Файл: А.С. Фурман Транспортные средства. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19

тать рычаги выключения сцепления и заклепки фрикционных накладок, определить размеры шлицевого соединения ведомого диска.

Подобрать параметры гасителя крутильных колебаний.

Рассчитать привод сцепления: определить общее передаточное число привода и передаточные числа элементов, составляющих привод. Рассчитать работу выключения сцепления и величину максимального усилия на педали. Для гидравлического привода подобрать диаметры поршней цилиндров. Для пневмогидравлического усилителя определить диаметр поршня усилителя, подобрать размеры следящего устройства, параметры пружин и построить характеристику усилителя.

Графическая часть включает в себя:

-первый лист: продольный разрез сцепления, вид со стороны кожуха, необходимые виды и поперечные сечения;

-второй лист: ведомый диск сцепления в сборе, конструкция привода сцепления, для гидравлического привода - схема привода, продольные разрезы цилиндров, усилителя.

2.4.2. Коробка передач и раздаточная коробка Выбрать основные параметры: межосевое расстояние, ширину зуб-

чатых колес, муфт, синхронизаторов, подшипников, размера валов. Определить параметры зубчатых колес: модуль, исходный контур,

угол наклона линии зубьев, коэффициенты смещения исходного контура.

Определить суммарное число зубьев кинематической пары и число зубьев зубчатых колес передач, скорректировать передаточные числа передач.

Зубчатые колеса посчитать на прочность (напряжение изгиба и контактные напряжения сжатия) по формулам Льюиса и Герца.

Валы коробки передач рассчитать на прочность и жесткость. Подобрать подшипники валов с расчетом их долговечности и приведенной грузоподъемности по ГОСТ 18855-82.

Рассчитать синхронизатор одной пары шестерен.

Все остальные размеры деталей коробки передач допускается выбирать по конструктивным соображениям.

Графическая часть включает в себя:

- первый лист: продольный разрез коробки передач по валам с изображением всех элементов конструкции зубчатых колес, валов и их опор, муфт и синхронизаторов;


20

- второй лист: ступенчатое поперечное сечение коробки передач с проработкой взаимного расположения валов и механизма переключения передач.

2.4.3. Карданная передача Выбрать основные параметры карданной передачи: максимальную

частоту вращения карданного вала, максимальный крутящий момент на валу, размеры наружного и внутреннего диаметров трубы вала, допустимую длину вала, число карданных шарниров, углы установки карданных валов, основные размеры крестовин и вилок карданных шарниров, вид и параметры шлицевого соединения передачи.

Выполнить проверочный расчет деталей карданной передачи: рассчитать на изгиб и срез шипы крестовины, рассчитать на изгиб и кручение вилки шарниров, рассчитать на износ и статическую грузоподъемность игольчатые подшипники шарниров, рассчитать на критическую частоту вращения, кручение и жесткость трубу вала, рассчитать на смятие шлицевое соединение карданной передачи.

Графическая часть включает в себя один лист: сборочный чертеж карданной передачи с необходимыми видами и сечениями.

2.4.4. Ведущий мост Исходя из значения передаточного числа главной передачи и огра-

ничения размеров главной передачи по дорожному просвету выбрать кинематическую схему главной передачи. Для двойной главной передачи определить передаточные числа пар передачи.

Выбрать основные параметры зубчатых колес главной передачи: внешний окружной модуль для конических зубчатых колес, нормальный модуль для цилиндрических колес, суммарное число зубьев кинематических пар, число зубьев колес, внешнее конусное расстояние для конической или гипоидной передачи и межосевое расстояние для цилиндрической пары, направление и угол наклона линии зубьев для гипоидной передачи - гипоидное смещение, ширину зубчатых венцов, исходный контур зубьев, коэффициент смещения исходного контура, выбрать по конструктивным соображениям длину валов главной передачи.

Определить усилия, действующие в зацепления главной передачи и реакции опор. Рассчитать зубчатые колеса главной передачи на прочность по напряжениям изгиба зубьев и контактным напряжениям по

21

формулам Льюиса и Герца. Рассчитать ведущий вал главной передачи на прочность и жесткость и подобрать его подшипники с расчетом их долговечности в приведенной динамической грузоподъемности.

Выбрать на основе анализа существующих конструкций размеры полуосей и рассчитать их на статическую прочность.

Остальные параметры главной передачи, параметры дифференциала, подшипники и размеры балки ведущего моста выбираются по конструктивным соображениям.

Графическая часть включает в себя один лист: продольный разрез ведущего моста видами и сечениями.

2.4.5.Подвеска Определить основные выходные параметры подрессоренной и не-

подрессоренной масс, частоты собственных колебаний, статический и динамический прогибы подвески, жесткости шин и подвески, построить необходимую упругую характеристику подвески.

Определить параметры направляющего устройства и упругого элемента подвески.

Определить коэффициенты сопротивления амортизатора, отбоя и сжатия при открытых и закрытых клапанах, согласовать ход амортизатора с деформацией подвески и построить характеристику амортизатора.

Определить параметры подвески, обеспечивающие продольную и поперечную стабилизацию кузова, рассчитать жесткость и размеры стабилизатора поперечной устойчивости.

Определить основные размеры упругих элементов:

-для рессор длину, коэффициент асимметрии, форму и размеры профиля, число листов, длину и радиус выгиба каждого листа, стрелу выгиба каждого листа, стрелу выгиба собранной рессоры;

-для торсионов - передаточные отношения направляющего устройства, длину торсионов и размеры их поперечного сечения;

-для пружин - передаточное отношение подвески, средний диаметр пружин, диаметр прутка, число рабочих витков пружины;

-для пневматических упругих элементов - нагрузочную характеристику , жесткость , дополнительный объем , размеры упругого эле-

мента.

Определить необходимые размеры направляющего устройства и амортизатора.


22

Выполнить проверочный расчет на прочность упругого элемента и уточнить основные выходные параметры подвески.

Провести анализ влияния выбранных конструктивных параметров подвески на плавность хода, устойчивость и управляемость АТС: определить собственные и парциальные частоты колебаний АТС, найти центр крена подвески и ось крена АТС, построить зависимости изменений развала, схождения, колеи колес, угла наклона шкворней от прогиба подвески.

На листах графической части в зависимости от типа подвески и по согласованию с руководителем приводятся чертежи внешнего вида подвески, конструкции упругих элементов, направляющих устройств, амортизатора, опор, графики упругой характеристики подвески, рабочие характеристики амортизатора, кинематические характеристики направляющих устройств и т.п.

2.4.6. Рулевое управление Определить минимальный радиус поворота переднего наружного

колеса и максимальные углы поворота управляемых колес.

Выбрать тип рулевого механизма и его основные размеры: межосевое расстояние, диаметр и длину вала сошки, диаметр рулевого колеса, плечо обкатки, углы наклона шкворней и установки управляемых колес, длину рычага поворотной цапфы.

Определить момент сопротивления повороту управляемых колес, необходимые передаточные числа рулевого управления, механизма и привода, определить необходимость применения усилителя.

Построить рулевую трапецию и согласовать ее кинематику с кинематикой направляющего устройства подвески.

Определить размеры усилителя, диаметр силового цилиндра, диаметр и ход золотника, диаметры реактивных камер или плунжеров, параметры центрующих пружин. Построить рабочую характеристику усилителя. Рассчитать параметры гидросистемы усилителя.

Определить необходимые размеры и оценочные параметры рулевого механизма.

Выполнить прочностной расчет деталей рулевого управления рулевого механизма, его вала, сошки и ее вала, тяг, шарниров, стенки гидроусилителя. Расчетные режимы: по максимальному усилию, приложенному к рулевому колесу, по моменту сопротивления повороту

23

управляемых колес, по моменту, вызванному торможением одного из колес.

Выбрать и рассчитать необходимые параметры устройств, повышающих травмобезопасность рулевого управления (энергопоглощающих или ограничивающих силу удара водителя о рулевое колесо).

Графическая часть включает в себя:

- первый лист: чертеж рулевого механизма; -второй лист: чертеж рулевого привода.

Элементы усилителя рулевого управления показываются или на первом, или на втором листах в зависимости от компоновочной схемы усилителя.

2.4.7.Тормозное управление На основании действующих нормативов тормозных свойств АТС

определить необходимые тормозные моменты на передних и задних колесах автомобиля.

Выбрать тип привода и типы тормозных механизмов. По компоновочным соображениям, а также на основе анализа существующих конструкций выбрать основные размеры тормозных механизмов: радиус барабана, необходимые размеры колодок, ширину и угол охвата колодок. Для дискового тормоза: наружный и внутренний диаметры диска, размеры накладок, средний радиус трения, принятые размеры тормозных механизмов проверить по удельной нагрузке, приходящейся на тормозные накладки, и по удельной работе трения тормоза.

Рассчитать требуемые разжимные усилия разжимного механизма и нормальные реакции, действующие между колодками и барабаном. Проверить принятые параметры тормоза по среднему давлению на поверхности накладок в контакте барабана с накладками и по теплоемкости барабана или нагреву барабана за одно торможение.

Для гидравлического привода определить: давление в приводе, диаметры главного тормозного и рабочих цилиндров, передаточное число педали, усилие на педали и ее ход, необходимость применения усилителя. Для усилителя определить размеры поршня следящего механизма, необходимые параметры пружин, построить характеристику усилителя.

Для пневматического привода определить: размеры разжимного кулака и его вала, диаметр диафрагмы и ход штока тормозной камеры,


24

диаметры поршней или диафрагм и параметры пружин тормозного крана.

Рассчитать детали привода (тяги) на напряжения сжатия по максимальному усилию, приложенному к педали или рычагу тормозного управления.

При проектировании регуляторов тормозных сил рассчитать идеальную характеристику торможения груженого и снаряженного АТС и реальную зависимость между давлением в приводе тормозов передних и задних колес, подобрать необходимую характеристику регулятора и определить конструктивные параметры регулятора: диаметры поршня или диафрагмы, жесткость пружин, передаточное отношение и размеры рычагов.

Графическая часть включает в себя:

-первый лист: чертеж тормозных механизмов передних и задних колес с необходимыми видами и сечениями;

-второй лист: схема привода тормозов, чертежи элементов приво-

да.

3.ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Расчетно-пояснительная записка оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 "Общие требования к текстовым документам".

Изложение расчетно-пояснительной записки должно быть кратким, но достаточно аргументированным. Пространные рассуждения, повторение общеизвестных истин, доказательств, обширные выписки из литературных источников не допускаются.

Результаты всех расчетов должны оцениваться в сравнении с действующими нормами. При использовании справочных материалов (нормативов, рекомендаций, статистических данных, предельных значений параметров, формул и т.п.) необходима ссылка на литературные или иные источники.

Для сокращения объема пояснительной записки при циклических расчетах необходимо привести расчетные формулы, пример расчета одной величины, a все результаты расчета свести в таблицы.

Графическая часть проекта выполняется в соответствии с требованиями ГОСТов.

25

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Общие вопросы проектирования АТС 1. Автомобильные транспортные средства /Под ред. Д.П. Велика-

нова. - М.: Машиностроение, 1977.- 326 с.

2.Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Транспорт, 1983. - 276 с.

3.Бухарин И.А., Прозоров В.С., Щукин М.М. Автомобили. - Л.: Машиностроение, 1973.- 504 с.

4.Грузовые автомобили / М .С. Высоцкий, Ю. Ю. Беленький и др. - М.: Машиностроение, 1979.- 384 с.

5.Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости /Под ред. И.Ф. Бочарова и И.С. Цитовича. - М.: Машинострое-

ние, 1983.- 299с.

6.Краткий автомобильный справочник.-М.: Транспорт,1995.-464 с.

7.Лукин П.П., Гаспарянц Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчет автомобиля.-М.: Машиностроение, 1984.- 376 с.

8.Осепчугов В.В. Автобусы.- М.: Машиностроение,1971.-312 с.

9.Островцев А.Н. Основы проектирования автомобиля.- М.: Машиностроение, 1978.- 254 с.

10.Родионов В.Ф., Фиттерман Б.М. Проектирование легковых автомобилей. – М.: Машиностроение, I980.- 379 с.

Эксплуатационные свойства АТС

11. Иларионов В.А., Морин М.М. Теория и конструкция автомобиля. - М.: Машиностроение, 1985.-358 с.

12. Вонг Дж. Теория наземных транспортных средств. - М.: Машиностроение, 1982.- 284 с.

13. Литвинов А.С. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989.- 264 с.

Проектирование агрегатов и систем АТС 14. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Рабочие процессы и расчеты аг-

регатов автомобиля. – М.: МАДИ, 1980. – 90 с.

15. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник / Под ред. А.И. Гришкевича. - М.: Машиностроение, 1984. – 272 с.


26

16. Раймпель Й. Шасси автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. –

356с.

17. Шасси автомобиля: Атлас конструкций /В.Б. Цимбалин, И.Н.

Успенский, В.В. Коняшов и др. – М.: Машиностроение, 1977. – 108 с.

27

Составитель Андрей Сергеевич Фурман

ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА

Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и направления 551400 «Наземные транспортные системы»

Редактор З.М. Савина ЛР № 020313 от 23.12.96.

Подписано в печать 17.12.99. Формат 60х84/16. Печать офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л 2,00. Тираж 150 экз. Заказ

Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.