Файл: Г.С. Трушина Бизнес-планирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и организации горной промышленности

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 060814 "Экономика и управление на предприятии горной промышленности и геологоразведки" (в том числе сокращенные сроки обучения)

Составитель Г. С. Трушина

 

Утверждено

 

на заседании кафедры

Всего: 41 час

Протокол № 5 от 18.02.99

Лекции - 10 часов

Рекомендовано к печати

Практические занятия - 6 часов

учебно-методической комиссией

Самостоятельные занятия - 25 часов

по специальности 060814

Контрольная работа - 1

Протокол № 6 от 5.04.99

 

Электронная копия находится

 

в библиотеке главного корпуса

 

КузГТУ

Кемерово 2000

1

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Темы

Количество часов

 

 

лекции

практич.

самостоят.

1. Вводная лекция

2

 

 

2.

Предмет, структура, задачи кур-

0,5

 

2

са

 

 

 

 

3.

Порядок разработки бизнес-

0,5

1

2

плана и его разделы

 

 

 

4.

Оценка рынка сбыта

0,5

1

4

5.

Конкуренция

0,5

 

4

6.

Стратегия маркетинга

2

 

4

7.

План производства

2

2

4

8.

Финансовый план

2

2

5

ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Предмет, структура и задачи курса

Предмет, методы, задачи курса. Значение бизнес-планов. Роль бизнес-планов в получении инвестиций и кредитов. Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами и ее роль в подготовке инженеровэкономистов горной промышленности.

Тема 2. Порядок разработки бизнес-планов Виды бизнес-планов, их содержание и назначение. Основные раз-

делы бизнес-плана. Требования, предъявляемые к разработке бизнесплана. Участие служб предприятия в разработке бизнес-плана. Порядок разработки бизнес-плана.

Тема 3. Раздел бизнес-плана “Резюме” Роль и значение раздела “Резюме” в бизнес-планировании. Требо-

вания, предъявляемые к разработке раздела “Резюме”. Связь раздела “Резюме” с другими разделами бизнес-плана. Содержание раздела “Резюме”.

Тема 4. Продукция и услуги промышленного характера Вид продукции и оказываемых услуг промышленного характера.

Взаимосвязь планируемого объема продукции с потребностью потреби-


2

телей. Качественные характеристики товара, их преимущества и недостатки в сравнении с товарами предприятий - конкурентов. Особенность упаковки продукции. Конкурентные преимущества продукции (цена, затраты на 1 т угля, прибыль с 1 т угля).

Тема 5. Оценка рынка сбыта Роль раздела «Оценка рынка сбыта» в разработке бизнес-плана.

Зависимость степени и полноты изучения рынка сбыта и банкротства предприятия. Роль информационной базы в разработке раздела "Оценка рынка сбыта". Основные сегменты угольного рынка, перспективы их развития. Учет взаимозаменяемости угля и других энергоносителей. Перспективы развития взаимозаменяемых энергоносителей. Прогноз доли рынка предприятия на ближайшую среднесрочную и долгосрочную перспективу. Определение потребителей по регионам. Возможность выхода на внешний рынок. Процесс реализации продукции и ее покупки.

Тема 6. Конкуренция Сущность конкуренции угля и экономического потенциала угле-

добывающих предприятий. Методы определения конкурентоспособности угля и угледобывающих предприятий. Основные показатели и элементы современного обслуживания, характеризующие конкурентоспособность угля и предприятия. Взаимосвязь раздела “Конкурентоспособность” с разделами бизнес-плана. Методы определения крупных производителей аналогичного товара. Качественные характеристики продукции предприятий-конкурентов, объем продаж - конкурентов, их доходы, перспективы развития предприятий-конкурентов.

Тема 7. Стратегия маркетинга Схема распределения товаров предприятия. Методы установления

цен на продукцию и услуги промышленного характера. Организация рекламы. Методы стимулирования продаж продукции. Организация сбыта товара. Соответствие увеличения объема производства спросу и сбыту продукции. Организация службы сервиса. Цель и значение плана маркетинга. Роль ситуационного анализа при разработке плана маркетинга.

3

Тема 8. План производства Потребность в производственных мощностях предприятия на пер-

спективу. Потребность в основных фондах, оборотных фондах и трудовых ресурсах на перспективу. Условия поставок материалов и оборудования. Схема производственного потока и планов поступления материалов. Схема распределения продукции. Организация контроля качества и стандартизации продукции. Схема расходов и калькуляции себестоимости продукции.

Тема 9. Организационный план Структура управления предприятиями. Структура производствен-

ного процесса. Организация контроля за деятельностью производственных структур и каждого работника. Положения об оплате труда линейных руководителей. Уровень квалификации и подготовка кадров на предприятии.

Тема 10. Юридический план Правовой статус предприятия. Степень самостоятельности в

управлении предприятием. Распределение акционерного капитала между акционерами.

Тема 11. Оценка риска и страхования Характеристика рисков, зависимых и независимых от деятельно-

сти предприятия. Мероприятия по предотвращению возможных рисков. Смета затрат на организационно-технические мероприятия по предотвращению рисков и ликвидации их последствий. Страхование имущества и различных видов деятельности предприятия.

Тема 12. Финансовый план Прогноз финансовых результатов: выручка от реализации, затраты

на производство реализованной продукции, прибыль от реализации, доходы и расходы от внереализованных операций, платежи в федеральный и местный бюджеты, чистая прибыль. График достижения безубыточности работы предприятия.

Агрегированная форма баланса. Показатели финансового состояния в перспективе.


4

Потребность в дополнительных инвестициях и формирование источников финансирования. Модель дисконтирования денежных потоков.

Тема 13. Стратегия финансирования Потребность в основном и оборотном капитале, источники их фи-

нансирования. Эффективность использования инвестиций, срок их окупаемости и возврата инвесторам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практическое пособие / Под ред. И.А. Иванчиковой - М.: Экспертное бюро, 1997. - 112 с.

2.Маркова В.Д., Кравченко Н.А.. Бизнес-планирование: Практическое пособие. - Новосибирск, 1994.

3.Липсиц И. Бизнес-план - основа успеха.- М.: Изд-во «Дело»,

1994.

4.Бенгз Д. Руководство по составлению бизнес-плана// Маркетинг в России и за рубежом. - 1998. - № 3. с. 122-142.

5.Бурев В.П. и др. Бизнес-план инновационного проекта: Методика составления. - М., 1997.

6.Трушина Г.С., Красильников Б.В. Конкурентоспособность угледобывающих предприятий Кузбасса на внешнем и внутреннем рынках. - Томск, 1996.

7.Трушина Г.С., Лобойко Н.Г. Конкурентоспособность и методы ее измерения (на примере угледобывающих объединений России, шахт и разрезов Кузбасса). - Томск, 1998.

5

ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для лучшего освоения материала курса и систематического контроля за его усвоением при самостоятельном изучении учебным планом предусматривается выполнение контрольной работы.

По заданию необходимо достаточно полно и правильно осветить теоретические вопросы.

Излагая теоретический материал, необходимо сопровождать его конкретными фактами и цитатами по предприятию, на котором студент работает. Ссылка на источники обязательна.

Общий объем контрольной работы 20-25 страниц ученической тетради. Текст должен быть написан разборчиво, с соблюдением полей для замечаний рецензента.

В конце работы приводится список использованной литературы с указанием автора, наименованием издательства и года издания.

Для выполнения контрольной работы студент по предприятию, на котором он работает (по предварительному закреплению предприятия преподавателем на установочной сессии), изучает действующий бизнесплан, излагает его основные разделы и на основе экономической литературы оценивает соответствие анализируемого бизнес-плана требованиям международных стандартов, предъявляемых для разработки биз- нес-планов. Излагает свои предложения по освещению дополнительных показателей и материалов по каждому разделу бизнес-плана.


6

Составитель Трушина Галина Семеновна

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ

Рабочая программа и задания по выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по специальности 060814 "Экономика и управление на предприятии горной промышленности и геологоразведки" (в том числе сокращенные сроки обучения)

Редактор З.М. Савина

ЛР № 020313 от 23.12.96.

Подписано в печать 22.10.99.

Формат 60×84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 0,4. Тираж 100 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя,28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4А.