Файл: А.П. Бакайкина Экономика труда и управление персоналом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15

6.Классификация норм труда согласно принадлежности и той или иной ведомственной сфере (единые, внутриведомственные, внутрипроизводственные).

7.Классификация норм труда с учетом характера их построения (дифференцированные, укрупненные, типовые).

8.Методы установления норм.

8.1.Аналитический метод установления норм труда (аналитическиисследовательский и аналитически - расчетный).

8.2.Суммарный метод установления норм труда (опытный, статистиче-

ский, сравнительный метод нормирования) [4; 9; 13;16].

На основе классификации затрат рабочего времени надо уметь определять состав технически обоснованной нормы времени, которая является основой для определения нормы выработки, нормы численности, нормы обслуживания.

Особое внимание необходимо уделять взаимосвязи нормы времени и нормы выработки. Под технически обоснованной нормой выработки понимается определенное количество продукции, которое можно изготовить в единицу времени.

Норма выработки – это показатель, обратный норме времени, т.е. со снижением нормы времени норма выработки повышается. Если через n обозначить процент повышения нормы выработки, а через t – процент снижения нормы времени, то взаимосвязь этих норм можно выразить следующими зависимостями:

n =

100

t

 

t =

100

n

 

 

 

 

 

 

 

 

100

t

или

100

n .

 

 

Расчет технически обоснованной нормы выработки в смену производят по формуле

Н

выр

=

Т см

 

Т шт ,

 

 

где Т см – продолжительность смены, мин.


16

Занятие 6 Тема 6. Разработка нормативов и организация работы по техническому

нормированию.

Вопросы:

1.Сущность и назначение нормативов по нормированию труда.

2.Виды нормативов (нормативы времени, выработки, обслуживания, численности).

3.Классификация нормативов.

4.Требования, предъявляемые к нормативам в различных производственных условиях.

5.Порядок разработки нормативов по труду. Графический метод нахождения нормативной линии и вывода эмпирической формулы.

6.Метод наименьших квадратов обработки исходных данных и вывода эмпирической формулы.

7.Организация работы по техническому нормированию на предприятиях автомобильного транспорта.

8.Порядок пересмотра норм труда.

9.Выполнение норм труда [4; 15; 16].

Особое внимание при изучении этой темы следует обратить на методы

укрупненного нормирования, когда нормативы разрабатываются на комплексы приемов или в целом на перевозку, что существенно облегчает труд нормировщиков и повышает его производительность.

Необходимо дать четкую характеристику каждому виду нормативов. Следует хорошо разобраться в требованиях, предъявляемых к нормативам по труду.

Занятие 7 Тема 7. Определение численности работников автотранспортных

предприятий по категориям численности

Вопросы:

1.Категории персонала.

2.Фонд рабочего времени одного рабочего.

Фонд рабочего времени одного рабочего – это количество часов, которое должен отработать рабочий за определенный промежуток времени и определяется по формуле.

 

17

Ф р . в = (

Д к . г ( Д в + Д п + Д о + Д б

+ Д г . о ))

t1 ( Д в + Д п Д от ) t 2 ,

где

Дк . г . - календарное число дней в году;

Дв - выходные дни;

Дп - праздничные дни;

До - дни отпуска;

Д б дни неявок на работу по болезни и другим уважительным причинам Д г . о - дни неявок на работу в связи с выполнением общественных и

государственных обязанностей;

t1 - продолжительность рабочего дня, ч;

Дв , Д п - предвыходные и предпраздничные дни;

Дот - количество выходных и праздничных дней, совпадающим с от-

пуском

t 2 - время, на которое сокращается рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни, ч.

3. Численность производственного персонала АТП Численность производственного персонала АТП определяется исходя из

производственной программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта подвижного состава. Основой для определения числа рабочих являются трудоемкость планируемого объема работ в чел. – часах и фонд рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде.

3.1.

Численность водителей

 

 

 

 

 

 

Численность водителей определяют по формуле

 

N в

=

АЧ

н + t пз

 

 

Ф рв . в

,

 

 

 

где

АЧн – автомобиле-часы в

наряде;

t зп – подготовительно-

заключительное время (0,3 ч на смену). 3.2. Численность ремонтных рабочих


18

Численность ремонтных рабочих определяется по формуле

N р . р

=

Σ Т то , тр

 

Ф рв . в

,

 

 

где ΣТто,тр – суммарная трудоемкость работ всех видов ТО и ТР, чел.-ч

[5; 11; 13;17].

Занятие 8 Тема 8. Определение норм времени и сдельных расценок для оплаты

труда водителей грузовых автомобилей и таксомоторов

Вопросы:

1.Сущность заработной платы.

2.Виды заработной платы.

3.Расчет сдельной расценки за 1т перевезенного груза.

Сдельную расценку за 1т перевезенного груза определяют по формуле

Ст = С мин Н вр . т ,

Ст – сдельная расценка за 1 т перевезенного груза; Смин – минутная та-

рифная ставка водителя ΙΙΙ класса, р. или к.; Нвр.т – норма времени на погрузку и разгрузку 1т груза, которую определяют по формуле

Н вр . т

=

t пр

 

q н ,

 

 

где t пр – регламентированное время простоя автомобилей под погрузкой

– разгрузкой на одну ездку с грузом, мин;

q н – номинальная грузоподъемность автомобиля, т (для автомо-

бильных цистерн – номинальная эксплуатационная емкость цистерны, л). 4. Расчет сдельной расценки за 1 т·км транспортной работы.

Сдельную расценку за 1 т·км транспортной работы рассчитывают по формуле

С т . км = С мин Н вр . т . км ,


19

где Нвр.т.км – норма времени на выполнение 1 т·км транспортной работы, которую определяют по формуле

Н вр . т . км

=

t дв

+ t пз

 

v расч

q н β ,

 

 

t дв – время движения автомобиля, мин (принимают равным 60 мин); t пз – подготовительно – заключительное время, мин (принимают равным

2,5 мин на 1 час работы автомобиля); vрасч – расчетная норма (скорость)

пробега автомобиля для соответствующей группы дорог, км/ч; β – коэффициент использования пробега автомобиля.

При работе на автомобилях-тягачах с полуприцепами норма времени на 1 т ·км корректируется коэффициентом 1,2.

Нормы времени и сдельные расценки устанавливают для грузов 1-го класса, которые обеспечивают полное использование грузоподъемности автомобиля (коэффициент использования грузоподъемности равен 1). Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени и сдельные расценки применяют с поправочными коэффициентами, равными соответственно 1,25; 1,66; 2,0. Поправочные коэффициенты для грузов, обеспечивающих меньшее использование грузоподъемности автомобилей при полной их загрузке с наращенными бортами по габариту (объему), определяют путем деления единицы на фактический коэффициент использования грузоподъемности.

5. Расчет сдельной расценки для оплаты труда водителей легковых автомо- билей-такси.

Сдельные расценки для оплаты труда водителей легковых автомобилейтакси устанавливают с рубля выручки за платный пробег, за оплаченный простой автомобиля и за посадку пассажиров, определяют по формуле

С пл . км = С мин Н вр . пл . км ,

где Нвр.пл.км – норма времени на платный километр пробега, мин, которая рассчитывают по формуле

Н вр . пл . км

=

t дв

+ t пз

 

v э

β пл ,

 

 


20

гдеvэ – средняя эксплуатационная скорость, км/ч; βпл – коэффициент

платного пробега.

Сдельную расценку с каждого рубля выручки за оплаченный пассажиром простой автомобиля принимают равной половине часовой тарифной ставки водителя.

6.Определение заработной платы водителей грузовых автомобилей. Заработная плата водителей грузовых автомобилей слагается из основной

идополнительной заработной платы.

Основная заработная плата определяется исходя из той или иной формы оплаты труда.

При сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу по нормам времени и сдельным расценкам за 1 т и 1 т·км.

При повременной оплате труда заработная плата начисляется по тарифным ставкам за фактически отработанное время.

В основную заработную плату водителям включаются также различные доплаты и надбавки. рекомендации по их расчету даны [5; 11; 13; 17].

Дополнительную заработную плату водителям определяют в процентах относительно основной по формуле

ЗП доп

= ЗП осн

 

Д о +

Д пр

,

Д

р

 

 

 

 

где До – количество отпускных дней по различным причинам; Дпр – про-

чие дни неявок на работу по различным причинам; Др – число рабочих дней.

Занятие 9 Тема 9. Производительность труда

Вопросы:

1.Понятие производительности труда.

2.Показатели измерения производительности труда.

3.Производительность труда водителей.

Производительность труда водителей исчисляется в тех же измерителях,

что и всего персонала предприятия, т.е. в натуральных, условно – натуральных и стоимостных.