Файл: С.А. Рябов Проверка зацеплений зубчатых колес после ремонта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.06.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11

2.5. Форма контакта зубьев.

Подбор зубчатых пар по форме пятна касания преследует цель правильного зацепления зубчатых колес и тем самым достижения плавной и долговечной их работы.

Теоретически правильной формой контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес является форма, данная на рис.7 (а - для ведущего колеса, б – для ведомого колеса). Но практически та-

кой формы достичь трудно, поэтому путем фланкирования и бочкообразования при обработке зубьев добиваются пятна касания, имеющего эллипсообразную форму (рис.7в) с отрывом ее от концов зубьев и от их вершин.

а)

б)

в)

Рис.7. Форма контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес

12

3. ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ

1) универсальный контрольно-обкатный станок А725 (если нет данного станка в учебной лаборатории, взять готовые проконтролированные колеса);

2)комплект контролируемых цилиндрических и конических колес;

3)краска.

4.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

-настроить станок на контроль зацепления зубчатых пар;

-согласно п. 2.3 в рекомендованной последовательности произвести проверку зацепления методом краски, оценить уровень шума;

-оформить отчёт о проделанной работе.

5. АНАЛИЗ ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Зацепление считается удовлетворительным только при определенных величине и расположении зоны касания как по длине зуба (продольное касание), так и по его высоте (профильное касание) и при определенном характере шума при обкатке. В продольном направлении зона касания должна составлять приблизительно 0,5-0,75 длины зуба, по профилю – 0,6 высоты и располагаться у цилиндрических и червячных пар симметрично относительно начальной окружности, а у конических - симметрично относительно образующей начального конуса (ближе к узкому концу).

При испытании на шум на обкатном станке с эталонной шестерней или в паре под нагрузкой, создаваемой при нажатии на ручной тормоз, допускается только слабый однотонный шум, напоминающий жужжание, и по силе зависящий от класса точности шестерен.

Расположение зоны касания и характер шума при обкатке характеризуют следующие факторы зацепления зубчатых передач:

-точность зацепления;

-чистота отделки боковых поверхностей;

-величина рабочих участков зоны касания.


13

Далее представлены типичные случаи расположения зоны касания прямозубых конических колес, типичные случаи расположения зоны касания конических колес с круговым зубом, рекомендуемые формы и расположение пятна контакта на зубьях колеса, исправления пятна контакта по длине зуба изменением двух установок.

Элементы зуба: а - конического колеса; б - конического колеса с круговым зубом

 

Таблица 2

 

Элементы зуба коническо-

 

го колеса:

а)

а – узкий конец;

b – широкий конец;

 

1,6 – ножки;

 

2,5 – боковые стороны;

 

3,4 – головки.

 

 

 

Элементы зуба коническо-

б)

го колеса с круговым зу-

бом:

 

а – узкий конец;

 

b – широкий конец;

 

1,6 – ножки;

 

2 – вогнутая сторона;

 

3,4 – головки;

 

5 – выпуклая сторона.

 

 

14

Типичные случаи расположения зоны касания прямозубых

конических колес

Таблица 3

Правильное

расположение зоны касания на зубьях шестерни, сидящей_на ведущем шпинделе.

Касание у узкого конца зуба.

Изменить продольное касание.

Касание_у широкого конца зуба.

Изменить продольное касание.

15

Продолжение таблицы 3

Касание у ножки зуба.

Изменить профильное касание.

Касание по головке зуба.

Изменить профильное касание.

Касание у широкого конца зуба и по ножке.

Изменить продольное и профильное касание.


16

Продолжение таблицы 3

Касание у узкого конца зуба и по ножке.

Изменить продольное и профильное касание.

Касание_у широкого конца зуба и по головке.

Изменить продольное и профильное касание.

Касание у узкого конца зуба и по головке.

Изменить продольное и профильное касание.

17

Продолжение таблицы 3

Перекрестное касание, касание у узкого конца зуба на одной сторо-

не_и широкого_на другой.

Изменить продольное касание.

Хромое касание. Касание по ножке на одной стороне зуба и по головке на_другой стороне.

Изменить профильное касание.

18

Типичные случаи расположения зоны касания конических колес с круговым зубом

Таблица 4

В продольном направлении зона касания составляет 0,6 – 0,75 длины зуба, по профилю 0,6 высоты и располагается симметрично образующей начального конуса, ближе к узкому концу.

Правильное расположение.

Зоны_касания на_зубьях шестерни, сидящей_на ведущем шпинделе.

Касание_у узкого_конца зуба.

Изменить продольное касание.

19

Продолжение таблицы 4

Перекрестное касание.

Касание_у узкого конца зуба на одной стороне_и широкого_на другой.

Изменить продольное касание.

Хромое касание_по ножке на одной стороне и по головке_на дру-

гой.

Изменить профильное касание.

6. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА

После контроля шестерни на пятно контакта изменяют установки контрольно-обкатного станка таким образом, чтобы получить желаемое расположение пятна контакта на зубьях колеса.

Если величины изменения установок контрольно-обкатного станка при перемещении контакта из неправильного положения в правильное невелики, примерно 0,3 мм, то их полностью переносят в установки зу-

20

борезного станка для нарезания зубьев на следующей шестерне.

При больших изменениях установок контрольно-обкатного станка величины при переносе на зуборезный станок уменьшают приблизительно на 5-7 %.

Более эффективно исправление пятна контакта достигается, когда поправки в установке зуборезного станка определяются расчетным путем.

Втабл. 5 показана рекомендуемая форма и расположение пятна контакта, а также способы исправления пятна контакта в отношении его расположения по длине и высоте зуба и размеров пятна - ширины и длины.

Втабл. 6 представлены исправления пятна контакта по длине зуба изменением двух установок.

Рекомендуемая форма и расположение пятна контакта на зубьях колеса

 

Таблица 5

Пятно контакта под легкой на-

Пятно контакта под полной на-

грузкой на

грузкой в собранном редукторе.

контрольно – обкатном станке.

 

Длина контакта должна быть рав-

Пятно контакта должно иметь не-

на ¾ длины зуба. Контакт должен

большой отрыв от носка и пятки,

быть смещен ближе к носку и

а также от головки и ножки зуба.

иметь отрыв от головки и ножки

 

зуба.

 

 

 



21

Исправление пятна контакта по длине зуба изменением двух установок

 

 

Таблица 6

Положение пятна

Левая спираль зуба*

контакта

 

 

Вогнутая сторона

Выпуклая сторона

 

 

 

 

Радиальную

Радиальную установку

На носке зуба

установку или угол

или угол эксцентрика

 

эксцентрика

увеличить (резцовую

 

уменьшить (резцовую

головку опустить);

 

головку поднять);

угол люльки умень-

 

угол люльки увели-

шить.

 

чить.

 

 

 

 

 

Радиальную установ-

Радиальную установку

На пятке зуба

ку или угол эксцен-

или угол эксцентрика

 

трика увеличить (рез-

уменьшить (резцовую

 

цовую головку опус-

головку поднять); угол

 

тить); угол люльки

люльки увеличить.

 

уменьшить.

 

 

 

 

* При исправлении контакта на зубчатых колесах с правой спиралью зуба указанные установки станка изменить в обратном направлении.

Далее представлены:

-исправление пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни

(табл.7);

-исправление ширины пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.8);

-исправление длины пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.9);

-исправление диагонального пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.10).