Файл: текст для различных видов АСПИ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает анализ таблицы, в большинстве учебных планов присутствует явный дисбаланс количества дисциплин, отражающих ту или иную сферу инфраструктуры деятельности социального педагога. Наибольшее количество дисциплин вариативной части учебного плана связано не с конкретной сферой инфраструктуры, а с дисциплинами, содержание которых отражает виды и формы социально-педагогической деятельности в целом. Далее по степени разработанности содержания деятельности социального педагога находится сфера образования, затем сфера культуры, социальной защиты, здравоохранения, пенитенциарной и правоохранительной системы. В учебных планах №1,3,4,5 «открытыми» остаются такие сферы инфраструктуры деятельности социального педагога, как здравоохранение, пенитенциарная и правоохранительная система, культура. Междисциплинарный характер специальности «Социальная педагогика», отражённый в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, накладывает весьма ощутимый отпечаток на содержание учебных планов основных образовательных программ ФГОС ВПО. Это находит подтверждение в большей декларированности дисциплин, охватывающих основы наук, широкие области знаний, общие методики. В то же время, региональные компоненты, конкретизирующие различные аспекты профессиональной подготовки с учётом инфраструктуры деятельности социального педагога и составляющие основу проведения учебной и производственной практики в учреждениях различных сфер, разработаны не достаточно детально.

Нельзя не отметить и наличие дублирования содержания различных учебных дисциплин, раздробленность содержания одной дидактической единицы по разным дисциплинам. Так, например, в учебном плане № 4 дисциплина «Реализация воспитательной функции в учебно-воспитательном процессе» может и должна включать содержание дисциплины «Реализация индивидуального и дифференцированного подхода в воспитании детей». В учебном плане №3 дисциплина «Психология семьи и семейного консультирования» наверняка может отразить вопросы, освещаемые в дисциплине «Психологическое консультирование родителей». И такие примеры, к сожалению, не единичны.


Определённое недоумение вызывают дисциплины, которые весьма опосредованно связаны с формами и видами социально-педагогической деятельности, хотя внешне указывают на определённую сферу инфраструктуры. Например, в учебном плане №5 обозначены такие дисциплины, как «Постановка педагогического голоса: музыка и пение», «Режиссура массовых праздников», «Игротехника и оригами», «Основы прикладного искусства». Думается, что эти дисциплины нужны, скорее, педагогам дополнительного образования, которые в комплексе изучают музыкальные, художественные, театральные дисциплины и более профессионально могут осуществлять процесс обучения различным видам искусств. И совсем уже оригинальной нам показалась дисциплина «Практикум по орфографии» из учебного плана №4. Каким образом она отражает специфику деятельности социального педагога – не ясно.

Наиболее продуманной, с точки зрения учёта инфраструктуры деятельности социального педагога, является содержательная составляющая учебного плана №2. Здесь представлены дисциплины, изучение которых, образно говоря, «закрывает» все сферы инфраструктуры, не дублируя друг друга.

Таким образом, первые попытки разработки основных образовательных программ, учебных планов бакалавриата, далеки от совершенства и это вызвано многими обстоятельствами, связанными с организационно-педагогическими, научно-методическими, кадровыми и другими условиями, сложившимися в различных вузах. Однако государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 0504000 «Психолого-педагогическое образование» (степень «Бакалавр»), имеющий модульную структуру, даёт реальную возможность не только составить различные образовательные программы и входящие в них учебные планы, но и позволяет в дальнейшем корректировать их. Безусловно, корректировка учебных планов, поначалу, будет связана с факторами оперативно-ситуационного характера. В тоже время, с течением времени, начнут появляться новые стратегические ориентиры развития профессии, что неизбежно скажется на содержании учебных планов. Пока же можно констатировать следующее: внешняя разработанность содержания учебных планов профиля « Психология и социальная педагогика», многообразие дисциплин, включённых в вариативную часть, несёт в себе как положительные, так и отрицательные моменты. К положительным можно отнести возможность составления студентом своей образовательной траектории, связанной с выбранной им узкой профилизацией. Однако, в современных финансово-экономических условиях, в которых находятся вузы, реализация индивидуальных образовательных траекторий студентов носит, к сожалению, декларативно-рекомендательный характер. К отрицательным моментам можно отнести то, что содержательные составляющие учебных планов не несут в себе внутреннего стратегического стержня, подобно вектору, указывающему характеристику и направление развития профиля направления подготовки. Таким вектором может стать инфраструктура деятельности социального педагога, детализированная в формах и видах социально-педагогической деятельности.


Список литературы

ГОСТ – 2008

  1. Бочарова В. Г. Социальная педагогика: интеграция фундаментальных и экспериментальных исследований в социальной сфере // Социальная педагогика: сборник научных статей/ под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. – М.: ИСП РАО, 2011. 120с. С.4 – 18.

  2. Лифинцев Д. В. Социально-педагогическая помощь семье в Германии / Методические материалы. Калининград, 2009. 123 с.

  3. Наторп П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности. Пер. А. А. Громбаха с 3-го нем. Изд-я. СПб., 1911. 360с.

  4. Торохтий В. С. Психология социально-педагогической деятельности // Психологическая наука и образование. 2010. №5. С. 56 – 69.

  5. Проекты ФГОС высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Режим доступа // http: mon.gov.ru (дата обращения 02.01.2012).

ГОСТ – 2003

  1. Абасов, З. Подготовка учителей к работе в инновационной среде [Текст] / З. Абасов // Высшее образование в России. – 2003. – №10. – С.18–22.

  2. Абдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации: Учебное пособие [Текст] / Р. Ф. Абдеев. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 335 с.

  3. Абдуразаков, М. М. Системно интегративные составляющие в информационной культуре будущего учителя в области информатики и информационных технологий [Текст] / М. М. Абдуразаков, Г. М. Гаджиев // Высшая школа. – 2004. – №1. – С. 50–52.

  4. Абросимов, В. Н. Профессиональные качества преподавателя [Текст] / В. Н. Абросимов // Стандарты и мониторинг. – 2001. – № 6. – С. 4–13.

  5. Агибова, И. Т. Формирование профессиональных компетенций преподавателя физики в университете [Текст] / И. Т. Агибова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 5. – 54–59.

  6. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография [Текст] / В. А. Адольф. – Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1998. – 254 с.

  7. Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / В. А. Адольф // Педагогика. – 1998. –№1. – С. 72–75.

  8. Аксофор, И Стратегическое управление [Текст] / И. Аксофор. – М., 1989. –193 с.

  9. Ангеловски К. Учителя и инновации: [Текст] / К. Ангеловски. – М.: Наука, – 1991. – 127 с.

  10. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: Опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–27.


Аниськин, В.Н. Информационная культура как необходимое условие профессиональной компетентности будущих учителей [Текст] / В.Н. Аниськин // Информационная среда региона как условие формирования информационной культуры личности: тезисы междунар. Науч. конф.