ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Сут-Хольский кожуун расположен на севере Тувы и граничит с Хакасией. На его территории находятся такие горы, как Кызыл-Тайга (Красная-Тайга) – 2200 м., Бора-Тайга (Серая-Тайга) – 2300 м., Улуг Кызыл-Тайга (Большая Кызыл-Тайга) – 2860 м., Кижи-/нмес (Человек-не взойдет) – 2500 м., горные реки - Хемчик, Манчурек, Ак, Холчуктуг, Устуу-Ишкин, Алдыы-Ишкин (Верхний и Нижний Ишкины), Каргалы, Сооры, Шом-Шум, а самое главное – знаменитое озеро Сут-Хол (Молочное озеро), расположенное на высоте 1814 м. над уровнем моря, откуда берет название кожуун. Длина озера 7 км., глубина – более 40 м.
Территория кожууна – 6700 кв.км. Население 9145 человек. Населенные пункты: Алдан-Маадыр (1281 жителей), Бора-Тайга (932), Ак-Даш (655), Кара-Чыраа (1032), Кызыл-Тайга (592), Ишкин (1203), центр кожууна – Суг-Аксы (3450).
Археологами при раскопке курганов в местечке Кок-Эль, на устье р. Нижний Ишкин, найден культурный след гуннов II века до н.э. – тысячи разных видов оружия, глиняных сосудов, золотых украшений.
Сут-хольцы издревле жили обособленно из-за природных преград, потому они не имели постоянной связи с внешним миром. Это позволило им сохранить свою самобытность, вобравшую в себя лучшие черты тувинского этноса, трудолюбие, стойкость духа, выдержка, свободолюбие…
Сут-Хольский кожуун вызывает усиленный интерес как языковедов, историков (здесь происходило единственное восстание в истории Тувы под названием «60-ти богатырей» в 1883-1885 гг. на территории нынешнего Алдан-Маадыра), так и фольклористов (в Сут-Холе сохранились вековые фольклорные традиции тувинского народа).
Как известно, этот кожуун издавна славился своими знаменитыми народными сказителями, певцами, шаманами, охотниками, непревзойденными мастерами горлового пения-х==мейжи, искусными мастерами по изготовлению музыкальных инструментов и скульптурных произведений, непобедимыми борцами и силачами… Здесь родились и жили такие уникальные сказители как М.М. Агылдыр, М.Х. Амашкын, О.Н.Маёнай, М.С.-Х. Хургул-оол, М.С. Килчеё, О.С. Шыдыраа, М.Опай, Ондар Севээн-Ойдуп, О. Тевек-Кежеге, Борбак-оол С.Д., О.Маржымал и др. Их произведения сегодня издаются, а некоторые хранятся в фольклорном фонде ТИГИ.
Общеизвестны богатые коллекции сут-хольского фольклора, собранные в этих местах О.К-Ч. Дарымой, О. С. Борашом, О.Д. Херлиг-оолом, К. Т. Экер-оолом, Ондаром Б.Д., С. Сандю и др.
Фольклорные экспедиции в эти районы проводились и ранее. Так, в мае 1984 г. комплексная экспедиция сектора фольклора народов Сибири Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР под руководством А.Б. Соктоева, совместно с ТНИИЯЛИ, работала в данном кожууне, в рамках программы подготовки 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
В состав экспедиции входили музыковед Ю.И. Шейкин, звукорежиссер Всесоюзной фирмы грамзаписи «Мелодия» М.Л. Дидык, специальный фотокорреспондент газеты «За науку в Сибири» В.Т. Новиков, фольклорист А.Р. Бадмаев, художник Н.А. Соктоева (г. Новосибирск), а также научные сотрудники сектора фольклора ТНИИЯЛИ - О.К.-Ч. Дарыма, С.М. Орус-оол, З.Б. Самдан.
В Сут-Хольском районе местная администрация провела большую подготовку по выявлению наиболее полного репертуара исполнителей фольклорных и музыкальных произведений; собрала в местном клубе большое количество информаторов специально для записи лучших образцов устной поэзии.
Во время экспедиции в Алдан-Маадыр и на стойбищах, расположенных в Манчуреке, были произведены полноценные записи фольклорных текстов самых разных жанров на высокочувствительной аппаратуре, специально выделенной Всесоюзной студией грамзаписи «Мелодия»; подготовлены качественные фотоиллюстрации, музыкальные приложения к тувинским томам.
Нынешняя экспедиция, конечно же, как по своим целям, так и по маршрутам, существенно отличается от предыдущей. Временной разрыв между последней и нынешней – более 25 лет. За это время в республике произошло много изменений, как в социально-экономической, так и культурной, научной жизни общества.
После названной выше экспедиции, трудно было надеяться найти какие-нибудь новые, еще неизвестные науке эпические и сказочные сюжеты; но представлялось очень интересным обследовать еще не разведанные другими собирателями места; выяснить наличие в них фольклорной традиции и установить преемственную связь с материалом, записанным несколько десятков лет тому назад, в данных окрестностях.
Результат, как мы не ожидали, оказался плодотворным: участники экспедиции записали значительное количество произведений различных жанров тувинского фольклора, а также этнографические и лингвистические материалы.
К своей работе мы привлекали немало информаторов (75 человек) – пожилых, среднего возраста и молодых знатоков тувинского фольклора. Основной контингент информаторов составили люди в возрасте от 28 лет до 82 лет. У каждого в меру своих возможностей записали сказки, произведения малых жанров, обрядовый и музыкальный фольклор, этнографические, литературные и лингвистические материалы.
Большую помощь в работе экспедиции оказали председатель Сут-Хольского кожууна Монгуш Орлан Александрович, его заместитель по социальной части Ондар Татьяна Дондуповна, представители сельской интеллигенции - директор школы Алдан-Маадыра Ондар Екатерина Ыйдумбууевна, зав. музеем школы Монгуш Зоя Дупчуновна, директор школы Кара-Чыраа – Ондар Татьяна Тартан-Карааевна, директор центра по изучению народного творчества Бора-Тайгинской школы – Ооржак Зинаида Калдар-ооловна, а также сын сказителя Монгуша Х.С.-Х - Монгуш Сонгаар-оол Хургул-оолович, учитель физкультуры Серен-Доржу Александр Михайлович и др. Это люди, любящие свой народ, его искусство и заинтересованные в сохранении народного наследия для будущих поколений, за короткий срок в многочисленных населенных пунктах с удовольствием, не жалея сил и времени, помогали найти нужных информаторов. Благодаря им было выявлено много талантливых исполнителей в каждом населенном пункте. Решить наши организационно-бытовые проблемы помогли также шофер ТИГИ Далай-оол Леонид Монгун-оолович, родом из Бора-Тайги, его родители Далай-оол Алдын-кыс Сувандииевна и Далай-оол Монун-оол Родионович. Участники экспедиции выражают огромную благодарность этим людям и информаторам.
Во время фольклорной экспедиции в Сут-Хольский кожуун записано в общей сложности 941 наименование разного аудиоматериала, в число которых входит: фольклорного материала - 879; этнографического – 137; лингвистического – 19;
литературного – 4; исторического – 2. Некоторые материалы были записаны повторно.
На 13 кассетах видео сделаны подробные записи обряда освящения оваа, суг дагыыры, повседневной жизни и хозяйства чабанов-муёчу (имеющих тысячи голов скота) и т.д. Снято около 300 фотографий по маршруту экспедиции.
Жанровый состав собранного материала выглядит следующим образом:
I. Фольклорный материал – 879:
1. Эпос – 1
1. Сказка – 27
3. Мифы - 15
4. Легенда – 51
5. Предания и устный рассказ – 82
6. Народные песни – 10 (22 куплетов)
7. Кожамыктар - 429 куплетов
8. Загадка – 69
9. Пословица и поговорка – 30
10. Заговоры (тексты приручения матки животных к приплоду – мал алзыры и молдурук алгаары (2 строки) -22;
11. Заговор лечения от глаз – 1
12. Заклинания (чалбарыг) – 22
13. Благопожелания – 5
14. Проклятия -1 (2 строки).
15. Скороговорка –3
16. Узун тыныш – 1
17. Игры – 4
18. Шаманское песнопение – 2
19. Прибаутка – 2
20. Мелодии хоомея -1
21. Наигрыши на игиле, бызаанчы – 2
22. Колыбельные песни - 9
II. Этнографический материал - 137
Обряд освящения оваа, обряд освящения духа-хозяина огня, обряд хранения пуповины новорожденного ребенка, обряд сватовства, обряд утреннего заклинания, рыболовный и охотничий обряды и др. (см. список).
III. Лингвистический материал – 19
(Термины родства, названия мастей, возрастов скота, объяснения некоторых фразеологизмов и т.д.)
IV. Литературный – 4
1. Стихотворение – импровизация – 2
2. Рукопись сценического показа ойтулааш – 1
3. Воспоминание Монгуша С.Х. о своих ролях в самодеятельных спектаклях «Хайыраан бот» и «Мунгарава, авай» - 1
V. Исторический – 2 (рукопись о тувинском добровольце, зам. полите Байсклане Монгуше Данзыновиче) и о Сут-Хольском кожууне.
Кроме этого, директор школы Алдан-Маадыра Ондар Е.Ы. и директор центра по изучению народного творчества Бора-Тайгинской школы Ооржак З.К. передали нам рукописные материалы (легенды, мифы, устные рассказы и различные этнографические материалы, 2 фотографии сказителей) в объеме 5 а.л.
В целом поставленная задача по сбору фольклорных материалов по всем жанрам, по сбору сведений о сказителях, учет всех имеющихся в настоящее время носителей фольклора, а также по сбору этнографических и лингвистических материалов кожууна, как показывает анализ итогов экспедиции, выполнена.
Сут-Хольский кожуун оказался в значительной степени интересным по своей устнопоэтической и музыкальной культуре, несмотря на то, что его народное творчество характеризуется самобытными общетувинскими корнями: существуют все жанры тувинского фольклора с их тематическими, художественными особенностями; поэтические средства, записанных здесь произведений, в своей основе такие же, как и в других местах Тувы.
Остается лишь сожалеть, что этот кожуун не был объектом исследования несколько раньше, когда были живы талантливые сказители, известные шаманы, о которых и теперь вспоминают жители района.
Собранный материал свидетельствует о том, что сут-хольцы пока еще не утеряли родной фольклор благодаря компактному проживанию, бережному сохранению народных основ языка, близости к природе. Устное народное творчество кожууна по сегодняшний день находится в стадии живого бытования. Вместе с тем, следует отметить некоторое ослабление фольклорных традиций, что следует объяснить развитием письменной культуры и потерей даровитых сказителей.
Материалы, собранные участниками экспедиции, разнообразны. Среди них встречаются как впервые обнаруженные, так и варианты произведений, ранее записанных в других местах. Кроме повествовательных жанров тувинского фольклора, записаны нами такие редкие жанры тувинской обрядовой поэзии как чалбарыг-заклинание, йорээл-благопожелание, скотоводческие заговоры - мал алзыры и т.д.
В Сут-Хольском кожууне ныне самыми живучими жанрами являются народные песни, кожамык (почти во всех селах отмечается повышенный интерес к исполнению традиционных песен и кожамык) и несказочная проза (легенды, предания, устные рассказы). Рассказчиками являются в основном мужчины и женщины среднего возраста (40-50 лет). Поэтому есть надежда, что фольклорная традиция в Сут-Холе еще долго будет сохранена. А исполнителей таких архаических жанров как эпос, сказка, миф остались единицы. Тувинский героический эпос в полном художественно-содержательном объеме в рамках древней традиции уже не существует. Эпические тексты, их всего один, а также некоторые сказки, записаны из уст исполнителей во фрагментарном виде, в форме пересказа, поэтому особенно пострадала их словесно-музыкальная часть (речитатив и др.).
Количество исполнителей разных жанров тувинского фольклора преобладает в Алдан-Маадыре и Манчуреке (26 человек), на родине выдающихся сказителей Хургул-оола, Маёная, Амашкына, Килчеёа. Там до сих пор жива традиция импровизаторства и в песне, и в устном рассказе, и в сказительстве.
Если Алдан-Маадыр и Манчурек богаты фольклором, то в Ишкине устное народное творчество забывается. Значительно труднее, чем в других местах, соглашаются здесь петь. Поэтому мы смогли записать только у одного информатора (Ооржак Уел-оола Сугдеровича, 68 лет) несколько куплетов кожамык. Хотя, по сведениям жителей кожууна, информаторов в Ишкине немало. Но далеко не всех их мы могли повидать из-за того, что многие из них, особенно старики, находились в данное время в труднодоступных местах, в тайге – Алдыы и Устуу-Ишкине, где разыскивать их не представлялось никакой возможности, во-первых, из-за поломки нашей машины, во-вторых, из-за малого срока.
Если до 60-70-х годов в кожууне преобладали крупные сказители, ныне основными знатоками и хранителями традиционного фольклора являются среднее и молодое поколения. С того времени как началась систематическая запись произведений фольклора, наилучшие из них собиратели находили, как правило, у представителей пожилого возраста. Однако сменилось несколько старших поколений, считавшихся последними знатоками фольклора, а устное народное творчество по-прежнему живет. И сегодняшнее среднее поколение (50-х годов), которые соответственно 40 и 30 лет назад относились молодому поколению, теперь являются главными хранителями фольклорной традиции. Они, переняв опыт старших, продолжают развивать народное творчество.
Среди ярких исполнителей устной поэзии преобладают прямые потомки – дети, внуки, известных в Туве знатоков фольклора, сказителей, исполнителей хоомея, шаманов, которые переняли традиции устной поэзии у своих предков, и еще сохранили в памяти свидетельства живого бытования народного творчества. К ним относятся сын сказителя Монгуша Хургул-оола Сазыг-Хунааевича – Монгуш Соёгаар-оол Хургул-оолович, внуки - Монгуш Артур Ыймыр-оолович, Монгуш Аркадий К\дер-оолович (Алдан-Маадыр); дочь сказителя Максима Килчеёа Седеновича - Ондар Маспыё Килчеёовна (Манчурек); внук сказителя Ондара Тевек-Кежеге - Ондар Саян-оол Дамдын-оолович (Ак-Даш); дочь сказителя и хоомейжи Чигжитея Монгуша Баглыевича - Ондар Зоя Чигжитеевна (Кара-Чыраа); сын сказителя Кыргыс Тырык-Кара Дажановича - Тырык Бады-Байыр Дамбалович (Кара-Чыраа), дочь шамана и искусного мастера изготовителя музыкальных инструментов Ооржак Сувандии Данзыновича – Далай-оол Алдын-кыс Сувандииевна (Бора-Тайга), сын талантливого мастера изготовителя музыкальных инструментов Ондара Маржымала Очуровича - Ондар Александр Маржымалович (Бора-Тайга), внучка знаменитого шамана по прозвищу Чер-Кулак - Монгуш Камбы Очур-ооловна (Бора-Тайга), сын исполнителя горлового пения Ондара Кызыл-оола – Ондар Мерген-оол Кызыл-оолович (Манчурек) и многие другие. На них пока держится живая, фольклорная традиция.