Файл: А.В. Косолапов Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра автомобильных перевозок
ТЕХНОЛОГИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ПАССАЖИРСКИМИ АВТОМОБИЛЬНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ
Программа, методические указания и контрольные задания для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)”
заочной формы обучения (в том числе сокращенные сроки обучения)
Составители А.В. Косолапов Е.А. Григорьева Л.М. Кириллова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 25 от 24.01.2000
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 240100.03 Протокол № 5 от 24.01.2000
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса
КузГТУ
Кемерово 2000
1
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины
Дисциплина “Технология, организация, и управление пассажирскими автомобильными перевозками” является одной из ведущих в подготовке специалистов по специальности 240100.03.
Целью преподавания дисциплины является изложение теоретических, практических и методических положений организации и управления пассажирским автомобильным транспортом, обеспечивающих удовлетворение спроса в передвижении населения.
1.2. Изучение дисциплины
Данную дисциплину изучают студенты на протяжении последних семестров. Она является профилирующей дисциплиной учебного плана по специальности 240100.03, базируется на знаниях специальных и общетеоретических дисциплин, полученных в процессе обучения на предыдущих курсах.
Основной задачей при изучении дисциплины является подготовка специалиста широкого профиля, способного к самостоятельному и активному освоению и утверждению всего передового в производстве, науке, технике и культуре, ориентирующегося в растущем потоке науч- но-технической информации. Особое значение придается знанию организационных, эксплуатационных проблем, экономических, социологических вопросов, эффективному использованию энергетических, сырьевых, материальных и трудовых ресурсов на транспорте.
В результате изучения дисциплины студент в соответствии с требованиями квалифицированной характеристики по специальности 240100.03 должен сочетать профессиональную подготовку с умением применять и осуществлять на современном уровне принципиально новые научные, производственные и организационные решения по коммерческой эксплуатации пассажирского автомобильного транспорта и координации его работы с другими видами транспорта, обслуживающего население.
2
2. ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки инженера-
менеджера по специальности 240100.03 “Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)”.
2.1. Содержание и объем лекционных занятий
Тема 1. Введение
Значение пассажирского транспорта в жизни общества, развитии техники, экономики, культуры. Характеристика пассажирского автомобильного транспорта, динамика и диалектика его развития. Сущность современной научно-технической революции и ее влияние на пассажирский автомобильный транспорт. Народнохозяйственное значение уровня организации пассажирских автомобильных перевозок. Экономические аспекты неудовлетворительной работы пассажирского автомобильного транспорта. Значение дисциплины “Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками” и ее взаимосвязь с другими дисциплинами специальности 240100.03. Значение пассажирских автомобильных перевозок в подготовке инженеров по эксплуатации автомобильного транспорта. Роль инженернотехнических работников в развитии, организации и повышении уровня работы транспорта. Построение и методологические основы курса.
Раздел 1. Теоретические основы формирования пассажирских автомобильных перевозок
Тема 2. Развитие пассажирских автомобильных перевозок
Процессы формирования коммуникационной общности сети поселений и роль транспорта в этом процессе. Основные этапы развития пассажирских перевозок в городах, пригородах, сельской местности и между регионами страны. Факторы, влияющие на развитие пассажирских перевозок. Транспортные закономерности формирования городов и агломераций. Роль пассажирского автомобильного транспорта в функционировании городской жизни. Закономерности роста размеров городских территорий, распределение населения и центров тяготения
3
под влиянием транспортного фактора. Особенности развития пассажирских автомобильных перевозок за рубежом.
Тема 3. Транспортные системы города, региона
Роль и место городского пассажирского транспорта в комплексной транспортной системе города. Соотношение и удельный вес различных видов транспорта в освоении объемов перевозок пассажиров. Типовые схемы городских транспортных систем города. Плотность транспортной сети. Транспортная доступность.
Тема 4. Транспортная подвижность населения
Подвижность населения: общая, абсолютная, транспортная, отчетная, вероятная, фактическая. Методы расчета транспортной подвижности. Факторы, влияющие на транспортную подвижность в городах и в сельской местности. Взаимосвязь между ростом национального дохода и транспортной подвижностью населения. Показатели транспортной подвижности населения. Выявление основных факторов, влияющих на показатели подвижности и расселения населения. Комплексная оценка плана по критерию затрат времени населения на передвижение.
Тема 5. Методы изучения пассажиропотоков
Объем перевозок, пассажирооборот, пассажиропоток. Методы сбора информации о пассажиропотоках. Классификация транспортных обследований населения. Обследование транспортных потребностей населения, расселения, подвижности населения, заполнения транспортных средств. Анализ конкретных методов получения информации о пассажиропотоках. Методы сбора и анализа данных по отчетным документам. Применение методов математической статистики для обработки отчетных данных. Пассажирообмен остановочных пунктов. Пассажирские корреспонденции. Обследование на остановочных пунктах и в пересадочных узлах. Обследование внутри подвижного состава - табличные и талонные методы. Анкетный метод обследования. Автоматизированные методы. Анкетные методы обследования. Автоматизированные методы сбора данных о пассажиропотоках. Постоянно действующая система сбора информации о пассажиропотоках. Методы обработки исходной информации на ЭВМ. Перспективы развития беспрерывного поступления информации о передвижениях и пассажиропотоках. Социологические, экономические, транспортно-технические, тер-
4
риториальные факторы в формировании пассажиропотоков. Прогнозирование пассажиропотоков.
Раздел 2. Техническое обеспечение пассажирских автомобильных перевозок
Тема 6. Подвижной состав пассажирского автомобильного транспорта
Виды пассажирских транспортных средств, их характеристики и сравнительная оценка. Требования, предъявляемые к подвижному составу в городах, пригородах, сельской местности, междугородном и международном сообщениях. Новые виды транспорта: электробусы, гиробусы, монорельсовые дороги, транспорт на воздушной подушке и магнитной подвеске, движущиеся тротуары. Перспективы развития новых видов транспорта для перевозок пассажиров. Подвижной состав и структура автомобильного парка России. Автобусные заводы России. Типаж автобусов и их основные технические характеристики. Классификация автобусов по габаритам и пассажировместимости. Расчет пассажировместимости, ее нормативы. Перспективы развития типажа и структуры автобусного парка страны. Эффективность пассажирских транспортных средств и методы ее оценки. Определение приведенных затрат, энергоемкости, материалоемкости, трудоемкости использования автобуса. Тенденции развития автобусостроения за рубежом.
Тема 7. Транспортный процесс и его элементы
Транспортный процесс на пассажирском автобусном транспорте. Основные элементы транспортного процесса. Количественные и качественные показатели использования подвижного состава. Анализ основных технико-эксплуатационных показателей. Методика расчета производительности автобуса. Показатели производительности: транспортная работа, приведенные пассажиро-километры. Выработка на одно пассажиро-место и на один списочный автобус. Анализ факторов, влияющих на производительность автобусов. Пути повышения производительности автобусов.
5
Раздел 3. Технология и организация автобусных перевозок
Тема 8. Виды автобусных перевозок
Городские автобусные перевозки, пригородные, сельские, междугородные, международные, экскурсионно-туристические, школьные, вахтовые, служебные и разовые перевозки. Взаимосвязь отдельных видов перевозок автобусами. Условность деления на пригородные перевозки. Общие принципы организации автобусных перевозок. Техническое оснащение подвижного состава. Методы повышения эффективности автобусных перевозок. Принципы организации движения автобусов между городами. Метод нормирования режимов движения автобусов в междугородном сообщении. Организация скоростного движения между городами. Классификация автовокзалов, автостанций и их размещение. Технико-эксплуатационные показатели проекта автовокзала и автостанции, связанные с технико-эксплуатационными показателями работы пассажирского автомобильного транспорта. Режим и технологический процесс работы автовокзала и автостанции. Генеральная схема автовокзала. Принципы построения линейных сооружений. Организация перевозок пассажиров в прямом смешанном сообщении.
Тема 9. Автобусная маршрутная сеть
Классификация и характеристики автобусных маршрутов. Виды маршрутов. Порядок открытия и закрытия маршрутов. Паспорт маршрута. Показатели автобусных перевозок. Постановка задачи выбора рациональной схемы маршрутов. Формирование модели транспортной сети. Выбор кратчайшего пути следования. Технология формирования и сравнения различных вариантов маршрутных схем. Расчет показателей, характеризующих схему автобусных маршрутов. “Гибкие” и специальные маршруты. Принципы их формирования и сферы применения.
Тема 10. Организация и планирование движения автобусов на маршруте
Выбор подвижного состава - графоаналитический метод. Расчет необходимого количества автобусов и их распределение по маршрутам. Методы нормирования движения автобусов. Системы организации движения автобусов по укороченному маршруту. Полуэкспрессная и экспрессная системы движения автобусов. Организация и эффектив-
6
ность резервирования автобусов на маршрутах. Методы оценки сложности маршрута. Оценка функционирования остановочного пункта маршрута по затратам времени на передвижение. Графоаналитический метод организации автобусов на маршруте. Организация движения в городских условиях автобусов в час пик Технология системы гарантированного обслуживания населения (ГОНА).
Тема 11. Организация труда водителей
Месячный баланс рабочего времени водителей. Месячные графики сменности. Система организации труда водителей и эффективность этих систем. Бригадный метод обслуживания водителями автобусных маршрутов. Требования трудового национального и международного законодательства о продолжительности рабочих смен водителей, времени предоставления и продолжительности обеденных перерывов, ежедневного и еженедельного отдыха. Разрывные рабочие смены водителей, работающих на городских маршрутах, и условия изменения этих смен.
Тема 12. Технология составления расписания движения автобусов
Виды расписаний. Методы составления расписаний движения автобусов на маршруте на основе: “контрольной строки и столбца”, “минутной сетки рейсов”, “ленточного метода”. Технология составления расписания на ЭВМ. Автоматизация рабочего места технолога по составлению расписания движения автобусов.
Тема 13. Тарифы и система оплаты
Тарифы на городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах. Построение тарифов. Себестоимость автобусных перевозок. Факторы, влияющие на технологию расчета тарифа. Единый тариф. Дифференцированные тарифные системы. Тарифы на перевозку автобусами по единым заказам. Договорные заказы. Виды билетов на перевозки на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Расчет стоимости и эффективность применения проездных билетов. Льготы на проезд в автобусах.
7
Раздел 4. Управление автобусными перевозками
Тема 14. Система управления перевозками пассажиров
Федеральные и территориальные органы управления. Региональные управления, производственные объединения пассажирского транспорта. Устав и нормативные документы, регламентирующие права и обязанности пассажирских АТП, организаций и пассажиров. Типы пассажирских автотранспортных предприятий, их оптимальная мощность. Основные службы пассажирских АТП. Задачи службы эксплуатации, планово-экономической, коммерческой и технической служб. Структура и штаты службы эксплуатации. Структура и задачи контрольноревизорской службы, транспортной инспекции. Особенности арендной и акционерной форм организации и управления в пассажирских АТП. Автоматизированные системы управления производством и выпуском подвижного состава на линию. Комплексная система управления качеством перевозок пассажиров. Аттестация автобусных маршрутов, оценка качества обслуживания пассажиров.
Тема 15. Диспетчерское управление движением автобусов
Основные принципы технологии диспетчерского управления. Задачи, организационная структура, штаты диспетчерской службы. Регулярность движения подвижного состава на маршрутах. Методы оценки регулярности движения автобусов. Технические средства диспетчерской связи. Особенности диспетчерского управления движением автобусов пригородных и междугородных сообщений.
Тема 16. Автоматизированные системы диспетчерского управления автобусными перевозками
Организация индуктивной и радиосвязи в системе диспетчерского управления. Основные функции и структура программно-диспетчер- ской системы управления. Принципы работы автоматизированных систем и их роль в повышении уровня транспортного обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Системы “Нальмас”, “Дистон”, “Нэжан”, АСДУ-А, АСУ-РЕЙС. Перспективы развития АСУ движения автобусов в нашей стране и за рубежом.
8
Раздел 5. Технология, организация и управление легковыми пассажирскими перевозками
Тема 17. Развитие легковых пассажирских автомобильных перевозок
Характеристика современного этапа развития перевозок легковыми автомобилями в России. Перспективы развития автомобилизации страны. Влияние автомобилизации на социально-экономическое развитие общества. Квалификация перевозок легковыми автомобилями. Таксомоторные перевозки, прокат легковых автомобилей, легковые автомобильные перевозки служебного и индивидуального пользования.
Тема 18. Основы формирования таксомоторных перевозок
Роль и место таксомоторных перевозок в системе городского пассажирского транспорта. Особенности таксомоторных перевозок. Требования, предъявляемые к подвижному составу легковых таксомоторных перевозок. Подвижность населения, обслуживаемого легковыми авто- мобилями-такси, и влияющие на нее факторы. Структура существенного спроса на таксомоторные перевозки и методы ее определения. Методы прогнозирования спроса.
Тема 19. Показатели работы легковых автомобилей-такси
Количественные и качественные показатели использования подвижного состава, принципы их планирования. Расчет производительности легковых автомобилей-такси. Влияние изменения техникоэксплуатационных показателей на изменение производительности. Методика определения и исследования технико-эксплуатационных показателей. Технология дифференцированного нормирования сменных пробегов.
Тема 20. Служба эксплуатации, задачи организации таксомоторных перевозок
Структура и основные задачи службы эксплуатации таксомоторного предприятия. Технология выпуска-возврата легковых автомоби- лей-такси, организация труда водителей. Основные задачи организации таксомоторных перевозок. Методы расчета необходимого количества легковых автомобилей-такси. Методы составления графиков выпускавозврата подвижного состава. Технология автоматизированного состав-
9
ления графиков выпуска-возврата автомобилей-такси. Расчет необходимого количества таксомоторных стоянок, размещение их в плане города. Методика оценки качества обслуживания населения легковыми автомобилями-такси.
Тема 21. Тарифы и таксометровое оборудование
Основные принципы построения тарифов за проезд в легковых автомобилях-такси. Механический и электронный таксометры. Методы расчета дифференцированных тарифов на таксомоторные перевозки.
Тема 22. Система управления работой легковых автомоби- лей-такси
Система диспетчерского управления, ее организационная структура. Комплекс технических средств диспетчерской связи. Технология диспетчерского управления таксомоторными перевозками. Система информации, технология контроля и регулирования работой легковых автомобилей-такси. Новые формы организации приема заказов у населения на такси. Автоматизированные системы управления таксомоторными перевозками.
Тема 23. Организация и управление работой легковых авто- мобилей-такси за рубежом
Формы организации таксомоторных перевозок: транспортом общего пользования, таксомоторными фирмами, владельцами автомобилями личного пользования. Варианты договорных взаимоотношений между водителем и фирмой, предприятием. Особенности организации работы водителей и выпуска подвижного состава. Формы обслуживания пассажиров легковыми автомобилями-такси. Техническое оснащение подвижного состава. Система оплаты за проезд в легковых автомо- билях-такси. Автоматизированные системы управления и контроля за работой легковых автомобилей-такси.
Тема 24. Организация перевозок на автомобилях служебного пользования. Автомобили индивидуального пользования
Организация ведомственного обслуживания по договорам и разовым заказам. Методы повышения эффективности работы легковых автомобилей служебного пользования. Организация индивидуальной трудовой деятельности владельцев индивидуальных автомобилей при