Файл: Н.Г. Розенко Стандартизация. Законодательная база деятельности по стандартизации на промышленном предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.06.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра металлорежущих станков и инструментов

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Методические указания к лабораторной работе по курсу «Метрология, стандартизация и сертификация»

для студентов специальности 120200 «Металлорежущие станки и инструменты» специализации 120219 «Менеджмент качества, сертификации и лицензирование оборудования»

Составитель Н.Г. Розенко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 6 от 25.06.01

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности

120200

Протокол № 6 от 27.06.01

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

Кемерово 2002

1

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Изучить закономерности построения, принципы, а также научную базу стандартизации в Российской Федерации, в зарубежных странах, а также на международном уровне.

Получить практические навыки по созданию нормативной базы для обеспечения высокого качества продукции и услуг на предприятиях и в организациях, а также по разработке, внедрению и сертификации систем качества согласно международным стандартам ИСО серии 9000.

2. СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Вся история человеческого общества характеризуется стремлением к постоянному совершенствованию трудовой деятельности людей. Это проявлялось в создании новых предметов, орудий труда, трудовых приемов. При этом люди стремились фиксировать и отбирать лучшие варианты трудовой деятельности с целью их повторного использования. Это явилось прообразом стандартизации в современном понимании этого слова. На сегодняшний день стандартизация является важнейшей составляющей в обеспечении качества продукции, услуг, функционирования производств и систем качества. Деятельность по стандартизации давно перешагнула межгосударственные границы. Активно производимая международная стандартизация облегчает научнотехническое и торговое сотрудничество различных государств, способствует выравниванию жизненного уровня людей в различных уголках земного шара.

В нашей стране деятельность по стандартизации осуществляется на основании закона «О стандартизации», принятого 10 июня 1993 года. Настоящий закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, обязательные для всех органов государственного управления, предприятий, предпринимателей как субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей государство посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Согласно вышеуказанному закону стандартизация – это деятельность по установлению норм, правил, характеристик (далее - требований) в целях обеспечения:

1) безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;


2

2)технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

3)качества продукции работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

4)единства измерений;

5)экономии всех видов ресурсов;

6)безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

7)обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Встатье 4 Закона говорится о том, что государственное управление стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействия с органами власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации метрологии и сертификации (Госстандарт России).

Госстандарт РФ формирует и реализует государственную политику

вобласти стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации, а также устанавливает правила применения международных и региональных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации на территории Российской Федерации.

Субъекты хозяйственной деятельности, включая общественные объединения, организуют и проводят работы по стандартизации в соответствии с Законом «О стандартизации».

Госстандарт РФ в соответствии с настоящим Законом устанавливает в государственных стандартах Государственной системы стандартизации (ГСС) общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с государственными органами управления.

Госстандарт РФ представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность по стандартизации.


3

Второй раздел Закона посвящен нормативным документам по стандартизации и их применению. Указывается, что к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся:

1)государственные стандарты Российской Федерации;

2)применяемые в установленном порядке международные и региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

3)общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

4)стандарты отраслей;

5)стандарты предприятий;

6)стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

В этом разделе обращается также внимание на то, что требования, устанавливаемые нормативными документами по стандартизации, должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, международных и региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных национальных стандартах других государств, учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг, условия и режимы труда и не должны нарушать положений, установленных актами законодательства Российской Федерации.

Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.

Далее в Законе дается характеристика каждой категории нормативных документов по стандартизации.

Так указывается, что государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы, услуги, имеющие межотраслевое значение. Государственные стандарты должны содержать:

1)требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования техники безопасности и производственной санитарии;

2)требования технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;


4

3)основные потребительские и эксплуатационные характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;

4)правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании, эксплуатации продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации, допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и органи- зационно-технические правила и нормы.

Для обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и конкурентоспособности отечественной продукции и услуг

вгосударственных стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на перспективу, опережающие возможности традиционных технологий. Отмечается также, что государственные стандарты не должны противоречить законодательству РФ.

В статье 7-й Закона «О стандартизации» особое внимание уделяется обязательности выполнений органами государственного управления и субъектами хозяйственной деятельности требований, устанавливаемых государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ.

Соответствие продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется в порядке, установленном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если об этом указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов может определяться в порядке, установленном законодательством РФ о добровольной сертификации продукции и услуг.

Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может подтверждаться путем маркирования продукции или услуг знаком соответствия государственным стандартам.


5

В соответствии с Законом «О стандартизации» государственные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов – Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России).

Государственные стандарты вводятся в действия после их государственной регистрации в Госстандарте РФ.

Порядок разработки, принятия, введения в действия, применения и ведения общероссийских классификаторов технико-экономической информации устанавливает Госстандарт РФ.

Стандарты отраслей могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции в целях обеспечения требований, решаемых стандартизацией применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.

Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения требований, решаемых стандартизацией, а также в целях совершенствования организации и управления производством.

Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются этими общественными объединениями для динамичного распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований и разработок. Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно.

Стандарты субъектов хозяйственной деятельности не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов.

Информация о принятых стандартах отраслей, стандартах научнотехнических, инженерных обществ и других общественных объединений направляется в органы Госстандарта России.

Статья 9 Закона посвящена применению нормативных документов по стандартизации. Здесь обращается внимание на то, что нормативные

6

документы по стандартизации должны применяться государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации, поставки, продажи, использования, эксплуатации, хранения, транспортирования и утилизации, при выполнении работ и оказании услуг, при разработке технической документации (конструкторской, технологической, проектной) и технических условий на поставляемую продукцию или оказываемые услуги.

При этом действующие отраслевые стандарты применяются на территории Российской Федерации в случаях, если их требования не противоречат законодательству РФ.

Заказчик и исполнитель обязаны включить в договор условия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

Необходимость применения нормативных документов по стандартизации в отношении производимой продукции или оказываемых услуг на территории Российской Федерации с целью вывоза с ее территории определяется контрактом.

Ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

Статья 10 Закона посвящена информации о нормативных документах по стандартизации, их издании и реализации.

В пункте 1 этой статьи отмечается необходимость создания условий доступности к официальной информации о разрабатываемых и принятых государственных стандартах, общероссийских классификаторах техни- ко-экономической информации; а также говорится о доступности их самих для пользователей, в том числе и зарубежных, в той части, в которой они не составляют государственной тайны.

Публикацию официальной информации о государственных стандартах, общероссийских классификаторах технико-экономической информации, международных и региональных стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств, а также информации о международных договорах в области стандартизации и правилах их применения организует Госстандарт РФ. Создание и ведение федерального фонда государственных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической информации, а также международных и региональных стандартов, правил,