ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра экономики и организации горной промышленности
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 060814 "Экономика и управление на предприятии горной промышленности и геологоразведки" (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составитель Г. С. Трушина
|
Утверждено |
|
на заседании кафедры |
Всего: 41 час |
Протокол № 5 от 18.02.99 |
Лекции - 10 часов |
Рекомендовано к печати |
Практические занятия - 6 часов |
учебно-методической комиссией |
Самостоятельные занятия - 25 часов |
по специальности 060814 |
Контрольная работа - 1 |
Протокол № 6 от 5.04.99 |
|
Электронная копия находится |
|
в библиотеке главного корпуса |
|
КузГТУ |
Кемерово 2000
1
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
Темы |
Количество часов |
||
|
|
лекции |
практич. |
самостоят. |
1. Вводная лекция |
2 |
|
|
|
2. |
Предмет, структура, задачи кур- |
0,5 |
|
2 |
са |
|
|
|
|
3. |
Порядок разработки бизнес- |
0,5 |
1 |
2 |
плана и его разделы |
|
|
|
|
4. |
Оценка рынка сбыта |
0,5 |
1 |
4 |
5. |
Конкуренция |
0,5 |
|
4 |
6. |
Стратегия маркетинга |
2 |
|
4 |
7. |
План производства |
2 |
2 |
4 |
8. |
Финансовый план |
2 |
2 |
5 |
ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Предмет, структура и задачи курса
Предмет, методы, задачи курса. Значение бизнес-планов. Роль бизнес-планов в получении инвестиций и кредитов. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами и ее роль в подготовке инженеровэкономистов горной промышленности.
Тема 2. Порядок разработки бизнес-планов Виды бизнес-планов, их содержание и назначение. Основные раз-
делы бизнес-плана. Требования, предъявляемые к разработке бизнесплана. Участие служб предприятия в разработке бизнес-плана. Порядок разработки бизнес-плана.
Тема 3. Раздел бизнес-плана “Резюме” Роль и значение раздела “Резюме” в бизнес-планировании. Требо-
вания, предъявляемые к разработке раздела “Резюме”. Связь раздела “Резюме” с другими разделами бизнес-плана. Содержание раздела “Резюме”.
Тема 4. Продукция и услуги промышленного характера Вид продукции и оказываемых услуг промышленного характера.
Взаимосвязь планируемого объема продукции с потребностью потреби-
2
телей. Качественные характеристики товара, их преимущества и недостатки в сравнении с товарами предприятий - конкурентов. Особенность упаковки продукции. Конкурентные преимущества продукции (цена, затраты на 1 т угля, прибыль с 1 т угля).
Тема 5. Оценка рынка сбыта Роль раздела «Оценка рынка сбыта» в разработке бизнес-плана.
Зависимость степени и полноты изучения рынка сбыта и банкротства предприятия. Роль информационной базы в разработке раздела "Оценка рынка сбыта". Основные сегменты угольного рынка, перспективы их развития. Учет взаимозаменяемости угля и других энергоносителей. Перспективы развития взаимозаменяемых энергоносителей. Прогноз доли рынка предприятия на ближайшую среднесрочную и долгосрочную перспективу. Определение потребителей по регионам. Возможность выхода на внешний рынок. Процесс реализации продукции и ее покупки.
Тема 6. Конкуренция Сущность конкуренции угля и экономического потенциала угле-
добывающих предприятий. Методы определения конкурентоспособности угля и угледобывающих предприятий. Основные показатели и элементы современного обслуживания, характеризующие конкурентоспособность угля и предприятия. Взаимосвязь раздела “Конкурентоспособность” с разделами бизнес-плана. Методы определения крупных производителей аналогичного товара. Качественные характеристики продукции предприятий-конкурентов, объем продаж - конкурентов, их доходы, перспективы развития предприятий-конкурентов.
Тема 7. Стратегия маркетинга Схема распределения товаров предприятия. Методы установления
цен на продукцию и услуги промышленного характера. Организация рекламы. Методы стимулирования продаж продукции. Организация сбыта товара. Соответствие увеличения объема производства спросу и сбыту продукции. Организация службы сервиса. Цель и значение плана маркетинга. Роль ситуационного анализа при разработке плана маркетинга.
3
Тема 8. План производства Потребность в производственных мощностях предприятия на пер-
спективу. Потребность в основных фондах, оборотных фондах и трудовых ресурсах на перспективу. Условия поставок материалов и оборудования. Схема производственного потока и планов поступления материалов. Схема распределения продукции. Организация контроля качества и стандартизации продукции. Схема расходов и калькуляции себестоимости продукции.
Тема 9. Организационный план Структура управления предприятиями. Структура производствен-
ного процесса. Организация контроля за деятельностью производственных структур и каждого работника. Положения об оплате труда линейных руководителей. Уровень квалификации и подготовка кадров на предприятии.
Тема 10. Юридический план Правовой статус предприятия. Степень самостоятельности в
управлении предприятием. Распределение акционерного капитала между акционерами.
Тема 11. Оценка риска и страхования Характеристика рисков, зависимых и независимых от деятельно-
сти предприятия. Мероприятия по предотвращению возможных рисков. Смета затрат на организационно-технические мероприятия по предотвращению рисков и ликвидации их последствий. Страхование имущества и различных видов деятельности предприятия.
Тема 12. Финансовый план Прогноз финансовых результатов: выручка от реализации, затраты
на производство реализованной продукции, прибыль от реализации, доходы и расходы от внереализованных операций, платежи в федеральный и местный бюджеты, чистая прибыль. График достижения безубыточности работы предприятия.
Агрегированная форма баланса. Показатели финансового состояния в перспективе.
4
Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования. Модель дисконтирования денежных потоков.
Тема 13. Стратегия финансирования Потребность в основном и оборотном капитале, источники их фи-
нансирования. Эффективность использования инвестиций, срок их окупаемости и возврата инвесторам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практическое пособие / Под ред. И.А. Иванчиковой - М.: Экспертное бюро, 1997. - 112 с.
2.Маркова В.Д., Кравченко Н.А.. Бизнес-планирование: Практическое пособие. - Новосибирск, 1994.
3.Липсиц И. Бизнес-план - основа успеха.- М.: Изд-во «Дело»,
1994.
4.Бенгз Д. Руководство по составлению бизнес-плана// Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 3. с. 122-142.
5.Бурев В.П. и др. Бизнес-план инновационного проекта: Методика составления. - М., 1997.
6.Трушина Г.С., Красильников Б.В. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий Кузбасса на внешнем и внутреннем рынках. - Томск, 1996.
7.Трушина Г.С., Лобойко Н.Г. Конкурентоспособность и методы ее измерения (на примере угледобывающих объединений России, шахт и разрезов Кузбасса). - Томск, 1998.
5
ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для лучшего освоения материала курса и систематического контроля за его усвоением при самостоятельном изучении учебным планом предусматривается выполнение контрольной работы.
По заданию необходимо достаточно полно и правильно осветить теоретические вопросы.
Излагая теоретический материал, необходимо сопровождать его конкретными фактами и цитатами по предприятию, на котором студент работает. Ссылка на источники обязательна.
Общий объем контрольной работы 20-25 страниц ученической тетради. Текст должен быть написан разборчиво, с соблюдением полей для замечаний рецензента.
В конце работы приводится список использованной литературы с указанием автора, наименованием издательства и года издания.
Для выполнения контрольной работы студент по предприятию, на котором он работает (по предварительному закреплению предприятия преподавателем на установочной сессии), изучает действующий бизнесплан, излагает его основные разделы и на основе экономической литературы оценивает соответствие анализируемого бизнес-плана требованиям международных стандартов, предъявляемых для разработки биз- нес-планов. Излагает свои предложения по освещению дополнительных показателей и материалов по каждому разделу бизнес-плана.
6
Составитель Трушина Галина Семеновна
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
Рабочая программа и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 060814 "Экономика и управление на предприятии горной промышленности и геологоразведки" (в том числе сокращенные сроки обучения)
Редактор З.М. Савина
ЛР № 020313 от 23.12.96.
Подписано в печать 22.10.99.
Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,4. Тираж 100 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.
Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.