Файл: А.В. Буянкин Автотранспортные средства. Методические указания к практическим занятиям для студентов направления 552100.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
18
11.Объясните (на основе явления увода) направляющее действие управляемых колес.
12.Что называют поворачиваемостью автомобиля?
13.Виды поворачиваемости и соотношение между углами увода колес передней и задней осей.
14.Что такое стабилизация управляемых колес? Чем она обеспечивается?
15.Объясните причины возникновения стабилизирующих момен-
тов.
16.Оценочные показатели маневренности.
17.От каких факторов и каким образом зависят показатели маневренности?
18.Пути повышения маневренности за счет изменения конструктивных параметров автомобиля.
19.Причины колебаний управляемых колес вокруг шкворней.
20.Объясните причины возникновения и сущность явления "шим-
ми".
Лабораторная работа №5
УСТОЙЧИВОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Методические указания
В данной теме изучается способность автомобиля сохранять заданное водителем направление движения.
При рассмотрении данной темы необходимо четко усвоить определение устойчивости, понять влияние устойчивости на безопасность движения, производительность; уяснить требования, предъявляемые к дорожному полотну. Знать оценочные параметры устойчивости, иметь понятие о продольной и поперечной устойчивости автомобиля, устойчивости при повороте против заноса, сноса и опрокидывания; о влиянии тягового и тормозного усилий на боковое скольжение колеса, занос и снос колес при торможении автомобиля. Уметь оценивать влияние конструктивных и эксплуатационных факторов на устойчивость, понимать особенности определения параметров устойчивости автопоездов.
19
5.1. Определение критической по условиям поперечного скольжения скорости движения.
При движении по горизонтальной дороге углы подъема и косогора равны нулю; тогда критическую по условиям поперечного скольжения скорость движения Vкр. с., м/с, можно определить по формуле
V = g ϕ L , (5.1)
кр. с. |
tg Θ |
|
где Θ - угол поворота управляемых колес, град.
Необходимо определить критическую по условиям поперечного скольжения скорость при повороте управляемых колес на угол 10º, 20º, Θ ср. мах. Расчет проводят для категории М1 при ϕ =0,4; 0,6; 0,8; для остальных категорий – при ϕ =0,2; 0,4; 0,6.
Результаты расчета по формуле (5.1) сводят в таблицу 5.1. Таблица 5.1 – Критическая по условиям поперечного скольжения
скорость движения, м/с.
Θ , ° |
|
ϕ |
|
|
0,4 |
0,6 |
0,8 |
||
|
10
20
Θ ср. мах
5.2. Определение критической по условиям бокового опрокидывания скорости движения.
При движении автомобиля по горизонтальной дороге критическую по условиям бокового опрокидывания скорость Vкр. опр., м/с, можно определить по формуле
V |
= |
g B L . |
(5.2) |
кр. опр. |
|
2 hд tg Θ |
|
|
|
|
Определить для углов поворота управляемых колес на угол 10º, 20º, Θ ср. мах. и трех коэффициентов сцепления. Результаты расчета по формуле (5.2) сводят в таблицу 5.2.
Таблица 5.2 – Критическая по условиям бокового опрокидывания скорость движения, м/с.
Θ , ° |
|
ϕ |
|
|
0,4 |
0,6 |
0,8 |
||
|
10
20
Θ ср. мах
20
Критическую по условиям поперечного скольжения скорость движения необходимо сравнить со скоростью, критической по условиям бокового опрокидывания и сделать вывод об обеспечении безопасности движения. Для обеспечения безопасности движения должно выполняться условие
Vкр. опр. ! Vкр. с. . (**)
Если условие (**) не выполняется, необходимо предложить мероприятия по изменению конструктивных параметров проектируемого АТС.
5.3. Определение коэффициента поперечной устойчивости. Коэффициент поперечной устойчивости Кп.у. определяют по фор-
муле
Кп.у. = |
B |
|
. |
(5.3) |
2 h |
|
|||
|
д |
|
Необходимо определить коэффициент поперечной устойчивости и сравнить его с максимальным для проектируемого АТС значением коэффициента сцепления. Для обеспечения безопасности движения должно выполняться условие
Кп.у. ! ϕ (***)
Если условие (***) не выполняется, необходимо предложить мероприятия по изменению конструктивных параметров проектируемого АТС.
5.4. Определение предельного угла подъема по опрокидыванию. Условие сохранения продольной устойчивости можно записать в
виде |
L2 . |
|
tg αкр = |
(5.4) |
|
|
hд |
|
Для обеспечения безопасности движения необходимо, чтобы предельный угол подъема по опрокидыванию был больше наибольшего угла подъема по буксованию ведущих колес. Это условие можно записать в виде
L2 ≥ ϕ . |
(****) |
hд |
|
Если условие (****) не выполняется, необходимо предложить мероприятия по изменению конструктивных параметров проектируемого АТС.
21
Контрольные вопросы
1. Что называют устойчивостью АТС?
2.Перечислите оценочные параметры устойчивости.
3.Нарушение какого вида устойчивости наиболее опасно и поче-
му?
4.Какое влияние на продольную устойчивость оказывает компоновочная схема автомобиля (колесная формула его трансмиссии)?
5.Чем отличаются понятия "занос" и "снос?"
6.Почему занос опаснее сноса?
7.Объясните, почему при заносе водитель должен поворачивать управляемые колеса в сторону заноса?
8.Объясните причины отрицательного влияния дифференциала повышенного трения на устойчивость автомобиля.
9.Что наступит раньше при повороте автомобиля на хорошей дороге – боковое скольжение или боковое опрокидывание и почему?
10.Как влияет наличие окружного усилия ведущих колес на поперечную устойчивость автомобиля?
11.От каких факторов и каким образом зависит коэффициент поперечной устойчивости?
12.Какое должно быть соотношение между критическими скоростями по опрокидыванию и скольжению?
13.Коэффициент поперечной устойчивости больше единицы. Может ли опрокинуться автомобиль и почему?
опр |
= |
− |
B |
|
14.Что означает знак "-" в формуле tg βкр |
|
|||
2 hд |
||||
|
|
|
22
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Литвинов А. С. Теория эксплуатационных свойств автотранспортных средств: Учеб. пособие. Ч. 1. – М.: МАДИ, 1978. – 122 с.
2. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. / А. С. Литвинов, Я. Е. Фаробин. – М.: Машиностроение, 1989. – 240 с.
3.Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль. Анализ конструкции, элементы расчета: Учеб. для студентов вузов по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство". – М.: Машиностроение,
1989. – 304 с.
Составители Алексей Владимирович Буянкин
Леонид Сергеевич Жданов
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Методические указания к практическим занятиям для студентов направления 552100 "Эксплуатация транспортных средств" (дневной формы обучения)
Редактор З. М. Савина
ЛР № 020313 от 23.12.96
Подписано в печать 14.01.01. Формат 60× 84/16.
Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.–изд. л. 1,2. Тираж 110 экз. Заказ Кузбасский государственный технический университет.
650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.