ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра государственного и муниципального управления
ЭТИКА И КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Программа и методические указания к выполнению контрольных работ для студентов
заочной формы обучения специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составитель Ю.Ю. Ивачёва
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 2 от 16.10.00
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 061000 Протокол № 16.01.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО
ВУЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1.ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Проблемы этики бизнеса имеют столь же давнюю историю, как
и само предпринимательство. Однако особую остроту они приобрели
внаше время, когда рынок сильно трансформировался, еще более жестокой стала конкуренция. Ныне во всем мире вопросы этики и культуры управления широко исследуются, служат предметом научных дискуссий. Таким образом, курс “Этика и культура управления” является необходимым звеном подготовки квалифицированных кадров в области экономики и управления.
Цель преподавания данной дисциплины - формирование у студентов теоретических знаний в области деловой этики, базирующейся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно функционировать на рынке в соответствии с действующим законодательством, установленными правилами и традициями.
1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Задача преподавания данного курса состоит в том, чтобы обеспечить студентов этическими знаниями, которые помогут постоянно принимать нравственно обоснованные управленческие решения, исключающие любые материальные потери.
Изучение курса длится один семестр, по окончании сдается за-
чет.
1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для более полного изучения данного курса необходимо рассматривать его во взаимосвязи с такими дисциплинами, как философия, психология и педагогика, основы менеджмента, разработка управленческих решений, культурология и др.
2
2.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
|
Наименование темы |
|
Количество часов |
||
|
всего |
в том числе |
|||
|
|
лекц. |
практ. |
||
|
|
|
|
||
1. |
Мораль и этика |
1 |
|
1 |
- |
2. |
Управленческая этика |
1 |
|
1 |
- |
3. |
Этика руководителя |
2 |
|
1 |
1 |
4. |
Этика и социальная ответственность |
2 |
|
1 |
1 |
5. |
Этика деловых контактов |
3 |
|
2 |
1 |
6. |
Культура руководителя и компании |
1 |
|
1 |
- |
7. |
Этикет в бизнесе |
2 |
|
1 |
1 |
Итого: |
12 |
|
8 |
4 |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Мораль и этика
Способы освоения мира. Понятие морали как одной из наиболее ранних форм общественного сознания. Эволюция морали: первобытная община, классовое общество. Возникновение этики. Этика как философия морали.
Этапы становления этики:
1)этика восточных и античных философов (Древний Египет; древнеиндийская этика; древнекитайские этические учения - Конфуций, Ян Чжу);
2)выделение этики в особую дисциплину (древнегреческие этические учения - Сократ, Аристотель, Эпикур; древнеримские этические учения - Луций Сенека, Марк Цицерон, Марк Аврелий);
3)этика как наука о природе человека, причинах и целях его действий (французские материалисты XVIII века);
4)этика Иммануила Канта;
5)этические учения XIX - XX веков (учения революционных демократов России - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, В.Г. Белинский; философско-этические позиции К. Маркса и Ф. Энгельса; современная западная этика).
3
Предмет этики. Основные функции морали: регулятивная, воспитательная, ориентирующая, коммуникативная). Особенности морали.
Соотношение морали и нравственности. Основные категории этики. Значение этики как теории морали.
Взаимосвязь морали с экономикой и политикой: система “экономика - политика - мораль”; необходимость моральной поддержки народа; классовый характер морали; принципы философии западного менеджмента; мораль и политика как формы регуляции массовой деятельности и общественного сознания.
Этические аспекты экономической и политической деятельности: понятие бизнеса и деловой этики; предприниматель как главная фигура современного бизнеса; цивилизованные принципы, на которых базируется классическое рыночное предпринимательство.
Нравственность как основа этики управления: нравственная направленность, эмоциональный опыт, норма поведения, наличие свободы выбора как основа нравственной позиции, нравственный менеджмент, рекомендации по выходу из нравственного кризиса личности.
Тема 2. Управленческая этика
Виды и понятия профессиональной этики.
Значение, определение и суть управленческой этики. Современный менеджмент как множество вариантов управленческих решений.
Главные элементы менеджмента по Ли Якокка. Необходимые требования к умениям менеджера для обеспечения эффективной работы компании. Необходимость использования потенциала менеджмента как науки о наиболее рациональной организации управления фирмой и трудовым коллективом в современных условиях.
Понятие государственной службы. Принципы государственной службы в Российской Федерации. Основное содержание государственной службы. Понятие этики государственной службы. Ведущие нравственные категории государственного служащего. Особенности и проблемы этики государственного управления. Традиционные проблемы административной этики - коррупция и дискриминация.
4
Тема 3. Этика руководителя
Хороший руководитель как лидер, способный влиять на людей и коллектив. Два основных направления в стиле руководства: авторитарный и демократический лидеры. Промежуточные методы руководства: эксплуататорско-авторитарный, благожелательно-авторитарный, кон- сультативно-демократический, групповой. Направленность руководства на работу или на человека. Правила эффективного руководства.
Два способа руководства людьми: через прямое использование власти или отказ от нее. Возможные формы распоряжений, эффективность той или иной формы в зависимости от ситуации.
Причины перегруженности руководителя. Наделение подчиненных дополнительными обязанностями как составной элемент системы руководства. Принципы реализации эффективного использования рабочего времени руководителя: принцип американского ученого Парето; принцип бывшего президента США Эйзенхауэра (подразделение задач по их важности и срочности на A-, B-, C-, D-задачи).
Взаимоотношения работника и руководителя. Личная беседа как способ получения информации о работнике: план беседы, условия беседы. Принцип “потенциала повышения”.
Стадии развития коллектива: первичный синтез, дифференциация, первичная интеграция, вторичная интеграция. Принципы правильного подбора сотрудников фирмы.
Правила принятия своевременных управленческих решений.
Тема 4. Этика и социальная ответственность
Понятие социальной ответственности: две точки зрения. Разница между юридической и социальной ответственностью. Аргументы в пользу социальной ответственности: благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы; изменение потребностей и ожиданий широкой общественности; наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем; моральное обязательство. Аргументы против социальной ответственности: нарушение принципа максимизации прибыли; расходы на социальную вовлеченность; недостаточный уровень отчетности для широкой общественности; недостаток умения разрешать социальные проблемы. Генри Форд как родоначальник управленческой этики, его принцип высокой заработной платы и низких цен на свой ко-
5
нечный продукт и другие меры в области социальной ответственности. Примеры социально ответственного поведения: мероприятия фирмы ”Леви Страусс и Ко”, программы фирмы “IBM”. Особенности социальной ответственности транснациональных корпораций. Социальная ответственность руководителя. Меры повышения личных характеристик этичности руководителей и работников: этические нормативы, социальные ревизии, должность адвоката по этике. Социальная ответственность в России.
Тема 5. Этика деловых контактов
Деловые переговоры: менеджер как человек, представляющий фирму в деловых связях с любыми рыночными контрагентами; оригинальная черта переговоров. Подготовка переговоров. Тактика проведения переговоров: “уход от борьбы”, “пакетирование”, “завышение требований”, “расстановка ложных акцентов в собственной позиции”, “выдвижение требований в последнюю минуту”. Этические нормы проведения переговоров: как построить приветствие, как заинтересовать собеседника, как избежать конфликта и др.
Телефонные разговоры: их необходимость, правила ведения телефонной беседы.
Презентация: извещение о презентации, правила проведения. Особенности проведения деловых контактов с иностранными
партнерами: США, Великобритания, Франция, Италия, Китай, Япония, Финляндия, Германия, Австралия, арабские страны, Южная Африка.
Тема 6. Культура руководителя и компании
Корпоративная культура как система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы. Схема возникновения и формирования этики и культуры фирмы. Основные моменты анализа корпоративной культуры: базовые предложения, ценности, “символика”. Основные компоненты репутации организации, фирмы: наименование, эмблемы, обстановка и внешний вид офиса. Понятие имиджа организации. Смысл корпоративной культуры. Отношение современных руководителей к человеческому ресурсу. Проблемы корпоративной культуры в Российской Федерации.
6
Тема 7. Этикет в бизнесе
Понятие этикета, деловой этикет. Основные требования этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность.
Этикет проведения деловых переговоров: правила поведения для тех, кто говорит, и для тех, кто слушает; толкование жестов; интонация; обстановка. Особенности проведения официальных встреч государственными служащими.
Деловой прием: официальное приглашение и встреча гостей; правила рассаживания гостей за столом; правила ухода с приема.
Виды приемов: “шведский стол”, “коктейль” или “фуршет”, “ресторанный столик”.
Основные принципы правильного выбора одежды для приема. Особенности этикета сильного пола.
Основные принципы этикета руководителя во взаимоотношениях
ссотрудниками.
2.3.ПРАКТИЧЕСКИЕ (СЕМИНАРСКИЕ) ЗАНЯТИЯ, ИХ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Деловое общение как вид социальной деятельности
Деловые переговоры. Подготовка переговоров. Тактика проведения переговоров. Телефонные разговоры. Презентация. Особенности проведения деловых контактов с иностранными партнерами.
Тема 2. Деловой этикет
Этикет проведения деловых переговоров. Особенности проведения официальных встреч государственными служащими. Деловой прием. Виды приемов. Основные принципы правильного выбора одежды для приема. Особенности этикета сильного пола. Основные принципы этикета руководителя во взаимоотношениях с сотрудниками.
7
3.ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ИМЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
3.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа является составным элементом учебного процесса, а также своеобразной формой самоконтроля студента и контроля со стороны преподавателя, способствует приобретению и углублению знаний студента.
Сроки выполнения контрольной работы определены учебным планом и должны строго соблюдаться.
Выполнение работы в виде письменного изложения носит творческий характер. Студент высказывает собственную точку зрения, делает выводы. При выполнении контрольной работы возможно использование информации из работ отдельных авторов или цитирование первоисточников, но не допускается сплошное переписывание.
Если в работе встречается цитирование какого-либо автора, необходимо указать источники; цитата должна полностью соответствовать подлиннику, со всеми его особенностями.
При ссылке на произведения отдельных авторов необходимо указывать фамилию, инициалы автора, точное название произведения, номер тома или части, страницу. Если цитата взята из периодического издания, то нужно указывать фамилию и инициалы автора, название статьи, название периодического издания, его номер и дату выпуска.
Помимо литературы, указанной в перечне, студент может проработать дополнительные источники информации (нормативные акты, монографии, статьи в периодических изданиях) по представленному вопросу и включить их в список литературы, указанный в конце работы. Это будет свидетельствовать о вдумчивом, объективном и творческом подходе студента к освещаемой теме.
Контрольная работа должна быть правильно и аккуратно оформлена. Текст печатают или пишут чернилами или пастой синего или черного цветов, разборчиво, четко, без грамматических и стилистических ошибок.
Контрольную работу выполняют в ученической тетради или на листах формата А4 в объеме 10-15 листов машинописного текста. Контрольная работа содержит план, основную часть и список литературы.
8
Все параграфы и пункты, указанные в плане, обязательно отражаются в тексте.
В конце контрольной работы, после списка литературы, использованной при написании работы, ставится личная подпись и дата завершения работы. Следует оставить 1-2 страницы для рецензии преподавателя.
Страницы работы нумеруются. Если контрольная работа выполнена на двух отдельных тетрадях, то они скрепляются или сшиваются.
На титульном листе (обложке) контрольной работы необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер зачетной книжки, курс, факультет, группу, в которой учится студент, а также почтовый индекс и домашний адрес (см. образец с. 9).
3.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра зачетной книжки студента. Если две последние цифры шифра составляют число, большее 25, то вариант контрольной работы определяется их суммированием. Например, шифр зачетной книжки студента МУзу-4-317, соответственно вариант контрольной работы 17; если шифр зачетной книжки МУзу-4-458, то вариант контрольной работы определяется так − 5+8=13.
ВНИМАНИЕ! Контрольные работы, выполненные без соблюдения варианта, к зачету не принимаются.