Файл: А.В. Косолапов Автомобильные дороги и городские улицы. Методические указания к курсовой работе для студентов всех форм обучения специальности 240100.03.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра автомобильных перевозок

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ И ГОРОДСКИЕ УЛИЦЫ

Методические указания к курсовой работе для студентов всех форм обучения специальности 240100.03 Организация

перевозок и управление на транспорте (автомобильном)”

Составители А. В. Косолапов В. В. Погорелый

Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 24 от 25.01.2000

Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 240100.03 Протокол № 4 от 25.01.2000

Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Тема курсовой работы - расчет параметров и элементов автомобильной дороги.

Цели курсовой работы - закрепление теоретического материала дисциплины “Автомобильные дороги и городские улицы”, овладение методикой и навыками самостоятельного решения конкретной инженерной задачи по использованию научных знаний в исследовательской деятельности по конструированию автомобильных дорог и городских улиц.

Задачи курсовой работы - изучение современных методов проектирования автомобильных дорог и городских улиц, обеспечивающих надлежащую пропускную способность и эффективную скорость транспортных потоков при соблюдении требований безопасности движения транспорта и пешеходов; закрепление навыков пользования стандартами, табличными материалами, справочной, периодической и другой литературой, оформления расчётов и инженерных разработок.

Курсовую работу оформляют в виде расчётно-пояснительной записки на листах формата А4 с использованием миллиметровой бумаги для построения графика.

Курсовую работу выполняют по индивидуальному заданию в свободное от занятий время.

2. ЗАДАНИЕ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ (см. варианты заданий в табл. 2) Расчетный автомобиль

Расчетная скорость V, м/с Коэффициент продольного сцепления ϕ Динамический фактор D

Перспективный срок службы дороги n, лет

Интенсивность движения на первый год эксплуатации дороги N1,

авт./ сут

Коэффициент эксплуатационного состояния тормозов Темп прироста интенсивности движения P, % Коэффициент сопротивления качению ƒ Коэффициент удобства движения µ


2

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Определение расчетного тормозного пути

 

Длину расчетного тормозного пути определяем по формуле

 

Sтп

= S

р

+ S

т

+ S , м

(1)

 

 

б

 

где - путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя, м; - путь, необходимый для изменения скорости, м; - зазор безопасности, м:

= V tрв, м

(2)

где V - расчетная скорость, м/с; tрв - время реакции водителя, прини-

мается равным одной секунде

V2

 

 

=

 

, м

2 g (ϕ + ƒ

)

 

 

где – коэффициент эксплуатационного состояния тормозов; ϕ

эффициент сцепления; ƒ – коэффициент сопротивления качению Зазор безопасности выбирается в пределах: = 5...10 м.

2. Определение допустимых продольных уклонов

Допустимый продольный уклон определяется по формуле iв = D − ƒ , %0,

где D - динамический фактор

(3)

ко-

(4)

3. Определение минимально допустимых радиусов кривых в плане

3.1. Определение радиуса кривой в плане с устройством виража

 

Данный радиус определяем по формуле

 

 

план

=

V2

 

R

 

 

, м

(5)

 

 

 

 

 

g (μ + iв)

 

где µ - коэффициент удобства движения; iв - уклон дороги, %0

3.2. Определение радиуса кривой в плане без устройства виража Данный радиус определяется по формуле

Rплан = V2 (6) g μ

(в данном случае уклон равен 0 (iв = 0))


3

4. Определение допустимых радиусов выпуклых и вогнутых кри-

вых

4.1. Определение допустимого радиуса выпуклых кривых Минимальный радиус для случая возможности встречи на пути

автомобиля препятствия определяем по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RI =

(Sт)

 

 

, м

 

 

 

(7)

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расстояние от автомобиля до препятствия

 

где

 

 

 

п =

 

S

 

 

+

 

S

 

+

S

 

,

м.

 

(8)

 

S

т

 

тп

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

Минимальный радиус для случая возможности встречи на пути

автомобиля другого автомобиля определяем по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

 

а)

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RII

=

 

 

 

 

, м

 

(9)

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,8

 

 

 

 

 

 

 

- расстояние между двумя автомобилями:

 

где

 

 

а =

2

S

 

 

 

+ 2

 

S

 

 

 

+

S

, м.

(10)

 

S

т

 

 

тп

 

 

 

 

 

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

4.2. Определение допустимого радиуса вогнутых кривых

 

Данный радиус определяем в дневное время по формуле

 

 

 

 

 

 

RI =

 

V2

 

 

, м

 

(11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в ночное время по формуле

 

0,05 g

 

 

 

 

 

 

 

 

а)2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(

 

 

 

 

 

 

 

 

 

RII =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, м

(12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 (hф +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Sт sin α )

 

 

где - возвышение центра фары над поверхностью дороги, м; α -

угол распространения пучка света фар в вертикальной плоскости, град. Поскольку угол α мал, то принимаем Sат sinα = 0.

5. Определение перспективной интенсивности движения и категории дороги

Перспективную интенсивность движения определяем по формуле

n

= N1(1+

 

P

)n 1, авт./ сут

(13)

Nпер

 

 

100

 

 

 

 


4

где N1 - интенсивность движения на первый год эксплуатации, авт./сут;

P - темп прироста интенсивности движения, %; n - срок службы дороги, годы.

Категория дороги выбирается по величине полученной перспективной интенсивности движения.

6. Определение пропускной способности одной полосы движения

6.1. Построение графика зависимости интенсивности движения от скорости N = ƒ (V).

Зависимость интенсивности движения от скорости имеет вид

 

 

 

Nчас

=

1000V

, авт./ ч

 

(14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L

 

 

где L - расстояние между передними и задними бамперами автомоби-

лей, движущихся друг за другом, м; V - скорость движения автомобиля,

км/ч.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

L определяем по формуле

 

 

 

2

 

 

 

 

 

L =

V

+

 

K э V

 

 

+ +

l а , м

(15)

3,6

 

254 (ϕ + ƒ

 

 

 

 

 

 

± iв)

 

 

где lа - длина автомобиля, м

 

Nчас

 

 

 

 

 

 

 

Nсут =

 

, авт./ сут

 

(16)

 

 

0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(при расчетах проводится округление значений интенсивности до целых величин в большую сторону).

Результаты вычислений при подстановке значений скорости от 20 до 120 км/ч и при шаге 5 км/ч сводят в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

V, км/ч

20

25

 

115

 

120

 

L, м

 

 

 

 

 

 

 

 

Nчас, авт./ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Nсут, авт./сут

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным табл. 1 строим график зависимости N = ƒ

(V).

По этому графику определяем при

Nmax оптимальное значение

скорости.


5

6.2. Определение пропускной способности одной полосы движе-

ния

Часовую пропускную способность определяем по формуле

 

Pчас =

0,85 Nmax , авт./ч

(17)

Суточная пропускная способность определяем по формуле

 

Pсут =

Pчас , авт./ сут

(18)

 

 

0,2

 

 

 

7. Проектирование поперечного профиля дороги

 

7.1. Определение количества полос движения

 

Количество полос определяем по формуле

 

 

 

n

 

 

nп =

Nпер

 

 

(19)

Pсут 0,45

 

 

 

 

(при расчете число полос округляем в большую сторону).

 

7.2. Определение ширины проезжей части

 

Ширину проезжей части определяем по формуле

 

В=

b +

 

c

+ y +

x , м

(20)

2

 

2

 

 

2

 

где b - ширина кузова автомобиля, м; с – колея автомобиля, м; у - расстояние от внешней границы следа колеса до края проезжей части, м

y =

0,1+ 0,0075 Vрасч ,

(21)

где x - зазор между кузовами встречных автомобилей, м

 

x =

0,3 +

0,0075

V1+ V2 ,

(22)

где V1 = V2 = Vрасч, км/ч.

 

 

 

 

7.3. Проверка правильности выбранного количества полос

 

 

 

n

 

 

 

Z =

Nпер

≤ 0,45 .

(23)

 

Pсут nп

 

 

 

 

8. Прогнозирование режимов движения транспортного потока

В зависимости от значения Z выбирается соответствующий уровень удобства движения.