Файл: Т.А. Горчакова Политика доходов и заработной платы. Программа курса и методические указания по выполнению контрольной работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Кафедра финансов и кредита

ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Программа курса и методические указания по выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения специальностей 060500 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, 060400 “Финансы и кредит”

Составители Т.А. Горчакова Л.Н. Горчакова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 01.10.02

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 060500 Протокол № 2 от 08.10.02

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

КЕМЕРОВО 2003

1

1. ЦЕЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель преподавания дисциплины – раскрытие теоретических основ формирования доходов и основных расходов физических лиц, обучение практическим методам регулирования различных видов доходов и расходов.

2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Основными задачами являются:

ознакомление с разнообразием видов доходов и расходов физических лиц, особенностями их формирования у различных слоев населения;

усвоение теоретических основ регулирования доходов и расходов на различных уровнях (государственном, отраслевом, региональном, фирменном);

изучение методов измерения и анализа доходов и расходов, выработка и закрепление навыков анализа в области доходов и расходов;

изучение системы социальной защиты населения в РФ, путей

еесовершенствования;

ознакомление с зарубежным опытом в изучаемой области;

изучение различных вариантов прогноза повышения уровня доходов (уровня жизни) в России, влияющих на них факторов и перспектив развития политики доходов и расходов.

3.ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ

НЕОБХОДИМО ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДАННОГО КУРСА

:

1.3.1.Общественно-политические дисциплины:

философия (основные категории, законы, методы диалектического материализм, рассмотрение явлений во взаимосвязи и развитии, единство части и целого, единство и борьба противоположностей, метод анализа и синтеза и др.);

экономическая теория.


2

1.3.2.Экономические дисциплины:

экономика предприятия;

статистика;

бухгалтерский учет;

экономический анализ.

4.НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Уровень жизни

Понятие уровня жизни. Концепции уровня жизни. Классификация показателей уровня жизни. Показатели качества жизни. Социальные показатели. Интегральные (синтетические, обобщающие) показатели.

Вопросы для самопроверки

1.Что следует понимать под уровнем жизни? В чем состоит сущность концепции качества жизни и ее принципиальное отличие от других концепций?

2.Назовите важнейшие классификации показателей уровня жизни. Охарактеризуйте экономические и социальные показатели. Какова роль интегральных показателей для оценки уровня жизни?

3.Какова роль факторов в повышении уровня жизни? Какие классификации факторов динамики уровня жизни вы знаете? Дайте характеристику отдельных групп факторов. Каково ваше мнение относительно управления этими факторами в России?

4.Как вы оцениваете состояние уровня жизни в России, в развивающихся странах? В чем вы видите основные проблемы повышения уровня жизни?

5.По какому варианту целесообразно осуществлять повышение уровня жизни в России? Обоснуйте свою точку зрения.

Тема 2. Доходы населения

Понятие доходов. Виды доходов. Бюджет семьи. Сущность и виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина. Дифференциация доходов. Измерение доходов.

3

Вопросы для самопроверки

1. Что следует понимать под доходами и каковы их разновидно-

сти?

2.Назовите важнейшие виды источников дохода?

3.За пять лет номинальная заработная плата увеличилась с 540 до 850 деноминированных рублей. Индексы цен (число раз к предыдущему году) составили: 3,2; 26,9; 9,8; 3,5; 2,2. Как изменилась реальная заработная плата? Исчислите среднегодовой темп повышения (снижения) реальной заработной платы.

4.В чем состоит разница между доходами рэкетира и швеи, не зарегистрированной в налоговой инспекции?

5.Каково назначение потребительских бюджетов? Чем отличается социальный минимум от физиологического?

6.Назовите безденежные виды доходов. Какова их роль в повышении благосостояния народа?

7.Каковы основные факторы, определяющие неравенство в доходах (заработной плате) в России?

8.Как определяется уровень дифференциации доходов? Какова

еетенденция?

Тема 3. Государственное регулирование доходов населения

Объекты государственного регулирования доходов (ГРД). Цели и задачи ГРД. Минимальная заработная плата. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере. Регулирование оплаты труда государственных служащих. Районное регулирование заработной платы. Регулирование занятости. Регулирование налогов. Отраслевое регулирование доходов. Территориальное регулирование доходов.

Вопросы для самопроверки

1. Какие цели может преследовать политика доходов в странах с развитой рыночной экономикой:

пополнение доходов бюджета;

противодействие инфляции;

повышение конкурентоспособности национальной продук-

ции;

смягчение неравенства в доходах?


4

2.Чем объясняется многоуровневый уровень регулирования доходов в России? На каком уровне лучше всего осуществляется регулирование заработной платы? Приведите доказательства.

3.Почему на Западе отказались от индексации доходов?

4.Какую роль играет социальное партнерство в регулировании доходов? Какова активность социальных партнеров в России

5.Почему в России размер заработной платы низкий? Роль заработной платы в воспроизводстве рабочей силы.

6.Можно ли в рыночной экономике исключить извлечение нетрудовых доходов? Обеспечить господство распределения по труду с помощью государственной политики?

7.Приведите примеры, в каких случаях целесообразнее использовать экономические, а в каких – административные методы регулирования доходов

8.Имеет ли возможность государство повысить стипендии и почему? Какова Ваша точка зрения?

9.Каково значение политики доходов в соотношениях “экономической эффективности” и “социальной справедливости”?

Тема 4. Регулирование доходов на предприятиях

Понятие фирменной политики доходов. Цель и задачи регулирования оплаты труда. Функции заработной платы. Отечественный опыт. Зарубежный опыт.

Вопросы для самопроверки

1.Определите понятие внутрифирменной политики доходов. Каковы ее цели и задачи?

2.Какова экономическая сущность заработной платы и как определяется ее уровень в условиях рыночной экономики?

3.Назовите важнейшие функции заработной платы. Укажите их связь с основными элементами организации заработной платы.

4.Охарактеризуйте механизм организации заработной платы на предприятии. Каковы особенности регулирования оплаты труда в организациях бюджетной сферы?

5.Каково содержание и значение коллективных договоров на предприятии?

6.Назовите элементы организации заработной платы или тарифной системы, с помощью которых решаются задачи оплаты труда:

5

по количеству труда;

по качеству труда;

с учетом различий по условиям и интенсивности труда;

различий по квалификации и сложности работ;

по месту расположения предприятия;

по результатам труда.

7.Каковы особенности современных систем заработной платы? Что следует понимать под гибкой оплатой труда? Какие системы относятся к гибкой оплате труда? Раскройте сущность оплаты за квалификацию. Какая система оплаты труда наиболее интересна вам и почему?

8.Раскройте сущность бестарифной системы. Ее связь с результативностью фирмы.

9.Из чего формируется доход работников предприятия? Какое место в нем занимают социальные выплаты и дивиденды? Могут ли получать дивиденды работники государственных предприятий?

10.Назовите важнейшие методы образования фонда заработной платы. Как определяется этот фонд в условиях рыночной экономики?

11.Раскройте понятие “издержки на рабочую силу”. Каковы их структура, связь с функционированием фирмы

12.Попытайтесь составить схему взаимосвязи отдельных задач, функций заработной платы с элементами организации заработной платы, ее структурой. Каковы факторы внутрифирменной дифференциации заработной платы?

Тема 5. Косвенное регулирование доходов физических лиц

Налогообложение как косвенное регулирование доходов и один из обязательных видов расходов. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Вопросы для самопроверки

1.Перечень необлагаемых доходов.

2.Определение доходов, подлежащих налогообложению.

3.Перечислите виды вычетов и охарактеризуйте их.

4.Расчет облагаемого дохода работодателем и при декларирова-

нии.

5. Начисление налога за налоговый период.


6

Тема 6. Самообеспечение населения как форма трудовой активности и источник доходов населения

Сущность самообеспечения населения. Виды самозанятости и ее масштабы. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости. Развитие малого бизнеса в России. Опыт развития малого бизнеса за рубежом.

Вопросы для самопроверки

1.Определите понятие самообеспечения и самозанятости населения. Каковы причины их развития в России?

2.Поясните сущность отдельных видов самозанятости. Дайте характеристику предпринимательства как особого вида самозанятости.

3.Каковы особенности формирования доходов в условиях самозанятости?

4.Перечислите этапы развития бизнеса в России. Какие условия необходим для развития малого бизнеса? Какие причины ведут к банкротству малого предприятия?

5.Каковы особенности формирования программ содействия самостоятельной занятости за рубежом?

Тема 7. Социальная защита населения

Сущность социальной защиты, ее виды. Механизм и объекты социальной защиты. Организационная структура системы социальной защиты. Понятие бедности. Масштабы и формы бедности. Основные направления борьбы с бедностью. Государственная политика в борьбе с бедностью. Роль территориальных и местных органов в социальной защите. Роль предприятий и организаций в социальной защите.

Вопросы для самопроверки

1.Каковы сущность социальной защиты, ее значение в социальной политике в целом? Виды социальной защиты, ее подсистемы и механизм действия.

2.Понятие бедности и ее причины. Критерии, масштабы бедности в России. Формы бедности.

3.Пути преодоления бедности. Роль государства, территориальных органов и предприятий в реализации программ социальной защиты.

7

4.Основные направления совершенствования социальной

защиты.

5.Как организована социальная защита населения в зарубежных странах?

Тема 8. Пенсионное обеспечение в России

Развитие пенсионного обеспечения в России. Источники средств пенсионного обеспечения. Проблемы действующего пенсионного обеспечения. Особенности пенсионного обеспечения за рубежом. Реформы пенсионных систем за рубежом.

Вопросы для самопроверки

1.Назовите основные законы, регулирующие пенсионную систему России в разные периоды. Почему возникла необходимость реформы пенсионной системы?

2.Каковы основные принципы организации и функции пенсионного обеспечения? Дайте характеристику основных видов пенсий (право на пенсию, возраст выхода на пенсию, размер пенсии). Опишите ситуацию, сложившуюся с размером пенсий в настоящее время.

3.Дайте характеристику современной системы пенсионного обеспечения.

4.Каковы основные направления реформирования пенсионного обеспечения в России? Какие шаги, связанные с реформой уже сделаны?

5.Какие проблемы стоят перед пенсионными системами зарубежных стран? Дайте краткую характеристику пенсионных систем за рубежом. Назовите концепцию реформирования систем пенсионного обеспечения за рубежом.

5.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ

Контрольная работа – важный компонент учебного процесса, позволяющий проконтролировать глубину и качество изучения рассматриваемых вопросов. К ее выполнению следует приступать после самостоятельного ознакомления с изучаемым курсом. Сроки выполнения письменной контрольной работы определены учебным планом. До вы-


8

зова студента на сессию работа должна быть выслана для рецензирования. В период сессии контрольные работы не рецензируются.

Если работа не зачтена, она подлежит переработке с учетом замечаний преподавателя. Направляя контрольную работу на повторное рецензирование, к ней следует приложить текст незачтенной работы.

Студент выполняет один вариант контрольной работы, номер которого определяется по последней цифре шифра зачетной книжки. Если номер заканчивается на 0, то выполнению подлежит 10 вариант.

Объем работы должен составлять не менее 18 рукописных страниц ученической тетради. Допускается машинописное выполнение.

В конце контрольной работы должен быть приведен список используемой литературы.

Для рецензии преподавателя следует оставить одну чистую страницу.

На титульном листе контрольной работы (обложке) указывают фамилию и инициалы студента, номер зачетной книжки, специальность, курс, наименование предмета, домашний адрес и почтовый индекс.

Работа должна быть выполнена аккуратно, разборчиво. Страницы должны быть пронумерованы.

На сессию студент обязан явиться с проверенной контрольной работой с рецензией преподавателя.

Вариант № 1 Уровень жизни населения

Понятие уровня жизни. Концепции уровня жизни. Классификация показателей уровня жизни. Показатели качества жизни. Социальные показатели. Интегральные (синтетические, обобщающие) показатели.

Вариант № 2. Доходы населения

Понятие доходов. Виды доходов. Бюджет семьи. Сущность и виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина. Дифференциация доходов. Измерение доходов.

Вариант № 3. Государственное регулирование доходов населения

Объекты государственного регулирования доходов (ГРД). Цели и задачи ГРД. Минимальная заработная плата. Регулирование оплаты труда в бюджетной сфере. Регулирование оплаты труда государственных служащих. Районное регулирование заработной платы. Регулиро-

9

вание занятости. Регулирование налогов. Отраслевое регулирование доходов. Территориальное регулирование доходов.

Вариант № 4. Регулирование доходов на предприятиях

Понятие фирменной политики доходов. Цель и задачи регулирования оплаты труда. Функции заработной платы. Отечественный опыт. Зарубежный опыт.

Вариант № 5. Самообеспечение населения как форма трудовой активности и источник доходов населения

Сущность самообеспечения населения. Виды самозанятости и ее масштабы. Особенности формирования доходов в условиях самозанятости. Развитие малого бизнеса в России. Опыт развития малого бизнеса за рубежом.

Вариант № 6. Социальная защита населения

Сущность социальной защиты, ее виды. Механизм и объекты социальной защиты. Организационная структура системы социальной защиты. Понятие бедности. Масштабы и формы бедности. Основные направления борьбы с бедностью. Государственная политика в борьбе с бедностью. Роль территориальных и местных органов в социальной защите. Роль предприятий и организаций в социальной защите.

Вариант № 7. Пенсионное обеспечение в России

Развитие пенсионного обеспечения в России. Источники средств пенсионного обеспечения. Проблемы действующего пенсионного обеспечения. Особенности пенсионного обеспечения за рубежом. Реформы пенсионных систем за рубежом.

Вариант № 8. Исчисление пособий по временной нетрудоспособности

Источник финансирования. Расчет среднедневного заработка. Учет непрерывности трудового стажа. Особенности начисления пособия по различным видам нетрудоспособности: заболевание самого работника, производственная и бытовая травмы, уход за больным ребенком и членом семьи.