предложенной интерпретации сущности ИПотр и механизма ее удовлетворения следует, что отнесение человеком поступающей к нему информации к категории релевантной или нерелевантной полностью определяется тем, какой образ поставленной задачи сложился у данного человека. Сам этот образ зависит, по крайней мере, от трех следующих факторов: • информации, которая уже накоплена в его памяти; • выбранного пути решения задачи; • темпов и промежуточных результатов решения. Надо иметь в виду, что образ задачи уточняется или даже изменяется под воздействием поступающей информации и промежуточных результатов решения данной задачи. В связи с этим изменяются и признаки, по которым опознается и отбирается релевантная информация. Поэтому для адекватного информационного обслуживания специалистов необходимо, чтобы оно было не только индивидуальным, но и включало в себя постоянную обратную связь с обслуживаемым абонентом для своевременного учета изменений в его ИПотр. Среди факторов, определяющих как изменение образа жизни, так и содержание информационных потребностей личности, первостепенную роль играет уровень образования. Повышение образования имеет двоякое влияние на характер информационных потребностей. До получения среднего образования наблюдается постепенное развитие информационных потребностей «вширь» и повышение активности потребления массовой информации в целом. Особенно быстро возрастает роль телевидения. Дальнейшее повышение уровня образования такого резкого «расширяющего» влияния на информационные потребности не оказывает. В возрасте старше 18 лет основное значение приобретает тип образования (гуманитарное, техническое и т.п.), в соответствии с которым происходит углубление и дифференциация информационных потребностей, а также функций, выполняемых СМИ. Общим для групп различного типа высшего образования является возрастание роли и эффективности использования печатных источников информации, а также межличностного общения на работе. В использовании же телевидения как средства приобщения к культуре наблюдаются заметные различия: в группах с техническим, сельскохозяйственным, экономическим высшим образованием эффективность телевидения остается сравнительно высокой, в то же время люди с высшим гуманитарным образованием ставят на первое место литературно-общественные журналы, книги и т. д., оставляя телевидению лишь роль информатора о текущих событиях культурной и политической жизни и развлекателя. Исследование информационных потребностей должно исходить из их типологии: общепсихологические, коммуникативные, науковедческие, информативные. Выявление степени их удовлетворения — первоочередная задача. Во всех случаях подобного исследования за основу необходимо брать предметную область, т. е. изучать не только интересы, но и мотивы. Всестороннее выяснение мотивационного диапазона информационных потребностей даст возможность управлять мотивировками. Для качественного изучения целесообразно использовать комплексный подход, т.к. возможно одновременно изучать не только текущие информационные потребности и информационные запросы, но и те, которые можно спрогнозировать на несколько лет вперед. Это: метод свободного диалога, блиц-тестирование, деловая игра, обратная связь. |
11. Информационные продукты и услуги: характеристика видов, пути обеспечения качества Результатом функционирования информационного производства являются информационные продукты и услуги. В соответствии с ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» информационная продукция – это документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем. Существуют различные подходы к определению понятий «информационные продукты», «информационные услуги». Информационный продукт представляет собой результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей. Информационная услуга - предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившим запросом или выявленной информационной потребностью называется. Примерами информационных продуктов могут служить статьи, монографии, аналитические обзоры, аналитические доклады, аналитические прогнозы, аналитические справки, тематические подборки, рекламные объявления, планы, итоговые финансовые отчеты, оперативные отчеты, базы данных, видеофильмы, электронные издания, списки рассылки новостей и т.п. Примерами информационных услуг могут служить выдача информации по запросам пользователей, выдача распечатки результатов поиска, поиск в режиме теледоступа, копирование, редактирование рукописи, проведение презентаций, проведение телеконференций, передача сообщений по электронной почте, справочно-консультационные услуги и т.п. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Специфика каждого отдельно взятого информационного продукта или услуги определяется его потребительскими свойствами. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг – это способность удовлетворять конкретные запросы пользователей. Потребительские свойства информации могут изменяться во времени, но не «изнашиваются» и не амортизируются, а сама информация не расходуется и не исчезает по мере ее потребления. Таким образом, при моделировании потребительских свойств информационных продуктов должны быть учтены потребительские свойства информации и документов. Потребительские свойства информационных продуктов и услуг, которые определяют их качество, во многом отличаются от потребительских свойств материальных объектов. Особенности потребительских свойств информационных продуктов и услуг связаны с особенностями свойств информации, которые проявляются, в частности, в том, что: 1. Количество и качество информации не убывает по мере её потребления; 2. Содержание информации не подвержено процессам физического старения; 3. Снижение актуальности (моральное старение) информации происходит по иным законам в сравнении с материальным производством; 4. Ценность информации всегда индивидуализирована и определена статусом потребителя; 5. Одну и ту же информацию можно использовать в различных областях человеческой деятельности, Информационная продукция характеризуется определённым составом показателей и критериев оценки качества. Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности пользователей в соответствии с её назначением. К важнейшим характеристикам качества информационных продуктов и услуг относятся: актуальность; полнота; точность; своевременность; избирательность; регулярность; доступность; удобство в обращении; защищенность от несанкционированного доступа и воздействия. За основу оценки качества любой продукции по каждому показателю принимается значение базового показателя, выявляемого с учётом мировых достижений в соответствующий период времени. Управление формированием качества предполагает, что необходимый уровень качества должен: устанавливаться с учётом мировых достижений, обеспечиваться в ходе производственного процесса, поддерживаться в условиях эксплуатации. Классификация информационных продуктов и услуг. Разнообразие ассортимента ИПУ актуализирует проблему их классификации, к рассмотрению которой мы переходим. По данным частного анализа специальной литературы на статус существенных оснований классификации ИПУ могут претендовать: характер представляемой информации, целевое назначение, сфера ее применения, способ производства информации можно различать: Следующие виды ИПУ: • документальные (документы); • библиографические; • фактографические; • аналитические; • консультативные. Пертине́нтность— соответствие найденных информационно-поисковой системой документов информационным потребностям пользователя, независимо от того, как полно и как точно эта информационная потребность выражена в тексте информационного запроса. Иначе говоря, это соотношение объёма полезной информации к общему объёму полученной информации |