Файл: А.В. Косолапов Технические средства организации дорожного движения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильных перевозок
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Методические указания к курсовой работе для студентов специальности 240400 "Организация и безопасность движения на автомобильном транспорте" (дневной формы обучения)
Составители А. В. Косолапов В. Л. Жданов
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Протокол № 31 от 27.10.2000
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552100 Протокол № 31 от 27.10.2000
Электронная копия хранится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи курсовой работы |
2 |
2.Необходимые условия для введения координированного
|
регулирования |
2 |
3. |
Подготовка исходных данных |
3 |
4. |
Расчет программ координации |
8 |
4.1. Расчет общего цикла координированного регулирования |
|
|
|
и его элементов |
8 |
4.2. Предварительный этап построения графика координиро- |
|
|
|
ванного регулирования |
9 |
4.3. Этап окончательного построения графика координирован- |
|
|
|
ного регулирования |
11 |
5. |
Оформление курсовой работы |
13 |
6. |
Защита курсовой работы |
14 |
Список рекомендуемой литературы |
14 |
2
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Цель курсовой работы - закрепление студентами знаний, полученных при изучении курсов «Организация дорожного движения», «Технические средства организации дорожного движения». В данной работе объектом инженерных расчетов является координированное регулирование на магистрали («Зеленая волна»). Подобная задача часто возникает в процессе дипломного проектирования и дальнейшей профессиональной деятельности. Курсовая работа способствует развитию у студента навыков самостоятельной работы, инженерных расчетов по специальности, грамотного оформления технической документации, использования нормативных документов и специальной литературы.
2. НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ КООРДИНИРОВАННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Координированным регулированием называется согласованная работа ряда светофорных объектов с целью сокращения задержки транспортных средств.
Для организации координированного регулирования необходимы следующие условия:
-наличие не менее двух полос для движения в каждом направлении;
-одинаковый цикл регулирования на всех перекрестках, входящих
всистему координации;
-расстояние между соседними перекрестками не должно превышать 800 м.
Первое условие связано с необходимостью безостановочного движения транспортных средств с расчетной скоростью и своевременного их прибытия к очередному перекрестку. Их задержка в пути приведет к нарушению процесса координированного регулирования, так как увеличение времени движения на перегонах способствует прибытию автомобиля к перекрестку с опозданием (в период действия запрещающего сигнала). При узкой проезжей части вероятность задержки в пути повышается, так как затруднен объезд возможных препятствий на дороге (остановившиеся у тротуара автомобили, остановочные пункты общественного транспорта и т.д.).
Одинаковый цикл на всех перекрестках обеспечивает необходимую периодичность смены сигналов, сохранение расчетного сдвига включения фаз, разрешающих движение вдоль маршрута координации.
3
Ограничение, накладываемое на длину перегона, связано с процессом группообразования в транспортном потоке. Группа автомобилей образуется при разъезде очереди, скопившейся в ожидании разрешающего сигнала светофора. В начале перегона непосредственно за перекрестком интенсивность такой группы близка к потоку насыщения. В процессе дальнейшего движения группы начинается ее распад из-за различных скоростей транспортных средств, составляющих эту группу. Разброс скоростей обусловлен разнородностью состава транспортного потока, а также индивидуальными особенностями водителей. Автомобили с более высокими скоростями перемещаются в головную часть группы, медленно движущиеся автомобили – в ее конец или отстают от группы. Этот процесс прогрессирует по мере удаления группы от предыдущего перекрестка, время проезда группы мимо неподвижного наблюдателя увеличивается, ее средняя интенсивность движения падает. При расстоянии между соседними перекрестками более 800 м в связи с полным распадом группы ее задержанная часть резко увеличивается, и координированное регулирование становится неэффективным.
3.ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ
Вданной курсовой работе рассматривают организацию координированного регулирования на магистрали (проспект Вертикальный). Схема участка магистрали приведена на рис. 3.1. Так как требуется выполнение необходимых условий для введения координированного регулирования, указанных выше, исходные данные можно разбить на две группы: постоянные и индивидуальные.
Вкачестве постоянных исходных данных для всех вариантов задают (полагая сложные условия движения на перекрестках):
-число перекрестков на магистрали – 5 (пересечение проспекта Вертикального с 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й Горизонтальными улицами);
-число фаз регулирования на каждом перекрестке – 2 фазы.
Вкачестве исходных данных, индивидуальных для каждого студента, задают:
-ширину проезжих частей на улицах Горизонтальных и проспекте Вертикальном (табл. 3.1);
-расстояния между перекрестками (табл. 3.2);
-интенсивность транспортных потоков на всех пяти перекрестках проспекта Вертикального в прив.авт/ч (рис. 3.2, табл. 3.3 – 3.7);
-расчетную скорость движения по Вертикальному проспекту.
4
5 |
ул. 5-я Горизонтальная |
4
3
2
1
проспект Вертикальный
ℓ4-5
ул. 4-я Горизонтальная
ℓ3-4
ул. 3-я Горизонтальная
ℓ2-3
ул. 2-я Горизонтальная
ℓ1-2
ул. 1-я Горизонтальная
Рис. 3.1. Схема участка магистрали: цифры в кружках обозначают номер перекрестка; ℓ1-2, ℓ2-3, ℓ3-4, ℓ4-5 – расстояния между соответствующими перекрестками
Если необходимо, число полос движения студент определяет самостоятельно в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86.
Вариант задания назначает руководитель курсовой работы, либо студент самостоятельно определяет по последним трем цифрам номера зачетной книжки. Первая из этих цифр определяет ширину пересекающихся проезжих частей (табл. 3.1); вторая – расстояния между перекрестками (табл. 3.2); третья – интенсивность транспортных потоков и скорость движения (рис. 3.2, табл. 3.3 – 3.7). При этом если последняя цифра нечетная, то скорость движения принимают равной 55 км/ч, если четная – 60 км/ч.
5
Таблица 3.1
Ширина проезжих частей
|
|
Ширина проезжих частей, м |
|
||||
Вариант |
пр-т |
ул. 1-я |
ул. 2-я |
ул. 3-я |
ул. 4-я |
ул. 5-я |
|
Верти- |
Гори- |
Гори- |
Гори- |
Гори- |
Гори- |
||
задания |
|||||||
кальный |
зонталь- |
зонталь- |
зонталь- |
зонталь- |
зонталь- |
||
|
|
ная |
ная |
ная |
ная |
ная |
|
0,1 |
23 |
14 |
15 |
11 |
12 |
22 |
|
2,3 |
30 |
22 |
13 |
16 |
11 |
14 |
|
4,5 |
28 |
11 |
20 |
14 |
17 |
12 |
|
6,7 |
24 |
14 |
11 |
19 |
12 |
16 |
|
8,9 |
31 |
19 |
14 |
11 |
23 |
18 |
|
Расстояния между перекрестками |
Таблица 3.2 |
|||
|
|
||||
Вариант задания |
|
ℓ1-2, м |
ℓ2-3, м |
ℓ3-4, м |
ℓ4-5, м |
0,1 |
|
360 |
600 |
540 |
490 |
2,3 |
|
510 |
480 |
305 |
290 |
4,5 |
|
405 |
530 |
400 |
600 |
6,7 |
|
350 |
405 |
520 |
390 |
8,9 |
|
390 |
360 |
520 |
610 |
|
q3 |
проспект |
Вертикальный |
|
|
|
|
|
|
||
|
q31 |
q32 |
q41 |
|
|
|
|
|
q4 |
||
|
|
|
q42 |
||
|
|
|
улица |
||
|
|
|
|
|
|
q2 |
q22 |
|
|
Горизонтальная |
|
q21 |
|
q11 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
q12 |
|
|
|
|
|
q1 |
|
|
Рис. 3.2. План перекрестка с обозначением транспортных потоков
6
Таблица 3.3 Интенсивность транспортных потоков (варианты задания 0,1)
Транспорт- |
Интенсивность транспортных потоков, прив.авт/ч |
||||
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
|
ный поток |
сток 1 |
сток 2 |
сток 3 |
сток 4 |
сток 5 |
|
|||||
q1 |
1850 |
1690 |
1730 |
1805 |
1880 |
q11 |
150 |
120 |
180 |
205 |
220 |
q12 |
135 |
145 |
130 |
100 |
140 |
q2 |
730 |
750 |
840 |
850 |
795 |
q21 |
65 |
30 |
175 |
110 |
45 |
q22 |
40 |
55 |
80 |
35 |
110 |
q3 |
1890 |
1720 |
1760 |
1770 |
1855 |
q31 |
170 |
135 |
195 |
150 |
90 |
q32 |
95 |
150 |
110 |
125 |
140 |
q4 |
810 |
780 |
870 |
795 |
730 |
q41 |
70 |
50 |
105 |
130 |
60 |
q42 |
45 |
65 |
50 |
60 |
105 |
Таблица 3.4 Интенсивность транспортных потоков (варианты задания 2,3)
Транспорт- |
Интенсивность транспортных потоков, прив.авт/ч |
||||
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
|
ный поток |
сток 1 |
сток 2 |
сток 3 |
сток 4 |
сток 5 |
|
|||||
q1 |
1970 |
1995 |
1920 |
1720 |
1680 |
q11 |
150 |
185 |
130 |
125 |
100 |
q12 |
85 |
140 |
115 |
90 |
65 |
q2 |
540 |
680 |
605 |
570 |
510 |
q21 |
80 |
175 |
60 |
75 |
40 |
q22 |
35 |
125 |
55 |
45 |
50 |
q3 |
1935 |
1975 |
1895 |
1685 |
1685 |
q31 |
195 |
205 |
120 |
105 |
115 |
q32 |
70 |
130 |
95 |
90 |
50 |
q4 |
565 |
705 |
610 |
580 |
490 |
q41 |
70 |
180 |
75 |
85 |
45 |
q42 |
55 |
120 |
40 |
30 |
20 |
7
Таблица 3.5 Интенсивность транспортных потоков (варианты задания 4,5)
Транспорт- |
Интенсивность транспортных потоков, прив.авт/ч |
||||
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
|
ный поток |
сток 1 |
сток 2 |
сток 3 |
сток 4 |
сток 5 |
|
|||||
q1 |
1520 |
1565 |
1625 |
1780 |
1885 |
q11 |
170 |
155 |
180 |
205 |
210 |
q12 |
65 |
80 |
115 |
150 |
155 |
q2 |
480 |
470 |
505 |
630 |
740 |
q21 |
130 |
115 |
125 |
140 |
160 |
q22 |
115 |
90 |
100 |
125 |
145 |
q3 |
1545 |
1550 |
1640 |
1805 |
1890 |
q31 |
160 |
130 |
175 |
195 |
215 |
q32 |
75 |
85 |
105 |
140 |
160 |
q4 |
460 |
455 |
510 |
650 |
885 |
q41 |
140 |
120 |
135 |
145 |
130 |
q42 |
125 |
115 |
105 |
110 |
145 |
Таблица 3.6 Интенсивность транспортных потоков (варианты задания 6,7)
Транспорт- |
Интенсивность транспортных потоков, прив.авт/ч |
||||
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
перекре- |
|
ный поток |
сток 1 |
сток 2 |
сток 3 |
сток 4 |
сток 5 |
|
|||||
q1 |
1455 |
1605 |
1875 |
2060 |
1760 |
q11 |
65 |
90 |
140 |
185 |
130 |
q12 |
75 |
85 |
115 |
135 |
105 |
q2 |
505 |
590 |
720 |
875 |
645 |
q21 |
80 |
105 |
110 |
150 |
120 |
q22 |
65 |
95 |
100 |
130 |
105 |
q3 |
1430 |
1610 |
1890 |
2085 |
1735 |
q31 |
70 |
100 |
135 |
175 |
115 |
q32 |
85 |
90 |
120 |
160 |
110 |
q4 |
520 |
585 |
725 |
910 |
615 |
q41 |
75 |
110 |
95 |
165 |
105 |
q42 |
80 |
85 |
105 |
140 |
90 |