Файл: С.М. Бугрова Экономика предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.06.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

табельность продаж, оборачиваемость, коэффициент загрузки производственной мощности) и другие.

Вопросы:

1. Производственный процесс и его структура.

2.Основные принципы организации производственного процесса на промышленном предприятии.

3.Типы производства, их технико-экономическая характеристика.

4.Производственная структура предприятия и факторы, её определяющие.

5.Затраты на производство. Экономические элементы затрат.

6.Показатели эффективности деятельности и конкурентоспо-

собности промышленного предприятия. Литература: [4,7,9]

Типовые задачи:

№ 1. Оцените эффективность работы предприятий производящих аналогичную продукцию на основании следующих исходных данных:

Пред-

Програм-

Себестои-

Цена

Числен-

Среднегодовая

приятия

ма вы-

мость то-

единицы

ность ра-

стоимость ак-

 

пуска,

варной

продук-

ботающих

тивов,

 

тыс.шт.

продукции,

ции, р.

 

млн р.

 

 

млн р.

 

 

 

№1

80

17

250

400

20

№2

96

20

250

540

32

№ 2. Средняя за анализируемый период стоимость активов, участвующих в основной деятельности предприятия 30000 тыс. р. Выручка от реализации – 35000 тыс. р. Прибыль от реализации – 2000 тыс. р.

Рассчитать рентабельность активов. Оценить факторы, определяющие этот уровень рентабельности (рентабельность продаж и оборачиваемость активов).

№ 3. Постоянные затраты на производство продукции «А» – 30 тыс. р., удельные переменные – 45 р. Определите, начиная с какого объёма производства (штук) изготовление данной продукции является выгодным для предприятия, если её цена на рынке составляет 60 р.


19

Тест «Эффективность предприятия»

Укажите правильный вариант ответа

1. Постоянные затраты в составе выручки от реализации – это затраты, величина которых, не зависит от:

а) натурального объёма реализуемой продукции; б) заработной платы управленческого персонала; в) амортизационной политики предприятия.

2.В состав переменных затрат на реализованную продукцию входит: а) арендная плата; б) проценты за кредит;

в) затраты на сырье и материалы.

3.При увеличении выручки от реализации постоянные затраты:

а) не изменяются; б) увеличиваются;

в) не изменяются в определенном диапазоне производства продукции.

4.При увеличении выручки от реализации доля постоянных затрат в общей сумме затрат на реализованную продукцию:

а) увеличивается; б) уменьшается;

 

в) не изменяется.

1.

К показателям эффективности общественного производства от-

носят:

а) рентабельность, среднюю заработную плату работающих, себестоимость продукции; б) рентабельность, затраты на 1 рубль продукции, фондоотдачу,

производительность труда.

в) прибыль, себестоимость, цену продукции, среднюю численность работающих.

2.Улучшение потребительских свойств продукции всегда приводит

кросту выручки от реализации?

а) да; б) нет.

7.Улучшение потребительских свойств продукции всегда приводит к росту прибыли от реализации?

а) да;


20

б) нет.

8.При увеличении натурального объёма реализации и прочих неизменных условиях доля переменных затрат в составе выручки от реализации:

а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

9.При одновременном снижении цен и натурального объёма реализации доля переменных затрат в составе выручки от реализации:

а) увеличивается; б) уменьшается; в) не изменяется.

10. Для серийного типа производства характерны:

а) пооперационная технология; специальное оборудование с применением УСП и УНП; ограниченная номенклатура; б) маршрутная технология; универсальное оборудование и широкая номенклатура;

в) попереходная технология; специальное оборудование, ограниченная номенклатура.

Занятие 9 (2 часа)

Тема 7. Имущество предприятия

Методические указания. Материально-техническую основу деятельности предприятия любой организационно-правовой формы и формы собственности составляет принадлежащее ему имущество.

Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности. К числу материальновещественных элементов относят земельные участки, здания, сооружения, машины, оборудование, сырье, готовые изделия, денежные средства. Нематериальные элементы создаются в процессе жизнедеятельности предприятия – товарные знаки, запатентованные способы производства, авторские права и т.п., которые могут быть проданы или переданы.

При изучении данной темы необходимо рассмотреть основные виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, и их

21

характеристику: движимое и недвижимое имущество, основные средства, оборотные средства, нематериальные активы.

Следует изучить состав и квалификацию основных производственных фондов и оборотных средств предприятия, ознакомиться с показателями эффективности их использования.

Для правильного осуществления производственного процесса необходимо иметь определенные запасы, проблема создания и управления которыми имеет большое значение: от установления оптимального размера запасов зависит минимизация издержек производства.

Нужно обратить внимание на существование различных систем управления запасами и рассмотреть японскую концепцию производства по принципу «точно вовремя» (just in time).

Вопросы:

1. Основные виды имущества предприятия.

2.Основные производственные фонды – экономическая сущность и состав.

3.Оборотные средства предприятия – состав и классификация.

4.Общие показатели эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств.

5.Японские системы управления запасами предприятия.

Литература:[4,6,7,8,9]

Типовые задачи:

№ 1. На основании исходных данных определить, на каком из трех предприятий лучше используются основные фонды.

Выпуск товарной продукции, млн р.

49,7

34,6

52,0

Численность промышленно-производственного

 

 

 

персонала, тыс. чел.

1,6

1,2

1,85

Фондовооруженность труда, тыс. р.

13,5

14,8

11,2

№ 2. Определить плановые и фактические показатели эффективности использования оборотных средств предприятия. Объем реализованной продукции в прошедшем году составил 350 тыс. р. при нормативе оборотных средств 35 тыс. р.; в планируемом году выпуск продукции увеличивается на 15 % при сокращении длительности оборота оборотных средств на 3 дня.


22

Тест «Имущество предприятия»

Укажите правильный вариант ответа

1. Основные фонды это:

а) здания, сырье, запчасти, оборудование, транспортные средства; б) сооружения, передаточные устройства, материалы, машины; в) машины и оборудование, сооружения, здания, транспортные средства.

2. Показатель фондоотдачи характеризует:

а) размер объёма товарной продукции, приходящийся на 1 рубль ОПФ; б) уровень производительности труда;

в) удельные затраты основных фондов на 1 рубль продукции; г) количество оборотов продукции.

3.Предприятие произвело товарной продукции на сумму 10 млн р., среднегодовая стоимость ОПФ при этом составила 5 млн р., тогда фондоотдача равна:

а) 50 р./р.; б) 0,5 р./р.; в) 2 р./р.;

г) 15 р.

4.Понятие «оборотные средства» включает:

а) оборотные фонды и денежные средства; б) оборотные фонды и фонды обращения;

в) производственные запасы, сырье, денежные средства, продукция; г) фонды обращения, незавершенное производство, запасы, готовая продукция, сырьё и материалы.

5. Период оборота оборотных средств это:

а) время, которое необходимо для производства товара; б) время от приобретения сырья до изготовления товара;

в) время от приобретения сырья до получения денег за проданный товар.

6. Фонды обращения это:

а) материальные запасы предприятия; б) здания, сооружения, машины, транспортные средства;

23

в) готовые изделия на складе предприятия и отгруженные покупателю, денежные средства предприятия; г) готовые изделия, денежные средства, незавершенное производство.

7.Эффективность использования оборотных средств характеризуют показатели:

а) прибыль, фондоотдача; б) коэффициент оборачиваемости, средняя продолжительность одного оборота;

в) коэффициент оборачиваемости, фондоемкость, длительность отчетного периода.

8.Предприятие произвело и реализовало продукции на 12 млн. р. в течение квартала, средняя стоимость оборотных средств составила 24 млн р., тогда длительность оборота оборотных средств будет равна:

а) 180 дн.; б) 180 р.; в) 45 дн.; г) 45 р.; д) 3,2 дн.; е) 20 дн.

9.Коэффициент оборачиваемости за год равен 15 оборотов, тогда длительность одного оборота оборотных средств:

а) 24 дн.; б) 24 р.;

в) 15 дн.;

г) 15 р.;

д) 45 дн.

10. В состав имущества предприятия входят:

а) здания, земельные участки, оборудование, трудовые ресурсы; б) здания и сооружения, машины, сырье, стоимость продукции;

в) основные и оборотные средства, земельные участки, нематериальные активы.


24

Занятие 10 (2 часа)

Тема 8. Экономическая стратегия предприятия

Методические указания. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в те годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение.

Стратегия – это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании.

При изучении данной темы следует обратить внимание, что выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: типов и характера информации, форм конкурентной борьбы, экономической политики правительства. Степень соответствия избранной предприятием хозяйственной стратегии общим тенденциям, в решающей степени определяет его конкурентоспособность.

Необходимо рассмотреть основные этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия, которые реализуются в процессе стратегического планирования: формулировка миссии и целей организации; анализ внешней среды; прогнозирование сбыта; определение стратегических альтернатив; выбор и реализация стратегии.

Вопросы:

1. Понятие стратегии, её особенности.

2.Элементы стратегического планирования.

3.Товарная стратегия предприятия.

4.Ценовая стратегия.

5.Базовые стратегии развития предприятия и их альтернативы. Литература:[3,4,9]

Тест «Экономическая стратегия предприятия»

Укажите правильный вариант ответа

1. Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия.

а) да; б) нет.

25

2.Стратегия формируется и разрабатывается трудовым коллективом предприятия?

а) да; б) нет.

3.Базовыми стратегиями развития предприятия являются:

а) стратегия перемен, уменьшения объема производства; б) стратегия роста, стабилизации и выживания;

в) стратегия ограниченного роста, постепенного улучшения, диверсификации.

4.Одним из вариантов стратегии роста является интеграционный рост? а) да; б) нет.

5.Расширение границ рынка – это стратегия диверсификационного роста?

а) да; б) нет.

1. Матрица БКГ – это упрощенная методика определения положения фирмы и её изделий по отношению к возможностям отрасли?

а) да; б) нет.

7. Основные направления возможностей интенсивного роста:

а) диверсификация, интеграция, перестройка системы управления; б) гибкое проникновение на рынок и расширение его границ, совершенствование товара; в) интеграционный рост, повышение производительности труда, финансовая перестройка.

8.Выделите факторы, которые необходимо учитывать при выборе типа хозяйственной стратегии:

а) степень и формы конкуренции, фактор времени, структура активов компании; б) налоговая политика, степень конкуренции, состав кадров, нали-

чие оборотных средств; в) фактор времени, интенсификация производства, интенсивность

труда, степень диверсификации.