Файл: Н.Э. Кукушкина Планирование и прогнозирование в условиях рынка. Программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра финансов и кредита

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Программа и методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальностей 060400 – "Финансы и кредит", 060500 – "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"

( в том числе сокращенные сроки обучения )

Составитель Н.Э. Кукушкина О.Б. Шевелева

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 9 от 30.08.01

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060500 Протокол № 1 от 27.09.01

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

1

1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО

ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1.Цель преподавания дисциплины

Цель преподавания курса «Прогнозирование и планирование в усло-

виях рынка» - ознакомить с методологическими и организационными подходами к построению и функционированию целостной системы прогнозирования и планирования национальной экономики, а также с общетеоретическими основами планирования и прогнозирования, разделами и показателями прогноза, с современными особенностями процесса прогнозирования, рассмотрение конкретных регуляторов в масштабе государства, региона, отрасли, предприятия.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Будущим специалистам высшей квалификации необходимо дать знания о теоретических, методологических и организационных основах прогнозирования и планирования темпов экономического роста, о структуре экономики, ценах, инфляции, финансах, социальном развитии потребительского рынка, инвестициях, сфере обслуживания населения, внешнеэкономических связях, регионов, природных ресурсах.

Основными задачами, решаемыми в образовательном процессе, следует считать:

-изучение методологических основ теории планирования и прогнозирования;

-стимулирование самостоятельного осмысления новой роли планового регулирования развития экономики в период формирования и развития рыночных отношений;

-изучение основных методов прогнозирования и финансирования и принятие соответствующих управленческих решений;

-приобретение навыков ведения практических исследований соци- ально-экономического развития и плановых расчетов.


2

1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо при изучении данного курса.

Теоретической основой курса являются «Экономическая теория» и « Философия».

Место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками (экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и т.п.) - с другой.

Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование используют достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики, таких ее разделов, как «Теория вероятностей и случайные процессы», «Математическая статистика», «Экономико-математические методы и модели»; тесно взаимодействует с целым рядом экономических дисциплин – «Цены и ценообразование», «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика», «Экономика отрасли» и др.

3

2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Распределение часов по темам и видам занятий

(подготовка на базе среднего образования, ускоренная подготовка на базе среднего профессионального образования,

ускоренная подготовка на базе высшего образования)

Наименование тем

Количество часов

 

всего

в том числе

 

 

лек-

практич.

 

 

ций

занятий

Тема 1. История создания механизма обеспечения

 

 

 

планомерности, научные основы планирования и

2

2

-

прогнозирования в рыночной экономике.

 

 

 

Тема 2. Методологические основы общегосударст-

4

4

-

венного планирования и прогнозирования в рыноч-

ной экономике.

 

 

 

Тема 3. Прогнозирование и планирование трудовых

 

 

 

ресурсов, социального развития и потребительского

2

2

-

рынка.

 

 

 

Тема 4. Регулирование и прогнозирование взаимо-

2

2

-

действия общества и природы.

 

 

 

Тема 5. Прогнозирование темпов, факторов, струк-

3

2

1

туры экономики.

 

 

 

Тема 6. Баланс народного хозяйства и системы на-

3

2

1

циональных счетов (СНС).

 

 

 

Тема 7. Региональное прогнозирование и планиро-

3

2

1

вание

 

 

 

Тема 8. Прогнозирование и планирование развития

3

2

1

внешнеэкономических связей.

 

 

 

ИТОГО

22

18

4


4

Тема 1. История создания механизма обеспечения планомерности научные основы планирования и прогнозирования в рыночной экономике

Предмет изучения курса.

Основные объективные предпосылки планирования и прогнозирования, базирующиеся в рамках конкретной экономической системы. Место прогнозирования и планирования в системе управления экономикой. Понятие прогноза, целевого прогноза, поискового прогноза, планирования.

Цель дисциплиныизучение методологии и организационных подходов к построению и функционированию целостной системы прогнозирования национальной экономики и отдельных ее составляющих.

Прогнозирование и планирование как функция государства и хозяйствующих субъектов.

Закон « О государственном прогнозировании и программах социаль- но-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.95, № 115 ФЗ и его взаимосвязь с законами рыночного хозяйствования.

Социально-экономическое планирование как вид управленческой деятельности, направленной на обоснование мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Сущность социальноэкономического планирования и аспекты, обусловливающие его необходимость.

История развития прогнозирования и планирования. «Таблица Кенэ»

– первая макроэкономическая модель экономики (1758 г.). Появление модели межотраслевого баланса (МОБ). Экономические исследования в области планирования в начале ХХ в. в России и за рубежом.

Основные этапы отечественного планирования: план ГОЭЛРО, 5- летнее планирование и т.д. Этапы экономических экспериментов. Недостатки и позитивные моменты в отечественном планировании. Формирование жесткой административной централизованной системы планирования и распределения. Становление вертикального планирования. Экономические реформы 1989 г., изменения в методологии планирования, переход к прогнозу рыночной экономики. Основные преимущества и недостатки.

5

Тема 2. Методологические основы общегосударственного планирования и прогнозирования в рыночной экономике

Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования. Понятие прогнозирования, его цели. Виды прогнозов в зависимости от масштабов прогнозирования (макроэкономические, отраслевые, региональные и т.п.), от времени упреждения (краткосрочные, долгосрочные и т.п.), от характера исследуемых объектов (экономические, прогнозы природных ресурсов, научно-технические, демографические и

т.п.).

Основные принципы социально-экономического прогнозирования: системности, научной обоснованности, адекватности, альтернативности и целенаправленности.

Основные функции прогнозирования.

Методы социально-экономического прогнозирования: интуитивные методы индивидуальных экспортных оценок (метод «интервью», аналитический метод и др.), методы коллективных экспертных оценок (метод «комиссий», метод «Дельфи», метод «коллективной генерации идей", метод морфологического анализа и др.) и формализованные – методы экстраполяции, математического моделирования.

Определение планирования. Основные задачи, решаемые в процессе общегосударственного планирования. Виды планирования в зависимости от содержания и формы проявления (директивное, индикативное и стратегическое).

Методология планирования как система подходов, принципов, показателей методик и методов разработки и обоснования плановых решений, а также логика планирования.

Тема 3. Прогнозирование и планирование трудовых ресурсов, социального развития и потребительского рынка

Понятие трудовых ресурсов, их состав (половозрастная, общеобразовательная, профессионально-квалификационная структуры) и воспроизводство.

Прогнозирование трудовых ресурсов как часть процесса разработки демографических прогнозов. Прогнозирование использования трудовых


6

ресурсов. Сводный баланс трудовых ресурсов и планирование занятости населения.

Социальная политика государства - важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. Ее составные частиполитика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечения товарами, услугами, условиями проживания; молодежная политика.

Прогнозирование уровня жизни населения на основе таких категорий, как «благосостояние», «условия жизни», «качество жизни».

Минимальный потребительский бюджет и минимальная заработная плата. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика разработки и прогнозирования реальных доходов населения.

Прогнозирование развития социальной сферы в области здравоохранения, образования, культуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Потребительский рынок. Его состав и характеристика важнейших элементов - спроса, предложения и цены.

Прогнозирование спроса на товары народного потребления покупательного фонда и товарных ресурсов.

Тема 4. Регулирование и прогнозирование взаимодействия общества и природы

Основные направления воздействия современной НТР на процесс взаимодействия общества и природы.

Экологическая политика как целостная система мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.

Основные стратегические цели экологической политики РФ на современном этапе.

Прогнозы и стратегические федеральные и региональные программы охраны и рационального использования природных ресурсов по принадлежности к различным компонентам природной среды (водных ресурсов, атмосферного воздуха, земель и т.п.).

Экономический механизм природоохранной деятельности (экологические налоги, субсидии, системы возврата задатка, принудительные стимулы и т.п.).

7

Тема 5. Прогнозирование темпов, факторов, структуры экономики

Факторный анализ и прогноз темпов экономического роста. Основные задачи факторного анализа. Основные показатели эконо-

мического роста - национальный доход, конечный общественный продукт, совокупный общественный продукт (СОП), валовый национальный продукт (ВНП), валовый внутренний продукт (ВВП) и т.п.

Факторный прогноз темпов экономического роста на основе одно - и многофакторного анализа экономики.

Основные задачи разработки методов определения на перспективу структуры народного хозяйства.

Методы прогнозирования макроэкономических показателей: методы экстраполяции, факторные модели экономического роста, статистическая зависимость между темпами роста конечного продукта и темпами роста отдельных отраслей и т.д.

Тема 6. Баланс народного хозяйства и система национальных счетов (СНС)

Система балансов, дающая обобщенную характеристику народному хозяйству.

Провизорный баланс – экономико-математическая модель народного хозяйства страны в прогнозном периоде.

Развертка провизорного баланса в систему балансов с помощью разработки планового межотраслевого баланса производства и распределения продукта.

Схема материального баланса как основа межотраслевого баланса ( МОБ ). Структура МОБ. Коэффициенты прямых затрат и коэффициенты полных затрат.

Введение в России системы национального счетоводства ( СНС ) как макростатистической модели экономики. Ее первичные элементы – экономические операции и экономические агенты. Система показателей СНС. Счета для внутренней экономики и счета внешнеэкономических связей. Основные достоинства СНС.


8

Тема 7. Региональное прогнозирование и планирование

Региональная политика и ее основные цели.

Цель регионального прогнозирования и планирования.

Составные части плана регионального развития – территориальный разрез плана–прогноза экономического и социального развития страны и комплексные планы-прогнозы социально-экономического развития районов, городов и др.

Основные показатели планов, методы регионального планирования.

Тема 8. Прогнозирование и планирование НТП и инновационной деятельности

Основные стадии НТП:

-фундаментальные исследования,

-поисковые исследования,

-прикладные исследования,

-опытно-конструкторские работы,

-освоение и внедрение в производство.

Научно-технический потенциал.

Инновационная политика и ее основные принципы. Методы прогнозирования и планирования НТП и инновационной деятельности.

Государственная экономическая поддержка научно-технических приоритетов. Комплексная оценка эффективности мероприятий, направленных на ускорение НТП.

3. ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Методические указания Контрольная работа – важный компонент учебного процесса. Она яв-

ляется решающей формой самоконтроля, а также контроля студента со стороны преподавателя. В то же время выступает как средство приобретения и углубления знаний студентом. Таким образом, контрольная ра-

9

бота носит и обучающий, и контролирующий характер.

Поскольку контрольная работа выполняет функцию итогового контроля, то через ее выполнение контролируется изучение студентом курса в целом. К выполнению контрольной работы следует приступать, когда самостоятельно пройден весь учебный курс. Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.

Контрольная работа выполняется и высылается для рецензирования до вызова студента на сессию. В период сессии контрольные работы не рецензируются.

Если работа не зачтена, студент обязан ее переработать с учетом замечаний преподавателя. Студент должен внимательно прочитать рецензию, обдумать все замечания (это позволит выяснить все ошибки и недостатки в выполнении работы) и доработать контрольную работу.

При изучении литературы, необходимой для написания контрольной работы, целесообразно делать записи в форме тезисов, выписок, конспектов, выделяя те проблемы, которые относятся к теме контрольной работы.

Прежде чем приступать к письменному изложению своего варианта контрольной работы, студент должен осмыслить отобранную информацию.

Письменное изложение должно носить творческий характер: необходимо высказывать собственную точку зрения, обязательно аргументируя ее. Не допускается механическое переписывание из учебного пособия, не следует увлекаться сплошным цитированием первоисточников – в противном случае контрольная работа не будет зачтена.

Студент выполняет один вариант контрольной работы. Номер варианта, подлежащего выполнению, находится в зависимости от последней цифры шифра студента (№ зачетной книжки). Контрольные работы, выполненные без соблюдения приведенного в таблице варианта, к зачету не принимаются.

Каждый вариант состоит из трех разноплановых вопросов, освещение которых должно быть точным, четким, конкретным и аргументированным. При цитировании каких-либо авторов необходимо указать источники. Цитата должна полностью соответствовать подлиннику, сохранять всего его особенности.