ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.06.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
10
б) хозяйственные товарищества, акционерные общества, потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия; в) полные и коммандитные товарищества, хозяйственные общества,
общества с ограниченной ответственностью, государственные производственные кооперативы.
7.Учредительными документами при создании полного товарищества являются:
а) устав; б) учредительный договор и устав;
в) решение о создании (протокол собрания), устав и лицензия на право деятельности.
8.Акционерное общество ликвидируется:
а) по решению общего собрания акционеров, по решению суда, по решению директоров; б) по решению аудитора, по истечении срока, на который оно было
создано, по решению генерального директора; в) по решению общего собрания акционеров, по решению суда, в
случае неплатежеспособности или нарушения законодательства по истечении срока, на который оно было создано.
9. Некоммерческим организациям:
а) разрешается заниматься предпринимательской деятельностью; б) разрешается заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях; в) запрещается заниматься предпринимательской деятельностью;
г) запрещается заниматься предпринимательской деятельностью при определенных условиях.
10.Минимальное число участников полного ХТ а) не менее двух товарищей; б) не менее двух вкладчиков;
в) не менее чем один полный товарищ и один вкладчик. 11.Существуют ли различия в порядке продажи акций ОАО и ЗАО
а) да; б) нет.
12.АО создается:
а) с ограничением срока; б) без ограничения срока;
в) без ограничения срока, если иное не предусмотрено законом.
11
13. Существует ли в законодательстве ограничение для физических или юридических лиц, желающих выступить в качестве учредителя АО?
а) да; б) нет.
1. АО отвечает по обязательству своих акционеров? а) да; б) нет.
Занятие 4 (2 часа)
Тема 3. Виды предприятий
Методические указания. Для современной экономики характерно широкое сочетание различных по масштабам производства предприятий – крупных, средних и небольших. Предпринимательская деятельность небольших предприятий в традиционных областях объединяется общим понятием – «малое предприятие».
При изучении данной темы особое внимание следует обратить на критерии отнесения предприятия к малым, средним и крупным в мировой практике и РФ. В основном главным критерием отнесения предприятия одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики. Нужно изучить по данному вопросу Федеральный Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (1995 г.).
Необходимо также рассмотреть проблемы малого бизнеса и пути их преодоления, способы взаимодействия крупных и малых предприя-тий, такие как франчайзинг, инжиниринг, субконтракт и другие.
Вопросы:
1. Понятие малого предприятия в РФ, его преимущества и недостатки.
2.Функции и роль малых предприятий экономики.
3.Основные стратегии развития малых предприятий.
4.Формы взаимодействия крупных и малых предприятий.
5.Варианты укрупнения предприятия в результате его роста и развития.
Литература: [3,4,8]
12
Типовые задачи:
№1. Малое предприятие приобрело оборудование стоимостью 60 тыс. р. Норма амортизации – 15 %, применяется ускоренная амортизация. Определить размер экономии предприятия по уплате налогов на прибыль.
№ 2. Малое предприятие ежегодно производит 1000 шт. комплектующих к мебели. Себестоимость одного комплекта 500 р., средняя рентабельность продукции 40 %. На обновление производства и освоение новой техники и технологии предприятие направило 60 тыс. р. Определить чистую прибыль, если предприятие работает третий год.
Тест «Малое предприятие»
Укажите правильный вариант ответа
1. Выделите основные преимущества малого предприятия: а) гибкость и мобильность; б) простота организации;
в) более низкая себестоимость продукции массового производства; г) возможность проведения крупных НИОКР; д) мотив прибыльности.
2.К субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством РФ относят предприятия промышленности и строительства с численностью работников, не превышающей:
а) соответственно 100 человек и 200 человек; б) средней численности 100 человек, рабочих за текущий год;
в) средней численности за отчетный год 100 человек, включая работающих по договорам гражданского правового характера и по совместительству.
3.Вновь созданные малые предприятия по производству мебели не уплачивают налог на прибыль:
а) в первые 3 года работы; б) в течение всего срока производства данной продукции; в) в первые 2 года работы;
г) в первый год деятельности.
4.Условием освобождения от налога на прибыль вновь созданного малого предприятия по производству медицинской техники в первый
13
год работы является превышение доли выручки от этой деятельности более:
а) 50 % общей суммы выручки; б) 70 % общей суммы выручки; в) 90 % общей суммы выручки.
5.Малые предприятия могут дополнительно списывать в первый год эксплуатации в виде амортизационных отчислений:
а) до 30 % первоначальной стоимости основных фондов; б) до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы свыше трех лет;
в) до 50 % остаточной стоимости оборудования, независимо от срока службы.
6.Франчайзинг – это система передачи или продажи….
а) части акций и имущества малому предприятию; б) права на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком;
в) права на получение части прибыли от сдачи имущества в аренду. 7. К основным преимуществам франчайзинга относят:
а) совместную рекламу и возможность стать самостоятельным предпринимателем; б) право вести бизнес под известным торговым знаком;
в) высокое качество обслуживания и равное распределение прибыли; г) все вышеперечисленное.
Занятие 5 и 6 (4 часа)
Тема 4. Виды объединений
Методические указания. Помимо организационных правовых форм предприятий выделяют их организационно-экономические формы, характеризующие соглашение между предпринимателями в области организации их деятельности. Такие соглашения приводят к созданию различных видов объединений. К числу исторически первых относят: картель, трест, синдикат. Современные виды объединений - это концерны, корпорации, конгломераты, ассоциации предприятий, холдинговые компании и финансово-промышленные группы.
14
При рассмотрении каждой из форм объединений необходимо уяснить её сущность, преимущества и недостатки, рассмотреть особенности организации и принципы деятельности. Следует рассмотреть положительный опыт создания различных видов объединений. За рубежом, например, японских финансово-промышленных групп – Дзайбацу и Кейрэцу, изучить эффективность становящихся российских корпораций.
Вопросы:
1. Причины и цели создания объединений.
2.Виды объединений их характеристика.
3.Холдинговые компании – сущность, особенности образования в Российской Федерации.
4.Финансово-промышленные группы – цель создания, основные задачи и приоритетные направления в РФ.
5.Закон РФ «О финансово-промышленных группах» (1995 г.)
6.Ассоциации предприятий, их виды. Опыт создания ассоциаций в развитых странах.
Литература: [1,2, 3, 4]
Занятие 7 (2 часа)
Тема 5. Внешняя среда предприятия
Методические указания. Предприятие – сложная открытая социаль- но-экономическая система, существующая в окружении внешней среды. Необходимо уяснить значение внешней среды для успешной деятельности предприятия; изучить её характеристики: взаимосвязанность её факторов, сложность, подвижность, неопределенность.
Внешние по отношению к предприятию факторы укрупненно можно распределить на две основные группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Особо следует акцентировать внимание на роли государства в хозяйственной жизни предприятия и влиянии различных направлений государственной политики на его деятельность. Рассмотрения заслуживают следующие направления: хозяйственное законодательство, политика в сфере труда и сфере социальных отношений, финансовая политика, денежно-кредитная политика, ценовая политика, внешнеправовая и валютная политика.
15
Вопросы:
1. Внешняя среда и её состав.
2.Факторы прямого воздействия: поставщики, государство, потребители, конкуренты.
3.Факторы косвенного воздействия: состояние экономики, социокультурные и политические факторы, достижения НТР, международные события.
4.Предприятие и государство.
Литература: [3,4,6,9]
Типовые задачи:
№ 1. На рынке действуют 6 фирм, имеющих доли: 10 %, 20 %, 20 %, 25 %, 15 %, 10 %. Как изменится индекс концентрации, если вторая и шестая фирмы сольются?
№ 2. На рынке действуют 7 фирм, имеющих доли: 5 %, 20 %, 5 %, 20 %, 25 %, 10 %, 15 %. Будет ли разрешено слияние третьей и седьмой фирм?
Для закрепления теоретического материала рекомендуется ответить на вопросы теста.
Тест «Внешняя среда предприятия»
Укажите правильные варианты ответа
1. Подвижность среды – это время, в течение которого происходят изменения в окружении предприятия?
а) да; б) нет.
2.Подвижность внешней среды может изменяться внутри предприятия?
а) да; б) нет.
3.Контрагенты – это потребители и посредники?
а) да; б) нет.
4. Доминирующим в РФ признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает:
16
а) 65 %; б) 25 %; в) 50 %.
5.Относится ли реализация социальных ценностей к функциям государственного воздействия на хозяйственную деятельность предприятия?
а) да; б) нет.
6.Основные направления государственного регулирования:
а) регулирование рынка рабочей силы, НИОКР, финансирование производства, капиталовложений, сбыта; б) капиталовложений, сбыта, рабочей силы, НИОКР;
в) рабочей силы, инвестиций, сбыта, НИОКР, капиталовложений.
7.Относятся ли отношения между работодателем и трудящимся к направлениям регулирования рынка рабочей силы?
а) да; б) нет.
8.Фискальная политика государства - это:
а) система налогового регулирования; б) система регулирования бюджетной политики и налогов;
в) система, связанная с регулированием правительственных расходов.
9. Квотирование – это:
а) перечень таможенных пошлин, применённых при ввозе (вывозе) на (за) таможенную территорию; б) установление количественных ограничений на объём вывоза и ввоза товара;
в) применение разрешений (квот) от государственных органов.
10. Министерство РФ по антимонопольной политике вправе давать обязательные для исполнения предписания о принудительном разделении хозяйствующих субъектов?
а) да; б) нет.
17
Занятие 8 (2 часа)
Тема 6. Производство. Производственная структура предприятия. Эффективность предприятия
Методические указания. Изучение темы начинается с рассмотрения понятия производства и производственной структуры машиностроительного предприятия.
Производство – это серия действий по превращению трудовых, финансовых и природных ресурсов в материальный продукт. Следует уяснить, от каких факторов зависит проектирование (организация) производства, какие элементы необходимы, чтобы организовать производственный процесс: здания, оборудование, персонал, сырье и материалы.
Производственная структура машиностроительного предприятия определяется характером выпускаемой продукции, её сложностью, типом производства, формами взаимосвязи с другими предприятиями (уровнем кооперации). Необходимо изучить сущность понятия «тип производства», рассмотреть на примерах системы единичного, серийного и массового производства.
В условиях рыночной экономики важным является определение основных направлений повышения экономической и социальной эффективности производства.
Эффективность – соотношение результата какой - либо деятельности и затрат, направленных на получение данного результата.
Следует уяснить, что затраты производства бывают постоянными (не зависящими от объёма выпуска продукции) и переменными (изменяющимися с изменением объема производства). Текущие затраты на производство и реализацию продукции образуют её себестоимость. Необходимо изучить группировку затрат по экономическим элементам и по статьям калькуляции, выяснить особенности калькулирования себестоимости машиностроительной продукции.
Поскольку результаты деятельности предприятия определяют его конкурентоспособность на рынке, следует рассмотреть основные критерии и показатели конкурентоспособности: конкурентоспо-собность продукции, качество, цена; эффективность производственной деятельности (фондоотдача, рентабельность продукции, производительность труда); эффективность организации сбыта и продвижения товара (рен-