ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.05.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и кредита
ПРОГРАММА
ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит»
Составитель Е.П. Аксёнов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 1 от 29.08.02
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060400 Протокол № 1 от 29.08.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Преддипломная практика по специальности 060400 «Финансы и кредит» является важным, ответственным периодом в обучении студентов, в течение которого собирается исходная информация, формируются базы данных для последующего написания, защиты дипломной работы.
Дипломная работа является заключительным этапом обучения в университете, выполняется на основе материалов, собранных студентом на предприятии, в организации, учреждении во время прохождения преддипломной практики.
Дипломная работа студента должна быть актуальной, носить исследовательский, творческий характер, представлять самостоятельное, законченное исследование финансово-экономических проблем, задач, иметь практическую значимость.
До начала прохождения практики студент должен иметь полное представление о содержании, сроках, целях, задачах преддипломной практики, требованиях к количеству и качеству материалов, которые необходимо собрать в процессе прохождения практики, изучить методические указания по выполнению дипломных работ по специальности «Финансы и кредит».
Цель преддипломной практики − сбор студентом необходимых материалов для последующего написания, оформления и защиты дипломной работы.
Объектом преддипломной практики могут быть предприятия различных организационно-правовых форм, инвестиционные, финансовые компании, кредитные, страховые организации, бюджетные учреждения.
Предметом преддипломной практики является экономическая, финансовая, юридическая информация в форме нормативных документов, отчетности, аналитических материалов предприятия, организации, учреждения, литературных источников, необходимых студенту для выполнения дипломной работы.
Задачи преддипломной практики:
•выбрать тему, руководителя, предприятие (организацию, учреждение) для написания дипломной работы;
•установить нормальные деловые отношения с руководителями, специалистами предприятия, организации, учреждения;
2
•изучить литературные источники, действующее законодательство, нормативные документы предприятия по теме дипломной работы;
•собрать в установленные сроки необходимые данные по теме дипломной работы на предприятии, в учреждении, организации;
•сделать предварительную оценку правового статуса, экономического, финансового состояния предприятия, организации, учреждения;
•успешно защитить результаты преддипломной практики на кафедре в установленные сроки.
2. СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРАКТИКИ
Во время прохождения преддипломной практики осуществляется закрепление, углубление, систематизация теоретических, практических знаний, навыков студента.
Дипломная работа студента состоит из теоретической и аналитической части.
Для углубленной теоретической подготовки, систематизации знаний по общим профессиональным, специальным дисциплинам студентом осуществляется подбор, изучение соответствующих литературных источников, законодательной базы, нормативных документов предприятия.
В условиях рыночной экономики большое значение имеет изучение правовых основ деятельности предприятий, организаций, учреждений с точки зрения гражданского, налогового, валютного, таможенного, банковского законодательства, других вопросов, связанных с темой дипломной работы.
Кроме того, во время прохождения практики студентом должны быть изучены учредительные документы, документы, раскрывающие историю становления, развития, организационную структуру предприятия, наличие, особенности взаимоотношения внутренних и обособленных подразделений, поведения на рынках продукции, товаров, работ, услуг.
Общая характеристика предприятия, организации, учреждения должна включать:
•полное и краткое наименование, местонахождение, органи- зационно-правовую форму, форму собственности;
3
•основные виды деятельности, описание отрасли и перспективы ее развития, конкурентные позиции, стратегию проникновения на рынки, стратегию роста;
•характеристику каналов распределения, коммуникации, политику сбыта продукции, жизненный цикл продукта, политику цен, ориентиры для балансовой прибыли;
•особенности взаимоотношений с органами власти, налоговыми органами, банками, страховыми организациями, дру-
гими предприятиями, учреждениями, организациями, деловыми партнерами.
Сбор данных для проведения финансово-экономических расчетов в дипломной работе осуществляется в виде бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности предприятия, организации, учреждения за три предыдущих года.
Особое внимание должно быть обращено на правильность и полноту данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности, которая является основой для проведения аналитических расчетов, получения обоснованных выводов об экономическом положении, финансовом состоянии, разработки мероприятий по повышению эффективности финансовой деятельности предприятия, учреждения, организации.
Бухгалтерская отчетность должна содержать следующие основные формы: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № 3 «Отчет об изменениях капитала», форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», форма № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств».
Статистическая отчетность должна содержать следующие формы государственного статистического наблюдения: № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № 1-т «Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности», № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции», № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов».
Для предприятий, осуществляющих добычу угля, используется форма № 10-П «Отчет о себестоимости добычи угля».
4
В случаях, когда объектом производственной практики являются бюджетные организации, банки, страховые организации, их филиалы, студентом собираются формы отчетности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для этих организаций.
Бухгалтерская отчетность страховой организации должна содержать следующие основные формы: «Бухгалтерский баланс страховой организации» − форма № 1-страховщик, «Отчет о прибылях и убытках страховой организации» - форма № 2-страховщик, «Отчет об изменениях капитала страховой организации» − форма № 3-страховщик, «Отчет о движении денежных средств страховой организации» − форма № 4- страховщик, «Приложение к бухгалтерскому балансу страховой организации» − форма № 5-страховщик.
Для страховых медицинских организаций вместо соответствующих форм используются: «Отчет о прибылях и убытках страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию» − форма № 2а-страховщик, «Отчет о движении денежных средств страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию» − форма № 4а-страховщик.
Кроме того, отчетность страховой организации содержит: «Отчет о платежеспособности страховой организации» − форма № 6- страховщик, «Отчет о размещении страховых резервов» − форма № 7- страховщик, «Отчет о размещении страховых резервов по обязательному медицинскому страхованию» − форма № 7а-страховщик, «Отчет о страховых резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни» − форма № 8-страховщик, «Отчет об использовании средств резервов предупредительных мероприятий» − форма № 9-страховщик, «Отчет об операциях перестрахования» − форма № 10-страховщик.
Отчетность кредитной организации должна содержать следующие основные формы: № 101 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации», № 102 «Отчет о прибылях и убытках кредитной организации», а также сведения, предусмотренные Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 01.10.97 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков».
Перечень форм бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью: № 1 «Баланс исполнения сметы доходов и расходов», № 1-1 «Баланс исполнения сметы доходов и рас-
5
ходов по внебюджетным источникам», № 1-мм «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», № 2 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам», № 2-в «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам в иностранной валюте», № 2-4 «Отчет о доходах и расходах целевого бюджетного фонда», № 2-5 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по дополнительным источникам бюджетного финансирования учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации», № 4 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам», № 4-союз «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по средствам бюджета союзного государства на территории Российской Федерации», № 5 «Отчет о движении основных средств», № 6 «Отчет о движении материальных запасов», № 15 «Отчет о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях», «Справка о полученном финансировании из федерального бюджета», «Справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета», «Сводная справка об остатках средств, полученных из федерального бюджета», «Справка о перечислении средств в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации».
Налоговая отчетность должна содержать расчеты (декларации) налогов, предусмотренные действующим налоговым законодательством, которые собирает студент по согласованию с руководителем дипломной работы.
В процессе прохождения практики студенту необходимо закрепить теоретические знания, изучить действующий механизм формирования прибыли (убытков) предприятия, учреждения, организации.
Студентом по согласованию с руководителями предприятия могут быть также использованы аналитические материалы предприятия, учреждения, организации, которые периодически разрабатываются их специалистами в виде аналитических записок, годовых отчетов, пояснительных записок.
Кроме того, в процессе прохождения практики студенту рекомендуется собрать, изучить мнения, заключения, выводы руководителей, специалистов об экономическом положении, финансовом состоянии, рекомендации, мероприятия, планы по повышению эффективности финансовой деятельности предприятия, учреждения, предприятия.
6
Перечисленные выше сведения собираются студентом в виде копий соответствующих документов, необходимых записей.
После окончания практики студенту необходимо изучить материалы преддипломной практики, сделать предварительную оценку правового статуса, экономического, финансового состояния предприятия, организации, учреждения.
Собранные материалы помещаются в отдельную папку, которую студент представляет руководителю для защиты.
Содержание материалов преддипломной практики по нестандартным темам, темам дипломных работ, содержащим элементы научного поиска, определяется студентом по согласованию с руководителем дипломной работы.
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Кпрохождению преддипломной практики допускаются студенты,
укоторых отсутствует академическая задолженность по зачетам и экзаменам по дисциплинам, предусмотренным учебным планом специальности.
Перед началом практики на кафедре «Финансов и кредита» проводится собрание студентов, на котором излагаются цель, задачи, содержание, порядок, сроки проведения и защиты студентами результатов преддипломной практики.
Тема и руководитель дипломной работы выбирается студентом самостоятельно в соответствии с методическими указаниями по выполнению дипломных работ, разработанными на кафедре «Финансов и кредита».
Выбор студентом предприятия, организации, учреждения осуществляется студентом самостоятельно в соответствии с темой дипломной работы. Студентам-заочникам рекомендуется проходить практику по месту их основной работы.
В необходимых случаях на кафедре студентам выдается письменное направление на преддипломную практику.
В течение недели после проведения собрания студент должен представить на кафедру анкету дипломника, в которой должны быть указаны данные о наименовании темы, руководителе дипломной работы, месте прохождения практики, другие необходимые сведения (см. Приложение 1).
7
Преддипломная практика проходит в сроки, установленные приказом ректора университета, в течение четырех недель, которым также определяется место прохождения практики, назначается ее руководитель из числа преподавателей кафедры «Финансов и кредита».
Руководитель практики проводит консультации студентов по интересующим студентов вопросам.
Студенты, своевременно не представившие анкету дипломника и не включенные по этой причине в приказ ректора университета, не допускаются к прохождению преддипломной практики.
После окончания практики студентом в установленные сроки осуществляется защита результатов преддипломной практики на кафедре «Финансов и кредита» с проставлением оценки в зачетной книжке.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность – 060400 Финансы и кредит.
–М.: Министерство образования Российской Федерации, 2000.
2.Аксёнов Е.П. Методические указания по выполнению дипломных работ для студентов специальности 060400 «Финансы и кредит». – Кемерово: КузГТУ, 2001.
3.Вахрин П.И. Методика подготовки и процедура защиты дипломных работ по специальности «Финансы и кредит»: Учебное пособие. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999.
4.Ермакова Е.А. Руководство по выполнению дипломных работ по народнохозяйственному планированию / Е.А. Ермакова, Е.А. Олейни-
ков. – М.: Высш. шк., 1988.
8
Приложение 1
АНКЕТА ДИПЛОМНИКА
Группа __________________________________________________
Фамилия, имя, отчество студента ____________________________
_________________________________________________________
Наименование темы дипломной работы ______________________
_________________________________________________________
Руководитель дипломной работы ____________________________
_________________________________________________________
Место прохождения преддипломной практики _________________
_________________________________________________________
Адрес, домашний, служебный телефон студента _______________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Дата заполнения ___________ |
Подпись ____________ |