Файл: Е.Г. Колесникова Социальный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.05.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра государственного и муниципального управления

СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Программа, методические указания по выполнению курсовой работы

для студентов заочной формы обучения специальности 061000 "Государственное и муниципальное управление"

(в том числе сокращенные сроки обучения)

Составитель Е.Г. Колесникова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 05.02.01

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 061000 Протокол № 3 от 5.03.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

1

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель данной дисциплины – обучить студентов социальному менеджменту. Из данного курса можно получить сведения о том, что такое управление, менеджмент, менеджер. Разобраться, на чем основано управление любой организацией, а также узнать какие появились новые направления в управленческой науке. Данная дисциплина является своеобразной канвой для всех управленческих дисциплин, которые будут впоследствии изучать студенты (например: системы государственного и муниципального управления).

Основными задачами дисциплины являются:

обучение анализу организационных структур организации;

разбор практического применения теории управления;

ознакомление с предметом деятельности менеджера (как он это делает, какими приемами пользуется, какие модели и методы применяет и т.д.);

освоение технологии применения теории на практике.

2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Занятий всего 20 часов из них:

• лекционных – 14 часов;

• практических – 6 часов.

 

Перечень тем

Количество

 

 

часов

1.

Менеджмент: основные понятия

1

2.

Управление как степень влияния на работников

1

2.1. Руководство, лидерство

 

2.2. Неформальные отношения

 

3.

Управление как процесс принятия решения

2

3.1. Процесс принятия решений, моделирование

 

3.2. Этика и ответственность за принятые решения

 

4. Менеджмент как поиск, обработка и хранение информа-

1

ции

 

4.1. Информационное обеспечение управления организацией

 

4.2. Коммуникационный процесс

 


2

 

Продолжение табл.

 

 

 

 

Перечень тем

Количество

 

 

часов

5.

Менеджмент как функциональный процесс

5

5.1. Планирование как функция менеджмента

 

5.2. Организация как функция менеджмента

 

5.3. Мотивация как функция менеджмента

 

5.4. Контроль как функция менеджмента

 

6.

Эволюция теорий управления

1

7.

Новые направления в менеджменте

2

8.

Среда организации

 

9.

Управление по целям, результатам, управление в усло-

1

виях риска

 

1. Менеджмент: основные понятия

Предмет, задачи курса; связь с другими дисциплинами. Определение управления, менеджмента. Понятие «менеджер». Управленческие роли руководителя. Уровень руководства. Виды деятельности руководителя. Эффективность менеджмента, успех организации.

2.Управление как степень влияния на работников

2.1.Руководство, лидерство

Руководство, власть, влияние, эффективность руководства. Формы власти: власть, основанная на принуждении, власть, основанная на вознаграждении, экспертная власть, законная власть, власть примера. Формы влияния: влияние, побуждающее к активному сотрудничеству через убеждение, через участие. Лидерство: основные понятия и определения. Подход с позиции личных качеств. Поведенческий подход: традиционная классификация стилей руководства, альтернативная классификация стилей руководства, одномерная трактовка, альтернативная двухмерная трактовка: модель Огайо, управленческая решетка. Ситуационный подход: модель Фидлера, модель «путь-цель», модель «теория жизненного цикла», модель Врума-Йеттона.


3

2.2. Неформальные отношения

Составляющие организационной культуры, система требований, зна- ково-символическая система, система организационных ценностей, система образцов поведения. Типология организационной культуры. Понятие неформальных организаций. Причины вступления в неформальную организацию. Преимущества и недостатки неформальных групп, характеристики неформальных групп, управление неформальной организацией, факторы влияющие на эффективность работы группы.

3.Управление как процесс принятия решений

3.1.Процесс принятия решений, моделирование

Процесс принятия решений. Факторы, влияющие на процесс принятия решения. Типы моделей: физическая, аналоговая, математическая. Модели, применяемые в управлении: теория игр, линейного программирования, экономический анализ, точка безубыточности и т.д. Процесс построения модели. Методы принятия решений: дерево решений, платежная матрица.

3.2. Этика и ответственность за принятые решения

Юридическая и социальная ответственность, аргументы за и против социальной ответственности. Этика, этические подходы.

4. Менеджмент как поиск, обработка и хранение информации

4.1. Информационное обеспечение управления организацией

Понятие информации. Уровень информации. Типы информации (общая, специфическая, стимулирующая, контрольная и т.д.). Система информационного менеджмента (система совершения сделок и операций, управленческие информационные системы, системы поддержки решений, системы, базирующиеся на знаниях). Построение информационной системы.

4.2. Коммуникационный процесс

Понятие коммуникаций, их виды (между организацией и внешней средой, внутри организации, вертикальные и горизонтальные, неформальные). Коммуникационный процесс как процесс обмена информацией. На-

4

правления совершенствования коммуникаций. Подготовка и проведение совещаний.

5.Менеджмент как функциональный процесс

5.1.Планирование как функция менеджмента

Планирование, основные понятия. Суть стратегического планирования, этапы развития стратегического подхода, корпоративные, корпора- тивно-портфельные, производственные стратегии. Текущее планирование: функциональные, стабильные, единовременные планы. Прогнозирование: технологический, экономический прогнозы, прогноз объема продаж, методы качественного и количественного прогноза.

5.2. Организация как функция менеджмента

Взаимодействия и полномочия. Виды полномочий: линейные, штабные. Организационное проектирование. Функциональная, линейнофункциональная, матричная, дивизиональная, проектная структура управления. «Новые» организационные структуры (сетевые, виртуальные).

5.3. Мотивация как функция менеджмента

Мотивация: основные понятия. Содержательные теории мотивации (теория А. Маслоу, теория МакКлелланда, теория Герцберга, теория Альдерфера). Процессуальные теории мотивации (теория ожидания, теория справедливости, модель Портера-Лаулера).

5.4. Контроль как функция менеджмента

Понятие контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Процесс контроля. Контролинг. Процесс контролинга. Характеристики эффективного контроля. Поведенческие аспекты контроля.

6. Эволюция теорий управления

Школы управления: классическая школа, школа человеческих отношений (школа поведенческих наук), школа количественных моделей управления. Системный подход. Ситуационный подход.


5

7. Новые направления в менеджменте

Реинжиниринг. Антикризисное управление. Управленческое консультирование. Даунсайзинг.

8. Среда организации

Понятие среды организации. Факторы внутренней среды. Факторы внешней среды (прямого и косвенного воздействия).

9. Управление по целям, результатам, управление в условиях риска

Понятие: цель, миссия. Управление по целям. Управление по результатам. Управление в условиях риска.

На практических занятиях разбор конкретных ситуаций по всем темам курса.

3. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема курсовой работы выбирается в зависимости от двух последних цифр шифра зачетной книжки студента. Общее количество тем 35.

Если две последние цифры образуют число, меньшее или равное 35, то это число соответствует номеру курсовой работы. Если две последние цифры образуют число, которое находится в интервале 36-70, то номер курсовой работы находят следующим образом: от своего числа отнимают 35. Например, две последние цифры шифра образуют число 66, 66-35=31. Если две последние цифры образуют число, которое находится в интервале 71-00, то номер курсовой работы находят следующим образом: от своего числа отнимают 35 · 2. Например, две последние цифры шифра образуют число 91, 91 – 35 · 2 = 21 или если это два ноля, то 100 – 35 · 2 = 30.

6

3.1. Перечень тем курсовых работ

иметодические указания к ним

1.Предприниматель, менеджер: сходства и отличия.

Раскрыть понятия «предприниматель», «менеджер». Найти и описать сходства и отличия этих понятий.

2. Применение власти и влияния.

Дать определение таким понятиям, как «лидерство», «влияние», «власть». Перечислить и охарактеризовать формы власти (власть, основанная на принуждении, вознаграждении, законная власть, эталонная власть, экспертная власть). Рассмотреть виды влияния (влияние, побуждающее к активному сотрудничеству через убеждение, через участие).

3. Лидерство. Подход с позиции личных качеств и поведенческий под-

ход.

Раскрыть понятие «лидерство». Подробно рассмотреть данные подходы. Лидерство с позиции поведенческого подхода, традиционная и альтернативная классификации.

4. Лидерство: концепции ситуационного подхода.

Лидерство, лидерство с позиции ситуационного подхода, модель Фидлера, модель «Теория жизненного цикла» Херсея и Бланшарда, модель «путь-цель» Хауза и Митчелла, модель принятия решений ВрумаЙеттона.

5.Неформальное влияние на работников через организационную культуру предприятия.

Дать определение организационной культуры. Рассмотреть ее составляющие: система требований, знаково-символическая система, система организационных ценностей, система образцов поведения, кто такие «герои».

6.Подготовка и проведение делового совещания.

Определить, что такое подготовка совещания. В подготовку совещания включается: целесообразность проведения совещания; состав участников; день и время проведения; место проведения; повестка дня. Охарактеризовать каждый пункт. Что такое проведение совещания (оптимальная продолжительность совещания, регламент и протокол совещания).


7

7.Неформальное влияние на работников через взаимодействие в коллективе неформальных групп.

Дать определение неформальной группе, организации. Перечислить и пояснить причины вступления в неформальную группу, характеристики неформальной организации. Какие трудности и выгоды возникают из существования этих групп. Исходя из этого, описать, как надо управлять организацией, как повысить эффективность работы группы.

8.Процесс принятия решений.

Раскрыть понятие «решение», какие требования предъявляются к решению. Фаза выработки рационального управленческого решения, фаза реализации рационального управленческого решения.

9. Модели и методы принятия решений.

Дать определение понятию «модель». Для чего нужны модели. Перечислить виды моделей. Какие проблемы моделирования существуют, можно ли их решить. Сделать обзор моделей науки управления. Методы принятия решений (платежная матрица, дерево решений, прогнозирование). По возможности привести примеры использования моделей и методов на практике.

10. Социальная ответственность предприятия.

Раскрыть содержание понятия «социальная ответственность». Плюсы и минусы социальной ответственности. Подходы к социальной ответственности (традиционная философия, философия заинтересованных лиц, утвердительная философия). Социальная ответственность на практике (есть или нет, оценка эффективности подходов к социальной ответственности, схема социального контроля, проводимого предприятием). По возможности привести пример из жизни.

11. Менеджмент в условиях риска.

Что такое риск, классификация рисков. Какие приемы и методы избежания риска или снижения его степени существуют.

12. Эволюция теорий управления.

Классическая школа управления, школа человеческих отношений (школа поведенческих наук), школа количественных моделей управления, системный и ситуационный подходы.

8

13. Организационное проектирование.

Рассмотреть подробно все этапы проектирования организационных структур. Охарактеризовать детально каждый из трех этапов проектирования (что осуществляется на каждом этапе и каким образом).

14. Роль анализа в управлении.

Рассмотреть, в каких функциях используется анализ (при планировании, организации, мотивации, контроле, принятии решений) и насколько это важно.

15. Сравнительный анализ структур управления.

Дать определение организационной структуре управления. Привести классификацию структур управления. Охарактеризовать каждую структуру и описать, где какую структуру можно использовать наиболее эффективно.

16. Управление по целям и результатам.

Объяснить, что такое цели управления, дерево целей. Исходя из этого, рассмотреть управление по целям. Рассмотреть управление по результатам. Чем отличаются эти подходы. Есть ли у них что-то общее.

17. Мотивация как функция менеджмента.

Рассмотреть понятия мотивация, потребность, стимул, стимулирование. Разобрать содержательные теории мотивации (что они собой представляют, что у них общее). Описать теорию Маслоу, теорию МакКлелланда, теорию Герцберга, теорию Альдерфера. Разобрать процессуальные теории мотивации. Описать теорию ожидания, теорию справедливости, модель Портера-Лаулера.

18. Контроль как функция менеджмента.

Виды контроля. Процесс контроля – выработка стандартов и критериев, сопоставление, принятие корректирующих действий. Характеристики эффективного контроля, поведенческие аспекты контроля.

19. Реинжиниринг.

Научная новизна подхода, новый взгляд на моделирование, этапы реинжиниринга.

20. Информационные технологии в организации.

Понятие информации и уровни информации. Применение компьютерной техники в управлении. Система информационного менеджмента: система совершения сделок и операций, управленческие информационные