Файл: И.А. Чуднов Отечественная история.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение

Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Учебная программа, тематика контрольных работ и методические указания для студентов заочной формы обучения всех специальностей (в том числе сокращенные сроки обучения)

Составители И.А. Чуднов Т.А. Кузнецова Н.Н. Романенко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 4 от 29.10.01 г.

Рекомендованы к печати учебнометодической комиссией специальности 230500 Протокол № 3 от 1.11. 01 г.

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

Цель преподавания дисциплины

Дать представление об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен и до наших дней. Показать на примерах прошлого органическую взаимосвязь российской и мировой истории. В этом контексте проанализировать общее и особенное российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во все- мирно-историческом процессе.

Задачи изучения дисциплины

1.Показать роль и место истории в обществе, системе гуманитарных наук, формирование и эволюцию исторических понятий и категорий.

2.Обратить внимание на тенденции развития мировой историографии и место и роль российской истории и историографии в мировой науке.

3.Научить студента анализировать и объективно оценивать факты истории и политической жизни, реферировать политические и исторические тексты, грамотно и аргументированно излагать свою точку зрения.

Обучение по заочной форме имеет ряд особенностей и делится на определенные этапы.

Установочная лекция. На ней студентов знакомят с целями и задачами курса, требованиями, предъявляемыми кафедрой к контрольным работам, зачетам, экзаменам, с учебной литературой по предмету. Лекция имеет характер консультации, поэтому уже здесь студент должен задать все неясные для него вопросы.

Самостоятельная работа. В период между установочной лекцией и сессией студент самостоятельно изучает курс отечественной истории в соответствии с рабочей программой курса, используя учебную литературу. Приведенный ниже список учебников и пособий носит рекомендательный характер. Можно использовать иную литературу, желательно изданную не ранее второй половины 90-х годов. В процессе изучения студент фиксирует возникающие вопросы по курсу (неясные термины, проблемные темы и т.п.), чтобы выяснить их на консультациях в ходе сессии.

Самостоятельная работа помогает студенту успешно выполнить контрольную работу по курсу и сдать экзамен (зачет).


2

Контрольные работы. Тематика и порядок их выполнения определены ниже. К сдаче зачета и экзамена по курсу допускаются студенты, выполнившие письменные контрольные работы.

Лекции перед экзаменом (10-12 часов) носят консультационный характер и не могут вместить курс в полном объеме. Они затрагивают только наиболее сложные темы. Преподаватели проводят обобщения, прослеживают тенденции, останавливаются на частностях, не нашедших отражение в учебной литературе, новых фактах, концепциях.

Экзамен (зачет) состоит из устного ответа студента на вопросы экзаменационного билета. Дополнительно могут быть заданы вопросы по теме контрольной работы. Переэкзаменовка проводится по согласованию с преподавателем.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

ТЕМА 1. Историческая наука: сущность, формы и функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. История России – часть всемирной истории.

ТЕМА 2. Великое переселение народов и проблема этногенеза восточных славян. Становление ранних средневековых государств. Древняя Русь: роль географического, этнического, конфессионального и внешнего факторов в становлении русской государственности. Русь в XI-XII вв., особенности социального строя. Социально-политические процессы в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда.

ТЕМА 3. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Особенности формирования единого российского государства и процесс централизации. Предпосылки, особенности и этапы складывания абсолютизма в России. XIII век в мировой и российской истории. Дискуссионные проблемы генезиса самодержавия.

ТЕМА 4. XIХ век – основные тенденции развития всемирной истории. Особенности социально-экономического развития России. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Становление индустриального общества: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIХ в.

3

Реформы и реформаторы. Русская культура XIХ века и ее вклад в мировую культуру.

ТЕМА 5. ХХ век в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономической и социальной модернизации. Революции и реформы. Россия в начале ХХ века: индустриальная модернизация, российские реформы в контексте всемирно-исторического процесса. Политические партии России. Генезис, классификация, программы, тактика.

ТЕМА 6. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса. Россия 1917 г. Гражданская война: результаты и последствия. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. Новая экономическая политика. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Внешняя политика. Культура 20-х годов.

ТЕМА 7. Социально-экономические преобразования в 30-е годы – курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

ТЕМА 8. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

ТЕМА 9. Социально-экономическое развитие, общественнополитическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

ТЕМА 10.Попытки осуществления экономических и политических реформ. НТР, ее влияние на ход общественного развития СССР в середине 60-80-х гг., нарастание кризисных явлений. СССР в 19851991 гг. Перестройка. Распад СССР.

ТЕМА 11.Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Социально-экономическая модернизация. Культура современной России. Внешняя политика в условиях новой геополитической ситуации.


4

Методические указания

квыполнению контрольной работы

Впроцессе выполнения задания у студентов формируются навыки работы с источниками и литературой, логического осмысления и изложения материала, анализа исторического прошлого и настоящего.

Выполнение контрольной работы предполагает два этапа: 1-й – подготовительный – изучение, накопление материала; 2-й – осмысление

иписьменное изложение темы.

Разработку темы необходимо начинать с изучения рекомендованной учебной литературы, представленной общим списком в конце данного пособия. После этого приступают к изучению и конспектированию исторических источников (документов, стенограмм, материалов статистики, исторической публицистики, мемуаров и пр.), дающих живую картину изучаемой эпохи. Работая над источниками, следует помнить о субъективной направленности многих из них (особенно мемуаров) и необходимости сопоставления всей совокупности источников и фактов для формирования объективных выводов. Завершением подготовительного процесса является изучение специальной новейшей научной литературы по теме (журнальные статьи, монографии). Нередко в ней содержатся несовпадающие, альтернативные оценки исторических событий, процессов. Изложив их в контрольной работе, студент вправе заявить о собственной концепции, аргументируя ее конкретными доводами.

На основе собранного и изученного материала по теме составляется план контрольной работы (предлагаемые в данном пособии планы и списки литературы имеют рекомендательный характер). На основании плана необходимо последовательно раскрыть все вопросы темы. Изложение каждого из них завершается кратким выводом, а вся работа – обобщающим заключением в целом по проблеме. Наиболее ценным в работах студентов считается, наряду с глубоким знанием фактического материала (что и как было), аналитический подход (почему было именно так, а не иначе, какой позитивный и негативный опыт представляет данное явление).

Контрольная работа показывает умения и навыки студента в работе с источниками и литературой. Выполнение работы не свидетельствует об исчерпывающем знании курса и не означает автоматическую сдачу экзамена (зачета).

5

Требования к оформлению контрольной работы

Объем работы должен составлять не менее 28-30 страниц школьной тетради или 12-14 страниц формата А 4 компьютерного набора шрифтом 14 с одинарным интервалом; страницы работы нумеруют, оставляют поля для замечаний рецензента (не менее 2,5 см). На обложке тетради указывают фамилию, инициалы, шифр студенческого билета, номер контрольной работы и домашний адрес студента. На первой странице текста – номер контрольной работы, название темы, план. При изложении темы каждый раздел (вопрос плана) выделяют подзаголовком; цитаты дают в кавычках, в подстрочных примечаниях указывают их источник (отсутствие ссылок на источники рассматривается как недостаток работы). В конце контрольной работы приводят список использованных исторических источников и литературы, ставят подпись и дату выполнения работы.

Ссылку на литературу следует оформить аналогично списку рекомендуемой литературы в данном методическом пособии, указав при этом номер страницы. При записи подряд ссылок на одно и то же издание во второй и последующих ссылках приводят слова «Там же».

Работа, оцененная рецензирующим ее преподавателем положительно, возвращается студенту с пометкой «зачтено» или «допуск» и с соответствующей рецензией. В случае незачета студент должен переделать работу целиком или частично, в зависимости от замечаний. На повторную проверку высылают оба варианта (незачтенный и доработанный).

Темы ( на выбор одну из двух) распределяются по алфавитному принципу: фамилии на А,П,Я –темы I, XVII ; Б,Р,Ю – II, XVI; В,С,Э –

III, XV; Г,Т,Щ – IV, XIV; Д,У,Ш – V, XIII; Е,Ф,Ч – VI, XII; Ж,О,Ц – VII, XI; З,И,К – VIII, X; Л,М,Н,Х – V, IX.


6

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Тема I

Факторы самобытности русской истории

План 1. Влияние на русскую историю природно-климатических усло-

вий.

2.Геополитическое положение, взаимоотношения с кочевниками. Колонизация.

3.Принятие христианства и его последствия.

Литература

1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.12-23.

2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-

спект, 2000.- С.7-14.

3.Плешнев С. Беспокойное соседство. Русь и степные кочевники в домонгольский период // Родина. – 1996. – № 12.

Тема II

Генезис Древнерусского государства

(IX-XII вв.)

План

1.Восточные славяне в первом тысячелетии.

2.Возникновение Киевской Руси. Норманнский элемент.

3.Особенности становления государственности, экономики и культуры.

Источники Русская правда пространной редакции: Хрестоматия по истории

СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980. Поучение Владимира Мономаха своим детям. Там же.

7

Литература

1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.53-65.

2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-

спект, 2000.- С.14-35.

3.Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. – М.: 1998.- С.12-26.

4.Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // Вопросы истории. – 1991. – № 2-3.

5.Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993. – Гл. 1.

Тема III

Период феодальной раздробленности. Русь удельная

(XIII-XV вв.)

План

1.Причины и последствия распада Киевской Руси.

2.Проблема влияния монголо-татарского нашествия на развитие русских земель.

3.Предпосылки возвышения Москвы.

Источники Летописная повесть о побоище на Дону, Задонщина (извлеч.) //

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.

Литература

1.Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы // Отечественная история. – 1997. – № 1.

2.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.66-77.

3.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-

спект, 2000.- С.35-69.

4.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина -

СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000. - С.91-134, 159-168.

5.Тюльпанов Б.М. Начало Москвы // Вопросы истории. – 1997. -

1.


8

Тема IV

Генезис Московского царства

(XV-XVII вв.)

План

1.Особенности государственного строя Московской Руси.

2.Внутренняя и внешняя политика Ивана IV и ее последствия.

3.Упрочение самодержавия при новой династии Романовых.

Источники Соборное уложение 1649 г. (извлеч.): Хрестоматия по истории

СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.

Лурье Я.С. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским / Я.С. Лурье, Ю.Д. Рыков. – М., 1979.

Литература

1.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.73 - 98.

2.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-

спект, 2000.- С.69 - 105.

3.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина.- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000. - С.175 – 294.

4.Пресняков А.Е. Российские самодержцы. – М., 1990.

5.Щербань Н.В. Ключевский о смуте // Отечественная история. – 1997. – № 3, 4.

6.Юрганов А.П. Опричнина и страшный суд // Отечественная ис-

тория. – 1997. – № 3.

Тема V

Становление российского абсолютизма (конец XVII – первой четверти XVIII вв.)

План

1.Утверждение абсолютизма в России, его особенности и этапы.

2.Реформы Петра I (государственность, экономика, культура).

3.Итоги и последствия петровских реформ.

9

Источники Табель о рангах 24 января 1722 г. Там же.

Прошение сенаторов Петру I о принятии им титула императора

1721 г. Там же.

Литература

1.Анисимов Е.В. Петр I. Рождение империи // Вопросы истории. – 1989. – № 7.

2.Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. – 1993. – № 6.

3.История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 1998. - С.110 – 124.

4.История России с древнейших времен до наших дней. - М.: Про-

спект, 2000.- С.128 – 145.

5.История России / Под ред. М.М. Шумилова, С.П. Рябикина. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2000.- С.313 – 339.

6.Павленко Н.И. Петр Великий. – М., 1990.

Тема VI

Российская империя в XVIII в.

План

1.Дворцовые перевороты и их сущность.

2.Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Источники Грамота на право вольности и имуществ благородного российско-

го дворянства 21 апреля 1785 г.: Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 г. – М., 1980.

Грамота на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 г. Там же.

Литература 1. Волкова И.В. Феномен дворцовых переворотов в политической

истории России / И.В. Волкова, И.В. Курукин // Вопросы истории. – 1995. – № 5, 6.

2. История России. Россия в мировой цивилизации / Под ред.

А.А.Радугина. – М.: Центр, 1998.- С.124 – 130.