Файл: Е.П. Аксёнов Методические указания по выполнению дипломных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и кредита
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит»
Составитель Е.П. Аксёнов
Утверждены на заседании кафедры Протокол №7 от 27.03.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060400 Протокол № 7 от 27.03.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Выпускная дипломная квалификационная работа студента по специальности 060400 «Финансы и кредит» является заключительным этапом обучения в университете.
Дипломная работа студента должна быть актуальной, носить на- учно-исследовательский, творческий характер, представлять самостоятельное, законченное исследование финансово-экономической проблемы, задачи, иметь практическую значимость.
Целью дипломной работы является закрепление, углубление, систематизация, оценка теоретических, практических знаний студента в процессе решения актуальных задач финансового менеджмента, налогообложения, государственных и муниципальных финансов, банковского дела, страхования, биржевого дела в соответствии со специализацией.
Задачами дипломной работы являются:
•обоснование актуальности, цели, задач работы;
•выбор объекта, методов исследования;
•теоретическое исследование состояния выбранной проблемы или задачи, раскрытие сущности экономических, финансовых категорий, явлений, процессов;
•изучение отечественного, зарубежного опыта по теме работы;
•развитие навыков самостоятельной работы с финансовыми, бухгалтерскими документами, налоговой, статистической отчетностью предприятия, организации;
•овладение приемами статистического наблюдения, обработки информационных потоков, анализа финансовой, хозяйственной деятельности, научных исследований;
•проведение финансово-экономических расчетов на основе использования современных компьютерных технологий;
•получение достоверных, научно обоснованных выводов;
•разработка мероприятий, направленных на повышение эффек-
тивности финансовой деятельности предприятия, организации. Дипломная работа выполняется на основе материалов, собранных на предприятии, в организации во время прохождения преддипломной
производственной практики.
2
Выполнение дипломной работы предусматривает самостоятельную работу студентов, консультации руководителя, преподавателей, специалистов.
2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Выполнение студентом дипломной работы включает следующие этапы:
выбор темы дипломной работы, руководителя, предприятия, организации для прохождения преддипломной практики; составление календарного плана выполнения дипломной работы, согласование его с руководителем; изучение литературных источников, нормативных документов, законодательных актов Российской Федерации;
сбор статистических данных, методических материалов, нормативных документов, бухгалтерской, налоговой отчетности на предприятии, организации; анализ, изучение предмета, объекта дипломной работы;
написание, оформление дипломной работы; подготовка дипломной работы к защите в Государственной аттестационной комиссии (ГАК); защита дипломной работы в ГАК.
3. ВЫБОР ТЕМЫ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Выполнение дипломной работы начинается с выбора студентом темы, руководителя, предприятия, организации, которые закрепляются приказом ректора университета перед началом преддипломной практики.
Темы дипломных работ разрабатываются, рассматриваются и утверждаются кафедрой «Финансов и кредита» и должны ориентировать студентов на решение конкретных финансовых и инвестиционных задач.
Главным критерием при выборе темы дипломной работы является научный, практический интерес студента.
Студент, как правило, выбирает тему дипломной работы на основании утвержденного перечня кафедры (см. приложение 1) в соответст-
3
вии со специальностью и специализацией, по которой он обучался в университете.
Студент имеет право предложить свою тему, обосновав целесообразность ее разработки.
Тема дипломной работы закрепляется за студентом на основе его письменного заявления на имя заведующего кафедрой.
При выборе места прохождения преддипломной практики необходимо исходить из возможностей предприятия, организации для наиболее полного и быстрого сбора необходимого материала по теме дипломной работы.
Для усиления связи обучения в университете с практикой рекомендуется выполнение студентами специальных тем дипломных работ по заключенным договорам с предприятиями, организациям. После защиты копии дипломных работ передаются заказчикам.
Дипломную работу с нестандартной темой, с элементами научного поиска могут выполнять несколько студентов. При этом в плане дипломной работы должно быть отражено различие объектов, предметов, круга вопросов, изучаемых каждым студентом.
4. РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНОЙ РАБОТОЙ
Руководство выполнением дипломных работ осуществляют профессора, доценты, старшие преподаватели кафедры «Финансы и кредит», а также специалисты-практики предприятий, организаций, наиболее опытные преподаватели смежных кафедр, других вузов, сотрудники научно-исследовательских институтов.
Руководитель дипломной работы:
1)определяет цель, задачи дипломной работы, перечень вопросов, методы исследования;
2)выдает задание по дипломной работе, в котором указывается тема работы, исходные данные, объем и содержание пояснительной записки и графического материала, основная литература и рекомендуемые материалы;
3)согласовывает календарный план выполнения дипломной работы, который включает список консультантов, порядок, сроки выполнения этапов и разделов работы, сроки выдачи, начала, сдачи работы на кафедру, защиты в ГАК;
4)проводит консультации;
4
5) проверяет выполненные этапы работы, оценивает качество работы в соответствии с общими требованиями, календарным планом.
Задание, календарный план выполнения дипломной работы, утвержденные заведующим кафедрой или другим уполномоченным должностным лицом, определяют, регламентируют процесс самостоятельной работы студента-дипломника.
5. СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Дипломная работа состоит из пояснительной записки и графического материала.
Результаты дипломной работы оформляются в виде пояснительной записки объемом 70-100 страниц, начиная с введения (без приложений), и графической части, содержащей не менее 5 листов (на 1 студента). В отдельных случаях пояснительная записка не должна превышать 120 страниц.
Текст пояснительной записки разбивается на главы, параграфы, озаглавленные в соответствии с планом работы, логически объединенные темой в единое целое. Каждая глава должна содержать не менее трех параграфов.
Пояснительная записка включает: титульный лист, задание по дипломной работе, календарный план студента-дипломника, содержание, введение, основную часть (три-четыре главы), заключение, список использованной литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность, цель, задачи дипломной работы, выбор объекта, методов исследования (2-3 страницы).
В первой главе описывается состояние проблемы, задачи на основе изучения литературных источников, отечественного, зарубежного опыта; раскрывается сущность экономических, финансовых категорий, явлений, процессов; анализируются точки зрения различных авторов на решение данной проблемы, задачи; делаются обоснованные выводы
(15-20 страниц).
Первая глава, как правило, выполняется студентом перед началом преддипломной практики.
Во второй главе кратко освещаются организационно-правовые основы, особенности деятельности, дается общая производственная, эко-
5
номическая характеристика предприятия, организации, делаются выводы (10-15 страниц).
Оценивается роль, место, конкурентные позиции предприятия, организации на рынках продукции, товаров, работ, услуг:
наименование предприятия, организации, местонахождение, ор- ганизационно-правовая форма, форма собственности, основные виды деятельности; описание отрасли и перспективы ее развития;
производственная программа предприятия, организации; динамика основных экономических показателей работы предприятия, организации за последние 2-3 года: выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг; себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг; среднесписочная численность персонала; средняя заработная плата; производительность труда; соотношение темпов прироста средней заработной платы и производительности труда; среднегодовая стоимость основных средств; фондоотдача; оборотные средства; оборачиваемость оборотных средств, балансовая, чистая прибыль; рентабельность капитала, продаж, затрат реализованной продукции; стратегия проникновения на рынки, стратегия роста; характеристика каналов распределения, коммуникации; сбыт продукции, жизненный цикл продукта; политика цен, ориентиры для балансовой прибыли;
укрупненная оценка финансового состояния предприятия1.
В третьей главе, как правило, осуществляется развернутый анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации по данным бухгалтерской, статистической отчетности за два-три предыдущих года, делаются выводы о состоянии проблемы, задачи (3045 страниц).
Анализ рекомендуется проводить по следующим направлениям: формирование и размещение капитала; производство и реализация продукции, товаров, работ, услуг; труд и заработная плата;
обеспеченность собственными и заемными средствами; состояние дебиторской, кредиторской задолженности;
1 При выполнении дипломной работы на тему «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» этот вопрос исследуется в третьей главе дипломной работы.
6
эффективность использования внеоборотных активов; эффективность использования оборотных средств; себестоимость продукции, товаров, работ, услуг; финансовые результаты предприятия, организации; состояние налогообложения предприятия, организации; использование прибыли предприятием, организацией; финансовое состояние предприятия.
Для оценки платежеспособности, ликвидности активов, деловой активности, рентабельности, финансового состояния предприятия, организации рассчитываются соответствующие финансовые коэффициенты.
Впроцессе проведения анализа большое значение для последующей разработки предложений, мероприятий имеет количественная оценка влияния факторов на формирование финансовых результатов, финансовое состояние предприятия, организации.
Анализ необходимо проводить на основе использования прогрессивных экономико-математических методов, современных компьютерных программ.
Вслучае выполнения дипломной работы по темам, отличным от анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, содержание, структура, как третьей главы, так и дипломной работы в целом, определяются методическими указаниями, рекомендациями руководителя дипломной работы.
Вчетвертой главе проводятся финансово-экономические расчеты, разрабатываются предложения, мероприятия по повышению эффективности финансовой деятельности предприятия, организации (9-12 страниц).
Предлагаемые мероприятия должны основываться на изыскании резервов повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации, развитии производства, активизации инвестиционной деятельности, обоснованном режиме экономии материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
Вслучае необходимости может быть разработан план финансового оздоровления предприятия, организации.
Сущность экономического эффекта мероприятия состоит в превышении полезного результата над затратами на его получение.
Эффект предлагаемых мероприятий рассчитывается в случае, если он поддается количественной, стоимостной оценке.
7
Взаключении отражается степень решения поставленных задач, полученные результаты, делаются краткие выводы, формулируются предложения по практическому применению полученных рекомендаций, мероприятий (2 – 3 страницы).
Всписке использованной литературы приводится перечень законодательных актов, книг, журналов, статей с указанием основных выходных данных: место, издательство, год выхода и др. (2 страницы).
Вприложениях размещаются копии бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, большие таблицы, графики, схемы, рисунки, распечатки результатов компьютерных расчетов, другие документы.
Содержание пояснительной записки иллюстрируется таблицами, схемами, графиками, диаграммами, которые располагаются после ссылки.
Графическая часть дипломной работы по стандартной теме «Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» может быть представлена следующими листами:
•лист 1 – «Динамика основных экономических показателей предприятия (организации) в анализируемом периоде» (примерный состав показателей см. на с. 4);
•лист 2 – «Формирование финансовых результатов предприятия (организации) в анализируемом периоде»;
•лист 3 - «Изменение структуры активов, пассивов предприятия (организации) в анализируемом периоде»;
•лист 4 - «Оценка финансового состояния предприятия (организации) в анализируемом периоде»;
•лист 5 - «Мероприятия по повышению эффективности финан-
совой деятельности предприятия (организации)».
Состав, содержание графической части определяется студентом по согласованию с руководителем дипломной работы.
5. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
После обобщения материалов преддипломной практики, изучения литературных источников студент приступает к написанию, оформлению пояснительной записки дипломной работы.
Вопросы дипломной работы должны излагаться своими словами, последовательно, логично, ясно, четко, по возможности, кратко.
8
Дипломная работа может быть написана от руки шариковой ручкой разборчивым почерком с использованием пасты черного или синего цвета, а также может быть отпечатана на пишущей машинке или на компьютере шрифтом Times New Roman черного цвета, размер - 14, через два интервала.
Титульный лист, задание по дипломной работе, календарный план студента-дипломника оформляются на специальных бланках.
Дипломная работа оформляется на одной стороне листа белой бумаги стандартного формата А4. Каждая страница текста, включая иллюстрации и приложения, нумеруется по порядку. Номера страниц проставляются, начиная с оглавления (четвертая страница) в правом нижнем углу в специальных рамках с полями: правое, верхнее и нижнее
– 5 мм, левое – 20 мм (см. приложение 2, 3).
Кроме того, в соответствии с ГОСТ 7.32-91 вокруг текста необходимо оставлять поля: левое – 30 мм, правое - 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм.
Все листы должны быть подшиты, сброшюрованы в папку для дипломных работ или переплетены в типографии в специальный переплет.
Первый лист введения и заключения, начало каждой главы пишутся на отдельном листе, который оформляется специальной рамкой (см. приложение 2). Все остальные листы оформляются рамками в соответствии с приложением 3.
Наименование глав, параграфов должно быть коротким. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между названием главы и параграфом, между названием параграфа и текстом должно быть равно трем интервалам.
Главы обозначаются арабскими цифрами в пределах всей пояснительной записки. После номера главы ставится точка.
Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой, например: 3.2. – второй параграф третьей главы.
Текст дипломной работы необходимо разбивать на абзацы, которые начинаются с красной строки. Абзацами выделяются примерно равные по размеру, связанные между собой и объединенные общей мыслью части текста.
Нумерация рисунков, таблиц, формул осуществляется в пределах главы и состоит из номера главы и порядкового номера рисунка, на-
9
пример: Рис. 2.5 – пятый рисунок второй главы; Таблица 3.1 – первая таблица третьей главы.
Каждый рисунок сопровождается наименованием, которое начинается с заглавной буквы после его номера. Номер и его наименование располагаются под рисунком.
Заголовки таблиц начинаются с прописной буквы и располагаются на следующей строке под словом «Таблица». После заголовка указывается единица измерения, если все показатели в таблице измеряются в одних единицах. В противном случае единицы измерения проставляются после наименования каждого показателя в таблице.
Если повторяющийся текст в графе состоит из одного слова, то его можно заменить в следующей строке графы кавычками. Если повторяющихся слов более одного, то первое слово на следующей строке заменяют словами «то же», а далее кавычками.
Рисунки, таблицы размещают так, чтобы их можно было читать без поворота пояснительной записки или располагают так, чтобы для их чтения поворот осуществлялся по часовой стрелке.
Номер формулы заключается в круглые скобки и размещается на уровне нижней строки формулы. Условные обозначения символов формулы приводятся под формулой после слова «где».
Список использованной литературы составляется по ГОСТ 7.1-84 (см. в библиотеке).
Всписке литературы сначала указывают законы Российской Федерации, далее указы Президента, Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств, затем учебники, учебные, справочные пособия, периодические издания, другие источники. Список литературы составляется в алфавитном порядке по указанным выше подразделам списка литературы.
Вслучае использования литературного источника в тексте на него должна быть сделана ссылка одним из следующих способов:
1) методом подстрочного литературного указателя – ссылки на литературные источники делаются в виде сносок, которые располагаются внизу страницы;
2) при цитировании из литературного источника в тексте работы
делается ссылка вида, например: [23, с. 16], где 23 – номер источника из списка литературы, с. 16 – номер страницы литературного источника, на которой приведена цитата.
Наиболее часто используется второй метод ссылок.