Файл: С.М. Бугрова Экономика предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.06.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10

б) хозяйственные товарищества, акционерные общества, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; в) полные и коммандитные товарищества, хозяйственные общества,

общества с ограниченной ответственностью, государственные производственные кооперативы.

7.Учредительными документами при создании полного товарищества являются:

а) устав; б) учредительный договор и устав;

в) решение о создании (протокол собрания), устав и лицензия на право деятельности.

8.Акционерное общество ликвидируется:

а) по решению общего собрания акционеров, по решению суда, по решению директоров; б) по решению аудитора, по истечении срока, на который оно было

создано, по решению генерального директора; в) по решению общего собрания акционеров, по решению суда, в

случае неплатежеспособности или нарушения законодательства по истечении срока, на который оно было создано.

9. Некоммерческим организациям:

а) разрешается заниматься предпринимательской деятельностью; б) разрешается заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях; в) запрещается заниматься предпринимательской деятельностью;

г) запрещается заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях.

10.Минимальное число участников полного ХТ а) не менее двух товарищей; б) не менее двух вкладчиков;

в) не менее чем один полный товарищ и один вкладчик. 11.Существуют ли различия в порядке продажи акций ОАО и ЗАО

а) да; б) нет.

12.АО создается:

а) с ограничением срока; б) без ограничения срока;

в) без ограничения срока, если иное не предусмотрено законом.

11

13. Существует ли в законодательстве ограничение для физических или юридических лиц, желающих выступить в качестве учредителя АО?

а) да; б) нет.

1. АО отвечает по обязательству своих акционеров? а) да; б) нет.

Занятие 4 (2 часа)

Тема 3. Виды предприятий

Методические указания. Для современной экономики характерно широкое сочетание различных по масштабам производства предприятий – крупных, средних и небольших. Предпринимательская деятельность небольших предприятий в традиционных областях объединяется общим понятием – «малое предприятие».

При изучении данной темы особое внимание следует обратить на критерии отнесения предприятия к малым, средним и крупным в мировой практике и РФ. В основном главным критерием отнесения предприятия одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. Нужно изучить по данному вопросу Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995 г.).

Необходимо также рассмотреть проблемы малого бизнеса и пути их преодоления, способы взаимодействия крупных и малых предприя-тий, такие как франчайзинг, инжиниринг, субконтракт и другие.

Вопросы:

1. Понятие малого предприятия в РФ, его преимущества и недостатки.

2.Функции и роль малых предприятий экономики.

3.Основные стратегии развития малых предприятий.

4.Формы взаимодействия крупных и малых предприятий.

5.Варианты укрупнения предприятия в результате его роста и развития.

Литература: [3,4,8]


12

Типовые задачи:

№1. Малое предприятие приобрело оборудование стоимостью 60 тыс. р. Норма амортизации – 15 %, применяется ускоренная амортизация. Определить размер экономии предприятия по уплате налогов на прибыль.

№ 2. Малое предприятие ежегодно производит 1000 шт. комплектующих к мебели. Себестоимость одного комплекта 500 р., средняя рентабельность продукции 40 %. На обновление производства и освоение новой техники и технологии предприятие направило 60 тыс. р. Определить чистую прибыль, если предприятие работает третий год.

Тест «Малое предприятие»

Укажите правильный вариант ответа

1. Выделите основные преимущества малого предприятия: а) гибкость и мобильность; б) простота организации;

в) более низкая себестоимость продукции массового производства; г) возможность проведения крупных НИОКР; д) мотив прибыльности.

2.К субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством РФ относят предприятия промышленности и строительства с численностью работников, не превышающей:

а) соответственно 100 человек и 200 человек; б) средней численности 100 человек, рабочих за текущий год;

в) средней численности за отчетный год 100 человек, включая работающих по договорам гражданского правового характера и по совместительству.

3.Вновь созданные малые предприятия по производству мебели не уплачивают налог на прибыль:

а) в первые 3 года работы; б) в течение всего срока производства данной продукции; в) в первые 2 года работы;

г) в первый год деятельности.

4.Условием освобождения от налога на прибыль вновь созданного малого предприятия по производству медицинской техники в первый

13

год работы является превышение доли выручки от этой деятельности более:

а) 50 % общей суммы выручки; б) 70 % общей суммы выручки; в) 90 % общей суммы выручки.

5.Малые предприятия могут дополнительно списывать в первый год эксплуатации в виде амортизационных отчислений:

а) до 30 % первоначальной стоимости основных фондов; б) до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет;

в) до 50 % остаточной стоимости оборудования, независимо от срока службы.

6.Франчайзинг – это система передачи или продажи….

а) части акций и имущества малому предприятию; б) права на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком;

в) права на получение части прибыли от сдачи имущества в аренду. 7. К основным преимуществам франчайзинга относят:

а) совместную рекламу и возможность стать самостоятельным предпринимателем; б) право вести бизнес под известным торговым знаком;

в) высокое качество обслуживания и равное распределение прибыли; г) все вышеперечисленное.

Занятие 5 и 6 (4 часа)

Тема 4. Виды объединений

Методические указания. Помимо организационных правовых форм предприятий выделяют их организационно-экономические формы, характеризующие соглашение между предпринимателями в области организации их деятельности. Такие соглашения приводят к созданию различных видов объединений. К числу исторически первых относят: картель, трест, синдикат. Современные виды объединений - это концерны, корпорации, конгломераты, ассоциации предприятий, холдинговые компании и финансово-промышленные группы.


14

При рассмотрении каждой из форм объединений необходимо уяснить её сущность, преимущества и недостатки, рассмотреть особенности организации и принципы деятельности. Следует рассмотреть положительный опыт создания различных видов объединений. За рубежом, например, японских финансово-промышленных групп – Дзайбацу и Кейрэцу, изучить эффективность становящихся российских корпораций.

Вопросы:

1. Причины и цели создания объединений.

2.Виды объединений их характеристика.

3.Холдинговые компании – сущность, особенности образования в Российской Федерации.

4.Финансово-промышленные группы – цель создания, основные задачи и приоритетные направления в РФ.

5.Закон РФ «О финансово-промышленных группах» (1995 г.)

6.Ассоциации предприятий, их виды. Опыт создания ассоциаций в развитых странах.

Литература: [1,2, 3, 4]

Занятие 7 (2 часа)

Тема 5. Внешняя среда предприятия

Методические указания. Предприятие – сложная открытая социаль- но-экономическая система, существующая в окружении внешней среды. Необходимо уяснить значение внешней среды для успешной деятельности предприятия; изучить её характеристики: взаимосвязанность её факторов, сложность, подвижность, неопределенность.

Внешние по отношению к предприятию факторы укрупненно можно распределить на две основные группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Особо следует акцентировать внимание на роли государства в хозяйственной жизни предприятия и влиянии различных направлений государственной политики на его деятельность. Рассмотрения заслуживают следующие направления: хозяйственное законодательство, политика в сфере труда и сфере социальных отношений, финансовая политика, денежно-кредитная политика, ценовая политика, внешнеправовая и валютная политика.

15

Вопросы:

1. Внешняя среда и её состав.

2.Факторы прямого воздействия: поставщики, государство, потребители, конкуренты.

3.Факторы косвенного воздействия: состояние экономики, социокультурные и политические факторы, достижения НТР, международные события.

4.Предприятие и государство.

Литература: [3,4,6,9]

Типовые задачи:

№ 1. На рынке действуют 6 фирм, имеющих доли: 10 %, 20 %, 20 %, 25 %, 15 %, 10 %. Как изменится индекс концентрации, если вторая и шестая фирмы сольются?

№ 2. На рынке действуют 7 фирм, имеющих доли: 5 %, 20 %, 5 %, 20 %, 25 %, 10 %, 15 %. Будет ли разрешено слияние третьей и седьмой фирм?

Для закрепления теоретического материала рекомендуется ответить на вопросы теста.

Тест «Внешняя среда предприятия»

Укажите правильные варианты ответа

1. Подвижность среды – это время, в течение которого происходят изменения в окружении предприятия?

а) да; б) нет.

2.Подвижность внешней среды может изменяться внутри предприятия?

а) да; б) нет.

3.Контрагенты – это потребители и посредники?

а) да; б) нет.

4. Доминирующим в РФ признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает:


16

а) 65 %; б) 25 %; в) 50 %.

5.Относится ли реализация социальных ценностей к функциям государственного воздействия на хозяйственную деятельность предприятия?

а) да; б) нет.

6.Основные направления государственного регулирования:

а) регулирование рынка рабочей силы, НИОКР, финансирование производства, капиталовложений, сбыта; б) капиталовложений, сбыта, рабочей силы, НИОКР;

в) рабочей силы, инвестиций, сбыта, НИОКР, капиталовложений.

7.Относятся ли отношения между работодателем и трудящимся к направлениям регулирования рынка рабочей силы?

а) да; б) нет.

8.Фискальная политика государства - это:

а) система налогового регулирования; б) система регулирования бюджетной политики и налогов;

в) система, связанная с регулированием правительственных расходов.

9. Квотирование – это:

а) перечень таможенных пошлин, применённых при ввозе (вывозе) на (за) таможенную территорию; б) установление количественных ограничений на объём вывоза и ввоза товара;

в) применение разрешений (квот) от государственных органов.

10. Министерство РФ по антимонопольной политике вправе давать обязательные для исполнения предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов?

а) да; б) нет.

17

Занятие 8 (2 часа)

Тема 6. Производство. Производственная структура предприятия. Эффективность предприятия

Методические указания. Изучение темы начинается с рассмотрения понятия производства и производственной структуры машиностроительного предприятия.

Производство – это серия действий по превращению трудовых, финансовых и природных ресурсов в материальный продукт. Следует уяснить, от каких факторов зависит проектирование (организация) производства, какие элементы необходимы, чтобы организовать производственный процесс: здания, оборудование, персонал, сырье и материалы.

Производственная структура машиностроительного предприятия определяется характером выпускаемой продукции, её сложностью, типом производства, формами взаимосвязи с другими предприятиями (уровнем кооперации). Необходимо изучить сущность понятия «тип производства», рассмотреть на примерах системы единичного, серийного и массового производства.

В условиях рыночной экономики важным является определение основных направлений повышения экономической и социальной эффективности производства.

Эффективность – соотношение результата какой - либо деятельности и затрат, направленных на получение данного результата.

Следует уяснить, что затраты производства бывают постоянными (не зависящими от объёма выпуска продукции) и переменными (изменяющимися с изменением объема производства). Текущие затраты на производство и реализацию продукции образуют её себестоимость. Необходимо изучить группировку затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции, выяснить особенности калькулирования себестоимости машиностроительной продукции.

Поскольку результаты деятельности предприятия определяют его конкурентоспособность на рынке, следует рассмотреть основные критерии и показатели конкурентоспособности: конкурентоспо-собность продукции, качество, цена; эффективность производственной деятельности (фондоотдача, рентабельность продукции, производительность труда); эффективность организации сбыта и продвижения товара (рен-