Файл: В.И. Андреева Программа 2-й технико-экономической практики для студентов дневной формы обучения по специальности 060800 - Экономика и управление на предприятии (в строительстве).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики и организации строительства
ПРОГРАММА 2-й технико-экономической практики
для студентов дневной формы обучения по специальности 060800 «Экономика и управление
на предприятии (в строительстве)»
Составитель В.И. Андреева
Утверждена на заседании кафедры Протокол №7 от 7.03.02 Рекомендована к печати учебно-методической комиссией по специальности 060800 Протокол № 4 от 12.03.02
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
Кемерово 2002
1
1. Цели, задачи и организация практики студентов
Производственная практика является одной из активных форм учебного процесса по подготовке высококвалифицированных специалистов.
Основные задачи практики: изучение методов и приемов управления, развитие у студентов экономического мышления, предприимчивости и наработка профессиональных навыков, необходимых в их будущей деятельности в качестве менеджера и инженера-экономиста.
Цель второй практики по менеджменту: углубление и закрепление знаний, полученных при изучении курсов «Экономика строительства», «Экономика предприятия», «Менеджмент», «Планирование», и получение таких знаний, которые позволили бы выбрать тему квалификационной работы на степень бакалавра, подготовить и защитить ее.
Впрограмму практики включены вопросы, необходимые для последующего изучения дисциплин «Анализ производственнохозяйственной деятельности», «Финансовый менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Управление персоналом» и др.
Всоответствии с учебным планом и графиком учебного процесса вторая практика по менеджменту (2-я технико-экономическая) проводится в 6 семестре, продолжительность ее 6 недель. Общее руководство практикой осуществляется кафедрой экономики и организации строительства.
При прохождении практики студенты могут работать в качестве дублера и занимать штатную должность в управленческих и экономических отделах организаций.
Базами практики являются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области строительства, производства товаров, работ и услуг, проектирования и проведения научноисследовательских работ, банковского и страхового дела, а также налоговые службы.
По окончании практики студент представляет руководителю практики от института письменный отчет о выполнении заданий, удостоверенный руководителем практики от предприятия. Отчет о практике должен содержать:
-характеристику объекта практики, его деятельности;
2
-структуру управления организации (фирмы), методы управления;
-состояние планирования и аналитической работы в организации;
-материалы для выполнения курсовых проектов по «Планированию» и «Анализу производственно-хозяйственной деятельности»;
-материалы индивидуального задания, используемые для выполнения выпускной работы на степень бакалавра.
Отчет по практике должен быть защищен в течение недели с начала занятий 7-го учебного семестра.
Организация практики студентов на предприятии осуществляется
вследующем порядке:
1)распределение студентов по объектам практики и назначение руководителей от кафедры оформляются приказом ректора института;
2)перед направлением на практику руководитель ее проводит со студентами собрание, на котором разъясняются задачи, цели, содержание практики;
3)руководитель практики контролирует работу студентов и выполнение ими программы практики, проводит консультации, оказывает помощь в выполнении индивидуальных заданий;
4)при прохождении практики студент обязан:
-полностью выполнять задания, предусмотренные данной программой;
-соблюдать правила охраны и техники безопасности;
-подчиняться правилам внутреннего распорядка организации.
Для прохождения практики студенты обязаны получить программу практики с указанием индивидуальных заданий для каждого студента.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЮ
В период практики студенты должны изучить процесс управления организацией, для чего необходимо познакомиться с работой всех ее подразделений, изучить функции менеджеров и инженеровэкономистов. Дать характеристику внутренних переменных организаций и их взаимосвязь, описать внешнюю среду фирмы (организации), проследить взаимосвязи внутренних переменных и внешней среды
3
фирмы (организации). Необходимо во время практики познакомиться с используемыми методами принятия решений, функциями управления, обеспечением эффективности деятельности организации в части управления трудовыми ресурсами, производством, производительностью труда.
Перед описанием внутренних переменных организации необходимо дать ее общую характеристику, которая включает следующие данные:
-район действия;
-форму собственности на средства производства (АО, кооператив, хозяйственные товарищества, унитарное предприятие);
-профиль деятельности;
-основные потребители производства;
-основные поставщики материально-технических ресурсов.
Вслучае прохождения практики в строительной организации необходимо указать ее тип (генподрядная, субподрядная) и основных субподрядчиков и заказчиков строительно-монтажных работ, а также профиль строительной организации.
При изучении внутренних переменных необходимо обратить внимание и описать структуру организации, технологию, применяемую в ней, и ее влияние на управление, взаимосвязь структурных подразделений организации, управленческий персонал, экономические службы – их функции, права и обязанности.
При ознакомлении с используемыми методами принятия решений особое внимание уделяется методам экономического анализа и анализа безубыточной организации, которые осуществляются в ней. Так как студенты выполняют по курсу «Анализ производственнохозяйственной деятельности организации» курсовую работу, то во время прохождения практики для подготовки к выполнению ее необходимо представить в отчете следующие документы статистической и бухгалтерской отчетности за два последних года:
1.Баланс предприятия (форма 1).
2.Приложения к балансу предприятия:
а) форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»; б) форма №3 «Отчет о движении капитала»;
в) форма №4 «Отчет о движении денежных средств»; г) форма №5.
4
3. Формы статистической отчетности:
№1 – кс «Отчет о вводе в действие мощностей, объектов и выполнении подрядных работ»; №3 – т «Сведения по труду в строительстве»;
№5 – 3 (строй) «Отчет о затратах на работы, продукцию и услуги, выполняемые строительными и проектно – изыскательскими организациями»; №11 «Отчет о наличии и движении основных средств и других
финансовых активов»; №2 – кс «Отчет об освоении капитальных вложений и вводе в экс-
плуатацию основных средств (с пообъектными расшифровками к ней)».
При отсутствии отдельных форм отчетности студенты самостоятельно составляют их на основе первичной документации организации, для чего необходимо ознакомиться с «Инструкцией по составлению отчетности по капитальному строительству» и другими ведомственными инструкциями. При изучении функции управления более конкретное внимание уделяется состоянию планирования в организации, при этом описываются оперативное планирование, стратегическое годовое планирование. При описании оперативного планирования представляют в отчете: месячный план бригады, участка, цеха, организации, порядок их составления, методические и инструктивные документы, используемые при их разработке.
Необходимо ознакомиться и представить в отчете годовой стратегический план, методику его разработки, увязку его с финансовым планом организации.
При наличии бизнес-плана на предприятии разобраться с целью его составления, методикой его расчета.
При прохождении практики в строительной организации необходимо ознакомиться с Договором подряда на капитальное строительство и приложениями к нему: графиком выполнения работ на объекте и расчетом договорной цены, при этом указать метод ее определения, нормативы, используемые при определении ДП, дополнительные расчеты к ней. Кроме этого, необходимо представить:
-смету затрат на производство СМР;
-смету накладных расходов;
-расчет суммы прибыли на планируемый год;
5
-расчет отдельных налогов с указанием источников уплаты их;
-расчет потребности в строительных материалах на год или квартал.
Эффективность деятельности организации зависит от качества управления трудовыми ресурсами, управления производством и производительностью труда. При изучении способов и методов эффективного управления людьми необходимо ознакомиться на предприятии с планированием потребности в трудовых ресурсах, набором и отбором лучших для работы в организации (как это осуществляется), методами повышения квалификации работников и подготовкой руководящих кадров, определением заработной платы и льгот, оценкой трудовой деятельности каждого работающего.
Изучая управление производительностью труда, необходимо ознакомиться с производительностью его на всех уровнях организации:
-высшего руководства;
-руководителей среднего звена;
-руководителей низшего звена.
Постараться на практике оценить качество управления на всех уровнях и его влияние на эффективную деятельность фирмы, то есть определить рентабельность управления на предприятии.
По указанию руководителя практикой от кафедры и при согласовании с будущим руководителем выпускной работы по окончании IV курса на степень бакалавра студенты во время практики должны выполнить индивидуальное задание, тема которого желательно, но не обязательно должна совпадать с темой будущей дипломной работы.
В качестве индивидуального задания рекомендуются темы:
1.Финансовая устойчивость предприятия.
2.Договорные цены на строительную продукцию.
3.Финансово-экономическая оценка результатов деятельности строительной организации.
4.Маркетинговая деятельность на предприятии.
5.Экономическая эффективность капитальных вложений.
6.Проблемы функционирования малых предприятий.
7.Вопросы по управлению запасами на предприятии.
8.Определение затрат на логистику.
9.Определение факторов, влияющих на продолжительность строительства.
6
10.Пути снижения себестоимости СМР.
11.Пути повышения производительности труда.
12.Смета накладных расходов.
13.Определение планово-расчетных цен на эксплуатацию строительных машин.
14.Разработка плана маркетинга для предприятия.
15.Анализ производственно – хозяйственной деятельности строительной организации.
16.Оценка инвестиционной привлекательности АО.
17.Оценка конкурентоспособности строительных материалов, изделий и конструкции.
18.Оценка финансовых рисков.
19.Бизнес-план: сущность, содержание на примере отдельного предприятия.
20.Управление инвестициями на предприятии.
21.Лизинг – форма финансирования строительных организаций.
22.Проблемы становления и развития предпринимательства.
23.Выбор стратегии управления и оценка выбранной стратегии на предмет ее становления по:
-состоянию и требованиям окружения;
-потенциалу и возможностям фирмы;
-приемлемости риска, заложенного в стратегии.
24.Расчет управленческой добавленной стоимости и рентабельности управления на предприятии.
Это далеко не полный перечень из всего многообразия тем, кото-
рые могут возникнуть при прохождении практики и которые по согласованию с руководителем могут стать темами квалификационной выпускной работы на степень бакалавра.
При прохождении практики у студентов могут возникнуть и другие темы, не согласованные с руководителями дипломных работ. В случае соответствия таких тем требованиям к дипломированию они могут стать темами для выпускных работ. Такая самостоятельность в выборе темы приветствуется и поощряется.
7
Составитель Валентина Ивановна Андреева
Программа 2-й технико-экономической практики для студентов дневной формы обучения по специальности 060800
«Экономика и управление на предприятии (в строительстве)»
Редактор З.М. Савина
ИД № 06536 от 16.01.02
Подписано в печать 25.04.02. Формат 60х 84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,50. Тираж 50 экз.
Заказ Государственное учреждение Кузбасский государственный
технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.
Типография Государственного учреждения Кузбасский государственный технический университет. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.