Файл: Е.Г. Колесникова Территориальная организация населения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.05.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра государственного и муниципального управления
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Программа и методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения специальности 061000
"Государственное и муниципальное управление"
Составитель Е.Г. Колесникова
Утверждено на заседании кафедры Протокол № 4 от 21.11.02
Рекомендовано к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 5 от 20.03.03
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2003
1
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Знание экономических, природно-ресурсных особенностей развития хозяйства районов необходимо не только каждому экономисту, но и специалистам в области территориального управления.
Особенно важно изучение дисциплины для подготовки экономистов и менеджеров высшей квалификации, специалистов по государственному и муниципальному управлению и других экономических специальностей, для которых знание вопросов территориальной организации населения должно служить главным фундаментом, главной базой для их хозяйственной и управленческой деятельности. Без этих знаний подготовка подобных специалистов теряет смысл. Провалы, просчеты, кризисные явления в период проведения рыночных экономических реформ во многом обусловлены недостаточной подготовленностью специалистов.
Основным предметом изучения территориальной организации населения является единый народнохозяйственный комплекс страны и отдельных регионов.
Территориальная организация населения связана с такими дисциплинами, как экономическая география, основы экономических учений, экономическая история, статистика, экономика, социология труда, государственное управление, региональное управление и другие.
Цель данной дисциплины – изучить важнейшие социально-эконо- мические процессы, экономические, экологические, демографические проблемы, наметить пути их решения; помочь студентам разобраться в актуальных теоретических вопросах территориальной организации населения и вооружить их практическими знаниями в данной области.
Задачи дисциплины:
•рассмотрение теории территориальной организации населения;
•привитие навыков в поиске и обосновании путей совершенствования территориальной или пространственной организации общества в конкретных природных и социально-экономических условиях;
•исследование путей повышения уровня и качества жизни;
•анализ условий преодоления существенных различий в соци- ально-экономических условиях жизни населения, проживающего в разных регионах РФ.
После изучения данной дисциплины студент должен четко представлять: территориальные особенности демографического и этнонационального развития РФ; развития расселения; размещения отдель-
2
ных отраслей; организации транспортной системы РФ; развития и размещения сельского хозяйства РФ; основные тенденции и особенности формирования единого экономического пространства на постсоветской территории; тенденции и особенности социально-экономического развития севера России и другие вопросы.
2. ПРОГРАММА КУРСА
Содержание лекционных и практических занятий
|
|
Наименование тем |
Количество часов |
|
|
|
лекций |
практик |
|
|
|
|
||
1. |
Введение |
1 |
1 |
|
2. |
Природные предпосылки социально-экономического |
|
|
|
развития РФ |
1 |
|
||
3. |
Экономическая оценка природных условий и ресурсов |
1 |
|
|
4. |
Население и трудовые ресурсы РФ |
1 |
1 |
|
5. |
Территориальные особенности этнонационального со- |
|
|
|
става населения РФ |
2 |
|
||
6. |
Факторы и особенности расселения населения РФ |
1 |
|
|
7. |
Процессы урбанизации и развитие сети городских по- |
|
|
|
селений |
1 |
1 |
||
8. |
Город в системе территориального разделения труда |
1 |
|
|
9. |
Сельское население РФ |
1 |
2 |
|
10. |
Промышленность и формы ее территориальной |
|
|
|
организации |
2 |
1 |
||
11. |
Транспортный комплекс РФ |
1 |
|
|
12. |
Агропромышленный комплекс РФ |
2 |
1 |
|
13. |
Топливно-энергетический комплекс РФ |
1 |
|
|
14. |
Особенности социально-экономического развития |
|
|
|
Севера |
|
2 |
||
15. |
Особенности социально-экономического развития |
|
|
|
приграничных районов |
|
1 |
||
16. |
Внешнеэкономические связи РФ |
1 |
|
|
17. |
Формирование единого экономического пространства |
|
|
|
на территории СНГ |
1 |
|
||
Итого |
18 |
10 |
3
Содержание лекционных занятий
Введение. Территориальная организация населения как научная дисциплина. Взаимосвязь с другими дисциплинами. Предмет дисциплины. Задачи дисциплины.
Природные предпосылки социально-экономического развития РФ. Роль природных условий в жизни людей и развитии хозяйства. РФ
– страна с неблагоприятным климатом. Понятия: "Север", "Средняя полоса", "Юг" России. Природа и социосреда. Природа и материальное производство. Оценка комфортности природных условий.
Экономическая оценка природных условий и ресурсов. При-
родные ресурсы как первоисточник благосостояния общества. Экономическая оценка полезных ископаемых, лесных ресурсов, водных ресурсов, ресурсов морских акваторий, рекреационных ресурсов РФ.
Население и трудовые ресурсы РФ. Современная численность населения и его размещение по территории РФ. Миграционные процессы. Трудовые ресурсы и их использование. Рынок труда и занятость населения. Концепция Правительства РФ в области рационального использования трудовых ресурсов.
Территориальные особенности этнонационального состава на-
селения РФ. Национальный состав населения РФ. Народы европейской части РФ. Народы Северного Кавказа. Народы Сибири и Дальнего Востока. Этнонациональные проблемы РФ. Проблемы расхождения государственных и национальных границ.
Факторы и особенности расселения населения РФ. Основные теории расселения. Локальные и региональные системы расселения. Основные типы населенных мест. Заселенность территории страны. "Главная полоса расселения". Расселение на Севере.
Процессы урбанизации и развитие сети городских поселений.
Сущность и формы урбанизации. Уровень урбанизации современной России. География урбанизации. Город и урбанизация. Концентрация населения в крупнейших городах. Развитие городских агломераций.
Город в системе территориального разделения труда. Класси-
фикация и типология городов. Роль экономико-географического положения в развитии городов. Территориальная структура российских городов. Опорный каркас расселения.
Сельское население РФ. Сельская местность. Заселенность территории и характер сельского расселения. Проблемы преобразования сельского расселения.
4
Промышленность и формы ее территориальной организации.
Промышленность как фактор, определяющий главные направления территориальной организации хозяйства. Формы территориальной организации промышленности: промышленные районы и узлы. Классификация отраслей промышленности.
Транспортный комплекс РФ. Транспорт как особая сфера материального производства. Значение транспорта в размещении производительных сил и установлении рациональных хозяйственных связей между районами страны. Структура транспортного комплекса. Структура грузооборота всех видов транспорта. Концепция транспортной системы.
Агропромышленный комплекс РФ. Агропромышленный ком-
плекс и его структура. Структура сельского хозяйства, сущность, задачи интенсификации сельскохозяйственного производства. Основные сельскохозяйственные районы.
Топливно-энергетический комплекс РФ. Значение ТЭК для эко-
номики РФ. Структура комплекса.
Внешнеэкономические связи РФ. Внешнеэкономические связи:
понятие, формы. Россия в системе международного разделения труда. Новая ориентация европейских связей. Новые формы и перспективы внешнеэкономической деятельности.
Формирование единого экономического пространства на тер-
ритории СНГ. Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств. Проблемы формирования единого экономического пространства на территории СНГ.
Содержание практических занятий
Введение. Эволюция административного деления РФ. Основы федерализма РФ.
Население и трудовые ресурсы РФ. Концепция Правительства РФ в области рационального использования трудовых ресурсов.
Процессы урбанизации и развитие сети городских поселений.
Основные этапы урбанизации.
Сельское население РФ. Причины упадка российской деревни. История села.
Промышленность и формы ее территориальной организации.
Формы территориальной организации промышленности: промышленные районы и узлы. Классификация отраслей промышленности.
5
Агропромышленный комплекс РФ. Сельское хозяйство как важ-
нейшая сфера АПК страны. Рыночные отношения и будущее сельского хозяйства.
Особенности социально-экономического развития Севера. Зона Севера и ее особенности. Природные условия и ресурсы. Население и трудовые ресурсы. Промышленность. Транспорт. Сельское хозяйство. Пути эффективного освоения Севера.
Особенности социально-экономического развития пригранич-
ных районов. Особенности экономической ситуации в приграничных районах со странами СНГ и Балтии. Особенности экономической ситуации в приграничных районах Азиатской зоны. Основные направления развития приграничных районов.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ"
Контрольная работа является составным элементом учебного процесса, а также своеобразной формой самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя, способствует приобретению и углублению знаний студентов. Сроки выполнения контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться. ПОМНИТЕ: на сессию необходимо явиться с готовой контрольной работой!
Выполнение работы в виде письменного изложения носит творческий характер. Студент высказывает собственную точку зрения, делает выводы. При выполнении контрольной работы возможно использование информации из работ отдельных авторов или цитирование первоисточников, но не допускается сплошное переписывание.
Если в работе цитируется какой-либо автор, необходимо указать источник; цитата должна полностью соответствовать подлиннику со всеми его особенностями.
При ссылке на произведения отдельных авторов необходимо указывать фамилию, инициалы автора, точное название произведения, номер тома или части, страницу. Если цитата взята из периодического издания, то нужно указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.
Помимо литературы, указанной в перечне, студент может проработать дополнительные источники информации (нормативные акты, мо-
6
нографии, статьи в периодических изданиях) по представленному вопросу и включить их в список литературы, указанный в конце работы. Это будет свидетельствовать о вдумчивом, объективном и творческом подходе студента к освещаемой теме.
Студент выполняет один вариант контрольной работы, номер которого определяет по начальной букве фамилии (см. ниже по таблице). ВНИМАНИЕ! Контрольные работы, выполненные без соблюдения приведенного в таблице варианта, к зачету не принимаются.
Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст печатают или пишут чернилами или пастой синего или черного цветов, разборчиво, четко, без грамматических и стилистических ошибок. Контрольную работу выполняют в ученической тетради или на листах формата А4 в объеме 10-15 листов машинописного текста. Если контрольная работа выполнена в двух отдельных тетрадях, то они скрепляются или сшиваются. При выполнении работы на компьютере действуют следующие требования: шрифт Times New Roman 14, полуторный интервал. Страницы нумеруют при любом варианте оформления работы.
Контрольная работа должна содержать план, введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. Все параграфы и пункты, указанные в плане, должны быть обязательно отражены в тексте. Список литературы должен включать не менее 3 источников.
В конце контрольной работы после списка литературы студент ставит личную подпись и дату завершения работы. Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя.
На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, курс, факультет, группу, в которой учится студент (см. приложение).
Если контрольная работа не зачтена, то студент должен ее доработать с учетом рецензии преподавателя и сдать на проверку, приложив незачтенный вариант работы.
|
|
7 |
|
|
|
Выбор варианта |
|
||
|
|
|
|
|
Первая буква |
Номер |
Первая буква |
Номер |
|
варианта |
варианта |
|||
фамилии |
фамилии |
|||
контрольной |
контрольной |
|||
студента |
студента |
|||
работы |
работы |
|||
|
|
|||
А, Ч |
1 |
Н |
12 |
|
Б, Ш |
2 |
О |
13 |
|
В, Щ |
3 |
П |
14 |
|
Г |
4 |
Р |
15 |
|
Д |
5 |
С |
16 |
|
Е |
6 |
Т |
17 |
|
Ж, З |
7 |
У |
18 |
|
И, Й |
8 |
Ф |
19 |
|
К |
9 |
Х, Ц |
20 |
|
Л |
10 |
Э, Ю, Я |
21 |
|
М |
11 |
|
|
Темы контрольных работ
1.Территория и границы России как фактор развития российского государства.
2.Природно-ресурсный потенциал РФ.
3.Экономическая оценка природно-ресурсного потенциала РФ.
4.Особенности демографического развития РФ.
5.Особенности этнонационального состава РФ.
6.Трудовые ресурсы РФ и их использование.
7.Территориальные факторы и особенности развития расселения в РФ.
8.Особенности территориальной организации промышленности РФ.
9.Топливно-энергетический комплекс РФ.
10.Металлургический и химический комплексы РФ.
11.Машиностроительный комплекс РФ.
12.Территориальное разделение труда.
13.Тенденции и особенности социально-экономического развития Севера РФ.
14.Агропромышленный комплекс РФ.
15.Транспортный комплекс РФ.
16.Факторы и особенности размещения сельского хозяйства РФ.