Файл: Н.Э. Кукушкина Планирование и прогнозирование в условиях рынка. Программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.05.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов и кредита
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 060400 – "Финансы и кредит", 060500 – "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"
( в том числе сокращенные сроки обучения )
Составитель Н.Э. Кукушкина О.Б. Шевелева
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 9 от 30.08.01
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060500 Протокол № 1 от 27.09.01
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания курса «Прогнозирование и планирование в усло-
виях рынка» - ознакомить с методологическими и организационными подходами к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования национальной экономики, а также с общетеоретическими основами планирования и прогнозирования, разделами и показателями прогноза, с современными особенностями процесса прогнозирования, рассмотрение конкретных регуляторов в масштабе государства, региона, отрасли, предприятия.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Будущим специалистам высшей квалификации необходимо дать знания о теоретических, методологических и организационных основах прогнозирования и планирования темпов экономического роста, о структуре экономики, ценах, инфляции, финансах, социальном развитии потребительского рынка, инвестициях, сфере обслуживания населения, внешнеэкономических связях, регионов, природных ресурсах.
Основными задачами, решаемыми в образовательном процессе, следует считать:
-изучение методологических основ теории планирования и прогнозирования;
-стимулирование самостоятельного осмысления новой роли планового регулирования развития экономики в период формирования и развития рыночных отношений;
-изучение основных методов прогнозирования и финансирования и принятие соответствующих управленческих решений;
-приобретение навыков ведения практических исследований соци- ально-экономического развития и плановых расчетов.
2
1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо при изучении данного курса.
Теоретической основой курса являются «Экономическая теория» и « Философия».
Место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками (экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и т.п.) - с другой.
Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование используют достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики, таких ее разделов, как «Теория вероятностей и случайные процессы», «Математическая статистика», «Экономико-математические методы и модели»; тесно взаимодействует с целым рядом экономических дисциплин – «Цены и ценообразование», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика», «Экономика отрасли» и др.
3
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Распределение часов по темам и видам занятий
(подготовка на базе среднего образования, ускоренная подготовка на базе среднего профессионального образования,
ускоренная подготовка на базе высшего образования)
Наименование тем |
Количество часов |
|||
|
всего |
в том числе |
||
|
|
лек- |
практич. |
|
|
|
ций |
занятий |
|
Тема 1. История создания механизма обеспечения |
|
|
|
|
планомерности, научные основы планирования и |
2 |
2 |
- |
|
прогнозирования в рыночной экономике. |
|
|
|
|
Тема 2. Методологические основы общегосударст- |
4 |
4 |
- |
|
венного планирования и прогнозирования в рыноч- |
||||
ной экономике. |
|
|
|
|
Тема 3. Прогнозирование и планирование трудовых |
|
|
|
|
ресурсов, социального развития и потребительского |
2 |
2 |
- |
|
рынка. |
|
|
|
|
Тема 4. Регулирование и прогнозирование взаимо- |
2 |
2 |
- |
|
действия общества и природы. |
||||
|
|
|
||
Тема 5. Прогнозирование темпов, факторов, струк- |
3 |
2 |
1 |
|
туры экономики. |
||||
|
|
|
||
Тема 6. Баланс народного хозяйства и системы на- |
3 |
2 |
1 |
|
циональных счетов (СНС). |
||||
|
|
|
||
Тема 7. Региональное прогнозирование и планиро- |
3 |
2 |
1 |
|
вание |
||||
|
|
|
||
Тема 8. Прогнозирование и планирование развития |
3 |
2 |
1 |
|
внешнеэкономических связей. |
||||
|
|
|
||
ИТОГО |
22 |
18 |
4 |
4
Тема 1. История создания механизма обеспечения планомерности научные основы планирования и прогнозирования в рыночной экономике
Предмет изучения курса.
Основные объективные предпосылки планирования и прогнозирования, базирующиеся в рамках конкретной экономической системы. Место прогнозирования и планирования в системе управления экономикой. Понятие прогноза, целевого прогноза, поискового прогноза, планирования.
Цель дисциплиныизучение методологии и организационных подходов к построению и функционированию целостной системы прогнозирования национальной экономики и отдельных ее составляющих.
Прогнозирование и планирование как функция государства и хозяйствующих субъектов.
Закон « О государственном прогнозировании и программах социаль- но-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.95, № 115 ФЗ и его взаимосвязь с законами рыночного хозяйствования.
Социально-экономическое планирование как вид управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Сущность социальноэкономического планирования и аспекты, обусловливающие его необходимость.
История развития прогнозирования и планирования. «Таблица Кенэ»
– первая макроэкономическая модель экономики (1758 г.). Появление модели межотраслевого баланса (МОБ). Экономические исследования в области планирования в начале ХХ в. в России и за рубежом.
Основные этапы отечественного планирования: план ГОЭЛРО, 5- летнее планирование и т.д. Этапы экономических экспериментов. Недостатки и позитивные моменты в отечественном планировании. Формирование жесткой административной централизованной системы планирования и распределения. Становление вертикального планирования. Экономические реформы 1989 г., изменения в методологии планирования, переход к прогнозу рыночной экономики. Основные преимущества и недостатки.
5
Тема 2. Методологические основы общегосударственного планирования и прогнозирования в рыночной экономике
Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования. Понятие прогнозирования, его цели. Виды прогнозов в зависимости от масштабов прогнозирования (макроэкономические, отраслевые, региональные и т.п.), от времени упреждения (краткосрочные, долгосрочные и т.п.), от характера исследуемых объектов (экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и
т.п.).
Основные принципы социально-экономического прогнозирования: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности и целенаправленности.
Основные функции прогнозирования.
Методы социально-экономического прогнозирования: интуитивные методы индивидуальных экспортных оценок (метод «интервью», аналитический метод и др.), методы коллективных экспертных оценок (метод «комиссий», метод «Дельфи», метод «коллективной генерации идей", метод морфологического анализа и др.) и формализованные – методы экстраполяции, математического моделирования.
Определение планирования. Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования. Виды планирования в зависимости от содержания и формы проявления (директивное, индикативное и стратегическое).
Методология планирования как система подходов, принципов, показателей методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования.
Тема 3. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов, социального развития и потребительского рынка
Понятие трудовых ресурсов, их состав (половозрастная, общеобразовательная, профессионально-квалификационная структуры) и воспроизводство.
Прогнозирование трудовых ресурсов как часть процесса разработки демографических прогнозов. Прогнозирование использования трудовых
6
ресурсов. Сводный баланс трудовых ресурсов и планирование занятости населения.
Социальная политика государства - важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Ее составные частиполитика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания; молодежная политика.
Прогнозирование уровня жизни населения на основе таких категорий, как «благосостояние», «условия жизни», «качество жизни».
Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки и прогнозирования реальных доходов населения.
Прогнозирование развития социальной сферы в области здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.
Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов - спроса, предложения и цены.
Прогнозирование спроса на товары народного потребления покупательного фонда и товарных ресурсов.
Тема 4. Регулирование и прогнозирование взаимодействия общества и природы
Основные направления воздействия современной НТР на процесс взаимодействия общества и природы.
Экологическая политика как целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.
Основные стратегические цели экологической политики РФ на современном этапе.
Прогнозы и стратегические федеральные и региональные программы охраны и рационального использования природных ресурсов по принадлежности к различным компонентам природной среды (водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель и т.п.).
Экономический механизм природоохранной деятельности (экологические налоги, субсидии, системы возврата задатка, принудительные стимулы и т.п.).
7
Тема 5. Прогнозирование темпов, факторов, структуры экономики
Факторный анализ и прогноз темпов экономического роста. Основные задачи факторного анализа. Основные показатели эконо-
мического роста - национальный доход, конечный общественный продукт, совокупный общественный продукт (СОП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП) и т.п.
Факторный прогноз темпов экономического роста на основе одно - и многофакторного анализа экономики.
Основные задачи разработки методов определения на перспективу структуры народного хозяйства.
Методы прогнозирования макроэкономических показателей: методы экстраполяции, факторные модели экономического роста, статистическая зависимость между темпами роста конечного продукта и темпами роста отдельных отраслей и т.д.
Тема 6. Баланс народного хозяйства и система национальных счетов (СНС)
Система балансов, дающая обобщенную характеристику народному хозяйству.
Провизорный баланс – экономико-математическая модель народного хозяйства страны в прогнозном периоде.
Развертка провизорного баланса в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса производства и распределения продукта.
Схема материального баланса как основа межотраслевого баланса ( МОБ ). Структура МОБ. Коэффициенты прямых затрат и коэффициенты полных затрат.
Введение в России системы национального счетоводства ( СНС ) как макростатистической модели экономики. Ее первичные элементы – экономические операции и экономические агенты. Система показателей СНС. Счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. Основные достоинства СНС.
8
Тема 7. Региональное прогнозирование и планирование
Региональная политика и ее основные цели.
Цель регионального прогнозирования и планирования.
Составные части плана регионального развития – территориальный разрез плана–прогноза экономического и социального развития страны и комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития районов, городов и др.
Основные показатели планов, методы регионального планирования.
Тема 8. Прогнозирование и планирование НТП и инновационной деятельности
Основные стадии НТП:
-фундаментальные исследования,
-поисковые исследования,
-прикладные исследования,
-опытно-конструкторские работы,
-освоение и внедрение в производство.
Научно-технический потенциал.
Инновационная политика и ее основные принципы. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности.
Государственная экономическая поддержка научно-технических приоритетов. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.
3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Методические указания Контрольная работа – важный компонент учебного процесса. Она яв-
ляется решающей формой самоконтроля, а также контроля студента со стороны преподавателя. В то же время выступает как средство приобретения и углубления знаний студентом. Таким образом, контрольная ра-
9
бота носит и обучающий, и контролирующий характер.
Поскольку контрольная работа выполняет функцию итогового контроля, то через ее выполнение контролируется изучение студентом курса в целом. К выполнению контрольной работы следует приступать, когда самостоятельно пройден весь учебный курс. Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.
Контрольная работа выполняется и высылается для рецензирования до вызова студента на сессию. В период сессии контрольные работы не рецензируются.
Если работа не зачтена, студент обязан ее переработать с учетом замечаний преподавателя. Студент должен внимательно прочитать рецензию, обдумать все замечания (это позволит выяснить все ошибки и недостатки в выполнении работы) и доработать контрольную работу.
При изучении литературы, необходимой для написания контрольной работы, целесообразно делать записи в форме тезисов, выписок, конспектов, выделяя те проблемы, которые относятся к теме контрольной работы.
Прежде чем приступать к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен осмыслить отобранную информацию.
Письменное изложение должно носить творческий характер: необходимо высказывать собственную точку зрения, обязательно аргументируя ее. Не допускается механическое переписывание из учебного пособия, не следует увлекаться сплошным цитированием первоисточников – в противном случае контрольная работа не будет зачтена.
Студент выполняет один вариант контрольной работы. Номер варианта, подлежащего выполнению, находится в зависимости от последней цифры шифра студента (№ зачетной книжки). Контрольные работы, выполненные без соблюдения приведенного в таблице варианта, к зачету не принимаются.
Каждый вариант состоит из трех разноплановых вопросов, освещение которых должно быть точным, четким, конкретным и аргументированным. При цитировании каких-либо авторов необходимо указать источники. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику, сохранять всего его особенности.