ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.06.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
18
табельность продаж, оборачиваемость, коэффициент загрузки производственной мощности) и другие.
Вопросы:
1. Производственный процесс и его структура.
2.Основные принципы организации производственного процесса на промышленном предприятии.
3.Типы производства, их технико-экономическая характеристика.
4.Производственная структура предприятия и факторы, её определяющие.
5.Затраты на производство. Экономические элементы затрат.
6.Показатели эффективности деятельности и конкурентоспо-
собности промышленного предприятия. Литература: [4,7,9]
Типовые задачи:
№ 1. Оцените эффективность работы предприятий производящих аналогичную продукцию на основании следующих исходных данных:
Пред- |
Програм- |
Себестои- |
Цена |
Числен- |
Среднегодовая |
приятия |
ма вы- |
мость то- |
единицы |
ность ра- |
стоимость ак- |
|
пуска, |
варной |
продук- |
ботающих |
тивов, |
|
тыс.шт. |
продукции, |
ции, р. |
|
млн р. |
|
|
млн р. |
|
|
|
№1 |
80 |
17 |
250 |
400 |
20 |
№2 |
96 |
20 |
250 |
540 |
32 |
№ 2. Средняя за анализируемый период стоимость активов, участвующих в основной деятельности предприятия 30000 тыс. р. Выручка от реализации – 35000 тыс. р. Прибыль от реализации – 2000 тыс. р.
Рассчитать рентабельность активов. Оценить факторы, определяющие этот уровень рентабельности (рентабельность продаж и оборачиваемость активов).
№ 3. Постоянные затраты на производство продукции «А» – 30 тыс. р., удельные переменные – 45 р. Определите, начиная с какого объёма производства (штук) изготовление данной продукции является выгодным для предприятия, если её цена на рынке составляет 60 р.
19
Тест «Эффективность предприятия»
Укажите правильный вариант ответа
1. Постоянные затраты в составе выручки от реализации – это затраты, величина которых, не зависит от:
а) натурального объёма реализуемой продукции; б) заработной платы управленческого персонала; в) амортизационной политики предприятия.
2.В состав переменных затрат на реализованную продукцию входит: а) арендная плата; б) проценты за кредит;
в) затраты на сырье и материалы.
3.При увеличении выручки от реализации постоянные затраты:
а) не изменяются; б) увеличиваются;
в) не изменяются в определенном диапазоне производства продукции.
4.При увеличении выручки от реализации доля постоянных затрат в общей сумме затрат на реализованную продукцию:
а) увеличивается; б) уменьшается;
|
в) не изменяется. |
1. |
К показателям эффективности общественного производства от- |
носят:
а) рентабельность, среднюю заработную плату работающих, себестоимость продукции; б) рентабельность, затраты на 1 рубль продукции, фондоотдачу,
производительность труда.
в) прибыль, себестоимость, цену продукции, среднюю численность работающих.
2.Улучшение потребительских свойств продукции всегда приводит
кросту выручки от реализации?
а) да; б) нет.
7.Улучшение потребительских свойств продукции всегда приводит к росту прибыли от реализации?
а) да;
20
б) нет.
8.При увеличении натурального объёма реализации и прочих неизменных условиях доля переменных затрат в составе выручки от реализации:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
9.При одновременном снижении цен и натурального объёма реализации доля переменных затрат в составе выручки от реализации:
а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.
10. Для серийного типа производства характерны:
а) пооперационная технология; специальное оборудование с применением УСП и УНП; ограниченная номенклатура; б) маршрутная технология; универсальное оборудование и широкая номенклатура;
в) попереходная технология; специальное оборудование, ограниченная номенклатура.
Занятие 9 (2 часа)
Тема 7. Имущество предприятия
Методические указания. Материально-техническую основу деятельности предприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности составляет принадлежащее ему имущество.
Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности. К числу материальновещественных элементов относят земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, готовые изделия, денежные средства. Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия – товарные знаки, запатентованные способы производства, авторские права и т.п., которые могут быть проданы или переданы.
При изучении данной темы необходимо рассмотреть основные виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, и их
21
характеристику: движимое и недвижимое имущество, основные средства, оборотные средства, нематериальные активы.
Следует изучить состав и квалификацию основных производственных фондов и оборотных средств предприятия, ознакомиться с показателями эффективности их использования.
Для правильного осуществления производственного процесса необходимо иметь определенные запасы, проблема создания и управления которыми имеет большое значение: от установления оптимального размера запасов зависит минимизация издержек производства.
Нужно обратить внимание на существование различных систем управления запасами и рассмотреть японскую концепцию производства по принципу «точно вовремя» (just in time).
Вопросы:
1. Основные виды имущества предприятия.
2.Основные производственные фонды – экономическая сущность и состав.
3.Оборотные средства предприятия – состав и классификация.
4.Общие показатели эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.
5.Японские системы управления запасами предприятия.
Литература:[4,6,7,8,9]
Типовые задачи:
№ 1. На основании исходных данных определить, на каком из трех предприятий лучше используются основные фонды.
Выпуск товарной продукции, млн р. |
49,7 |
34,6 |
52,0 |
Численность промышленно-производственного |
|
|
|
персонала, тыс. чел. |
1,6 |
1,2 |
1,85 |
Фондовооруженность труда, тыс. р. |
13,5 |
14,8 |
11,2 |
№ 2. Определить плановые и фактические показатели эффективности использования оборотных средств предприятия. Объем реализованной продукции в прошедшем году составил 350 тыс. р. при нормативе оборотных средств 35 тыс. р.; в планируемом году выпуск продукции увеличивается на 15 % при сокращении длительности оборота оборотных средств на 3 дня.
22
Тест «Имущество предприятия»
Укажите правильный вариант ответа
1. Основные фонды это:
а) здания, сырье, запчасти, оборудование, транспортные средства; б) сооружения, передаточные устройства, материалы, машины; в) машины и оборудование, сооружения, здания, транспортные средства.
2. Показатель фондоотдачи характеризует:
а) размер объёма товарной продукции, приходящийся на 1 рубль ОПФ; б) уровень производительности труда;
в) удельные затраты основных фондов на 1 рубль продукции; г) количество оборотов продукции.
3.Предприятие произвело товарной продукции на сумму 10 млн р., среднегодовая стоимость ОПФ при этом составила 5 млн р., тогда фондоотдача равна:
а) 50 р./р.; б) 0,5 р./р.; в) 2 р./р.;
г) 15 р.
4.Понятие «оборотные средства» включает:
а) оборотные фонды и денежные средства; б) оборотные фонды и фонды обращения;
в) производственные запасы, сырье, денежные средства, продукция; г) фонды обращения, незавершенное производство, запасы, готовая продукция, сырьё и материалы.
5. Период оборота оборотных средств это:
а) время, которое необходимо для производства товара; б) время от приобретения сырья до изготовления товара;
в) время от приобретения сырья до получения денег за проданный товар.
6. Фонды обращения это:
а) материальные запасы предприятия; б) здания, сооружения, машины, транспортные средства;
23
в) готовые изделия на складе предприятия и отгруженные покупателю, денежные средства предприятия; г) готовые изделия, денежные средства, незавершенное производство.
7.Эффективность использования оборотных средств характеризуют показатели:
а) прибыль, фондоотдача; б) коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота;
в) коэффициент оборачиваемости, фондоемкость, длительность отчетного периода.
8.Предприятие произвело и реализовало продукции на 12 млн. р. в течение квартала, средняя стоимость оборотных средств составила 24 млн р., тогда длительность оборота оборотных средств будет равна:
а) 180 дн.; б) 180 р.; в) 45 дн.; г) 45 р.; д) 3,2 дн.; е) 20 дн.
9.Коэффициент оборачиваемости за год равен 15 оборотов, тогда длительность одного оборота оборотных средств:
а) 24 дн.; б) 24 р.;
в) 15 дн.;
г) 15 р.;
д) 45 дн.
10. В состав имущества предприятия входят:
а) здания, земельные участки, оборудование, трудовые ресурсы; б) здания и сооружения, машины, сырье, стоимость продукции;
в) основные и оборотные средства, земельные участки, нематериальные активы.
24
Занятие 10 (2 часа)
Тема 8. Экономическая стратегия предприятия
Методические указания. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в те годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.
Стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.
При изучении данной темы следует обратить внимание, что выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: типов и характера информации, форм конкурентной борьбы, экономической политики правительства. Степень соответствия избранной предприятием хозяйственной стратегии общим тенденциям, в решающей степени определяет его конкурентоспособность.
Необходимо рассмотреть основные этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия, которые реализуются в процессе стратегического планирования: формулировка миссии и целей организации; анализ внешней среды; прогнозирование сбыта; определение стратегических альтернатив; выбор и реализация стратегии.
Вопросы:
1. Понятие стратегии, её особенности.
2.Элементы стратегического планирования.
3.Товарная стратегия предприятия.
4.Ценовая стратегия.
5.Базовые стратегии развития предприятия и их альтернативы. Литература:[3,4,9]
Тест «Экономическая стратегия предприятия»
Укажите правильный вариант ответа
1. Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия.
а) да; б) нет.
25
2.Стратегия формируется и разрабатывается трудовым коллективом предприятия?
а) да; б) нет.
3.Базовыми стратегиями развития предприятия являются:
а) стратегия перемен, уменьшения объема производства; б) стратегия роста, стабилизации и выживания;
в) стратегия ограниченного роста, постепенного улучшения, диверсификации.
4.Одним из вариантов стратегии роста является интеграционный рост? а) да; б) нет.
5.Расширение границ рынка – это стратегия диверсификационного роста?
а) да; б) нет.
1. Матрица БКГ – это упрощенная методика определения положения фирмы и её изделий по отношению к возможностям отрасли?
а) да; б) нет.
7. Основные направления возможностей интенсивного роста:
а) диверсификация, интеграция, перестройка системы управления; б) гибкое проникновение на рынок и расширение его границ, совершенствование товара; в) интеграционный рост, повышение производительности труда, финансовая перестройка.
8.Выделите факторы, которые необходимо учитывать при выборе типа хозяйственной стратегии:
а) степень и формы конкуренции, фактор времени, структура активов компании; б) налоговая политика, степень конкуренции, состав кадров, нали-
чие оборотных средств; в) фактор времени, интенсификация производства, интенсивность
труда, степень диверсификации.