Файл: С.А. Рябов Проверка зацеплений зубчатых колес после ремонта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.06.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
11
2.5. Форма контакта зубьев.
Подбор зубчатых пар по форме пятна касания преследует цель правильного зацепления зубчатых колес и тем самым достижения плавной и долговечной их работы.
Теоретически правильной формой контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес является форма, данная на рис.7 (а - для ведущего колеса, б – для ведомого колеса). Но практически та-
кой формы достичь трудно, поэтому путем фланкирования и бочкообразования при обработке зубьев добиваются пятна касания, имеющего эллипсообразную форму (рис.7в) с отрывом ее от концов зубьев и от их вершин.
а)
б)
в)
Рис.7. Форма контакта зубьев цилиндрических зубчатых колес
12
3. ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТ, МАТЕРИАЛЫ
1) универсальный контрольно-обкатный станок А725 (если нет данного станка в учебной лаборатории, взять готовые проконтролированные колеса);
2)комплект контролируемых цилиндрических и конических колес;
3)краска.
4.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
-настроить станок на контроль зацепления зубчатых пар;
-согласно п. 2.3 в рекомендованной последовательности произвести проверку зацепления методом краски, оценить уровень шума;
-оформить отчёт о проделанной работе.
5. АНАЛИЗ ЗАЦЕПЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
Зацепление считается удовлетворительным только при определенных величине и расположении зоны касания как по длине зуба (продольное касание), так и по его высоте (профильное касание) и при определенном характере шума при обкатке. В продольном направлении зона касания должна составлять приблизительно 0,5-0,75 длины зуба, по профилю – 0,6 высоты и располагаться у цилиндрических и червячных пар симметрично относительно начальной окружности, а у конических - симметрично относительно образующей начального конуса (ближе к узкому концу).
При испытании на шум на обкатном станке с эталонной шестерней или в паре под нагрузкой, создаваемой при нажатии на ручной тормоз, допускается только слабый однотонный шум, напоминающий жужжание, и по силе зависящий от класса точности шестерен.
Расположение зоны касания и характер шума при обкатке характеризуют следующие факторы зацепления зубчатых передач:
-точность зацепления;
-чистота отделки боковых поверхностей;
-величина рабочих участков зоны касания.
13
Далее представлены типичные случаи расположения зоны касания прямозубых конических колес, типичные случаи расположения зоны касания конических колес с круговым зубом, рекомендуемые формы и расположение пятна контакта на зубьях колеса, исправления пятна контакта по длине зуба изменением двух установок.
Элементы зуба: а - конического колеса; б - конического колеса с круговым зубом
|
Таблица 2 |
|
Элементы зуба коническо- |
|
го колеса: |
а) |
а – узкий конец; |
b – широкий конец; |
|
|
1,6 – ножки; |
|
2,5 – боковые стороны; |
|
3,4 – головки. |
|
|
|
Элементы зуба коническо- |
б) |
го колеса с круговым зу- |
бом: |
|
|
а – узкий конец; |
|
b – широкий конец; |
|
1,6 – ножки; |
|
2 – вогнутая сторона; |
|
3,4 – головки; |
|
5 – выпуклая сторона. |
|
|
14
Типичные случаи расположения зоны касания прямозубых
конических колес
Таблица 3
Правильное
расположение зоны касания на зубьях шестерни, сидящей_на ведущем шпинделе.
Касание у узкого конца зуба.
Изменить продольное касание.
Касание_у широкого конца зуба.
Изменить продольное касание.
15
Продолжение таблицы 3
Касание у ножки зуба.
Изменить профильное касание.
Касание по головке зуба.
Изменить профильное касание.
Касание у широкого конца зуба и по ножке.
Изменить продольное и профильное касание.
16
Продолжение таблицы 3
Касание у узкого конца зуба и по ножке.
Изменить продольное и профильное касание.
Касание_у широкого конца зуба и по головке.
Изменить продольное и профильное касание.
Касание у узкого конца зуба и по головке.
Изменить продольное и профильное касание.
17
Продолжение таблицы 3
Перекрестное касание, касание у узкого конца зуба на одной сторо-
не_и широкого_на другой.
Изменить продольное касание.
Хромое касание. Касание по ножке на одной стороне зуба и по головке на_другой стороне.
Изменить профильное касание.
18
Типичные случаи расположения зоны касания конических колес с круговым зубом
Таблица 4
В продольном направлении зона касания составляет 0,6 – 0,75 длины зуба, по профилю 0,6 высоты и располагается симметрично образующей начального конуса, ближе к узкому концу.
Правильное расположение.
Зоны_касания на_зубьях шестерни, сидящей_на ведущем шпинделе.
Касание_у узкого_конца зуба.
Изменить продольное касание.
19
Продолжение таблицы 4
Перекрестное касание.
Касание_у узкого конца зуба на одной стороне_и широкого_на другой.
Изменить продольное касание.
Хромое касание_по ножке на одной стороне и по головке_на дру-
гой.
Изменить профильное касание.
6. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА
После контроля шестерни на пятно контакта изменяют установки контрольно-обкатного станка таким образом, чтобы получить желаемое расположение пятна контакта на зубьях колеса.
Если величины изменения установок контрольно-обкатного станка при перемещении контакта из неправильного положения в правильное невелики, примерно 0,3 мм, то их полностью переносят в установки зу-
20
борезного станка для нарезания зубьев на следующей шестерне.
При больших изменениях установок контрольно-обкатного станка величины при переносе на зуборезный станок уменьшают приблизительно на 5-7 %.
Более эффективно исправление пятна контакта достигается, когда поправки в установке зуборезного станка определяются расчетным путем.
Втабл. 5 показана рекомендуемая форма и расположение пятна контакта, а также способы исправления пятна контакта в отношении его расположения по длине и высоте зуба и размеров пятна - ширины и длины.
Втабл. 6 представлены исправления пятна контакта по длине зуба изменением двух установок.
Рекомендуемая форма и расположение пятна контакта на зубьях колеса
|
Таблица 5 |
Пятно контакта под легкой на- |
Пятно контакта под полной на- |
грузкой на |
грузкой в собранном редукторе. |
контрольно – обкатном станке. |
|
Длина контакта должна быть рав- |
Пятно контакта должно иметь не- |
на ¾ длины зуба. Контакт должен |
большой отрыв от носка и пятки, |
быть смещен ближе к носку и |
а также от головки и ножки зуба. |
иметь отрыв от головки и ножки |
|
зуба. |
|
|
|
21
Исправление пятна контакта по длине зуба изменением двух установок
|
|
Таблица 6 |
Положение пятна |
Левая спираль зуба* |
|
контакта |
|
|
Вогнутая сторона |
Выпуклая сторона |
|
|
|
|
|
Радиальную |
Радиальную установку |
На носке зуба |
установку или угол |
или угол эксцентрика |
|
эксцентрика |
увеличить (резцовую |
|
уменьшить (резцовую |
головку опустить); |
|
головку поднять); |
угол люльки умень- |
|
угол люльки увели- |
шить. |
|
чить. |
|
|
|
|
|
Радиальную установ- |
Радиальную установку |
На пятке зуба |
ку или угол эксцен- |
или угол эксцентрика |
|
трика увеличить (рез- |
уменьшить (резцовую |
|
цовую головку опус- |
головку поднять); угол |
|
тить); угол люльки |
люльки увеличить. |
|
уменьшить. |
|
|
|
|
* При исправлении контакта на зубчатых колесах с правой спиралью зуба указанные установки станка изменить в обратном направлении.
Далее представлены:
-исправление пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни
(табл.7);
-исправление ширины пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.8);
-исправление длины пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.9);
-исправление диагонального пятна контакта по высоте профиля зуба шестерни (табл.10).