ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Учебная программа, тематика контрольных работ и методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители И.А. Чуднов Т.А. Кузнецова Н.Н. Романенко
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 29.10.01 г.
Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 230500 Протокол № 3 от 1.11. 01 г.
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
Цель преподавания дисциплины
Дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах прошлого органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во все- мирно-историческом процессе.
Задачи изучения дисциплины
1.Показать роль и место истории в обществе, системе гуманитарных наук, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.
2.Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.
3.Научить студента анализировать и объективно оценивать факты истории и политической жизни, реферировать политические и исторические тексты, грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения.
Обучение по заочной форме имеет ряд особенностей и делится на определенные этапы.
Установочная лекция. На ней студентов знакомят с целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми кафедрой к контрольным работам, зачетам, экзаменам, с учебной литературой по предмету. Лекция имеет характер консультации, поэтому уже здесь студент должен задать все неясные для него вопросы.
Самостоятельная работа. В период между установочной лекцией и сессией студент самостоятельно изучает курс отечественной истории в соответствии с рабочей программой курса, используя учебную литературу. Приведенный ниже список учебников и пособий носит рекомендательный характер. Можно использовать иную литературу, желательно изданную не ранее второй половины 90-х годов. В процессе изучения студент фиксирует возникающие вопросы по курсу (неясные термины, проблемные темы и т.п.), чтобы выяснить их на консультациях в ходе сессии.
Самостоятельная работа помогает студенту успешно выполнить контрольную работу по курсу и сдать экзамен (зачет).
2
Контрольные работы. Тематика и порядок их выполнения определены ниже. К сдаче зачета и экзамена по курсу допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы.
Лекции перед экзаменом (10-12 часов) носят консультационный характер и не могут вместить курс в полном объеме. Они затрагивают только наиболее сложные темы. Преподаватели проводят обобщения, прослеживают тенденции, останавливаются на частностях, не нашедших отражение в учебной литературе, новых фактах, концепциях.
Экзамен (зачет) состоит из устного ответа студента на вопросы экзаменационного билета. Дополнительно могут быть заданы вопросы по теме контрольной работы. Переэкзаменовка проводится по согласованию с преподавателем.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ТЕМА 1. Историческая наука: сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. История России – часть всемирной истории.
ТЕМА 2. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Становление ранних средневековых государств. Древняя Русь: роль географического, этнического, конфессионального и внешнего факторов в становлении русской государственности. Русь в XI-XII вв., особенности социального строя. Социально-политические процессы в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда.
ТЕМА 3. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Особенности формирования единого российского государства и процесс централизации. Предпосылки, особенности и этапы складывания абсолютизма в России. XIII век в мировой и российской истории. Дискуссионные проблемы генезиса самодержавия.
ТЕМА 4. XIХ век – основные тенденции развития всемирной истории. Особенности социально-экономического развития России. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Становление индустриального общества: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIХ в.
3
Реформы и реформаторы. Русская культура XIХ века и ее вклад в мировую культуру.
ТЕМА 5. ХХ век в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономической и социальной модернизации. Революции и реформы. Россия в начале ХХ века: индустриальная модернизация, российские реформы в контексте всемирно-исторического процесса. Политические партии России. Генезис, классификация, программы, тактика.
ТЕМА 6. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Россия 1917 г. Гражданская война: результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Новая экономическая политика. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Внешняя политика. Культура 20-х годов.
ТЕМА 7. Социально-экономические преобразования в 30-е годы – курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
ТЕМА 8. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.
ТЕМА 9. Социально-экономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.
ТЕМА 10.Попытки осуществления экономических и политических реформ. НТР, ее влияние на ход общественного развития СССР в середине 60-80-х гг., нарастание кризисных явлений. СССР в 19851991 гг. Перестройка. Распад СССР.
ТЕМА 11.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Социально-экономическая модернизация. Культура современной России. Внешняя политика в условиях новой геополитической ситуации.
4
Методические указания
квыполнению контрольной работы
Впроцессе выполнения задания у студентов формируются навыки работы с источниками и литературой, логического осмысления и изложения материала, анализа исторического прошлого и настоящего.
Выполнение контрольной работы предполагает два этапа: 1-й – подготовительный – изучение, накопление материала; 2-й – осмысление
иписьменное изложение темы.
Разработку темы необходимо начинать с изучения рекомендованной учебной литературы, представленной общим списком в конце данного пособия. После этого приступают к изучению и конспектированию исторических источников (документов, стенограмм, материалов статистики, исторической публицистики, мемуаров и пр.), дающих живую картину изучаемой эпохи. Работая над источниками, следует помнить о субъективной направленности многих из них (особенно мемуаров) и необходимости сопоставления всей совокупности источников и фактов для формирования объективных выводов. Завершением подготовительного процесса является изучение специальной новейшей научной литературы по теме (журнальные статьи, монографии). Нередко в ней содержатся несовпадающие, альтернативные оценки исторических событий, процессов. Изложив их в контрольной работе, студент вправе заявить о собственной концепции, аргументируя ее конкретными доводами.
На основе собранного и изученного материала по теме составляется план контрольной работы (предлагаемые в данном пособии планы и списки литературы имеют рекомендательный характер). На основании плана необходимо последовательно раскрыть все вопросы темы. Изложение каждого из них завершается кратким выводом, а вся работа – обобщающим заключением в целом по проблеме. Наиболее ценным в работах студентов считается, наряду с глубоким знанием фактического материала (что и как было), аналитический подход (почему было именно так, а не иначе, какой позитивный и негативный опыт представляет данное явление).
Контрольная работа показывает умения и навыки студента в работе с источниками и литературой. Выполнение работы не свидетельствует об исчерпывающем знании курса и не означает автоматическую сдачу экзамена (зачета).
5
Требования к оформлению контрольной работы
Объем работы должен составлять не менее 28-30 страниц школьной тетради или 12-14 страниц формата А 4 компьютерного набора шрифтом 14 с одинарным интервалом; страницы работы нумеруют, оставляют поля для замечаний рецензента (не менее 2,5 см). На обложке тетради указывают фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента. На первой странице текста – номер контрольной работы, название темы, план. При изложении темы каждый раздел (вопрос плана) выделяют подзаголовком; цитаты дают в кавычках, в подстрочных примечаниях указывают их источник (отсутствие ссылок на источники рассматривается как недостаток работы). В конце контрольной работы приводят список использованных исторических источников и литературы, ставят подпись и дату выполнения работы.
Ссылку на литературу следует оформить аналогично списку рекомендуемой литературы в данном методическом пособии, указав при этом номер страницы. При записи подряд ссылок на одно и то же издание во второй и последующих ссылках приводят слова «Там же».
Работа, оцененная рецензирующим ее преподавателем положительно, возвращается студенту с пометкой «зачтено» или «допуск» и с соответствующей рецензией. В случае незачета студент должен переделать работу целиком или частично, в зависимости от замечаний. На повторную проверку высылают оба варианта (незачтенный и доработанный).
Темы ( на выбор одну из двух) распределяются по алфавитному принципу: фамилии на А,П,Я –темы I, XVII ; Б,Р,Ю – II, XVI; В,С,Э –
III, XV; Г,Т,Щ – IV, XIV; Д,У,Ш – V, XIII; Е,Ф,Ч – VI, XII; Ж,О,Ц – VII, XI; З,И,К – VIII, X; Л,М,Н,Х – V, IX.
6
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Тема I
Факторы самобытности русской истории
План 1. Влияние на русскую историю природно-климатических усло-
вий.
2.Геополитическое положение, взаимоотношения с кочевниками. Колонизация.
3.Принятие христианства и его последствия.
Литература
1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.12-23.
2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-
спект, 2000.- С.7-14.
3.Плешнев С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольский период // Родина. – 1996. – № 12.
Тема II
Генезис Древнерусского государства
(IX-XII вв.)
План
1.Восточные славяне в первом тысячелетии.
2.Возникновение Киевской Руси. Норманнский элемент.
3.Особенности становления государственности, экономики и культуры.
Источники Русская правда пространной редакции: Хрестоматия по истории
СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980. Поучение Владимира Мономаха своим детям. Там же.
7
Литература
1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.53-65.
2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-
спект, 2000.- С.14-35.
3.Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. – М.: 1998.- С.12-26.
4.Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. – № 2-3.
5.Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. – Гл. 1.
Тема III
Период феодальной раздробленности. Русь удельная
(XIII-XV вв.)
План
1.Причины и последствия распада Киевской Руси.
2.Проблема влияния монголо-татарского нашествия на развитие русских земель.
3.Предпосылки возвышения Москвы.
Источники Летописная повесть о побоище на Дону, Задонщина (извлеч.) //
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.
Литература
1.Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы // Отечественная история. – 1997. – № 1.
2.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.66-77.
3.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-
спект, 2000.- С.35-69.
4.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина -
СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000. - С.91-134, 159-168.
5.Тюльпанов Б.М. Начало Москвы // Вопросы истории. – 1997. -
№1.
8
Тема IV
Генезис Московского царства
(XV-XVII вв.)
План
1.Особенности государственного строя Московской Руси.
2.Внутренняя и внешняя политика Ивана IV и ее последствия.
3.Упрочение самодержавия при новой династии Романовых.
Источники Соборное уложение 1649 г. (извлеч.): Хрестоматия по истории
СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.
Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – М., 1979.
Литература
1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.73 - 98.
2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-
спект, 2000.- С.69 - 105.
3.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина.- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000. - С.175 – 294.
4.Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.
5.Щербань Н.В. Ключевский о смуте // Отечественная история. – 1997. – № 3, 4.
6.Юрганов А.П. Опричнина и страшный суд // Отечественная ис-
тория. – 1997. – № 3.
Тема V
Становление российского абсолютизма (конец XVII – первой четверти XVIII вв.)
План
1.Утверждение абсолютизма в России, его особенности и этапы.
2.Реформы Петра I (государственность, экономика, культура).
3.Итоги и последствия петровских реформ.
9
Источники Табель о рангах 24 января 1722 г. Там же.
Прошение сенаторов Петру I о принятии им титула императора
1721 г. Там же.
Литература
1.Анисимов Е.В. Петр I. Рождение империи // Вопросы истории. – 1989. – № 7.
2.Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. – № 6.
3.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.110 – 124.
4.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-
спект, 2000.- С.128 – 145.
5.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000.- С.313 – 339.
6.Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.
Тема VI
Российская империя в XVIII в.
План
1.Дворцовые перевороты и их сущность.
2.Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Источники Грамота на право вольности и имуществ благородного российско-
го дворянства 21 апреля 1785 г.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.
Грамота на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 г. Там же.
Литература 1. Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической
истории России / И.В. Волкова, И.В. Курукин // Вопросы истории. – 1995. – № 5, 6.
2. История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.
А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.124 – 130.