Файл: Е.В. Кучерова Методические указания по выполнению дипломной работы. 2001.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14

Используют внутритекстовые ссылки, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст диплома так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, незаменивэтоттекстдругим. Вэтомслучаевскобкахуказываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, илитольковыходныеданные(еслиномерстраницыуказанвтексте).

Используются подстрочные ссылки на источники в тексте диплома, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтения. Когда приводятся ссылки в конце каждой страницы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагатьвтомместетекста, гдепосмыслузаканчиваетсямысль

В случае, если несколько ссылок на один и тот же источник приводят на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номерстраницы.

При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключаетсявквадратнуюскобку. Например:

[25, 75], чтоозначает: 25 источник, 75 страница.

Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставитсяпослецитаты, еслипоясняющийтекстпредшествуетцитатеиливключен веесередину.

Если в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием только самого издания. НапримерВтексте:

В статье известного экономиста А.Лоскутова "Полные товарищества" сообщается, что "...заявление об отказе от участия в ПТ, утвержденном без указаниясрока, должнобытьподаноучастникомнеменеечемзашестьмесяцевдо фактическоговыходаизтоварищества"1.

Всноске:

___________________

1 Бухгалтерскийучет1999. №5. С. 22.

8.3. Правилапредставленияформул

Болееподробнорассмотримпорядокпредставленияформул, чтобыпомочь дипломнику в наибольшей мере приблизить их оформление к установленным требованиям. Такой порядок заключается в соблюдении ряда технико-

15

орфографических правил. Укажем на основные из них. Начнем с расположения формулвтексте.

Важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференцирования, интегрирования, располагаютнаотдельныхстроках.

С целью экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенныхизтекста, можнопомещатьнаоднойстроке, анеоднуподдругой.

Нумероватьследуетнаиболееважныеформулы, накоторыеимеютсяссылки в последующем тексте. Не рекомендуется нумеровать формулы, на которые нет ссылок.

Номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Место номера, не умещающегося в строке формулы, располагаютвследующейстроке. Местономераприпереносеформулыдолжно бытьнауровнепоследнейстроки. Местономераформулыврамкенаходитсявне рамкивправомкраюпротивосновнойстрокиформулы. Местономераформулыдробирасполагаютнасерединеосновнойгоризонтальнойчерты.

Группы формул, расположенных на отдельных строках и объединенных фигурной скобкой (парантезом), нумеруют справа. Острие парантеза находится в середине группы формул по высоте и обращено в сторону номера, помещаемого противострияпарантеза.

Разновидностиформулыприведеннойранееосновнойформулыдопускается нумеровать арабской цифрой и строчной буквой русского алфавита, которая пишетсяслитносцифрой. Например: (2 а), (9 г).

Формулы, неимеющиесамостоятельногозначенияиприводимыелишьдля выводаосновныхформул, нумеруютлибострочнымибуквамирусскогоалфавита, либозвездочкамивкруглыхскобках. Например: (а), (б), (в), (*), (**).

Сквозная нумерация формул может использоваться в работе, если пронумерованных формул не слишком много и в одних главах содержится мало ссылокнаформулыиздругих.

При ссылках на какую-либо формулу ее номер ставят точно в той же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: “вформуле(4.9); изуравнения(6.8)”.

В случае если ссылка на номер формулы находится внутри выражения, заключенного в круглые скобки, то их рекомендуется заменять квадратными скобками.

Необходимо знать и правила пунктуации в тексте с формулами. Общее правило здесь таково: формула включается в предложение как его равноправный


16

элемент. Поэтомувконцеформуливтекстепереднимизнакипрепинанияставятв соответствиисправилами.

Перед формулой двоеточие ставят, когда оно необходимо по правилам пунктуации: а) перед формулой содержится обобщающее слово; б) этого требует построениепредшествующеготекста.

Между формулами, следующими одна за другой и не разделенными текстом, ставятзапятуюилиточкусзапятой.

После таких громоздких математических выражений, как определители и матрицы, допускаетсянеставитьзнакипрепинания.

8.4. Порядокоформленияиллюстративногоматериала

Незнание специфических требований к оформлению иллюстративного материала, влияет на общее впечатление от дипломной работы и негативно характеризуетдипломникакакспециалиста.

Необходимо иллюстрировать диплом исходя из определенного общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться от иллюстраций случайных, связанных с второстепенными деталями текста, и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам.

Вдипломной работе должны быть пронумерованы все иллюстрации. Нумерацияихобычнобываетсквозной.

На иллюстрации в тексте делаются ссылки, содержащие порядковые номера, подкоторымииллюстрациипомещены.

Втом месте, где речь идет о вопросе, связанном с иллюстрацией, и где читателя нужно отослать к нему, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглыескобкивыражения“(рис.4)”, либоввидеоборотатипа: “...какэтовиднона рис.4”.

Подиллюстрациюнеобходимопоместитьнадпись, поцентрустранички. Примеры:

Рис. 28. Графикростанедоимкипоналогунаимущество

Надписьподиллюстрациейимеетчетыреосновныхэлемента:

-наименованиеграфическогосюжета, обозначаемогосокращением“Рис.”;

-номериллюстрации, которыйуказываетсябеззнаканомера;

-заголовокиллюстрации, содержащийтекстсхарактеристикойиллюстра-

ции;

17

- экспликацию, котораястроитсятак: деталисюжетаобозначаютцифрами, затемэтицифрывыносятвподпись.

Экспликациянезаменяетобщегонаименованиясюжета, алишьпоясняет его. Пример:

Рис.34.Оффшорныезоны: 1 - республикаКипр; 2 - Лихтенштейн;

В дипломах для лучшего изложения материала необходимо использовать рисунки, схемы, диаграммыиграфики.

Схема - это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначенийибезсоблюдениямасштабаосновнуюидеюкакого-либоустройства, предмета, сооружения или процесса и показывающее взаимосвязь их главных элементов.

Пространственные схемы различных систем и структур изображаются в видепрямоугольниковспростымисвязями– линиями, допускаетсяиспользовать идругиегеометрическиефигуры.

Диаграмма - один из наиболее часто используемых способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядногоизображенияианализаинформации.

Данныеможнодатьввидеграфиков, тоестьусловныхизображенийвеличин иихсоотношенийчерезгеометрическиефигуры, точкиилинии.

Графикдолженсодержатьрядвспомогательныхэлементов:

-заголовок;

-поясненияусловныхзнаковисмыслаотдельныхэлементов;

-координатныеоси, шкалусмасштабами;

-данные, дополняющие или уточняющие величину показателей, нанесенных на график.

На графике оси абсцисс и ординат графика вычерчиваются сплошными линиями. На концах координатных осей стрелок не ставят. В некоторых случаях графики снабжаются координатной сеткой, соответствующей масштабу шкал по осямабсциссиординат. Можнопривычерчиванииграфиковвместосеткипоосям короткими рисками наносить масштаб. Числовые значения масштаба шкал осей координатпишутзапределамиграфика(левееосиординатинижеосиабсцисс).

Около осей координат должны быть указаны условные обозначения и размерности отложенных величин в принятых сокращениях. На графике следует писать только принятые в тексте условные буквенные обозначения. Надписи, относящиеся к кривым и точкам, оставляют только в тех случаях, когда их


18

немного, и они являются краткими. Многословные надписи заменяют цифрами. Если надписи нельзя заменить обозначениями, то их пишут посередине снизу вверх.

В том случае, если кривая, изображенная на графике, занимает небольшое пространство, тодляэкономииместачисловыеделениянаосяхкоординатможно начинатьнеснуля.

8.5. Требованиякоформлениюбиблиографическогосписка

Библиографический список в дипломной работе - это ключ к источникам, которымипользовалсяавторприеенаписании. Крометого, такойаппаратвопределенноймереестьвыражениенаучнойэтикиикультурынаучноготруда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности студента о литературе по изучаемой проблеме. Библиографический аппарат диплома представлен библиографическимспискомибиблиографическимиссылками, которыеоформляютсявсоответствии с ГОСТ 7.1.84 "Библиографическое описание документа" и с учетом кратких правил "Составление библиографического описания" (2-е изд., доп. - М.: Изд-во"Кн. палата", 1991).

Библиографическийсписок- элементбиблиографическогоаппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. Такой список составляет одну из существенных частейдиплома, отражающихсамостоятельнуютворческуюработуегоавтора.

Составляют библиографическое описание непосредственно по произведению печати или выписывают из каталогов и библиографических указателейполностьюбезпропусковкаких-либоэлементов, сокращенийзаглавий ит.п.

Используютсяследующиеспособыпостроениябиблиографическихсписков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения. Наиболее часто используемымспособомявляетсяалфавитныйспособ.

Алфавитный способ группировки литературных источников характерен тем, что фамилии авторов и заглавий (если автор не указан) размещены по алфавиту. Однако не следует в одном списке смешивать разные алфавиты. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источниковнарусскомязыке.

Записи рекомендуется располагать: а) при совпадении первых слов - по алфавиту вторых и т.д.; б) при нескольких работах одного автора - по алфавиту

19

заглавий; в) приоднофамильцахпоидентифицирующимпризнакам(отстарших кмладшим).

Библиографическое описание источника печатают следующим образом: в строкеделаютабзацныйотступ, ставятпорядковыйномер, точку, пропускводин пробел, затем фамилию автора или название книги и т.д. Причем вторая строка начинается без отступа от левого края страницы. Ниже приведены образцы наиболеечастоиспользуемыхбиблиографическихописаний: книг, статей.

Описаниекниг

1.Банковскоедело/ Подред. В.ИКолесникова. - М.: Финансыистатистика, 1995. - 295 с.

2.ВанХорнДж. К. Основыуправленияфинансами: Пер. сангл. - М.: Финансыистатистика, 1996. - 799 с.

3.МарковаО.М. Коммерческиебанкииихоперации: Учеб. пособие. / О.М. Маркова., Л.С. Сахарова., В.Н.Сидоров- М.: Банкиибиржи, Юнити, 1995. - 288 с.

Описаниестатей

1.КопеинВ.В. БанковскаясистемаКузбасса: проблемыиперспективы: Сб. науч. тр. / В.В.Копеин, Е.ВКучерова., Н.НГолофастова// Вест. КузГТУ. -

Кемерово, 1999. - №1. - С. 102-104.

2.МорозовБ.В. Банковскаясистемапутииперспективыразвития//Деньги

икредит. - 1997. - №8. - С. 15-17.

3.ШуремовЕ.А. Новыевозможностисистемкомпьютерногоучетадля

малыхисреднихпроизводственныхпредприятий//Экономикаижизнь– 2000 -

№47. – 25 с.

Описаниедиссертацийиихавторефератов

1.ИвановЕ.Ю. Информациявэкономике: теоретическийаспект: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.01 / НГТУ. - Новосибирск, 2000. - 39 с.

2.ГалкинаН.В. Управлениепроцессомадаптациигорнодобывающегопредприятиякэкономическимпараметрамсреды: дис. канд. экон. наук

08.00.05.Челябинск, 2000. - 167 с.



20

Нормативно-правовыедокументы

1.ЗаконРоссийскойФедерации"Овалютномрегулированииивалютном контроле" (сизм.) №3615-1 от9.10.1992 г.

2.Положениепобухгалтерскомуучету"Информацияпосегментам" ПБУ

12/2000 (утв. приказомМинфинаРФот27.01.2000 г. N 11н).

8.6.Требованиякязыкуистилюдипломнойработы

Диплом является, прежде всего, квалификационной работой, его языку и стилю следует уделять самое серьезное внимание. Именно языковостилистическая культура диплома лучше всего позволяет судить об общей культуре его автора. К ее элементам относится способность студента интерпретировать собственную и привлекаемые точки зрения с целью обоснованиярезультатовисследования.

Характерной особенностью языка письменной речи диплома является формально-логическийспособизложенияматериала. Этонаходитсвоевыражение во всей системе речевых средств. Для текста дипломной работы характерны смысловая законченность, целостность и связность. Важнейшим средством выражения логических связей являются здесь специальные функциональносинтаксические средства связи, указывающие на последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.), противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразносэтим, вследствиеэтого, крометого, ктомуже), переходотодноймысли к другой (прежде чем перейти к..., обратимся к..., рассмотрим, остановимся на..., рассмотрев, перейдетк..., необходимоостановитьсяна..., необходиморассмотреть), итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать...). Освоение студентом практики применения перечисленных средств связи позволяет добиться целостности, связностиизложенияработы.

При использовании специальных, свойственных определенной отрасли науки, терминов достигается возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений. Нельзяпроизвольносмешиватьводномтекстеразличнуютерминологию, помня, чтокаждаянаукаимеетсвою, присущуютолькоей, терминологию.

21

Рекомендуется студентам использовать такие устойчивые сочетания, как "привестирезультаты", "какпоказаланализ", "наоснованииполученныхданных", "резюмируясказанное", "отсюдаследует, что" ит.п.

Превосходная степень чаще всего отражается словами "наиболее", "наименее". Не употребляется сравнительная степень прилагательного с приставкой"по" (например"повыше", "побыстрее").

Местоимения "что-то", "кое-что", "что-нибудь" в силу неопределенности их значениянеиспользуютсявтекстедипломов.

Объективность изложения - основная стилевая черта, которая вытекает из спецификинаучногопознания, стремящегосяустановитьнаучнуюистину. Отсюда наличиевтекстенаучныхработвводныхсловисловосочетаний, указывающихна степень достоверности сообщения. Благодаря таким словам, тот или иной факт можнопредставитькаквполнедостоверный(конечно, разумеется, действительно), какпредполагаемый(видимо, надополагать).

Одним из обязательных условий объективности изложения материала является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это условие можно реализовать, используя специальные вводные слова и словосочетания(посообщению, посведениям, помнению, поданным, понашему мнению и др.). Сугубо деловой и конкретный характер описаний изучаемых явлений, фактов и процессов почти полностью исключает индивидуальные особенностислога, эмоциональностьиизобретательность.

Изложение обычно ведется от третьего лица, так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляетсяформавтороголицаместоименийединственногочисла.

Дипломники не всегда добиваются точности словоупотребления, небрежно отбирая слова, которые часто искажают высказанную мысль. Отсюда различного родалексическиеошибки, лишающиеработуточностииясности.

Необходимоекачестводипломнойработыееясность. Ясностьэтоумение писать доступно и доходчиво. Практика показывает, что особенно много неясностей возникает там, где авторы употребляют слова и словосочетания с неопределенным или слишком обобщенным значением вместо точных количественныхзначений.

Лучше не использовать без дополнительных разъяснений обороты типа "известнымобразом" или"специальнымспособом", таккаквозможнопонимание, что автор в первом случае не знает каким образом, а во втором - какой именно способ.