Файл: М.А. Тынкевич Решение транспортной задачи методом Данцига.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра вычислительной техники и информационных технологий
РЕШЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ МЕТОДОМ ДАНЦИГА
Методические указания и задания к практическим занятиям по курсу “Экономико-математические
методы” для студентов экономических специальностей
Составитель М.А.Тынкевич
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 5 от 30.11.99
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией по специальности 071900 Протокол № 2 от 30. 11.99
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
1
усть имеется m пунктов производства, располагающих некоторым однородным продуктом в количествах a1, a2, ... , am. Его необходимо доставить в n пунктов потребления в количествах b1, b2, …,bn . Стоимость прямой поставки единицы продукта из i-го пункта производства в j-й пункт потребления равна Cij . Найти план прямых поставок, при котором суммарные транспортные затраты будут минимальны.
Обозначим через Хij объем поставки от i-го производителя к j-му потребителю. Очевидно, что задача будет сведена к поиску значений Хij, обеспечивающих минимум суммарных затрат:
L( X ) = ∑m ∑ n |
Cij Xij |
i= 1 j= |
1 |
(1)
Предположим, что имеет место баланс производства-потребления:
∑m ai = |
∑n |
b j =A. |
(2) |
i= 1 |
j = |
1 |
|
Тогда ограничения задачи можно представить в виде:
∑n |
X ij |
= |
ai , |
i=1,…,m |
; |
(3) |
j = |
1 |
|
|
|
|
|
∑m X ij |
= |
b j , |
j=1,…,n |
; |
(4) |
|
i= 1 |
|
|
|
|
|
|
Xij≥ 0, |
|
i=1,…,m; |
j=1,…,n |
(5) |
Таким образом поставленная т.н. классическая транспортная задача оказалась сведенной к задаче линейного программирования, которая может быть решена обычным симплексным методом или специальными его модификациями (есть и другие методы решения).
Выше мы предполагали наличие баланса производства-потребления
(закрытая модель). Однако встречаются задачи с нарушенным балансом
(открытая модель), которые можно всегда свести к рассмотренной. Так если предложение превышает спрос
∑m ai > |
∑n |
b j , |
i= 1 |
j = |
1 |
то вводим “фиктивного” n+1-го потребителя объема
2
bn+ 1 = ∑m ai − |
∑n |
b j |
i = 1 |
j = |
1 |
и полагаем Ci,n+1=0 при всех i (естественно, мы не будем ничего ему возить). При превышении спроса над предложением аналогично вводим
“фиктивного” m+1-го поставщика объема
am+ 1 = ∑n |
b j − |
∑m ai ; Cm+1,j=0 при всех j. |
j = |
1 |
i= 1 |
2. Метод Д. Данцига
Рассматриваемый метод представляет компактную форму симплексной процедуры, избавляющей от необходимости оперировать с матрицами
размерности m+n на mn. Здесь предварительно обеспечивается закрытость модели (при необходимости вводится фиктивный поставщик или потребитель), выбирается начальный опорный план, проверяется на оптимальность и при отсутствии таковой осуществляется переход к другому опорному плану, более близкому к оптимальному.
2.1. Выбор начального опорного плана
Заметим, что всякий опорный план транспортной задачи может содержать не более m+n-1 положительных компонент [1]. Опорные планы, в которых положительных составляющих меньше m+n-1, называются вы-
рожденными.
При выборе начального опорного плана руководствуются правилом: на очередной выбранный маршрут ставить максимальную допустимую перевозку, исчерпывая тем самым возможности поставщика или потребителя (все приведенные ниже методы отличаются лишь правилом очередного выбора).
Возьмем для примера задачу с тремя пунктами производства соответственно 5 , 8 и 7 единиц продукта и четырьмя потребителями c одинаковым спросом, равным 5 (нетрудно убедиться в закрытости модели и отсутствии необходимости ввода фиктивных поставщиков и потребителей).
Пусть затраты определяются матрицей:
|
4 |
5 |
7 |
8 |
С= |
9 |
3 |
6 |
2 |
|
7 |
8 |
4 |
5 |
3
2.1.1. Метод “северо-западного угла”
Начинаем с “северо-западного угла”, т.е. с клетки (1,1), и берем X11=min(a1,b1)=min(5,5)=5 (максимально возможная перевозка при соответствующем предложении и спросе).
Очевидно, |
что тогда X12=X13=X14=0 |
и |
X0= |
5 |
|
|
|
5 |
|||
|
5 |
3 |
|
8 |
|||||||
X21=X31=0. |
Берем северо-западный угол |
||||||||||
|
|
2 |
5 |
7 |
|||||||
матрицы |
с |
исключенными |
строкой |
и |
|
||||||
|
5 |
5 |
5 |
5 |
b\a |
||||||
столбцом, |
т.е. клетку (2,2), |
и находим |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
X22=min(a2,b2)=min(8,5)=5. Очевидно,
что тогда X32=0. Затем отыскиваем X23=min(a2-X22,b3)=min(8-5,5)=3 и X24=0. Так как осталась нерассмотренной лишь одна строка компонент плана, то порядок выбора не имеет значения и получаем значения X33 и
X34.
Затраты на реализацию этого плана поставок равны
4 5+3 5+6 3+4 2+5 5=86.
2.1.2. Метод минимального элемента матрицы стоимостей
Здесь порядок выбора определяется правилом: ставить максимально возможную перевозку на самый “дешевый” маршрут.
Здесь минимальный элемент матрицы С равен С24=2. Соответст-
венно берем X24=min(a2,b4)=min(8,5)=5 и X14=X34 =0.
Минимальный элемент матрицы стоимостей (без четвертого столб-
ца) |
равен C22=3: берем X22=min(a2-X24, |
b2)=min(8-5,5)=3 и |
|||||
X21=X23=0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Очередной минимальный элемент в |
|
|
|
|
|
|
|
X0= |
5 |
|
|
|
5 |
|
матрице (без второй строки и четвертого |
|
3 |
|
5 |
8 |
||
столбца) равен C11=C33=4. Берем, |
|
|
2 |
5 |
|
7 |
|
например, X11= min(a1,b1)=min(5,5)=5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
5 |
5 |
5 |
b\a |
||
и |
X12=X13=0 , X31=0. После этого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
находим значения X32=2 и X33=5, обнаруживая затраты для этого плана,
равные 4 5+3 3+2 5+8 2+4 5=75.
Однако нельзя утверждать, что этот метод всегда лучше метода се- веро-западного угла.
2.1.3. Проблема вырожденности и ее решение
Обратите внимание на то, что число положительных компонент в обоих планах равно 5 <m+n-1=3+4-1=6, т.е. оба плана вырожденные. Последующая проверка плана на оптимальность требует построения и
4
решения m+n-1 уравнений, соответствующих базисным компонентам плана. В случае же вырожденных планов трудно отличить нулевую базисную перевозку от нулевой небазисной.
Для задач большой размерности (m,n>20 30) и при компьютерной
реализации можно воспользоваться ε -приемом (ε > 0 сравнительно малое число) : перед поиском начального опорного плана увеличить все значе-
ния ai на ε и какое-нибудь из значений bj на mε .
Например, при поиске по минимальному элементу матрицы полу-
чаем: |
|
|
|
|
|
|
X24=min(8+ε ,5)=5, |
X0= |
5+ε |
|
|
|
5+ε |
X14=X34=0; |
|
3+ε |
|
5 |
8+ε |
|
|
2ε |
2-ε |
5 |
|
7+ε |
|
X22=min(3+ε ,5)=3+ε , |
|
|||||
|
5+3ε |
5 |
5 |
5 |
b\a |
X21=X23=0;
X11=min(5+ε ,5+3ε )=5+ε , X12=X13=0 и затем X31=(5+3ε )-(5+ε )=2ε ,
X31 = 2-ε , X33=5.
Таким образом приходим к выводу, что к числу базисных следует отнести нулевую составляющую плана X31.
Для задач небольшой размерности, решаемых вручную, можно и не прибегать к ε -приему, а просто включать в число базисных нулевые пере-
возки, но так, чтобы не возникало “замкнутой цепочки по базису”. |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
5 |
Так допустимы |
выборы: |
0 |
|
|
|
5 |
|
0 |
|
|||
|
|
|
|
|
5 |
|
||||||||
|
но не выборы: |
5 |
; |
|
3 |
|
5 |
; |
|
3 |
|
5 |
||
|
|
3 |
|
|||||||||||
|
0 |
2 |
5 |
|
|
|
2 |
5 |
|
|
|
2 |
5 |
|
2.2. Проверка плана на оптимальность
Для рассматриваемой классической транспортной задачи можно запи-
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
сать сопряженную задачу: |
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|||
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
3→ |
|
0↓ |
|
5 |
|
; |
|
|
3→ |
|
5↓ |
|
|
2↑ |
|
← 5 |
|
|
|
|
|
|
2↑ |
5 |
← 0 |
Максимизировать |
|
|
|
m |
|
|
n |
|
|
|
|||
|
|
|
~ |
|
= |
aiui + ∑ |
|
|
|
||||
|
|
|
L(U ,V ) |
∑ |
|
b jv j |
|
|
|
||||
при условиях |
|
|
|
|
i= 1 |
j= 1 |
|
|
|
||||
|
ui+vj ≤ |
|
Cij |
для всех i, j. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
5
Из второй теоремы двойственности известно, что в случае оптималь-
ных планов в каждой паре двойственных условий {Xij≥ 0, ui+vj≤ Cij} условию, выполняемому строгим неравенством, соответствует условие, выполняемое как строгое равенство.
Соответственно возникает идея для проверки найденного плана X0 на оптимальность: m+n-1 его базисным перевозкам сопоставить требования ui+vj=Cij, получая тем самым систему m+n-1 уравнений с m+n неизвестными, которую можно решить с точностью до константы. Если при найденных значениях двойственных переменных условия ui+vj≤ Cij вы-
полняются и для небазисных Xij=0 (все значения ∆ ij= ui+vj-Cij≤ 0), то найденный план оптимален. В противном случае отыскивается другой опорный план, более близкий к оптимальному.
Обратимся к рассмотренному выше примеру. |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
5 |
7 |
8 |
X0= |
5 |
0 |
|
|
|
С= |
9 |
3 |
6 |
2 |
|
3 |
|
5 |
|
|
7 |
8 |
4 |
5 |
|
|
2 |
5 |
|
Базисным перевозкам сопоставляем систему уравнений:
u1+v1=4 , u1+v2=5 , u2+v2=3, u2+v4=2 , u3+v2=8 , u3+v3=4,
которую решаем, приняв u1=0, с последующим вычислением остальных сумм двойственных переменных.
Построение этой системы и ее решение реализуем в достаточно удобной табличной форме:
|
v \ u |
4 |
5 |
1 |
4 |
|
|
|
|
|
|
0 |
4 |
5 |
1 |
4 |
|
• |
• |
-6 |
-4 |
ui+vj= -2 |
2 |
3 |
-1 |
2 |
∆ ij= ui+vj-Cij |
-7 |
• |
-7 |
• |
|
|
3 |
7 |
8 |
4 |
7 |
|
0 |
• |
• |
2 |
2.3. Переход к другому опорному плану
Как известно из теоретического обоснования симплексной процедуры [1], переход к новому опорному плану X(Θ ) сопровождается изменением значения целевой функции
L(X(Θ ))=L(X0) - Θ ∆ ij .
Предположим, что нашлось некоторое ∆ ij >0. Очевидно, что найденный план неоптимален и целесообразно перейти к другому опорному плану, в котором на соответствующем маршруте появится ненулевая пе-