Файл: А.С. Фурман Транспортные средства. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
19
тать рычаги выключения сцепления и заклепки фрикционных накладок, определить размеры шлицевого соединения ведомого диска.
Подобрать параметры гасителя крутильных колебаний.
Рассчитать привод сцепления: определить общее передаточное число привода и передаточные числа элементов, составляющих привод. Рассчитать работу выключения сцепления и величину максимального усилия на педали. Для гидравлического привода подобрать диаметры поршней цилиндров. Для пневмогидравлического усилителя определить диаметр поршня усилителя, подобрать размеры следящего устройства, параметры пружин и построить характеристику усилителя.
Графическая часть включает в себя:
-первый лист: продольный разрез сцепления, вид со стороны кожуха, необходимые виды и поперечные сечения;
-второй лист: ведомый диск сцепления в сборе, конструкция привода сцепления, для гидравлического привода - схема привода, продольные разрезы цилиндров, усилителя.
2.4.2. Коробка передач и раздаточная коробка Выбрать основные параметры: межосевое расстояние, ширину зуб-
чатых колес, муфт, синхронизаторов, подшипников, размера валов. Определить параметры зубчатых колес: модуль, исходный контур,
угол наклона линии зубьев, коэффициенты смещения исходного контура.
Определить суммарное число зубьев кинематической пары и число зубьев зубчатых колес передач, скорректировать передаточные числа передач.
Зубчатые колеса посчитать на прочность (напряжение изгиба и контактные напряжения сжатия) по формулам Льюиса и Герца.
Валы коробки передач рассчитать на прочность и жесткость. Подобрать подшипники валов с расчетом их долговечности и приведенной грузоподъемности по ГОСТ 18855-82.
Рассчитать синхронизатор одной пары шестерен.
Все остальные размеры деталей коробки передач допускается выбирать по конструктивным соображениям.
Графическая часть включает в себя:
- первый лист: продольный разрез коробки передач по валам с изображением всех элементов конструкции зубчатых колес, валов и их опор, муфт и синхронизаторов;
20
- второй лист: ступенчатое поперечное сечение коробки передач с проработкой взаимного расположения валов и механизма переключения передач.
2.4.3. Карданная передача Выбрать основные параметры карданной передачи: максимальную
частоту вращения карданного вала, максимальный крутящий момент на валу, размеры наружного и внутреннего диаметров трубы вала, допустимую длину вала, число карданных шарниров, углы установки карданных валов, основные размеры крестовин и вилок карданных шарниров, вид и параметры шлицевого соединения передачи.
Выполнить проверочный расчет деталей карданной передачи: рассчитать на изгиб и срез шипы крестовины, рассчитать на изгиб и кручение вилки шарниров, рассчитать на износ и статическую грузоподъемность игольчатые подшипники шарниров, рассчитать на критическую частоту вращения, кручение и жесткость трубу вала, рассчитать на смятие шлицевое соединение карданной передачи.
Графическая часть включает в себя один лист: сборочный чертеж карданной передачи с необходимыми видами и сечениями.
2.4.4. Ведущий мост Исходя из значения передаточного числа главной передачи и огра-
ничения размеров главной передачи по дорожному просвету выбрать кинематическую схему главной передачи. Для двойной главной передачи определить передаточные числа пар передачи.
Выбрать основные параметры зубчатых колес главной передачи: внешний окружной модуль для конических зубчатых колес, нормальный модуль для цилиндрических колес, суммарное число зубьев кинематических пар, число зубьев колес, внешнее конусное расстояние для конической или гипоидной передачи и межосевое расстояние для цилиндрической пары, направление и угол наклона линии зубьев для гипоидной передачи - гипоидное смещение, ширину зубчатых венцов, исходный контур зубьев, коэффициент смещения исходного контура, выбрать по конструктивным соображениям длину валов главной передачи.
Определить усилия, действующие в зацепления главной передачи и реакции опор. Рассчитать зубчатые колеса главной передачи на прочность по напряжениям изгиба зубьев и контактным напряжениям по
21
формулам Льюиса и Герца. Рассчитать ведущий вал главной передачи на прочность и жесткость и подобрать его подшипники с расчетом их долговечности в приведенной динамической грузоподъемности.
Выбрать на основе анализа существующих конструкций размеры полуосей и рассчитать их на статическую прочность.
Остальные параметры главной передачи, параметры дифференциала, подшипники и размеры балки ведущего моста выбираются по конструктивным соображениям.
Графическая часть включает в себя один лист: продольный разрез ведущего моста видами и сечениями.
2.4.5.Подвеска Определить основные выходные параметры подрессоренной и не-
подрессоренной масс, частоты собственных колебаний, статический и динамический прогибы подвески, жесткости шин и подвески, построить необходимую упругую характеристику подвески.
Определить параметры направляющего устройства и упругого элемента подвески.
Определить коэффициенты сопротивления амортизатора, отбоя и сжатия при открытых и закрытых клапанах, согласовать ход амортизатора с деформацией подвески и построить характеристику амортизатора.
Определить параметры подвески, обеспечивающие продольную и поперечную стабилизацию кузова, рассчитать жесткость и размеры стабилизатора поперечной устойчивости.
Определить основные размеры упругих элементов:
-для рессор длину, коэффициент асимметрии, форму и размеры профиля, число листов, длину и радиус выгиба каждого листа, стрелу выгиба каждого листа, стрелу выгиба собранной рессоры;
-для торсионов - передаточные отношения направляющего устройства, длину торсионов и размеры их поперечного сечения;
-для пружин - передаточное отношение подвески, средний диаметр пружин, диаметр прутка, число рабочих витков пружины;
-для пневматических упругих элементов - нагрузочную характеристику , жесткость , дополнительный объем , размеры упругого эле-
мента.
Определить необходимые размеры направляющего устройства и амортизатора.
22
Выполнить проверочный расчет на прочность упругого элемента и уточнить основные выходные параметры подвески.
Провести анализ влияния выбранных конструктивных параметров подвески на плавность хода, устойчивость и управляемость АТС: определить собственные и парциальные частоты колебаний АТС, найти центр крена подвески и ось крена АТС, построить зависимости изменений развала, схождения, колеи колес, угла наклона шкворней от прогиба подвески.
На листах графической части в зависимости от типа подвески и по согласованию с руководителем приводятся чертежи внешнего вида подвески, конструкции упругих элементов, направляющих устройств, амортизатора, опор, графики упругой характеристики подвески, рабочие характеристики амортизатора, кинематические характеристики направляющих устройств и т.п.
2.4.6. Рулевое управление Определить минимальный радиус поворота переднего наружного
колеса и максимальные углы поворота управляемых колес.
Выбрать тип рулевого механизма и его основные размеры: межосевое расстояние, диаметр и длину вала сошки, диаметр рулевого колеса, плечо обкатки, углы наклона шкворней и установки управляемых колес, длину рычага поворотной цапфы.
Определить момент сопротивления повороту управляемых колес, необходимые передаточные числа рулевого управления, механизма и привода, определить необходимость применения усилителя.
Построить рулевую трапецию и согласовать ее кинематику с кинематикой направляющего устройства подвески.
Определить размеры усилителя, диаметр силового цилиндра, диаметр и ход золотника, диаметры реактивных камер или плунжеров, параметры центрующих пружин. Построить рабочую характеристику усилителя. Рассчитать параметры гидросистемы усилителя.
Определить необходимые размеры и оценочные параметры рулевого механизма.
Выполнить прочностной расчет деталей рулевого управления рулевого механизма, его вала, сошки и ее вала, тяг, шарниров, стенки гидроусилителя. Расчетные режимы: по максимальному усилию, приложенному к рулевому колесу, по моменту сопротивления повороту
23
управляемых колес, по моменту, вызванному торможением одного из колес.
Выбрать и рассчитать необходимые параметры устройств, повышающих травмобезопасность рулевого управления (энергопоглощающих или ограничивающих силу удара водителя о рулевое колесо).
Графическая часть включает в себя:
- первый лист: чертеж рулевого механизма; -второй лист: чертеж рулевого привода.
Элементы усилителя рулевого управления показываются или на первом, или на втором листах в зависимости от компоновочной схемы усилителя.
2.4.7.Тормозное управление На основании действующих нормативов тормозных свойств АТС
определить необходимые тормозные моменты на передних и задних колесах автомобиля.
Выбрать тип привода и типы тормозных механизмов. По компоновочным соображениям, а также на основе анализа существующих конструкций выбрать основные размеры тормозных механизмов: радиус барабана, необходимые размеры колодок, ширину и угол охвата колодок. Для дискового тормоза: наружный и внутренний диаметры диска, размеры накладок, средний радиус трения, принятые размеры тормозных механизмов проверить по удельной нагрузке, приходящейся на тормозные накладки, и по удельной работе трения тормоза.
Рассчитать требуемые разжимные усилия разжимного механизма и нормальные реакции, действующие между колодками и барабаном. Проверить принятые параметры тормоза по среднему давлению на поверхности накладок в контакте барабана с накладками и по теплоемкости барабана или нагреву барабана за одно торможение.
Для гидравлического привода определить: давление в приводе, диаметры главного тормозного и рабочих цилиндров, передаточное число педали, усилие на педали и ее ход, необходимость применения усилителя. Для усилителя определить размеры поршня следящего механизма, необходимые параметры пружин, построить характеристику усилителя.
Для пневматического привода определить: размеры разжимного кулака и его вала, диаметр диафрагмы и ход штока тормозной камеры,
24
диаметры поршней или диафрагм и параметры пружин тормозного крана.
Рассчитать детали привода (тяги) на напряжения сжатия по максимальному усилию, приложенному к педали или рычагу тормозного управления.
При проектировании регуляторов тормозных сил рассчитать идеальную характеристику торможения груженого и снаряженного АТС и реальную зависимость между давлением в приводе тормозов передних и задних колес, подобрать необходимую характеристику регулятора и определить конструктивные параметры регулятора: диаметры поршня или диафрагмы, жесткость пружин, передаточное отношение и размеры рычагов.
Графическая часть включает в себя:
-первый лист: чертеж тормозных механизмов передних и задних колес с необходимыми видами и сечениями;
-второй лист: схема привода тормозов, чертежи элементов приво-
да.
3.ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
Расчетно-пояснительная записка оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105-95 "Общие требования к текстовым документам".
Изложение расчетно-пояснительной записки должно быть кратким, но достаточно аргументированным. Пространные рассуждения, повторение общеизвестных истин, доказательств, обширные выписки из литературных источников не допускаются.
Результаты всех расчетов должны оцениваться в сравнении с действующими нормами. При использовании справочных материалов (нормативов, рекомендаций, статистических данных, предельных значений параметров, формул и т.п.) необходима ссылка на литературные или иные источники.
Для сокращения объема пояснительной записки при циклических расчетах необходимо привести расчетные формулы, пример расчета одной величины, a все результаты расчета свести в таблицы.
Графическая часть проекта выполняется в соответствии с требованиями ГОСТов.
25
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Общие вопросы проектирования АТС 1. Автомобильные транспортные средства /Под ред. Д.П. Велика-
нова. - М.: Машиностроение, 1977.- 326 с.
2.Афанасьев Л.Л., Дьяков А.Б., Илларионов В.А. Конструктивная безопасность автомобиля. - М.: Транспорт, 1983. - 276 с.
3.Бухарин И.А., Прозоров В.С., Щукин М.М. Автомобили. - Л.: Машиностроение, 1973.- 504 с.
4.Грузовые автомобили / М .С. Высоцкий, Ю. Ю. Беленький и др. - М.: Машиностроение, 1979.- 384 с.
5.Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости /Под ред. И.Ф. Бочарова и И.С. Цитовича. - М.: Машинострое-
ние, 1983.- 299с.
6.Краткий автомобильный справочник.-М.: Транспорт,1995.-464 с.
7.Лукин П.П., Гаспарянц Г.А., Родионов В.Ф. Конструирование и расчет автомобиля.-М.: Машиностроение, 1984.- 376 с.
8.Осепчугов В.В. Автобусы.- М.: Машиностроение,1971.-312 с.
9.Островцев А.Н. Основы проектирования автомобиля.- М.: Машиностроение, 1978.- 254 с.
10.Родионов В.Ф., Фиттерман Б.М. Проектирование легковых автомобилей. – М.: Машиностроение, I980.- 379 с.
Эксплуатационные свойства АТС
11. Иларионов В.А., Морин М.М. Теория и конструкция автомобиля. - М.: Машиностроение, 1985.-358 с.
12. Вонг Дж. Теория наземных транспортных средств. - М.: Машиностроение, 1982.- 284 с.
13. Литвинов А.С. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989.- 264 с.
Проектирование агрегатов и систем АТС 14. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Рабочие процессы и расчеты аг-
регатов автомобиля. – М.: МАДИ, 1980. – 90 с.
15. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник / Под ред. А.И. Гришкевича. - М.: Машиностроение, 1984. – 272 с.
26
16. Раймпель Й. Шасси автомобиля. – М.: Машиностроение, 1983. –
356с.
17. Шасси автомобиля: Атлас конструкций /В.Б. Цимбалин, И.Н.
Успенский, В.В. Коняшов и др. – М.: Машиностроение, 1977. – 108 с.
27
Составитель Андрей Сергеевич Фурман
ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и направления 551400 «Наземные транспортные системы»
Редактор З.М. Савина ЛР № 020313 от 23.12.96.
Подписано в печать 17.12.99. Формат 60х84/16. Печать офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л 2,00. Тираж 150 экз. Заказ
Кузбасский государственный технический университет. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.
Типография Кузбасского государственного технического университета. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.