Файл: Е.И. Моисеева Менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.06.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Российской Федерации

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и организации горной промышленности

МЕНЕДЖМЕНТ

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 060800 – «Экономика и управление на предприятии горной промышленности»

Составитель Е.И. Моисеева

Утверждено на заседании кафедры Протокол № 5 от 7.03.01 Рекомендовано к печати учебнометодической комиссией по специальности 060800 Протокол № 8 от 19.03.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

1

Введение

Целью и задачами курсовой работы является не только закрепление теоретических знаний по соответствующей теме курса «Менеджмент», но и приобретение практических навыков работы со специальной литературой, самостоятельного осмысливания и изложения теоретических положений, анализ практических ситуаций, умение делать собственные выводы и предложения. Желательно, чтобы выполнение данной курсовой работы было одним из этапов подготовки к написанию выпускной работы, а также способствовало овладению студентами элементами научных исследований.

1. Содержание и объем курсовой работы

Курсовая работа включает: оглавление; введение; теоретический раздел; подбор и анализ ситуации по теме; выводы и рекомендации; список литературы.

Во введении необходимо раскрыть актуальность выбранной темы, перечислить ее основные проблемы, назвать ученых и практиков, занимающихся ими. В конце введения следует привести мотивировку выбранной темы, обосновать цель и задачи курсовой работы.

Втеоретической части работы излагаются основные понятия по изучаемой теме, раскрываются ее главные проблемы. При этом данная часть должна иметь название, отвечающее теме работы, а также выводы, обобщающие теоретический материал.

Впрактической части курсовой работы приводится описание и анализ конкретной ситуации по выбранной теме. Ситуация также должна иметь соответствующее название и выводы, увязывающие практический материал с теоретическим.

Ввыводах и рекомендациях по работе в целом студент должен подвести итоги своего исследования, четко сформулировать основные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности рассматриваемых явлений и процессов.

Список литературы рекомендуется в таком порядке: официальные документы (законы, указы) в хронологическом порядке; учебники,


2

учебные пособия, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи в алфавитном порядке по фамилии автора.

При использовании в тексте цитат и цифровых данных, заимствованных из каких-либо литературных источников, обязательно следует делать сноску.

Курсовая работа должна иметь иллюстрированный материал: схемы, диаграммы, графики, рисунки, таблицы и др., которые помещаются по ходу текста для большей наглядности, при этом заголовки должны отражать содержание иллюстраций.

Объем курсовой работы 30-40 станиц рукописного текста, в том числе: введение – 2-3 страницы; первый раздел – 20-25 страниц; второй раздел – 10-15 страниц; выводы и предложения – 3-4 страниц.

2. Порядок разработки курсовой работы и общие методические указания

Курсовая работа по «Менеджменту» должна быть выполнена студентом в сроки, устанавливаемые учебным планом. Для этого целесообразно соблюдать следующий порядок выполнения курсовой работы.

1.Выбор темы.

2.Подбор и изучение необходимой литературы.

3.Составление плана курсовой работы.

4.Консультации у преподавателя по поводу темы, плана и литературы.

5.Доработка плана и написание курсовой работы.

6.Сдача курсовой работы преподавателю и ее защита.

Тематика курсовой работы приведена в приложении. Тематика может периодически обновляться и дополняться. Студенту предоставляется право выбора из предложенного перечня. При желании он может предложить и свою тему, обосновав ее целесообразность.

Приступая к выполнению курсовой работы, студент должен четко представлять ее структуру и содержание. Для этого необходимо осуществить обзор литературного материала (см. список рекомендуемой литературы).

3

Вначале составляется список литературы для написания теоретической части, изучается отобранная литература, составляется план этого раздела, пишется введение.

Студент должен прочитать как минимум двадцать литературных источников, статьи в журналах, сборниках, газетах. При этом не допускается использование устаревшей литературы, к тому же весьма популярной, рассчитанной на студентов, обучающихся по направлению «Менеджмент». Вместе с тем по некоторым темам возможно привлечение философской литературы, литературы по экономической теории, по экономике, планированию и организации производства, а также применять методы экономико-математического моделирования.

Следует иметь в виду, что в литературе могут быть различные высказывания по спорным вопросам. Студентам рекомендуется не только изложить различные точки зрения отдельных авторов с обязательным указанием их фамилий, инициалов, но и попытаться составить свое мнение и, по возможности, обосновать, почему высказывание какоголибо автора кажется ему наиболее правильным.

Необходимо помнить, что курсовая работа – это не реферат, в ней должна быть приведена хотя бы одна, пусть самая простая, но самостоятельная мысль. Ее необходимо грамотно выдвинуть, подчинить ей изложение темы, увязать с ней вторую творческую часть работы.

Все вопросы в плане курсовой работы должны быть четко разграничены, при этом нужно добиться, чтобы содержание каждого параграфа соответствовало его наименованию. План курсовой работы зависит от содержания темы и от целей автора. План должен быть достаточно развернутым. Для образца в прил. 2 дается примерный план. План может быть изложен на отдельной странице, а может войти в оглавление всей работы. В любом случае вопросы плана отмечаются в тексте курсовой работы. План должен быть обязательно согласован с руководителем.

В том же порядке (изучение литературы, составление плана) следует написать второй раздел курсовой работы. Он должен содержать описание и анализ конкретной ситуации в управлении по выбранной теме.

По содержанию ситуации могут быть четырех видов: ситуации – иллюстрации, ситуации – упражнения, ситуации – оценки, ситуации – проблемы.


4

Ситуация – иллюстрация – это наиболее простой тип образца управления, когда с помощью конкретного случая из практики демонстрируется тот или иной способ решения проблемы.

Ситуация – упражнение – это тоже конкретный случай, но описан он должен быть так, чтобы для его изучения студенту необходимо было проделать какие-то упражнения, например, заполнить таблицы, рассчитать показатели по формуле, составить документ и т.д.

Ситуации – оценки – в этом случае в образце управления проблема уже решена. Но от студента требуется дать оценку данной ситуации, например, принятого способа решения проблемы.

Ситуация – проблема – в этом варианте образец изложен так, что в нем выступает только проблема, которую надо решить. В этом случае в заключение ситуации ставится ряд вопросов. А иногда и сама проблема четко не сформулирована и приходится много поработать над материалом, чтобы выделить саму эту проблему. Главная задача студента при этом состоит в том, чтобы проанализировать состояние дела.

Для анализа ситуации необходимо сформулировать не менее трех вопросов и дать на них полные, аргументированные ответы. Эти вопросы должны помочь студенту уяснить сущность проблемы и затем поразмыслить над путями ее решения. Это не значит, что правильное решение всегда будет найдено. Но если студент размышлял над той или иной проблемой, он уже более подготовлен, чем тот, кто проблему даже не понял. Важно и то, что любой пример должен быть рассмотрен критически, ему должна быть дана оценка.

Выполнение этого раздела будет способствовать более глубоким теоретическим обобщениям, которые могли бы быть применимы к другим аналогичным ситуациям. Анализ образцов на конкретном материале, взятом из газетных и журнальных публикаций, из производственной практики, позволит дать определенные рекомендации. Потому что, прежде всего на образцах управления можно научиться постепенно переходить от теории к жизни: реальным людям и конкретным обстоятельствам.

Примеры конкретных ситуаций с вопросами приведены в книге

[4].

5

3. Оформление курсовой работы

Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки. Текст располагается на одной стороне писчего листа, на котором

оставляются поля: слева - 30 мм и справа – 30 мм – для замечаний преподавателя, сверху и снизу – по 20 мм.

Текст пишется чернилами или пастой одного цвета (черными, синими, фиолетовыми), грамотно, разборчиво, без помарок, поправок, сокращений слов и наименований. Сокращения допускаются только общепринятые. Страницы должны быть пронумерованы вверху на середине каждого листа следующим образом: - 7 -. Нумерация страниц (начиная с титульного листа), рисунков, таблиц, схем и т.д. должна быть сквозной. В тексте работы делаются ссылки на соответствующие таблицы, графики и т.д.

Курсовая работа должна иметь титульный лист, который оформляется по образцу, приведенному в прил. 3. После титульного листа приводится оглавление.

Названия разделов выделяются в тексте, каждый раздел начинается с новой страницы.

На последней странице проекта (перед списком литературы) студент ставит свою подпись и дату окончания работы.

Студент, выполнивший курсовую работу в соответствии с указанными требованиями, допускается к защите работы. В случае невыполнения какого-либо из требований по оформлению работа возвращается студенту без проверки руководителем ее содержания.

4. Защита курсовой работы

Оформленная в соответствии с указанными требованиями, переплетенная курсовая работа сдается на проверку преподавателю - руководителю за 2-3 дня до защиты. При проверке преподаватель отмечает недостатки, которые должны быть устранены студентом до защиты путем дополнительного изучения соответствующего материала и переработки текста.


6

Для защиты студент готовит краткое устное сообщение не более чем на 10 минут по изученной проблеме и ответы на замечания преподавателя по тексту работы. Защита может происходить как перед руководителем, так и перед комиссией. Вопросы преподавателя или членов комиссии могут быть как по теме работы, так и общие по курсу «Менеджмент». При ответе на них студенту разрешается пользоваться своей курсовой работой.

Решение об оценке основывается на следующих принципах. Работа не может быть положительно оценена:

-в случае, если содержит поверхностную или неграмотную аргументацию по основным положениям;

-в случае, если вместо подробного анализа вопросов рассматриваемой темы в работе дается простое описание факторов, примеров, механически повторяется текст литературных источников;

-в случае, если в работе не использован хотя бы простейший научный аппарат или он использован неграмотно.

При оценке учитываются оригинальность и научно-практическая ценность работы, качество ее выполнения и оформление, использование зарубежного опыта, а также содержание и форма устного сообщения ответов на вопросы.

Список рекомендуемой литературы

Основная литература

1.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учеб. – М.: Банки и биржи.

ЮНИТИ, 1997. – 501с.

2.Глухов В.В. Основы менеджмента: Учеб.-справоч. пособие. – СПб.: Специальная Литература, 1995. –328с.

3.Менеджмент организации: Учеб. пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин и др. – М.: ИНФРА-М, 1995. –432с.

4.Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Р. Хедоури; Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800с.

7

Дополнительная литература

1.Абчук В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение.

Риск. – СПб.: Союз, 1999. –336с.

2.Алексеев А.В. Деловое администрирование на практике: Инструментарий руководителя / А.В.Алексеев, В.И. Пигалов.– М.: Технология школьного бизнеса, 1994. –144с.

3.Ансофф И. Стратегическое управление / Пер. с англ.; Науч. ред.

иавт. вступ. ст. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989. – 519с.

4.Бодди Д. Основы менеджмента / Д.Бодди, Р.Пэйтон ; Пер. с англ. / Под ред. Ю.Н. Каптуревского .– СПб: Румянц, 1995.-432с.

5.Белорусов А.С. Международный менеджмент: Учеб. – М.:

Юристъ, 2000. – 224с.

6.Виханский О.С. Стратегическое управление: Учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Гардарика, 2000. – 296с.

7.Виханский О.С. Менеджмент: Учеб./ О.С.Виханский, А.И.Наумов.-3-е изд. –М.: Гардарика, 1998. - 288с.

8.Виханский О.С. Практикум по курсу «Менеджмент» / О.С.Виханский, А.И.Наумов ; Под ред. А.И. Наумова – М.: Гардарика, 1998. - 288с.

9.Вудкок М. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя – практика / Д.Френсис; Пер. с англ. – М.: Дело, 1994. – 317с.

10.Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого пер-

сонала: В 2 т. –М.: МНИИПУ, 1996. – 600с.

11.Грейсон Дж. Младший. Американский менеджмент на пороге XXI века /Дж. М. Грейсон, Карла О,Делл; Пер. с англ. –М.: Экономика, 1991. – 319с.

12.Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизации и консультантам по управлению: Учеб. пособие. –М.: Дело, 1999. – 496с.

13.Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Крылья, 1996. – 216с.

14.Глущенко В.В. Управление рисками. Страхование. – Железнодорожный: Крылья, 1999. – 334с.

15.Жданов С.А. Экономические модели и методы в управлении. – М.: Дело и Сервис, 1998. –176с.


8

16.Зайверт Л. Ваше время в ваших руках / Пер. с нем. – М.: Эко-

номика, 1995. – 267с.

17.История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 256с.

18.Каминский Б.В. Знакомьтесь: новое в организации производства / Б.В.Каминский, А.Я.Лукамин. – М.: Экономика, 1992. – 78 с.

19.Кузин Ф.А. Делайте бизнес красиво.- М.: Инфра-М, 1995.-

288 с.

20.Куликов Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности / Отв. ред. И.О. Фаризов. – М.: ОАО

«МПО» Экономика, 2000. – 247 с.

21.Кузьмин И. Психотехнология и эффективный менеджмент.- М.: Технологии школы бизнеса, 1994. - 192 с.

22.Ладанов И.Д. Практический менеджмент. –М.: Коммерческопроизводственная фирма «Нике», 1995. – 492с.

23.Лебедева Н.М. Вам предстоят переговоры. –М.: Экономи-

ка,1993. – 154с.

24.Лещинер Р. Обучение менеджеров: Творчески использовать зарубежный опыт // М.Разу, Ю.Старостин // Экономические науки. – 1991.- № 5.- С. 48 – 52.

25.Любимова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху. – М.: Агропромиздат, 1994. – 62 с.

26.Моисеева Е.И. Менеджмент: Учеб. пособие / Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1998. – 109с.

27.Моисеева Е.И. Менеджмент: Практ. занятия / Кузбас. гос. техн. ун-т. – Кемерово, 1999. – 74с

28.Ниссинен И. Время руководителя: эффективность использования / И.Ниссинен, Э.Воутилайнен; Пер. с фин.–М.:Экономика, 1988.

29.Основы предпринимательского дела / Под ред. В.М. Власовой. –М.: Финансы и статистика, 1995. – 496с.

30.Веснин В.Р. Основы менеджмента. / – М.:«ГНОМ-пресс» при сод. Т.Д. «Элит-2000», 1999. – 440с.

31.Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятии. – М.: Международные отношения, 1993. – 109с.

32.Роджерс Дж. Маркетинг в малом бизнесе. –М.: Прогресс, 1996. – 256с.

9

33.Управление организацией: Учеб. / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИН-

ФРА - М, 1999.- 669 с.

34.Фойль А. Управление – это наука и искусство / А.Фойль, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Г.Форд. – М.: Республика, 1992.- 139 с.

35.Уткин Э.А. Этика бизнеса: Учеб. для вузов. – М.: Зерцало, 1998. – 256с.

36.Уткин Э.А. Курс менеджмента: Учеб. для вузов. –М.: Зерцало, 1998. – 448с.

37.Форд Генри. Сегодня и завтра / Пер. с англ. –М.: Финансы и статистика, 1992. – 240с.

38.Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. – М.: АО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 1997. – 240с.

39.Харрингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990. – 271с.

40.Хойер В. Как делать бизнес в Европе. –М.: Прогресс, 1992. -

253с.

41.Хруцкий В.Е. К новому управленческому мышлению // США. –1990. -№ 3. – С. 84-92.

42.Шамхалов Ф.И. Американский менеджмент: теория и практи-

ка. – М.: Наука, 1993. – 176с.

43.Шонбергер Р. Японские методы управления производством / Пер. с англ. – М.: Экономика, 1988. – 251с.

44.Эклунд Класс. Эффективная экономика. Шведская модель / Пер. со шведского. – М.: Экономика, 1991. – 349с.

45.17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». – М.: ИНФРА-М, 2000.

46.Якокка Л. Карьера менеджера: Пер. с англ./ При участии У. Новака; Вступ.ст.В.В. Каданникова.- Тольятти: Издательский дом

«Довгань». 1995.- 359с.