ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.05.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
12. Мониторинг информационных продуктов и услуг Мониторинг – наблюдение за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, почвенно-растительного покрова, а также техногенных систем) с целью ее контроля, прогноза и охраны. Особое значение информационного мониторинга заключается в том, что он является средством передачи социального опыта, позволяет прогнозировать поведение наблюдаемых объектов и избегать развития критических ситуаций, за счет того, что в информационном мониторинге сравнивается состояние исследуемого объекта в данный промежуток времени с его состоянием в предшествующий временной период.
Информационный мониторинг является инструментом управления информационной средой, которая в настоящее время все больше все больше нуждается в научном обосновании управленческих решений.
Информационный мониторинг – это процесс непрерывного слежения за появлением новых сведений о деятельности объекта по заданным информационным индикаторам в фиксированном тематическом поле с целью анализа, управления и прогноза его развития.
Предметом информационного мониторинга является результативность информационной деятельности, а объектом выступает сама информационная деятельность.
Главной целью мониторинга ИР является управление процессом создания и использования государственных ИР, в ходе которого решаются следующие задачи: - устранение дублирования; - учет ресурсов как государственного имущества; - фискальные задачи; - обеспечение прозрачности деятельности государственных организаций; - обеспечение информационной безопасности и др. Кроме того, на основе систем мониторинга ИР можно и нужно решать смежные задачи, в том числе: - обеспечение навигации пользователей в информационном пространстве; - установление и охрану прав владения и собственности на ИР; - планирование деятельности информационных организаций; - коммерческий маркетинг, в частности, электронная торговля информационными продуктами. Виды информационного мониторинга: 1. Динамический (в качестве основания для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта; на первом месте стоит предупреждение о возможной опасности, а выяснение причин носит второстепенный характер)2. Конкурентный (в качестве основания для экспертизы выбираются результаты такого же обследования подобных объектов)3. Сравнительный (в качестве основания для экспертизы выбираются результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня)4. Комплексный (используется несколько оснований для экспертизы)5. Базовый (выявление новых проблем и опасностей до того как они станут осозноваемы на уровне управления)6. Проблемный (выяснение закономерностей, процессов и опасностей тех проблем, которые носят глобальный характер) Объекты прогнозирования: 1. Тематика фундаментальных и прикладных научных исследований. 2. Проблемы отрасли.Методы ИМ: 1) Метод контент-анализа. Состоит из поиска в тексте определенных содержательных понятий (единиц анализа), выявления частоты их появления и соотношения с содержанием всего документа. Общепризнанным есть распределение методологии контент-анализа на две ветви: качественную и количественную. Основа количественного контент-анализа - частота появления в документах определенных характеристик содержания. Метод качественного контент-анализа базируется на самом факте присутствия или отсутствия в тексте одной или нескольких характеристик содержания. 2) Контент-мониторинг. Представляет собой, постоянное выполнение узко очерченного своими задачами контент-анализа беспрерывных информационных потоков. Отличительная особенность такой работы состоит, прежде всего, в обслуживании узкого круга потребителей со специфической сферой задач, которые требуют оперативного решения. Это, в свою очередь, требует четкой постановки информационно-аналитических задач и тесного контакта между заказчиками и службами поиска и анализа информации. 3) Аналитические методы – основаны на различных операциях со статистическими данными.
4) Экспертные методы – методы на базе обобщения информации и оценок, представленных экспертами.
5) Метод линейного программирования – математический прием, используемый для определения лучшей комбинации ресурсов и действий необходимых для достижения оптимальных результатов, развития исследуемого объекта. Технология информационного мониторинга основана на постоянном наблюдении за пополнением документального потока новыми сведениями о прогнозируемом объекте и состоит из трех последовательно связанных технологических процессов: 1. Библиографический мониторинг. Осуществляется традиционными методами выявления профильных документов, их описания, реформирования, создания инвертированных ключей к поисковой базе данных по признакам документов, входящих в прогнозные индикаторы.Процессы описания документов (индексирование, реферирование и аннотирование) являются интеллектуальными и помогают установить семантические связи между элементами потока.2. Статистический мониторинг. Он предусматривает количественный анализ документального потока. Динамика количества публикаций по какой-либо проблеме дает возможность проследить историю ее возникновения и развития, тенденции и перспективы.Методы количественного анализа: составление таблиц и построение графиков, вычисление средних значений, интерполирование (определение) промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям, экстраполирование (распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его), вычисление коэффициента корреляции (соотношения между событиями, явлениями) моделирование, экспертная оценка и др.При наличии больших массивов документов статистический мониторинг ориентируется на работу в автоматизированном режиме.Конечный результат библиографического и статистического мониторинга - данные о документальном потоке по профилю прогнозируемого объекта, об отдельных конкретных источниках информации и сведения, факты из отобранных источников.3. Концептуальный мониторинг. В процессе концептуальной обработки фактографических данных о документальном потоке:- проводится сопоставление статистических параметров документального потока между собой и ожидаемыми значениями;- устанавливаются связи между прогнозными индикаторами, параметрами документального потока и изменениями в прогнозируемом объекте, принимается прогнозное решение. Условием принятия прогнозного решения является создание экспертной системы в конкретной области знания. Экспертная система оценивает ситуацию, интерпретируя данные библиографического и статистического мониторинга.Концептуальный мониторинг осуществляется на основе формирования прогностического банка данных, для создания которого необходимо иметь базу данных, содержащую:- структурированную совокупность суждений;- блок принятия решений на базе логико-математической модели объекта исследования. |
13. Технологии сбора информации Процесс сбора информации представляет собой деятельность субъекта, целью которого является получение сведений об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком, или с помощью технических средств и систем - аппаратно. Например, пользователь может получить информацию о движении поездов или самолетов сам, изучив расписание, или же от другого человека непосредственно, либо через какие-то документы, составленные этим человеком, или с помощью технических средств (автоматической справки, телефона и т. д.). Из изложенного выше следует вывод, что система сбора информации может представлять собой сложный программно-аппаратный комплекс. Как правило, современные системы сбора информации не только обеспечивают кодирование информации и ее ввод в ЭВМ, но и выполняют предварительную (первичную) обработку этой информации. Сбор информации- это процесс получения информации из внешнего мира и приведение ее к виду, стандартному для прикладной информационной системы. Обмен информацией между воспринимающей информацию системой и окружающей средой осуществляется посредством сигналов. Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта процедура в автоматизированных управленческих процессах промышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей производственно-хозяйственную деятельность объекта. Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.). Сначала информацию собирают, затем ее фиксируют. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявление брака и т.д. Для сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информации, как правило, сопровождается ее регистрацией, т.е. фиксацией информации на материальном носителе (документе или машинном носителе). Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, поэтому процедуры сбора и регистрации остаются пока наиболее трудоемкими. В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количественного измерения, регистрации, накоплению и передаче информации по каналам связи в ЭВМ с целью формирования первичного документа. Каналы получения информации: Неформальные каналы устанавливаются между отправителем и потребителем информации непосредственно (личные встречи, беседы, телефонные разговоры, переписка и т.п.) Формальные каналы устанавливаются через специально созданные обществом организации и учреждения (систему печатных изданий, библиотеки информационные службы). Формальный канал: курьером, по почте, по факсу, телеграфу. Неформальный канал: телефонная связь, радио-телефонная связь. Процесс сбора информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в формальном виде и в виде данных, которые отражают это представление. Источниками данных в любой предметной области являются объекты и их свойства, процессы и функции, выполняемые этими объектами или для них. Любая предметная область рассматривается в виде трех представлений: · реальное представление предметной области; · формальное представление предметной области; · информационное представление предметной области. При сборе (извлечении) информации важное место занимают различные формы и методы исследования данных: · поиск ассоциаций, связанных с привязкой к какому-либо событию; · обнаружение последовательностей событий во времени; · выявление скрытых закономерностей по наборам данных путем определения причинно-следственных связей между значениями определенных косвенных параметров исследуемого объекта (ситуации, процесса); · оценка важности (влияния) параметров на развитие ситуации; · классифицирование (распознавание), осуществляемое путем поиска критериев, по которым можно было бы относить объект (события, ситуации, процессы) к той или иной категории; · кластеризация, основанная на группировании объектов по каким-либо признакам; · прогнозирование событий и ситуаций. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач, в частности, задачи обмена информацией (передачи). Среди методов сбора информации выделяют: · приобретение документов (оптом, в розницу, по подписке, в дар, через систему обязательного экземпляра); · выявление документов с исходной информацией; · мониторинг процессов или явлений; · методы формирования выборки; · анкетирование; · интервьюирование; · статистическое наблюдение документального или информационного потоков; · прямые и косвенные методы изучения информационных потребностей; · метод эксперимента; · метод панелей; · ранжирование; · анализ задач; · анализ производственных, управленческих и информационных процессов; · методы прогнозирования и др.
|
|||||||||||||||||||||||||
14. Технология обработки документов и данных в автоматизированных информационных системах Обработка – воздействие на объект с целью придать ему новые свойства. Переработка –преобразования чего-либо во что-либо иное. Обработка документов – процесс создания и преобразования документов. Основными операциями обработки документов являются: классификация, сортировка, преобразование, размещение в базе данных и поиск. Обработка информации - любое преобразование информации из одного вида в другой, производимое по строгим формальным правилам. Обработка данных – процесс выполнения последовательности операций над данными. Обработка данных может осуществляться в интерактивном и фоновом режимах. Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других «информационных объектов» путем выполнения некоторых алгоритмов и является одной из основных операций, осуществляемых над информацией. Типичная информационная система выполняет набор функций, который обычно включает в себя следующие: 1. Ввод документов (с бумаги или в электронном виде). 2. Хранение этих документов. 3. Поиск по запросам (как предопределенным, так и незапланированным). 4. Редактирование операторами. 5. Создание выходных документов (на бумаге или в электронном виде). Схематично это можно изобразить так: На самом верхнем уровне можно выделить числовую и нечисловую обработку. В указанные виды обработки вкладывается различная трактовка содержания понятия «данные». При числовой обработке используются такие объекты, как переменные, векторы, матрицы, многомерные массивы, константы и т.д. При нечисловой обработке объектами могут быть файлы, записи, поля, иерархии, сети, отношения и т.д. Другое отличие заключается в том, что при числовой обработке содержание данных не имеет большого значения, в то время как при нечисловой обработке нас интересуют непосредственные сведения об объектах, а не их совокупность в целом. Обработка данных представляет собой последовательность операций, производимых над данными. Процедуры обработки данных могут различаться в зависимости от форм и видов представления данных С точки зрения реализации на основе современных достижений вычислительной техники выделяют следующие виды обработки информации: · последовательная обработка, применяемая в традиционной фоннеймановской архитектуре ЭВМ, располагающей одним процессором; · параллельная обработка, применяемая при наличии нескольких процессоров в ЭВМ; · конвейерная обработка, связанная с использованием в архитектуре ЭВМ одних и тех же ресурсов для решения разных задач, причем если эти задачи тождественны, то это последовательный конвейер, если задачи одинаковые - векторный конвейер. Основные процедуры обработки данных: Создание данных, как процесс обработки, предусматривает их образование в результате выполнения некоторого алгоритма и дальнейшее использование для преобразований на более высоком уровне. Модификация данных связана с отображением изменений в реальной предметной области, осуществляемых путем включения новых данных и удаления ненужных. Контроль, безопасность и целостность направлены на адекватное отображение реального состояния предметной области в информационной модели и обеспечивают защиту информации от несанкционированного доступа (безопасность) и от сбоев и повреждений технических и программных средств. Поиск информации, хранимой в памяти компьютера, осуществляется как самостоятельное действие при выполнении ответов на различные запросы и как вспомогательная операция при обработке информации. Поддержка принятия решения является наиболее важным действием, выполняемым при обработке информации. Широкая альтернатива принимаемых решений приводит к необходимости использования разнообразных математических моделей. Создание документов, сводок, отчетов заключается в преобразовании информации в формы, пригодные для восприятия как человеком, так и компьютером. С этим действием связаны и такие операции, как обработка, считывание, сканирование и сортировка документов. При преобразовании информации осуществляется ее перевод из одной формы представления или существования в другую, что определяется потребностями, возникающими в процессе реализации информационных технологий. Реализация всех действий, выполняемых в процессе обработки информации, осуществляется с помощью разнообразных программных средств. В любой предметной области в технологическом процессе обработки информации можно выделить три основных этапа. Первый этап (докомпьютерная обработка) начинается со сбора первичных документов из различных источников и подготовки их к автоматизированной обработке. На этом этапе производятся анализ представленных для обработки документов, систематизация имеющейся информации, составление и уточнение контрольных сведений, которые в дальнейшем будут использованы для проверки корректности введенных данных. Второй этап(компьютерная обработка) является основным и включает ввод, обработку информации по заданному алгоритму, а также вывод результатных документов. На этом этапе осуществляется ручной или автоматизированный ввод информации с первичных документов, контроль корректности и полноты результатов ввода. Информация с первичных документов переносится в информационную базу либо в электронную форму документа и таким образом преобразуется в данные. Далее следует обработка данных на основании алгоритма решения поставленной задачи, их преобразование в выходные данные, формирование и печать результатных документов. На заключительном третьем этапе (послекомпьютерная обработка) технологического процесса обработки информации производится контроль качества и полноты результатных документов, их тиражирование и передача заинтересованным лицам по различным каналам связи в электронном виде или на бумажных носителях. Методы обработки информации: Факторный анализ, Сравнительный анализ, Ранжирование, Группировка, Классификация, Прогнозирование, Моделирование, Эксперимент
|
15.Технологии информационного поиска Информационный поиск — процесс извлечения информации из информационной системы в соответствии с признаками этой информации. Информационным поиском (ИП) называется некоторая последовательность операций, выполняемых с целью отыскания документов, содержащих определенную информацию (с последующей выдачей самих документов или их копий), или с целью выдачи фактических данных, представляющих собой ответы на данные вопросы. Термин «ИП» ввел в информатику американский математик Кэлвин Муэрс в 1947 году. Побудительная причина ИП - информационная потребность, выраженная в форме информационного запроса. Объектами ИП могут быть документы, сведения о их наличии и (или) местонахождении, фактографическая информация. К методам поиска информации относятся: метод алгоритмизации; метод весовых коэффициентов; статистические методы анализа запросов и результатов выдачи информации; методы анализа и синтеза; моделирование; ранжирование; кластерный анализ; метод исследования операций. ИП различают следующим образом: • в зависимости от цели - адресный (формально-механический) и семантический (тематический); • от объекта поиска - документный и фактографический; • от степени использования технических средств - ручной или автоматизированный. • в зависимости от функциональной роли - доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности. Все виды ИП пересекаются, так как их цели и объекты часто взаимосвязаны. Например, документный и фактографический виды поиска могут быть как адресными, так и семантическими. ИП производится при помощи информационно-поисковых систем (ИПС). ИПС - это комплекс связанных друг с другом отдельных частей, предназначенный для выявления в каком-либо множестве элементов информации, отвечающих на предъявленный информационный запрос. Массив элементов информации, в котором производится ИП, называется поисковым массивом. ИПС подразделяются на документальные и фактографические. Документальные ИПС в ответ на вводимые в них информационные запросы выдают оригиналы, копии или адреса хранения документов, содержащих требуемую информацию. Подкласс документальных ИПС, выдающих лишь библиографические описания (БО) искомых документов, иногда называют библиографическими ИПС. В отличие от документальных ИПС фактографические поисковые системы предназначены для выдачи непосредственно требуемой информации (например, температуры кипения какой-либо жидкости; структурных или молекулярных формул химических соединений, обладающих некоторыми свойствами, и т.д.). Принципиальных различий между документальными и фактографическими ИПС нет. Если провести аналогию, то документальные ИПС отличаются от фактографических не в большей степени, чем первичные научные документы от справочников. Основным признаком, объединяющим документальные и фактографические ИПС в один общий класс, является то, что и первые, и вторые могут по запросам выдавать такую и только такую информацию, которая была ранее в них введена. Любая документальная ИПС - от ручной до автоматизированной - включает в себя следующие элементы: информационно-поисковый язык (ИПЯ), правила перевода текстов документов и запросов с естественного языка на ИПЯ, формальные правила (алгоритмы) поиска, технические устройства, реализующие алгоритмы поиска, фонд документов (или их адресов), записанных на каких-либо носителях информации. ИП осуществляется по определенным правилам, определяющим стратегию поиска, т.е. способы достижения оптимального результата. Стратегия ИП зависит от типа поисковой задачи, критериев выдачи и характера диалога между потребителями информации и ИПС. В общем случае процедура ИП состоит из четырех этапов: • уточнения информационной потребности и формулировки запроса; • определения совокупности держателей информационных массивов; • извлечения информации из информационных массивов; • ознакомления пользователя с полученной информацией и оценки результатов поиска. Наиболее эффективный метод поиска документов, содержащих научную информацию - прочитать каждый документ некоторой библиотеки. Но такой способ практически неосуществим, поскольку число документов обычно бывает слишком большим, чтобы все их можно было прочитывать при каждом информационном запросе. Поэтому приходится использовать другой, менее эффективный метод, при котором ИП производится не по самим текстам документов, а по кратким характеристикам содержания или определенным внешним признакам документов. Для этого каждый документ снабжается поисковым образом документа (ПОД) - характеристикой, в которой кратко выражается основное смысловое содержание документа. В виде такой же краткой характеристики - поискового предписания или поискового образа запроса (ПОЗ) - должен быть сформулирован и информационный запрос. Благодаря этому процедура ИП может быть сведена к простому сопоставлению ПОД с заданным ПОЗ. Если ПОД в необходимой и достаточной степени совпадает с ПОЗ, считается, что этот документ отвечает на информационный запрос. Такое сопоставление оправдано лишь тогда, когда поисковый образ и поисковое предписание формулируются в терминах одного и того же языка, и притом такого, в котором каждая фраза допускает одно и только одно толкование. В ПОД в краткой форме выражается лишь основное смысловое содержание документа. Поэтому такой метод не может обеспечить отыскания в библиотеке всех документов, содержащих требуемую информацию. Кроме того, в числе найденных документов могут быть такие, которые фактически не отвечают на данный информационный запрос. Эти документы образуют так называемый «поисковый шум». Важно иметь в виду, что информация, содержащаяся в научных документах, объективно подчиняется закону рассеяния. Полнота и точность поиска представляют собой конкурирующие показатели: повышение одного из них ведет к снижению другого. Увеличивая полноту поиска, мы неизбежно уменьшаем его точность и наоборот, увеличивая точность поиска, уменьшаем его полноту. Эффективность ИП определяют показатели, характеризующие нахождение релевантных документов. Они делятся на семантические (точность и полнота поиска, коэффициент информационного шума и коэффициент потерь) и технико-экономические (оперативность поиска, стоимость и трудоемкость поиска). Простейшим ПОД является его заглавие. По заглавию книги или статьи читатель в большинстве случаев может судить о том, представляет ли для него интерес эта книга или статья и стоит ли с ней знакомиться подробней. Аннотация и реферат документа также суть его поисковые образы. С увеличением объема реферативных журналов (РЖ) число помещаемых в них аннотаций и рефератов стало настолько большим, что РЖ пришлось снабжать дополнительным справочным аппаратом - системой указателей, значительно облегчающих для читателей решение информационно-поисковых задач. Таким образом, РЖ, а также РЖ с системой указателей - это простейшие документальные ИПС, рассчитанные на индивидуальное использование. Существует три основных типа информационно-поисковых задач: • ретроспективный информационный поиск, т.е. отыскание письменных документов (всех или части), в которых содержатся сведения по определенному вопросу; • срочное оповещение отдельных специалистов (абонентов) о публикациях, представляющих для них потенциальный интерес. Данный тип информационного поиска называется избирательным (адресным) распределением информации (ИРИ). Он производится по постоянным информационным запросам (так называемым «профилям интересов»), которые формулируются самими потребителями. Это особый случай ИП; • поиск имен специалистов, располагающих информацией по определенному вопросу. |
19. Технологическая подготовка информационного производства Технологическая подготовка – совокупность мероприятий, обеспечивающих технологическую готовность. Технологическая готовность производства – наличие на предприятии полных комплектов конструкторской и технологической документации и средств технологического оснащения, необходимых для осуществления заданного объема выпуска продукции с установленными технико-экономическими показателями Задача технологической подготовки производства– законченная часть работ в составе определенной функции технологической подготовки производства Функция технологической подготовки производства– комплекс задач по технологической подготовке производства объединенных общей целью их решения Технологичность – соотношение затрат на производство продукции и получение при этом результатов с позиции объема и качества. Применительно к технологической подготовке производства рассматриваются вопросы ее планирования, учета, контроля, регулирования, анализа. Критериями технологической подготовки производства являются: - технологичность продукции - эффективность производства - сокращение сроков освоения выпуска новой продукции - повышение удельного веса продукции, отвечающего заданному (мировому) уровню качества - повышение производительности труда. Технологическая подготовка производства может регламентироваться на уровнях: государства; отрасли; предприятия. И соответственно этому используются понятия: Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП) – это система организации и управления технологической подготовкой производства, регламентированная государственными стандартами; Отраслевая система технологической подготовки производства (ОСТПП) - это система организации и управления технологической подготовкой производства, регламентированная отраслевыми стандартами (если такие существуют); Система технологической подготовки производства предприятия - это система организации и управления технологической подготовкой производства, регламентированная стандартами предприятия (совместимыми с государственными и отраслевыми, если они существуют); Организация технологической подготовки производства– это формирование структуры технологической подготовки производства и подготовка всех видов обеспечивающих средств, необходимых для реализации функций и задач данного производства. Срок технологической подготовки производства – интервал времени от начала до окончания технологической подготовки производства изделия. Управление технологической подготовкой производства– совокупность действий по обеспечению функционирования технологической подготовки производства. Цель - рациональная организация и включает: планирование, контроль, учет, регулирование. Планирование технологической подготовки производства(установление номенклатуры и значений показателей технологической подготовки производства, характеризующих качество выполнения ее функций) включает: • Определение состава и объем работ по технологической подготовки производства; • Определение потребностей в ресурсах на выполнение планируемых работ; • Определение состава исполнителей и распределение работ между ними; • Расчет календарных сроков выполнения работ каждым исполнителем • Разработку общего плана технологической подготовки производства. Учет (сбор и обработка информации о состоянии технологической подготовки производства изделия на определенный момент времени) и контроль (выявление отклонений фактических значений показателей технологической подготовки производства изделия от плановых значений показателей) за ходом технологической подготовки произ-ва предусматривают: • Учет сроков выполнения запланированных видов работ • Учет расходов ресурсов на выполнение работ • Учет фактической трудоемкости работ Регулирование технологической подготовки производства(принятие решений по устранению отклонению значений показателей технологической подготовки производства от плановых значений показателей и их выполнение) включает: • Анализ фактической трудоемкости работ; • Анализ влияния невыполнения отдельных видов работ в установленные сроки на ход всей технологической подготовки производства; • Анализ качества выполняемых работ; • Принятие решений по устранению отклонений от запланированного хода и результата технологической подготовки производства; • Управление технологической подготовкой производства может реализоваться на основе сетевых моделей управления. При этом могут использоваться средства автоматизации для построения такого рода моделей. Трудоемкость технологической подготовки производства– затраты труда на выполнение технологической подготовки производства от получения исходных документов на разработку и производство изделий до наступления технологической готовности предприятия. Система стандартов технологической подготовки производства: 14. Единая система технологической подготовки производства. С 1989 года почти все стандарты заменены на Рекомендации. Действует ГОСТ 14.004-83 Единая система технологической подготовки производства. Термины и определения основных понятий
|
16. Технологии хранения информации на машинных носителях Носитель информации – материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. Внешнее запоминающее устройство –(относительно) медленное запоминающее устройство большой емкости. Целостность содержимого ВЗУ не зависит от того, включен или выключен компьютер. Внешними запоминающими устройствами являются: - накопители на жестких магнитных дисках; - накопители на гибких магнитных дисках; - накопители на компакт-дисках; - накопители на магнито-оптических компакт-дисках; - накопители на магнитной ленте и др. Внешняя память –память, непосредственно не доступная центральному процессору. Доступ к внешней памяти осуществляется посредством обмена данными с оперативной памятью. Внешняя память предназначена для длительного хранения программ и данных. В зависимости от востребованности информации внешняя память подразделяется на первичную и вторичную. Эволюция носителей информации 1. Камни и стены пещер - палеолит (до 40 до 10 тыс. лет до нашей эры) 2. Глиняные таблички - 7-й век до нашей эры 3. Восковые таблички 4. Папирус - 3000 лет до нашей эры 5. Пергамент - 2 век до нашей веры 6. Бумага - 1-й или начало 2 века нашей эры 7. Береста - широкое распространение с 12 века 8. Перфокарты - появились в 1804 году, запатентованы в 1884 году 9. Перфоленты - 1846 год 10. Магнитная лента - 50-е годы 11. Магнитные диски - 50-е годы 12. Гибкий диск - 1969 год 13. Жесткий диск - настоящее время 14. Compact Disk, DVD - настоящее время 15. Flash - настоящее время. Классификация ЗУ 1. По способу хранения информации — магнитоэлектрические, оптические, магнитооптические и др. 2. По виду носителя информации — накопители на гибких и жестких магнитных дисках, оптических и магнитооптических дисках, магнитной ленте, твердотельные элементы памяти. 3. По способу организации доступа к информации — накопители прямого, последовательного и блочного доступа. 4. По размеру используемого носителя информации. 5. По типу устройства хранения информации — встраиваемые (внутренние), внешние, автономные, мобильные (носимые) и др. Основные характеристики ЗУ Важнейшими характеристиками ЗУ являются информационная емкость и быстродействие. Информационная емкость ЗУ определяется количеством единиц информации, которое может храниться в нем. Как правило, информационной емкостью называется только полезный объем хранимой информации, в нее не включается размер памяти, занятый служебной информацией, например резервные области, синхродорожки, инженерные цилиндры и пр. Быстродействие ЗУ характеризуется его временными характеристиками (время обращения, время считывания (выборки) информации, время записи) Важными характеристиками ЗУ являются также надежность, масса устройства, габариты, потребляемая мощность и стоимость. Файл- совокупность связанных записей (кластеров), хранящихся во внешней памяти компьютера и рассматриваемых как единое целое. Обычно файл однозначно идентифицируется указанием имени файла, его расширения и пути доступа к файлу. Каждый файл состоит из атрибутов и содержимого. Различают текстовые, графические и звуковые файлы. Файл– ограниченный объем данных, который существующей физически в ЭВМ, системе ЭВМ или сетях ЭВМ. Полное имя файла образуется из двух слов - имени и типа, разделяемых знаком "точка" (при отсутствии типа точка необязательна); поэтому тип иногда называют расширением имени. Организация информации – ее хранение в ЭВТ – осуществляется при помощи файловой системы. Организация доступа к Ф.Чтобы обратиться к данным Ф, надо знать адрес 1 сектора из тех, в которых хранятся данные файла. Адрес любого сектора на диске определяется 3-мя координатами: № дорожки (цилиндра), № поверхностити, № сегмента. Пользоватьсяся адресомм сектора для записи или чтения данных с диска можно, но трудоемко. ОС освобождает пользователя от этого. В процессесе доступа к данным на диске ОС использует также хранящиеся на нем таблицу размещения файлов FAT (File Allocation Table) и стартовый сектор. Организация доступа к файлу в зависимости его места регистрации: 1) Ф нах-ся в текущ.кат-ге (путь отсут-ет). При орг-ции доступа к Ф достаточно указать его полн.имя; 2) Ф нах-ся в пассив.кат-ге одного из нижн.ур-ей, подчинен.текущ.кат-гу. При орг-ции доступа к Ф необх-мо указать путь, в кот. перечислены все имена кат-гов ниж.ур-ня, лежащих на этом пути (вкл.кат-г, в кот.зарегистрирован дан.Ф; 3) Ф нах-ся в пассив.кат-ге на др.ветке по отнош-ю к местонах-ю текущ.кат-га иерарх.струк-ры. При орг-ции доступа к файлу необходимо указать путь, начиная с главного каталога. Файловая система- часть операционной системы, обеспечивающая запись и чтение файлов на дисковых носителях. Файловая система определяет логическую и физическую структуру файла, идентификацию и сопутствующие данные файла. Свойства файла: 1) стандартные: тип информации (текстовая, числовая, графическая и т.п.), - местонахождение информации (описание местоположения на временном или постоянном носителе и указание типа носителя), · наименование (имя) файла (состоит из двух частей – имя и расширение), · размер (объем) хранимой информации, · время создания и время изменения, ·атрибуты информации (для чего она предназначена – для архива, скрытая, системная, только для чтения и т.п.); 2) факультативные свойства файлов – те свойства, которые пользователь может указывать по своему желанию: тема, автор или авторы, создавший или изменивший информацию, организация, где была создана такая информация, группа, в которую включен файл, ключевые слова (описывающие информацию, содержащуюся в файле), заметки автора или редактора.
Файлы объединяются в каталоги или директории. Файлы хранятся в каталогах. Каталоги – это место на машинном носителе, в котором хранятся имена файлов, атрибуты. Каталог– это тоже объем информации, но больше, чем файл, в котором хранятся имена файлов, сведения о размере файлов, времени их последнего обновления, атрибуты, свойства. Из числа каталогов для нас интересны текущие каталоги и корневые каталоги. На каждом диске находится один корневой каталог, затем идут подкаталоги первого уровня, второго и третьего и т.д. Текущий каталог – тот каталог, в которой находится пользователь, работающий с файлом. Чем хороша древовидная структура? – тем, что ее достаточно трудно разрушить + информация позволяет определить каталоги предыдущего уровня и последующего уровня. Т.о., следы действий злоумышленников можно искать на разных уровнях каталогов. Директория– это физический объем информации на диске, в котором хранятся файлы. Чем важны свойства файла – при неправомерном доступе свойства файла изменяются, причем часть свойств изменяется независимо от желания лица, изменяющего файл. Эти свойства файла фиксируются в операционной системе, по ним мы можем судить, осуществлялся ли доступ к информации, какие операции проводились с ней. |
18. Информационные технологии Интернет: виды, характеристика Интернет - глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам. Возникновение и развитие глобальной информационной сети Интернет Прародителем Интернет можно назвать организацию ARPA (Advanced Research Projects Agency) - Агентство передовых исследовательских проектов в области обороны при Министерстве обороны США (DOD), это агентство затем было переименовано в DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency). Под эгидой (и финансированием) этого агентства была создана сеть ARPANET (Advanced Research Projects Agency NETwork). Цель ARPANET состояла в том, чтобы дать возможность подрядчикам, университетам и сотрудникам Министерства обороны, участвующим в исследованиях и разработках оборонного характера, поддерживать связь по компьютерным сетям и совместно использовать вычислительные ресурсы тех немногих на то время мощных компьютеров, которые находились в разных географических точках. Настоящий “расцвет” Интернета произошел с созданием World Wide Web (WWW) –всемирной паутины Интернет, основанный на технологии гипертекстовых документов, позволяющей пользователям Интернет иметь удобный доступ к любой информации, находящейся в глобальной сети. И если первоначально сети были в основном предназначены для удаленного доступа к суперкомпьютерам (сервис Telnet), то сейчас основной сервис Интернет – это WWW. Структура Интернет Единицей сети Интернет является локальная вычислительная сеть, совокупность которых объединяется некоторой региональной (глобальной) сетью (ведомственной или коммерческой). На высшей ступени региональные сети соединяются с одной из так называемых опорных сетей Интернет. (В действительности региональные сети могут быть связаны между собой без выхода на опорную сеть.) В качестве соединительных линий в Интернете используются проводные линии связи, оптоволоконные, радиосвязь и спутниковая связь и др. Обобщенная структура Интернета Имеет место определенная аналогия между схемой транспортных магистралей и топологией Интернета, напоминающей карту автомобильных, железных дорог и схему авиаперевозок. Протоколы Интернета соответствуют правилам перевозок грузов; система адресации - традиционным почтовым адресам; транспортные магистрали - каналам связи между сетями в Интернете. Протоколы Интернет Протокол - это совокупность правил, в соответствии с которыми происходит передача информации через сеть. Основные протоколы используемые в работе Интернет: 1. TCP/IP 2. POP3 3. SMTP 4. FTP 5. HTTP 6. IMAP4 7. WAIS 8. Gorpher 9. WAP Адресация в сети Каждый компьютер, подключенный к сети TCP/IP (Интернет), имеет свой уникальный IP-адрес или IP – номер. Адреса в Интернете могут быть представлены как последовательностью цифр из четырех чисел в диапазоне 0 - 255 разделенными точками (например, 223.255.255.0), так и именем (например, lessons-tva.info.), построенным по определенным правилам. Компьютеры при пересылке информации используют цифровые адреса, а пользователи в работе с Интернетом используют в основном имена. Метод связи имен и IP – номеров называется сервером имени домена (Domain Name Server, DNS). Сервер DNS поддерживает список имен компьютеров, локальных сетей и соответствующих им IP – номеров. Сервер DNS, как правило, устанавливается у сервис-провайдера, и он автоматически обслуживает ПК, которые подключаются к Интернет через сервер доступа данного провайдера. Браузер, прежде чем отправлять запрос узлу по введенному доменному имени, сначала обращается к серверу DNS сервис-провайдера, который сообщает браузеру IP-адрес узла соответствующий доменному имени, введенному в браузере. В Интернете применяется так называемая доменная система имен. Каждый уровень в такой системе называется доменом. Имя домена состоит из нескольких частей, расположенных в определенном порядке и разделенных точками. Домены отделяются друг от друга точками, например: lessons-tva.info. IP-адрес состоит из двух частей: номера сети и номера узла (компьютера) в сети. Если отдельный компьютер (хост-компьютер) или сеть являются составной частью сети Интернет, то IP-адрес присваивается специальным подразделением Интернета. Распределением IP адресов занимается организация ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers), а в Европе распределением IP адресов между региональными провайдерами занимается RIPE. Адреса компьютеров, подключенных к локальной сети провайдера, определяют администраторы сети. IP-адреса бывают статические и динамические. Если за компьютером, подключенным к Интернет, закреплен постоянный IP-адрес, то такой адрес называется статическим. Если компьютеру присваивается новое значение IP-адреса при каждом подключении к Интернет, то этот адрес является динамическим. В Интернете используются не доменные имена, а Universal Resource Locator (URL). URL - это адрес любого ресурса (документа, файла) в Internet, он указывает, с помощью какого протокола следует к нему обращаться, какую программу следует запустить на сервере и к какому конкретному файлу следует обратиться на сервере. Общий вид URL: протокол://хост-компьютер/имя файла (например: http://www.lessons-tva.info/book.html). Более подробно об адресации в сети изложено в разделах IP-адресация и Адресация в сети Интернет. Службы (сервисы или услуги) сети Наиболее распространенными функциональными службами в Интернет являются: 1) Электронная почта E-mail - служба электронного общения в режиме оффлайн; 2) Распределенная система гипермедиа Word Wide Web (WWW); 3) Передача файлов - FTP; 4) Поиск данных и программ - Archie; 5) USENET, News - телеконференции, группы новостей (доски объявлений) или дискуссионные группы по различным темам; 6) Поиск данных по ключевым словам WAIS (WAIS реализует концепцию распределенной информационно-поисковой системы); 7) Whois - адресная книга сети Internet. По запросу пользователь может получить информацию о владельцах доменных имен; 8) Доступ к компьютерам в режиме удаленного терминала - Telnet; 9) Gopher - служба доступа к информации с помощью иерархических каталогов (иерархических меню). 10) Службы для электронного общения в режиме онлайн: мессенджеры и VoIP сервис. Все услуги предоставляемые сетью Internet можно разделить на две категории: обмен информацией между абонентами сети и использование баз данных сети. Фактически все службы (услуги) сети построены по принципу клиент-сервер. Сервером в сети называется компьютер или программа способные предоставлять некоторые сетевые услуги клиентам по их запросам. К клиентским программам относятся: · браузеры - программы для просмотра Web-серверов; · ftp-клиенты; · telnet-клиенты; · почтовые клиенты; · WAIS-клиенты. Поиск информации в сети Поиск информации в Интернете является искусством. Средствами для нахождения информации в Интернете являются справочно-поисковые системы. Все существующие типы справочно-поисковых систем в Интернете могут быть разделены на следующие группы: · системы Web-поиска; · системы поиска FTP-файлов; · системы поиска в архивах Gopher; · системы поиска в Usenet; · каталоги; · порталы. Каждая поисковая система индексирует страницы серверов особым способом, приоритеты в поиске по индексам тоже отличаются от других систем, поэтому запрос по ключевым словам и выражениям в каждой из поисковых систем может дать разные результаты. Веб-сервер– сервер, обеспечивающий предоставление информации в службе глобального соединения. Веб-сервер хранит и предоставляет во внешнюю сеть данные, организованные в виде веб-страниц. Веб-сервер отвечает за обработку запросов клиентов к веб-сайту и исполнение CGI-, JSP-, ASP-, PHP- и других приложений. Веб-сайт – совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном веб-сервере. Веб-страница– самостоятельная часть веб-сайта; документ, снабженный уникальным адресом (URL). Веб-страница может иметь статическое или динамическое построение. Обычно веб-страницы организуется в виде гипертекста с включениями текста, графики, звука, видео или анимацию. В сети Интернет просмотр веб-страниц осуществляется посредством браузера. |
17. Технологии передачи информации Обмен информацией представляет собой процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный “информационный баланс”, при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник. Обмен информации производится с помощью сигналов, являющихся ее материальным носителем. Источниками информации могут быть любые объекты реального мира, обладающие определенными свойствами и способностями. Необходимость передачи информации для различных экономических объектов обосновывается по-разному. Так, в автоматизированной системе управления предприятием она вызвана тем, что сбор и регистрация информации редко территориально отделены от ее обработки. Процедуры сбора и регистрации информации, как правило, осуществляются на рабочих местах, а обработка - в вычислительном центре. Передача информации осуществляется различными способами: с помощью курьера, пересылка по почте, доставка транспортными средствами, дистанционная передача по каналам связи. Передача данных– пересылка информации между функционирующими устройствами, осуществляемая в соответствии с протоколами. С-мы передачи недокумен.инф-ции: телефонная; радиопоисковая; радиотелефонная связь; видеотелефонная; пейджинговая связь. С-мы передачи документир. инф-ции:телеграфная; дейтефонная; факсимильная связь. С-ма передачи инф-ции - совок-ть средств, служ-х для передачи инф-ции. Источник и потре-ль инф-ции явл-ся абонентами с-мы передачи. Абон-ми м.б.ЭВМ, с-мы хранения инф-ции, различ.рода датчики и испол-ые устройства, а также люди. Структура системы передачи: канал передачи (канал связи); передатчик информации; приемник информации. Отправитель сообщения дан-х– человек или устр-ва, осущест-щие выбор сообщения дан-х из ансамбля сообщ-й и формиро-и этого сообщения для последующей передачи. Получатель сообщ-я дан-х- человек или устр-ва, для кот.предназначено сообщ-е дан-х. Аналоговый сигнал дан-х - сигнал дан-х, у кот.кажд.из представ-х параметров опис-ся фун-ей времени и непрерывным множеством возмож.значений. Цифровой сигнал дан-х - сигнал дан-х, у кот.кажд.из представ-х параметров описы-ся фун-ей дискрет. времени и конеч.множеством возмож.значений. Дистанционная передача постоянно развивается и совершенствуется. Особое значение этот способ передачи информации имеет в многоуровневых межотраслевых системах, где применение дистанционной передачи значительно ускоряет прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных. Передача сообщений на расстояние с использованием электрических сигналов называется электросвязью. Электрические сигналы могут быть непрерывными и дискретными. Под системой электросвязи можно понимать совокупность технических средств и среды распространения электрических сигналов обеспечивающих передачу сообщений от отправителя к получателю. Любая система электросвязи содержит три элемента: устройство преобразований сообщений в сигнал (передатчик), устройство обратного преобразования сигнала в сообщение (приёмник) и промежуточный элемент, обеспечивающий прохождение сигнала (канал связи). Средой распространения электросвязи может быть искусственное сооружение, созданное человеком (проводная электросвязь) или открытое пространство (радиосистема). По характеру зависимости между сообщением и сигналом различают прямое и условное преобразование. Системой связи с прямым преобразованием является система телефонной связи, где электрические сигналы изменяются по аналогии со звуковыми сообщениями (аналоговыми). Условное преобразование сообщений в сигнал используется при передаче дискретных сообщений. При этом отдельные знаки дискретного сообщения заменяются некоторыми символами, совокупность комбинаций которых называется кодом. Примером такого кода является азбука Морзе. При условном преобразовании сообщения электрический сигнал сохраняет дискретный характер, т.е. информационный параметр сигнала принимает конечное число значений, которых чаще всего два (двоичный сигнал). Данные, предназначенные для связи между ЭВМ, представляют собой сообщения, состоящие из определённого набора цифр. Такие документальные сообщения называются дискретными. В зависимости от среды, по которой передаются сигналы, все существующие типы линий связи принято делить на проводные (воздушные и кабельные линии связи) и беспроводные (радиолинии). Проводные линии связи созданы искусственно человеком, а в беспроводных сигналы подаются в радиопередатчик, с помощью которого они преобразуются в высокочастотный радиосигнал. Протяжённость радиолиний и возможное число сигналов зависит от диапазона используемых частот, условий распространения радиоволн, технических данных радиопередатчика и радиоприёмника. Радиолинии используются для связи с любыми подвижными объектами: кораблями, самолётами, поездами, космическими аппаратами. Основными качественными показателями системы передачи информации являются: · пропускная способность, · достоверность, · надежность работы. Пропускная способность системы передачи информации - наибольшее теоретически достижимое количество информации, которое может быть передано по системе за единицу времени. Пропускная способность системы обусловливается скоростью преобразования информации в передатчике и приемнике и допустимой скоростью передачи информации по каналу связи, определяемой физическими свойствами канала связи и сигнала, Достоверность передачи информации - передача информации без ее искажения. Надежность канала связи - полное и правильное выполнение системой всех своих функций. Типы каналов связи (по физической природе, по форме представления передаваемой информации, по пропускной способности, по способу соединения и др.). Каналы связи (КС) являются общим звеном любой системы передачи информации. 1) По физической природе каналы связи делятся следующим образом: · механические - используются для передачи материальных носителей информации; · акустические -передают звуковой сигнал; · оптические - передают световой сигнал; · электрические - передают электрический сигнал. Электрические каналы связи могут быть проводные и беспроводные (или радиоканалы). 2) По форме представления передаваемой информации · аналоговые – передается информация, представленная в непрерывной форме, т.е. в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины. · дискретные – передается информация, представленная в виде дискретных (цифровых, импульсных) сигналов той или иной физической природы. 3) По пропускной способности их можно классифицировать на виды: · низкоскоростные, скорость передачи информации в которых от 50 до 200 бод; это дискретные (телеграфные) каналы связи, как коммутируемые (абонентский телеграф), так и некоммутируемые; · среднескоростные, использующие аналоговые (телефонные) линии связи; скорость передачи в них от 300 до 9600 бод, а в новых стандартах МККТТ до 33600 бод (стандарт V.34 бис); · высокоскоростные (широкополосные), обеспечивающие скорость передачи информации выше 36000 бод; по этим каналам связи можно передавать и дискретную, и аналоговую информацию. Технологии передачи информации в Интернет: электронная почта, сетевые телеконференции, передача файлов, Интернет-телефония и др. Электронная почта - одна из старейших служб Интернета. Строго говоря, она даже не требует подключения к Интернету - достаточно очень короткого подключения к компьютеру сервис-провайдера, чтобы принять сообщения, накопившиеся в его "почтовом ящике" со времени предыдущего сеанса связи, и одновременно передать ему новые сообщения, подготовленные к отправке заранее. Служба телеконференций имеет несколько тождественных названий: группы новостей, служба Usenet, конференции Usenet - все это то же самое, что и служба телеконференций. По своей сути служба телеконференций очень похожа на систему электронной почты, но с той разницей, что электронная почта работает по принципу один к одному, а группы новостей - по принципу один ко многим. Сообщения, отправленные в группы новостей, распространяются широким фронтом по всему земному шару и доступны любому человеку, где бы он ни находился. Служба передачи файлов (FTP) (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов). Протокол FTP - один из самых сложных протоколов Интернета. С его помощью можно хозяйничать на жестком диске удаленного компьютера: файлы можно не только принимать, но и, наоборот, направлять на сервер, их можно перемещать из папки в папку, переименовывать, удалять, в общем распоряжаться ими так же, как мы распоряжаемся файлами на собственном компьютере. Все это очень полезно для тех, кто занимается публикацией своих Web-страниц в Интернете. Telnet-системы это особый протокол взаимодействия двух компьютеров, позволяющий клиентской программе управлять сервером. Разумеется, речь идет о строго ограниченном управлении в пределах какой-то одной предоставляемой услуги. Прежде всего telnet-системы используют в тех случаях, когда надо управлять сложным техническим объектом в неудобных условиях. Сегодня с помощью управления в telnet-режиме можно работать с приборами, установленными где угодно: в горах, в пустынях, на дне моря, в Арктике и Антарктике и даже на орбитальных станциях. В образовании telnet-системы используют для демонстрации сложных экспериментов и опытов путем моделирования. В развлекательной сфере telnet-системы лежат в основе многопользовательских игр и так называемых виртуальных миров. Служба ICQ Эта чрезвычайно интересная служба предназначена для коммуникационных целей. Она предназначена для поиска сетевого IP-адреса человека, подключенного в данный момент к Интернету. Необходимость в подобной услуге связана с тем, что большинство пользователей не имеют постоянного IP-адреса. Для пользования этой службой надо зарегистрироваться на ее центральном сервере (http://www.icq.com) и получить персональный идентификационный номер UIN. Данный номер можно сообщить партнерам по контактам, и тогда служба ICQ приобретает характер Интернет-пейджера. Зная номер UIN партнера, но не зная его текущий IP-адрес, можно через центральный сервер службы отправить ему сообщение с предложением установить соединение. После установления контакта два участника Интернета могут напрямую общаться друг с другом в режиме реального времени. Служба IRC. Форумы прямого общения (chat-конференции) Служба ICQ обеспечивает прямое двустороннее общение. Аналогичные службы, обеспечивающие многостороннее общение, называются форумами прямого общения, или chat-конференциями или просто чатами (IRC - Internet Relay Chat). Эти службы особенно популярны у молодежи. Internet телефония – это частный случай IP-телефонии, когда в качестве линий передачи телефонного трафика либо от абонента к оператору, либо на магистрали (либо на обоих названных участках) используются обычные каналы Internet (т.е. так называемое "облако" Internet). |
22. Технологии создания электронных документов Электронный документ – документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Электронное издание – электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Стадии и этапы создания справочных и учебных электронных изданий (как у БД) Инфологическое проектирование электронного издания Начальным этапом предпроектной стадии создания электронных изданий является обследование предметной области, первый шаг которого заключается в анализе потребности в его создании. Организация сбора исходных данных, необходимых для создания электронного издания, начинается с установления семантических и формальных границ предметной области. Семантические границы предметной области задаются путем перечисления классификационных индексов, предметных рубрик, ключевых слов или дескрипторов, отражающих ее содержание. Установление формальных границ при создании справочных электронных изданий распространяется на хронологические, географические, языковые признаки отбора исходных документов, а также на их видовой состав. Завершающим видом работ, выполняемых в ходе обследования предметной области, является выявление и анализ имеющихся изданий на предмет оценки их содержания и используемых форм представления материала. Полученные результаты могут быть использованы при принятии решения о наполнении и организации информации в создаваемом электронном издании. В целом, сведения, полученные в ходе обследования предметной области, должны адекватно отображать предметную область, быть непротиворечивыми и обеспечивать её целостное описание. Концептуальная модель предметной области предполагает описание объектов, выявленных в результате анализа предметной области, и их взаимосвязей. Для каждого объекта должна быть представлена определенная совокупность характерных свойств. При создании ER-моделей предметной области следует ориентироваться на данные, полученные в ходе обследования предметной области и отраженные в ее логико-понятийной схеме. Концептуальная модель должна быть представлена в графической форме. Важнейшим требованием, предъявляемым к ER-модели, является ее наглядность и однозначность восприятия. Для отображения объектов и их свойств в составеER-модели используются специальные графические обозначения, идентичные используемым при проектировании баз данных и принятые в теории построения ER-моделей. Формулирование требований к структуре и составу электронного издания предполагает, прежде всего, определение состава его модулей. Любое электронное издание состоит из нескольких взаимосвязанных модулей, каждый из которых преследует достижение определенной цели и имеет соответствующую структуру. Далее должны быть сформулированы требования к структуре и составу материалов и форм их представления в разрезе каждого модуля с учетом его назначения. При этом следует предусмотреть возможность представления одного типа информации с использованием различных форм. Формулирование требований к дизайну электронного издания предполагает выбор его цветовой гаммы, стиля оформления, набора используемых шрифтов и пиктограмм. Требования к программному и техническому обеспечению подразделяются на общие и специальные. Среди общих требований, предъявляемых к программному обеспечению, выделяют: надежность, комфортность работы (удобство эксплуатации и обслуживания), совместимость, доступность (понятность, легкость освоения), гибкость (возможность применения в различных предметных областях), мобильность (возможность применения на разных ЭВМ, непротиворечивость в работе с другими программными средствами), модифицируемость (возможность внесения различных изменений и доработок), защищенность от несанкционированного доступа, экономичность. К специальным требованиям к программному обеспечению относятся: соответствие общесистемным требованиям и требованиям, установленным в техническом задании на электронное издание, ориентация на пользователя-непрофессионала, возможность реализации различных форм представления информации (текстовой, графической, звуковой и др. или ее комплекса), обеспечение свободного выбора стратегии работы с материалом электронного издания (обращение к конкретному разделу, возврат к одному из предыдущих разделов, прерывание сеанса работы по желанию пользователя и последующее продолжение работы с прерванного места и др.), возможность одновременной работы многих пользователей со своих рабочих мест, возможность удаленного доступа пользователей к электронному изданию. Датологическое проектирование электронного издания В ходе логического проектирования для каждого модуля следует разработать аспектные структуры. Основой для создания логической модели электронного издания являются разработанные в ходе концептуального проектирования ER-модели. Состав аспектов рассмотрения зависит от специфики материала, представленного в каждом конкретном модуле. Между аспектами, определенными в составе различных модулей, должны быть установлены логические связи. Физическое проектирование заключается в дополнении логической модели электронного издания такими характеристиками, которые необходимы для выбора способов физического хранения информации, определения объемов требуемой памяти и видов доступа к данным (локальный или сетевой). Решению этих вопросов предшествует выбор способа хранения: файловый или бесфайловый. Соответственно сделанному выбору управление данными на машинных носителях является прерогативой операционной системы или СУБД. Отсюда особенности физического проектирования определяются требованиями, обусловленными конкретной операционной системой или СУБД. Создание и оценка электронного издания Создание электронного издания базируется на проектных решениях, принятых в ходе концептуального, логического и физического проектирования. Качество электронного издания, главным образом, зависит от качества подготовки исходных материалов. Подготовка материала для электронного издания включает следующие этапы: - отбор материала; - анализ и переработка исходных материалов; - структурирование материала. Компоновка подготовленных материалов заключается в установлении между ними логических связей. При этом логические связи должны быть установлены как в пределах конкретного модуля, так и между модулями. Далее необходимо осуществить редактирование полученных материалов. Программная реализация предполагает последовательную подготовку текстовых, графических, анимационных, видео-, аудио- и т. п. материалов с использованием соответствующих программных средств. Нестандартные модули электронного издания создаются в ходе непосредственного программирования. Финальный этап создания электронного издания заключается в компоновке переведенного в цифровую форму содержания электронного издания. При компоновке модули объединяются в единое целое гиперсвязями, тем самым организуется возможность их взаимодействия. Далее должна быть проведена апробация созданного программного продукта. По завершении апробации необходимо осуществить подготовку и запись дистрибутива электронного издания. Дистрибутив – это установочный комплект электронного издания, позволяющий осуществить его инсталляцию конечным пользователем. Оценка качества электронного издания проводится по трем основным направлениям: 1) оценка качества содержания; 2) оценка качества формы представления; 3) оценка качества программной реализации. 4) оценка функциональных возможностей. Далее осуществляется сдача-приемка электронного издания в эксплуатацию. При этом создается специальная комиссия из числа заказчиков, которая проверяет соответствие электронного издания требованиям технического задания, а также его работоспособность в реальных условиях эксплуатации. Данный вид работ завершается составлением и подписанием акта сдачи-приемки.
|